Советские мотоциклы: топ-10 самых легендарных

Топ 10 мотоциклов — советские легенды

«М-72»

Выпускался крупной серией с 1941-го по 1960-й годы на заводах Москвы, Горького, Ирбита, Ленинграда и Киева. Изначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по некоторым классификациям он числился как «бронетехника». Выпущено было более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в сингл-варианте. А сделан мотоцикл был на основе немецкого мотоцикла BMW R71. После окончания войны транспортные средства попали в ряды милиционеров, став основным транспортом блюстителей порядка. А с 1954-го года уже и обычные граждане могли себе покупать таких «лошадок».

Разнообразие моделей послевоенных лет

Как и революция 1917-года Вторая мировая нанесла серьезный удар по советской мотоциклетной промышленности. Мотоциклы продолжали выпускаться и активно использоваться армией, но о разработке новых моделей речи абсолютно не шло. Эта ситуация сохранилась и в течение нескольких послевоенных лет: пока страна поднималась с колен, в хозяйстве использовались исключительно мотоциклы, уцелевшие в военных действиях.

Восстанавливаться индустрия начала лишь к началу 1950-х годов, и процесс этот был достаточно болезненным. По большей части новые для СССР модели мотоциклов были в большей или меньшей степени копиями немецких мотоциклов и производились по чертежам, доставшимся от поверженной в войне Германии.

В то же время список заводов, осуществлявших выпуск мотоциклов, достаточно сильно разросся. Так мототехнику (в том числе, легкие мотороллеры) в дополнение к функционировавшему ранее Ижевскому начали выпускать заводы в Туле, Коврове, Вятских Полянах, Минске и Риге. Все это привело к достаточно уверенному развитию мотоциклостроения и быстрому пополнению ассортимента моделей. И если раньше их можно было буквально пересчитать по пальцам, то в период 50 и, тем более, 60-70х годов общее число различных модификаций исчислялось десятками. Наиболее интересными и значимыми среди них были:

  • М1А «Москва» (он же «Минск М1А») – первый легкий мотоцикл послевоенных лет. Копия немецкого DKW RT125 с мотором 125 см3. К началу 50-х выпускался сразу на нескольких заводах, в том числе, на ковровском «ЗиД» под обозначением К-125. Являлся основной учебной машиной в школах ДОСААФ.
  • ИЖ-49 – копия DKW NZ 350. Достаточно универсальный мотоцикл, который мог оснащаться коляской, а позднее даже стал основой для выпуска спортивных кроссовых и шоссейных моделей.
  • «Восход» – родоначальник одноименной серии, выпущенный в 1957 году. Легкий, неприхотливый мотоцикл с одноцилиндровым мотором объемом 174 см3, получивший огромную популярность среди населения.
  • «Урал М-62» – тяжелый мотоцикл с 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., выпускавшийся Ирбитским мотоциклетным заводом с 1961 года. В основном использовался милицией, но в комплекте с коляской эксплуатировался и гражданами.
  • «ИЖ Планета» – дорожный мотоцикл с одноцилиндровым 2-тактным двигателем мощностью 13 л.с., выпуск которого был налажен в 1962 году. Достаточно удачная и популярная модель, ставшая родоначальником не только целой серии «Планет», но и прародителем спортивного «ИЖ Планета Спорт».

Cezet

Создание мотоциклов Cezet началось до войны. Чехословацкий оружейный завод «Ceska Zbrojovka» с 1936 года начал производство маломощных мотоциклов, которые напоминали велосипед.Cezet после второй мировой войны переходит в концерн Jawa. Конструкторы Cezet продолжили разрабатывать модели независимо.

В 1962 году появляется первый спортивный Cezet.

Мотоцикл Чезет в Советском Союзе соревновался с Явой за главное первенство. Участия в международных соревнованиях добавляли популярности байку. Чезеты принимали участия в мировых гонках

Мотоцикл обосновался в клубах ДОСААФ. Рокеры времен Советского Союза отдавали предпочтение этой модели. О черном Cezet мечтало целое поколение.

Байк покупали шестнадцати-девятнадцати летним владельцам. Легкий, неприхотлив в управлении.

Модель CZ- 250-485 выпустили в 1981 году: редкий, одноцилиндровый мотор.

Мощность двигателя: 13 л.с. Наибольшая скорость: 103 км/ч.

CZ-350 – турист; турист-спорт отличался: удобным двухместным сидением, вместительным баком, двухцилиндровым мотором.

Мощность двигателя: 22 л.с., скоростной режим до 125 км/ч.

Восход

Данный образец собирался на заводе имени Дегтярева в городе Кирове – Коврове Владимирской области. Аналог немецкого DKW RT-125. Завод DKW в городе Цшопау попал на оккупационную Советскими войсками территории. Документацию вывезли: Москву, Ижевск, Серпухов.

7 марта 1946 года день рождения ковровского К-125.

К – Ковровец, 125 – кубатура мотора. Конструкцию прототипа немецкого мотоцикла адаптировали к послевоенным дорогам Советского Союза. Максимальная скорость: 70 км/ч.

1 Серия «Ковровец»

В 1956 стартовал выпуск мотоциклов К-175 – «Ковровец». Советский мотоцикл-одиночка. Внешнее сходство с чехословацкой Явой пятидесятых годов. Прозвали – «Ковровская Ява».

Мощность двигателя: 8 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч.

К-175 СМ, К-175 СМУ – спортивные модели. Широкий руль. Шины повышенной проходимости. Мощность двигателя: 11 л.с.

В 1959 году спортсмены, выступавшие на Ковровце-175 СМ в международных соревнованиях выиграли золотые медали.

2 Серия «Восход»

С 1965 по 1971 годы выпускалась модель «Восход». Это не случайное название. Конструкторы вдохновились успехами советских космонавтов.

Мотор двухтактный с одним цилиндром. Коробка передач с четырьмя ступенями. Появилась защита ног водителя, багажник.

Мощность двигателя: 10 л.с. Предельная скорость: 95 км/ч.

«Восход-2» 1972-1977 годов выпуска отличался надежностью, дизайном, мотор выдавал до 10.5 л.с.

На «Восход-2М» 1976-1979 годов установили мотор мощностью в14 л.с. Максимальный разгон до 105 км/ч.

«Восход-3» 1979-1983 года – увеличили бензобак, модернизировали тормоза, спицы на колесах усилили.
«Восход-3М» 1983-1993 годов увидел свет основательно обновленным:

— рубашку охлаждения сделали большего размера;
— установили панель с приборами;
— модернизировали бак;
— основа под сиденьем стала короче под цвет мотоцикла;
— противоугонный замок.

«Восход-3М-Турист» собирали в 1983-1990 годах. На мотоцикл установили спортивный руль, туристическое оборудование.

«Восход-3М-Охотник» тысяча девятьсот восемьдесят четвертого года выпуска. «Восход-3М» сделали модификацией модели «Охотник». Цвет – армейский темно-зеленый. Установочный багажник с фаркопом под прицеп модели « Енот». Его максимальная скорость достигала 85 км/ч.

Годы перед войной

В 1938 году на смену «семерке» пришла новая модификация – «ИЖ-8». Она получила существенно более мощный мотор (8 л.с.) и современную систему зажигания – вместо привычного для того времени магнето в ней использовалась ставшая впоследствии стандартной пара из аккумулятора и генератора. Уже через 2 года начался выпуск новой модели «ИЖ-9», с еще более мощным (9 л.с.) двигателем.

Впрочем, активную работу вели не только «Красный октябрь» и «ИЖМАШ», выпускавшие легкие мотоциклы «для народа». Так в 1934 году на «Подольском механическом заводе» стал выпускаться первый тяжелый мотоцикл «ПМЗ-А-750», в первую очередь предназначавшийся для армии. По конструкции он также являлся частичным «клоном» зарубежной техники, причем не одной, а сразу нескольких моделей. Раму, например, советские конструкторы подсмотрели у BMW, а в качестве двигателя предложили свою версию американского V-образного 750-«кубового» мотора, устанавливающегося в мотоциклы Harley-Davidson.

Несмотря на крайне передовые технические решения (например, замок зажигания, который нельзя было встретить ни в одной другой советской модели), в эксплуатации «ПМЗ-А-750» оказался крайне капризным и не слишком надежным, поэтому в 1939 году он был снят с вооружения армии и с производства. С тех пор на «ПМЗ» мотоциклы больше не выпускались, а место военного железного коня заняла модель М-72, ставшая очередным «аналогом» европейской техники, на этот раз BMW R71. К слову, именно она стала основным мотоциклом советских войск в период Второй мировой.

Еще одна попытка создать надежный тяжелый мотоцикл была предпринята в 1935 году на «ТИЗе» – «Таганрогском инструментальном заводе». Его конструкторы не стали изобретать велосипед и просто скопировали успешную английскую модель BSA Sloper с 600-«кубовым» двигателем, дав своему варианту простое и понятное название ТИЗ АМ-600. Получившаяся машина считалась одной из самых надежных, поэтому даже выпускалась особая модификация для нужд НКВД, оснащенная турелью для пулемета вместо коляски. С началом войны производство было перемещено из Таганрога в Тюмень, где ТИЗ АМ-600, предварительно слегка модифицированный, продолжил выпускаться вплоть до 1943 года.

Закат советского мотопрома

Несмотря на внушительный ассортимент моделей и всеобщее их распространение из-за относительной доступности и востребованности, связанной, в первую очередь, с плохим состоянием дорог, уже в 1970-х советский мотопром начал постепенно, незаметно увядать.

Дело в том, что процесс выпуска новых моделей в СССР был крайне осложнен бюрократией. В отдельных случаях для того, чтобы новая модификация поступила в серийное производство и свободную продажу, требовалось разрешение от высшего руководства страны. При этом все этапы согласований подготовленные документы проходили с большими задержками и в итоге нередко не одобрялись. В итоге даже успешные опытные образцы двигателей лишь изредка внедрялись в серийное производство.

Все это привело к тому, что действующие заводы годами штамповали все те же мотоциклы, которые начали выпускаться еще в послевоенный период, внося лишь незначительные модификации в их внешний вид и конструкцию, и практически не затрагивавшие ходовую часть. Таким образом, в определенный момент отставание от европейских заводов оказалось настолько сильным, что советские спортсмены просто не могли участвовать в международных соревнованиях на отечественной технике из-за ее несоответствия современным требованиям.

Проблемы были не только с профессиональным мотоспортом, но и с бытовой сферой. Так за все годы работы многочисленных профильных предприятий свет так и не увидела ни одна модель класса 250 см3, по всему миру считавшегося «народным». Потребителю приходилось довольствоваться либо 175-«кубовым» «Восходом» или 346-«кубовой» «Планетой-3», либо тяжелым «Днепром» с двигателем 650 см3.

Фактически, единственным «выходом» из сложившейся ситуации для среднестатистического гражданина оставался 200-«кубовый» мотороллер «Тула» – копия немецкого Goggo, выпускавшегося еще в 50-х, или изредка встречавшиеся в продаже старые мотоциклы из Венгрии или Чехии. Спортсмены же в итоге и вовсе были вынуждены пересесть на машины зарубежного производства, в частности Jawa для спидвея и KTM для мотокросса.

Все эти проблемы, скрытые за искусственно поддерживаемым на высоком уровне производством (1,4 млн. мотоциклов и мопедов суммарно по состоянию на 1990 год), просуществовали вплоть до самого распада СССР.

В 1991 ему на смену пришла другая страна, и пусть отдельные производители и продолжили свою деятельность, на рынке вскоре начали действовать другие правила и порядки, неизменно повлиявшие на всю отечественную мотоиндустрию.

Первые годы СССР

Первые попытки восстановить работу завода «Дукс», фактически являвшегося пионером мотопрома до революции, были предприняты нескоро. В 1918 году предприятие было переименовано в «Государственный авиационный завод №1» и сосредоточился на выпуске авиационных деталей, дрезин и прочих изделий.

Вновь вернуться в привычное русло завод попытался в 1924, когда группа инженеров разработала и построила на нем самый первый советский мотоцикл, получивший символичное название «Союз». В сравнении с выпускаемыми в 1910-14 годах моделями это был уверенный шаг вперед. Во-первых, машина была построена на базе одноцилиндрового 4-тактного 503-«кубового» мотора и даже имела мягкую подвеску обоих колес, многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач. А, во-вторых, в отличие от предшественников, практически полностью состояла из отечественных деталей. Исключение составляли лишь магнето и карбюратор, но даже двигатель был сконструирован и произведен в Советском Союзе.

В целом, разработка оказалась удачной и даже вполне успешно участвовала во «Втором испытательном автопробеге», проходившем в 1925 году, но по каким-то причинам в серийное производство так и не попала.

Какие мотоциклы были в ссср

Первая заповедь советского мотоциклиста такова: не уверен — далеко не езди, вторая — всегда бери с собой необходимые запчасти, чтобы доехать домой. А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на советских мопедах и мотоциклах…

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения. ИЖ В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х — начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.

Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.

После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.

Следующая модель — ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.

В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход». Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

Минск История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.

В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час. В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов. Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.

Восход «Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС. Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».

С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству. Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.

Урал История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски. Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма. Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской — 105 км/час.

В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

Десятка легендарных советских мотоциклов

Внимание следует уделить 10-ти известным мотоциклам, которые выпускали в Советском Союзе:

  1. Вятка ВП-150. Этот мотороллер собирали на Вятско-Полянском машиностроительном заводе (Ныне ВПМЗ «Молот») с 1957 по 1966 года. Прототип Вятки — Vespa GS150, культовый мотороллер, который собирали в Италии. Всего было реализовано более миллиона моделей, в 50-ти странах.
  2. Л-300 «Красный Октябрь». Это первый мотоцикл в СССР. Он был разработан ленинградскими конструкторами на базе немецкой модели DKW Luxus 300. Его выпускали в течение 8-ми лет с 1930-го. Объем двигателя Л-300 составлял 300 куб.см. Мощность мотоцикла при максимальных 3000 об/мин равнялась 6-6,5 л.с. Л-300 развивал скорость до 80 км/ч. Расход бензина — 4,5 л на 100 км. На базе Л-300 производили мотоцикл ИЖ-8, изображаемый на новозеландских монетах.

  1. М-72. Первый боевой мотоцикл, выпускавшийся в СССР. Его прототипом стал BMW R71, который собирали в Германии.

    М-72 стали выпускать в 41-м в двух вариантах: трех- (с коляской) и двухколесном. Модель прослужила всю Отечественную войну как мотострелковая техника. Затем мотоцикл стал популярен у гражданского населения и милиции. Производство закончилось в 60-м. В течение 20 лет было произведено 8500 экземпляров.

  2. Урал М-62. Милицейский мотоцикл, который отлично зарекомендовал себя при патрулировании и выполнении ответственных заданий. Производился с 1961 по 1965-й года Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал»). Вобрал в себя следующие характеристики:
  • мощность мотора в 28 л.с.;
  • разгон до 95 км/ч;
  • расход топлива — 6 л на 100 км.
  1. ИЖ-49. Лучший мотоцикл для бездорожья, выпускавшийся с 51-го по 58-й года Ижевским заводом, приспособленный для сложных дорожных условий. ИЖ-49 — мечта многих мотоциклистов того времени. Мотоцикл был известен своим мощным особенным рычанием.
  2. ИЖ Планета-Спорт. Первый отечественный спортивный мотоцикл, разработанный по образу лучших легких японских моделей: Kawasaki, Yamaha, Suzuki (70-е годы). Выпускался серийно с 73-й по 84-й года Ижевским заводом. Характеристики Планеты-Спорт следующие:
  • макс. скорость — 140 км/ч;
  • мощность — 32 л.с.;
  • разгон до 100 км за 11 с;
  • расход топлива — 7л на 100 км.
  1. JAWA 360. Мотоциклы, поставляемые в СССР, начали производить в Чехословакии в 70-х годах. Название является сокращением от имени владельца Франтишека Яничека и названия фирмы «Вандерер». Каждый 3-й советский мотоциклист мог похвастаться великолепной Явой в своем гараже. JAWA 360 часто встречается в кино, например, в знаменитой картине «Бриллиантовая рука».
  2. JAWA 350-683. Мотоцикл стали выпускать в 1984-м. Модель сразу попала в список народных любимцев. Это была последняя Ява советского мотоспорта. JAWA 350-683 использовали в кадрах таких знаменитых фильмов: «Авария — дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия».

В 80-х годах продали 3 миллиона экземпляров. Этот показатель стал признаком популярности и успеха.

  1. Днепр 11. Это признанная модель среди советских мотоциклистов-любителей тюнинга. Тяжелый мотоцикл, который собирали в Киеве, отлично подходил для постоянного усовершенствования в гаражных условиях. В настоящее время некоторые экземпляры, доработанные мастерами тюнинга, используют для участия в выставках.
  2. Минск М1А. Прототипом стал немецкий DKW RT125. Выпускать мотоцикл начали с 51-го. В 2007-м предприятие приватизировали. О Минске, как о надежном, простом и легком мотоцикле, после поездки на нем по Вьетнаму отзывался ведущий программы Top Gear.

Как вам статья?

Мне нравится2Не нравится

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: