Попробую сам
Играя роль водителя, первый раз севшего за руль Isuzu CYZ, я всё-таки решил не быть циничным скептиком, надо проявить уважение к руководству компании, предоставившей нам машину, которое не без оснований выбрало этот автомобиль.
Абсолютное большинство водителей грузовиков как первой, так и второй упомянутых групп оставят без внимания выкрутасы дизайнеров, создавших необычный интерьер комбинации приборов, гораздо важнее для них функциональность и наличие информации. А её здесь предостаточно! И расположение шкал неплохое, и всё под рукой. Сидеть тоже достаточно удобно, а справа при необходимости могут разместиться ещё два члена экипажа – среднее сиденье складное, в его спинке имеется запираемый на ключ бокс – забавно!
В движении тоже всё обошлось без лишних эмоций и сюрпризов, даже подвеска не показалась очень жёсткой. Главными недостатками оказались слабая шумоизоляция и передаточные числа трансмиссии: обороты двигателя великоваты, на высшей VI передаче тахометр покидает зелёную зону уже на 65 км/ч, об экономии топлива можно только мечтать. Всё-таки этот автомобиль больше подойдёт для перевозки тяжеловесных грузов на короткие расстояния, чем для магистральной работы. Подтвердил строительное предназначение шасси хорошо видимый с левой стороны дополнительный вал отбора мощности на КП, который на тестируемом фургоне, естественно, никак не задействован.
Тормоза вернули меня в ту эпоху, когда я гордо восседал за рулём МАЗ-6303. Эффективность высокая, но обратной связи на педали недостаточно: давишь, давишь, замедления нет, а потом сразу колом… Надо привыкать, но за сохранение прямолинейной траектории при интенсивном замедлении можно и простить некоторые неудобства.
Идеология ошибки
Похоже, фирма-установщик фургона просто не учла особенностей шасси или монтирует свои фургоны на всё подряд. А может быть, это средне-универсальное шасси широкого спектра использования, посчитали в Isuzu? В общем, и получилось средненько, зато относительно недорого. При покупке. А вот со стоимостью владения не так всё безоблачно. Как рассказали мне водители крупного логистического оператора России ООО «СПСР-Экспресс», те Isuzu CYZ, которые работают по городу, имеют относительно небольшой пробег, и нареканий пока не было. Машины междугородных маршрутов за 2 года пробежали под 200 000 км, потребовались тормозные колодки, ремкомплекты тормозных механизмов, ещё какие-то мелкие запасные части, но выходящие из категории расходников, а их нет в наличии! Пока необходимые детали раздобыли, одна из машин почти месяц провела «на приколе», а для эксплуатантов коммерческого транспорта это довольно острая ситуация.
Полная масса, кг | 26 000 |
Снаряжённая масса шасси, кг | 8290 |
Двигатель:
|
Isuzu 6WF1-TC, турбодизель, I-6 14 256 360 при 1800 мин-1 1422 при 1100 мин-1 |
Коробка передач | MAL 6U, механическая, 6-ступенчатая |
Главная передача | 6,143 |
Сцепление | Однодисковое, сухое с пневмогидроприводом |
Тормозные механизмы все колёс | Барабанные |
Моторный тормоз | C электропневмоприводом, с поворотной заслонкой в выхлопной трубе |
Вместимость топливного бака, л | 200 |
Подвеска | Полуэллиптические длиннолистовые рессоры из легированной стали |
Размерность колёсных дисков | 7,50Vх20 |
Шины | Bridgestone M480 295/80 R22,5 |
Гигантская пропасть
Подстроил кресло, рулевую колонку чуть вверх и на себя – можно ехать. Запускаю мотор и понимаю, что от Японии нас отделяет не только пролив. Судя по тому, как шуршит мотор, между нами еще и временна’я пропасть. Он даже не шуршит, он шепчет. В кабине при работающем дизельном силовом агрегате можно услышать, как пролетит муха. Это факт! Перед тем как тронуться в путь, я вышел из кабины и несколько минут постоял снаружи, прислушиваясь к работе силового агрегата. Фантастика! С рабочего объема 14 л сняли каких-то 360 л.с., зато крутящий момент почти 1500 Н·м достигается при 1100 оборотах. Для соответствия нормам Еuro 3 применены системы рециркуляции отработавших газов и впрыска топлива сверхвысокого давления с электронным управлением. Интеркулер, турбонаддув с изменяемой геометрией – просто не верится, что сложнейшая конструкция способна так работать. Возьму на себя смелость сказать, что даже европейские моторы подобного объема издают гораздо больше шума.
К сожалению, у нас не было возможности загрузить японский самосвал, поэтому дело ограничилось драйвом на порожнем грузовике. Интересная особенность японского мотора – работа на низких оборотах. Отчасти этим можно объяснить и малую шумность двигателя. Холостые обороты держатся на отметке 800 мин-1, но предусмотрена клавиша регулировки, c помощью которой водитель может увеличить или уменьшить число холостых оборотов. Для мотора с электронным управлением это как минимум странно. Турбина включается в работу только при 1100 мин-1, и на этот режим приходится пик крутящего момента. Далее мотор бодро раскручивается до 2200 оборотов… и, собственно, все! Стрелка тахометра замирает на последнем делении, раздается звуковой сигнал, оповещающий, что обороты можно сбросить или переключиться на следующую передачу. Таким образом, турбонагнетатель работает на половине шкалы диапазонов оборотов двигателя. Отключается он только на холостом ходу и в первые секунды старта. Все остальное время турбина активно работает, что положительно сказывается на динамике грузовика: на нажатие педали «газа» машина отзывается бодрым ускорением.
Шестиступенчатая КП не вызывает никаких эмоций. Она до абсурда лаконична: ступени «нарезаны» с математической точностью, четкость включений достойна японской техники, нет желания перекручивать двигатель. Разве что ходы рычага великоваты для современного автомобиля. Сюда бы поставить джойстик. Но, как видно, японцы уже натешились электроникой и не намерены усложнять конструкцию там, где в этом нет острой необходимости.
Isuzu CYZ штатно оснащается ABS и моторным тормозом. Совместная работа этих систем дает потрясающий результат. Именно совместная. При любом нажатии на педаль тормоза по умолчанию в работу вступают и барабанные тормоза, и горный тормоз. Естественно, при условии, что вы двигаетесь на включенной передаче. Тест проходил по заснеженным скользким дорогам, поэтому нам удалось в полной мере прочувствовать эффективность подобного конструкторского решения. Даже при резком торможении машина сохраняет прямолинейное движение и быстро гасит скорость. При спуске с горы моторный тормоз можно включить принудительно. Эффективность его работы не идет ни в какое сравнение с китайскими аналогами. При нажатии на педаль «газа» горный тормоз автоматически отключается. Убираешь ногу с педали – и двигатель вновь не дает машине ускориться.
Внимания заслуживает еще одна особенность грузовика – великолепная маневренность. От упора до упора рулевое колесо делает 6,5 оборотов. Это многовато. Зато радиус разворота у трехосной машины очень небольшой. Маневрировать на Isuzu CYZ – одно удовольствие. Порой трудно поверить, что самосвал способен вписаться в пространство а-ля «игольное ушко». Но следы на снегу рассеивают все сомнения.
За рулём
«Где наша не пропадала!» – скажет любой профессионал, принимая новенький Isuzu CYZ, если только он не избалован более дорогими и хорошо оснащёнными грузовиками «большой семёрки» из Европы. А на фоне подвижного состава АТП районного центра российской глубинки будет откровенно счастлив, и не без оснований. Руки большую часть рабочего времени теперь будут чистыми, ржавый и грубый инструмент в кособоком ящике на раме теперь можно подарить младшим товарищам, в кабине тепло и уютно, и даже спальное место сразу со шторками и подушкой. Совсем по-другому на своё новое рабочее пространство взглянет вчерашний водитель-международник, пересевший с «Актроса» или «Скании». «Что за низкий потолок, где дублёры клавиш освещения кабины и автономного отопителя на задней стенке, почему так тесно и жёстко, что за «ствол» рычага КП. Ого, а рядом ещё один, но лежащий, – «ручник» называется! Это что, дальнобойный грузовик? Видели мы и магистральных «бюджетников», и не надо обобщать их с этим убожеством», – сорвётся с уст бывалого дальнобойщика, знакомого не только с отечественной техникой. Сколько людей, столько и мнений.
На японцев надейся…
Несколько слов об обслуживании автомобиля. Силовой агрегат с электронной системой впрыска и КП обслуживают исключительно на фирменных СТО. Водителю доверена только проверка уровня масла в двигателе. Щуп выведен под переднюю решетку, рядом маслозаливная горловина. Словом, ничего нового. А вот то, что на высокотехнологичном моторе имеется насос ручной подкачки топлива – нонсенс!!! Такого чуда на силовых агрегатах норм Еuro 3 я еще не видел. В ДВС, где за все отвечает электроника, ручная подкачка. Трудно представить, как такой насос может работать. Рядом с ним пластмассовая коробочка с крышкой, в которой собраны разъемы электропроводки. Очень удобно. Чувствуется забота о потребителе. А из таких мелочей и создается впечатление о машине. Воздушный фильтр оборудован индикатором загрязнения – еще одна приятная мелочь. Водителю также доверено шприцевание самосвала. В комплект инструмента входит масленка. Мол, сервисное обслуживание – хорошо, но и самостоятельная смазка приветствуется.
Реальный недостаток – маленький топливный бак. В базовой комплектации его объем 200 л. Более-менее достойный 400-литровый бак необходимо заказывать дополнительно. Мощная унифицированная рама, которая ставится на самосвалы полной массой и 26, и 40 т, имеет большой запас прочности. Высота двойного лонжерона – 320 мм, ширина – 90 мм. Но такое решение имеет и обратную сторону: шасси стандартного трехосника очень тяжелое. Значит, грузоподъемность уменьшается.
Шасси Isuzu CYZ
Грузовое шасси с бескапотной компоновкой и большой грузоподъемностью Isuzu серии C может использоваться в самых тяжелых условиях эксплуатации. Колесная формула этого шасси 6х4. Его четырехтактный шестицилиндровый двигатель имеет непосредственный впрыск топлива и водяное охлаждение, турбонаддув с интеркулером. В среднем расход топлива на 100 км. составляет 35 литров. Данное шасси имеет пневматический двухконтурный тормоз и антиблокировочную систему тормозов.
Грузовики Isuzu CYZ51K
Самосвальное шасси с бескапотной компоновкой Isuzu CYZ51K рассчитано на применение в тяжелых условиях. Колесная формула 6х4. Его четырехтактный шестицилиндровый двигатель отличается экономичностью. Он имеет непосредственный впрыск топлива, турбонаддув с интеркулером и водяное охлаждение. Мощность двигателя этого самосвала составляет 360 лошадиных сил.
К преимуществам шасси Isuzu CYZ51K можно отнести:
- большую грузоподъемность и хорошую маневренность;
- отличную производительность;
- повышенную безопасность;
- отличную тормозную систему с антиблокировочной системой тормозов и пневматическим двухконтурным тормозом;
- эргономичную кабину;
- пониженный расход топлива.
Шасси ISUZU CYZ 51
Комплектация ISUZU CYZ 51K/Q:
ABS, ASR; гидроусилитель руля; горный тормоз; система подогрева двигателя на холостом ходу; свечи накаливания; усилитель тормозов и сцепления; топливный фильтр с подогревом и сепаратором воды; регулировка передних фар; противотуманные фары в переднем бампере; аудиоподготовка; антикоррозийная обработка кабины и рамы; ремни безопасности водителя и пассажира; откидывающаяся в верх кабина с защитой от случайного опрокидывания, верхние габаритные огни на крыше кабины; пластиковая обшивка салона кабины; тканевая обивка сидений; откидывающееся пассажирское сидение, спальное место.
Шасси ISUZU CYZ 51
Описание модели
Бортовой IsuzuCYZ 51 с манипулятором (КМУ) – высокомощный и функциональный спецавтомобиль для транспортировки крупнотоннажных (до 20 тонн) и длинномерных грузов (сельскохозяйственных, промышленных, производственных и т.д.), их автоматизированной погрузки/выгрузки и подъема на нужную высоту.
Конструкция технического средства включает усиленное цельнометаллическое основание из легированной стали (дополнительно, для увеличения прочности и долговечности, вдоль боковых бортов прокладывается швеллер), к которому, при помощи седельно-сцепного устройства, крепится двухосный полуприцеп. Грузовая платформа оснащена откидными бортами (по желанию могут быть выполнены из стали или алюминия), которые позволяют предотвратить потерю груза при его транспортировке, а также значительно снизить время погрузки/разгрузки.
Устойчивый (колесная формула 6 х 4) и маневренный (радиус разворота – 9,8 м., угол преодолеваемого подъема – 30 градусов), выносливый и неприхотливый, Исузу 51 с КМУ
(Isuzu CYZ 51) прекрасно приспособлен как к российским дорогам, так и к российскому топливу. На автомобиль устанавливается оригинальный турбо-дизельный двигатель 6WF1-TC экологического класса Евро-3, обеспечивающий высокие показатели тяги и мощности (до 360 л.с.) на малых оборотах.
Перечень достоинств бортового Исузу 51 с манипулятором
дополняет вместительный топливный бак на 200 литров, благодаря которому становятся возможными длительные переезды без дозаправки (с учетом расхода двигателя 30 литров на 100 км/ч при среднем цикле, около 7 часов непрерывного движения).
Бортовой Isuzu 51 с краном-манипулятором
(Исузу) доступен в 2-х основных вариантах модификации:
Isuzu CYZ 51 K (длина шасси – 7, 5 м., колесная база – 4500 мм.)
Isuzu CYZ 51 Q (длина шасси – 9, 8 м., колесная база – 5905 мм.)
Зрелость не порок
Обидно, что технически неплохой, правда, местами аскетичный, но недорогой современный автомобиль родом из Японии оказался недостаточно подготовлен к интенсивной эксплуатации в России. В принципе, не так уж много надо исправить, чтобы всё пришло в норму. В первую очередь, необходимо предусмотреть не только различные варианты колёсной базы, а и настройки шасси. Во-вторых, необходимо обеспечить поставки наиболее востребованных компонентов, выстроить более чёткие отношения с дилерами, представителями, автосервисами. В-третьих, привести в соответствие экологические стандарты, иначе проданные у нас Isuzu CYZ так и не смогут никогда больше покинуть пределы России, даже с целью плановой командировки за рубеж. И тогда наверняка… вырастут продажи…