Зил-5301 «бычок»: технические характеристики и особенности эксплуатации модели

Технические и качественные характеристики автомобиля зил-5301

Основные параметра грузовичка

Многие водители грузового транспорта интересуются вопросом о том, какая грузоподъемность у ЗИЛа 3501 «Бычок». Данный автомобиль в базовой модификации 5301АО обладал отличными техническими характеристиками. Среди них:

  1. Максимальная грузоподъемность ЗИЛа «Бычок» по паспорту – 3450 кг.
  2. Общий вес автомобиля – 3350 кг.
  3. Воздействие передней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1900 кгс.
  4. Воздействие задней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1450 кгс.
  5. Максимальный общий вес автомобиля с полной загрузкой – 6950 кг.
  6. Воздействие передней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 2350 кгс;
  7. Воздействие задней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 4900 кгс.
  8. Мощность двигателя – 136 лошадиных силы.
  9. Высота дорожного просвета – 160 мм.
  10. Поворот на радиусе – 7,8 мм.
  11. Расход дизельного топлива на 100 км пробега – 12 литров.

Кабина и ее наполнение

Кабина ЗИЛа-5301 довольно комфортабельна, несмотря на непритязательный внешний вид. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз. Руль двухспицевый, большого диаметра.

Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Существуют модификации кабин (удлиненные), оснащенные люком и спальным местом.

Кабина имеет рамную конструкцию, обшитую листами металла.

Благодаря этому водитель и пассажиры всегда будут в безопасности – различные ДТП с участием «Бычков» происходят обычно без серьезных травм.

Простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Его приобретают и эксплуатируют как крупные организации, занимающиеся различного рода перевозками, так и частные извозчики, промышляющие транспортировкой грузов на небольшие расстояния в пределах одного региона.

Большую часть систем и узлов можно легко отремонтировать прямо в дороге. Конечно, ЗИЛ не лишен определенных недостатков, но все они перекрываются дешевизной его эксплуатации.

Именно поэтому он является одним из самых популярных малотоннажных автомобилей на сегодняшний день.

Модификации автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок»

Низкая погрузочная высота «Бычков» (765 мм), хорошая грузоподъёмность при компактных размерах, небольшом радиусе разворота и отличной маневренности очень скоро были оценены по достоинству многими потребителями в России и СНГ. Дальнейшее развитие концепции данного автомобиля, а также реальная поддержка столичной власти позволили создать на его базе целый ряд грузовых и грузопассажирских модификаций; разнообразных спецмашин.

В частности, немалым спросом пользовались одно время «Бычки» с удлинённой кабиной, оборудованной спальным местом. Это доказывало, что ЗИЛ-5301 востребован, применим и рентабелен не только на внутригородских, но и на междугородних маршрутах малой и средней дальности.

На основе «Бычка» было создано целое семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее в себя 15-ти и 19-ти местные модификации (с базой, соответственно, в 3650 и 4505 мм); а также реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневматической подвеской заднего моста, и штабной автобус ЗИЛ-325ША. Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и анти-блокировочную систему (АБС).

ЗИЛ-5301 «Бычок» с удлинённой кабиной со спальником.

Краткий обзор основных модификаций:

  • ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
  • ЗИЛ-5301БО – шасси, адаптированное для установки специального оборудования, надстроек и цельнометаллических кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
  • ЗИЛ-5301ГО и ЗИЛ-5301ПО – специальные изотермические фургоны, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
  • ЗИЛ-5301ДО – удлинённый вариант классического базового ЗИЛ-5301АО;
  • ЗИЛ-5301ЕО – удлинённая модель, используемая для установки специальных кузовов и оборудования;
  • ЗИЛ-5301ИО – удлинённый изотермический фургон;
  • ЗИЛ-5301ТО – 2-х кабинное удлинённое шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа широкого спектра специального оборудования и кузовов;
  • ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами в удлинённой кабине.

Достоинства грузовичка

Главное преимущество ТТХ у ЗИЛа 5301 «Бычок» в габаритах и грузоподъемности. Как показывает практика, автомобиль можно нагружать до 5 тонн. При этом подвеска от такого веса не проседает и не подвергается повышенному износу. Небольшие габариты грузовичка позволяют водителю передвигаться по тесным улочкам к отдаленным от трасс и крупных дорог объектам.

Грузоподъемный ЗИЛ «Бычок» конструктивно прост и сделан из не очень дорогостоящих материалов. Владельцы данных автомобилей убедились, что затраты на эксплуатацию и обслуживание такой техники минимальны. Дополнительные достоинства приведены в списке ниже:

  • Ремонт можно произвести самостоятельно при наличии необходимого инструмента и минимальных навыков.
  • Автомобиль заслужил довольно большую популярность у десятков малых и крупных компаний России, потому что запчасти для него недорогие и всегда в наличии.
  • Высокую грузоподъемность ЗИЛа «Бычка» обеспечивает дизельный двигатель, который не требует много топлива во время своей работы.
  • Модификации автомобиля «Бычок» позволяют выполнять различные задачи, поставленные перед предприятиями.
  • Грузовик оснащен дизельным двигателем, который относится к тракторным силовым агрегатам. Он работает довольно шумно, от него в кабине ощущается сильная вибрация, однако в ходе эксплуатации он показал, что способен работать в самых тяжелых условиях. Он прост в обслуживании и долговечен. Масло в силовом агрегате необходимо менять каждые 10 тысяч километров. На исправном двигателе смазочный материал доливать в процессе эксплуатации не нужно.

НАЗНАЧЕНИЕ

В техническом плане ЗИЛ 5301 оказался удачным и не уступал даже иностранным конкурентам. Создавалась модель для перевозок в границах области или города. Однако присутствовали специальные версии, оборудованные спальными местами, для выполнения дальних поездок.

ЗИЛ 5301 относится к сегменту малотоннажных грузовиков. В сравнении с аналогами модель смотрится достаточно компактно, что позволяет комфортно чувствовать себя в стесненных городских условиях. При этом модель с грузоподъемностью в 3 тонны уверенно справляется со своими прямыми обязанностями – перевозкой больших объемов груза.

Устройство

Внешне ЗИЛ «Бычок» отличают по большой кабине с коротким капотом и крупными, высоко установленными фарами. Он стал первым в ряду «трехтонок», получившим гидроусилитель руля, что добавило ему еще больше маневренности. При этом грузовик считается одним из самых тяжелых в своем классе из-за оснащения коробкой переключения скоростей и тормозной системой, аналогичной установленной на автобусе «Юность».

«Внутреннее» устройство самосвала имеет следующие особенности:

  1. Рама автомобиля аналогична модели Vario, используемой на малотоннажнике Mercedes Benz.
  2. Силовой агрегат используется минского производства ММЗ:
    • в первых моделях это 122-сильный Д-245.7;
    • поздние оснащаются более мощными (130 л.с.) четырехцилиндровыми двигателями с индексом Д-245.9, модификации Евро-2 либо Евро-3.
  3. Коробка передач грузовика – механическая, 5-ступенчатая, с главной передачей гипоидного типа. На переключении передач, кроме 1 и 3, действует синхронизатор.
  4. Шины на колесах – обычного бескамерного типа.
  5. Тормозная система – независимая двухконтурная, с перекрестным действием. Один контур управляет передним правым и задним левым колесами, а второй – наоборот, благодаря чему достигается гарантия безопасности при движении на дороге.
  6. Автомобиль предоставляет пользователю объемные заправочные емкости (для горючего – 125 л), что позволяет проходить на нем большие расстояния без дозаправки.
  7. Кабина отапливаемая, имеющая надежную защиту от пыли и звуков.

ИНТЕРЕСНО! Изготовитель предоставляет вниманию клиентов модификации грузовика, имеющие увеличенную колесную базу (до 4250 мм) для перевозки крупногабаритных грузов, а также удлиненную кабину, оснащенную люком и местом для отдыха.

ИСТОРИЯ

В начале 1990-х годов российская экономика переживала серьезный кризис. Многие предприятия в тот период потеряли рынки сбыта и оказались на грани краха. Завод имени Лихачева столкнулся со схожими проблемами. Бензиновые грузовики среднего тоннажа, выпускаемые предприятием, популярностью у потребителей не пользовались. Предпринимателям требовались небольшие машины для перевозки в пределах города. «Прожорливые» и устаревшие автомобили не способствовали росту продаж. После сокращения государственных и военных заказов производство практически остановилось.

Горьковский автозавод сориентировался довольно быстро и представил компактный грузовик «Газель». На заводе имени Лихачева решили пойти тем же путем и в срочном порядке открыли проект по разработке принципиально нового развозного автомобиля с грузоподъемностью 3 тонны. В качестве приоритетов рассматривалась максимальная унификация с существующими тяжелыми грузовиками. Прототипом для создания продукта послужил Mercedes-Benz Vario. На серию решили устанавливать проверенные элементы с других моделей: коробку типа 130 и кабину ЗИЛ 4331.

В серию ЗИЛ 5301 был запущен в 1994 году. Главной проблемой стало отсутствие мотора, подходящего для нового продукта. Предполагалось создать несколько платформ и на их базе собирать грузовики под определенные заказы. Флагманом серии должен был стать классический «Бычок». Для скорейшего открытия производства в качестве временного решения проблемы начали использовать автомобильную версию двигателя Д-245. Агрегат в результате стал основным для серии. Первые опытные образцы представили в конце 1994 года, спустя год выпустили опытно-промышленную партию из 219 грузовиков. В 1996 году началось массовое производство ЗИЛ 5301.

В 1996-1997 годах появилась модульная платформа цельнометаллического кузова для выпуска 2-, 3- и 4-секционных фургонов с вместимостью от 10,5 до 20,5 кубометров. Компактность и низкая высота погрузки позволили разработать на базе ЗИЛ 5301 грузопассажирские модификации с 6-местной кабиной и уменьшенным грузовым отсеком. В 1998 году на рынок вышла серия небольших автобусов ЗИЛ 3250 (15- и 19-местные версии).

«Бычки» активно «пристраивали» в качестве госзаказов в различных областях, что позволяло заводу имени Лихачева справляться с трудностями. К 2000 году объемы производства семейства достигли 12300 единиц. Серия показала неплохие продажи на старте, но постепенно интерес к автомобилю стал снижаться. ЗИЛ 5301 проигрывал основному конкуренту ГАЗ 3310 «Валдай» и китайским дизельным грузовикам.

В середине 2000-х годов для открытия экспорта «Бычков» на восточноевропейский рынок было решено открыть производственную площадку в латвийской Елгаве. Машину предполагалось оснащать дизелем Cummins, современными дисковыми тормозами, трансмиссией ZF и переделанной кабиной. Экспортный вариант имел грузоподъемность 4,5 тонны. Однако реализовать проект не удалось, а продажи серии продолжили падать.

Изначально ЗИЛ 5301 оснащался дизельными двигателями ММЗ Д-245.10, ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С (экологический класс – Евро-0). С 2005 года моторная гамма поменялась: все версии стали комплектоваться агрегатом ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2). Еще через 3 года мотор поменяли на ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3).

К 2008 году объемы производства сократились до 527 единиц. Отсутствие современного дизельного мотора и плохое качество сборки негативно сказывалось на популярности модели.

В конце 2011 года производство ЗИЛ 5301 перенесли с головного завода в город Петровск (Саратовская область) на Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ. Однако линия сборки просуществовала всего 3 года, после чего выпуск модели был завершен. Устаревшая конструкция, низкое качество сборки и появление более конкурентоспособных преемников стало причиной резкого падения спроса на ЗИЛ 5301. Несмотря на завершение производства, «Бычок» и сегодня можно встретить на дорогах страны.

ЗИЛ-3250 специального исполнения и исполнения «Люкс»

Сейчас ЗИЛ-3250 не рассматривается как массовый автобус, но интересен в качестве основы для специализированных машин и автобусов класса «Люкс». И в том, и в другом случае основным изменениям подвергается кузов и салон автобуса.

Специализированные автобусы отличаются разнообразием и малыми сериями, вплоть до единичных машин. Обычно ЗИЛ-3250 используется в качестве мобильных штабов, передвижных лабораторий и других машин специального назначения.

Некоторые автобусы, изготовленные на заказ, комплектуются более качественными и мощными двигателями и другими системами — это необходимо учитывать, покупая запчасти на ЗИЛ-3250, так как иногда спецмашины создают проблемы с ремонтом и обслуживанием.

Трансмиссия и ходовая часть

Оснащается рассматриваемый автомобиль механической пятиступенчатой коробкой переключения передач. Тип главной передачи – гипоидный.

Сцепление используется стандартное, дисковое, в масляной ванне. Присутствует синхронизатор, действующий на всех передачах (включая заднюю), за исключением 1-й и 3-й.

Колеса применяются типовые (6.5j×16H2) в виде штампованных дисков из высокопрочного металла. Сплав имеет довольно большую твердость, что позволяет переживать дискам без особых проблем даже экстремальные нагрузки.

Учитывая то, что применяются они на грузовике, это немаловажный фактор. Штампованные диски обуваются в обычные бескамерные шины – 227/75R16C.

Основным передающим механизмом является карданная передача, оснащенная шарнирами в количестве трех штук, промежуточной опорой, скользящим шлицевым соединением.

Воздействие на дорожное покрытие незагруженного автомобиля через шины распределяется следующим образом:

  • колеса передние – 2 300 кгс;
  • колеса задние – 2 190 кгс.

Нагрузка на дорожное покрытие грузовика с грузом составляет:

  • колеса передние – 2 350 кгс;
  • задние колеса – 4 900 кгс.

Важно! Радиус поворота, несмотря на относительно компактные размеры автомобиля, составляет 7,8 м, что делает управление «Бычком» в городе не всегда комфортным.

Рулевое управление оснащается гидроусилителем, существенно упрощающим маневрирование.

МОДИФИКАЦИИ

  • ЗИЛ 5301 – базовая серийная версия на платформе Mercedes-Benz, выпущенная партией из 219 автомобилей;
  • ЗИЛ 5301АО – бортовая машина с колесной базой 3650 мм (1996-2001 года выпуска);
  • ЗИЛ 530104 – шасси для пожарных расчетов с 2-рядной кабиной;
  • ЗИЛ 530120 – реанимобиль;
  • ЗИЛ 5301А1 (ЗИЛ 5301А2/ЗИЛ 5301А3) – грузопассажирский фургон;
  • ЗИЛ 5301БО – шасси для фургонов с колесной базой 3650 мм (1996-2001 года выпуска);
  • ЗИЛ 5301ВЕ – бортовая версия;
  • ЗИЛ 5301В2 (ЗИЛ 5301В3/ ЗИЛ 5301В4) – шасси;
  • ЗИЛ 5301ВА – шасси для фургонов с базой 4250 мм и 2 спальными местами;
  • ЗИЛ 5301ГО – шасси для изотермических фургонов с базой 3650 мм;
  • ЗИЛ 5301ГА – шасси для специальных надстроек с колесной базой 4250 мм и 2-рядной кабиной;
  • ЗИЛ 5301ДО – удлиненное шасси для фургонов с базой 4250 мм;
  • ЗИЛ 5301ЕО – шасси с колесной базой 4250 мм для специальных кузовов;
  • ЗИЛ 5301ЕЕ – бортовая модификация;
  • ЗИЛ 5301Е2 (ЗИЛ 5301Е3/ЗИЛ 5301Е4) – шасси;
  • ЗИЛ 5301ЕС – цельнометаллический фургон с базой 4505 мм;
  • ЗИЛ 5301ИО – удлиненное шасси для изотермических фургонов с базой 4250 мм;
  • ЗИЛ 5301 – бортовая машина с колесной базой 4250 мм и двигателем мощностью 130 л.с.;
  • ЗИЛ 5301К2 (ЗИЛ 5301К4) – шасси;
  • ЗИЛ 5301МЕ – бортовой автомобиль;
  • ЗИЛ 5301М2 – шасси;
  • ЗИЛ 5301ПО – шасси для изотермических фургонов с колесной базой 3650 мм;
  • ЗИЛ 5301РО – шасси для фургонов с базой 4250 мм;
  • ЗИЛ 5301НС – фургон с базой 3245 мм;
  • ЗИЛ 5301Р1 – цельнометаллический фургон со 130-сильным мотором и базой 3650 мм;
  • ЗИЛ 5301СС – цельнометаллический фургон со 108-сильным агрегатом и базой 3650 мм;
  • ЗИЛ 5301ТО – бортовой грузовик с 2-рядной кабиной, базой для которого послужило шасси ЗИЛ 5301ДО;
  • ЗИЛ 5301ЧА – автомобиль-эвакуатор;
  • ЗИЛ 5301ЯО – бортовая версия с базой 4250 мм и 2 спальными зонами;
  • ЗИЛ 5301ЮО – удлиненное шасси для фургонов с колесной базой 4250 мм и кабиной, оборудованной 2 спальными местами.

Массово-габаритные параметры

ЗИЛ-5301 относится к малотоннажным автомобилям, но, даже учитывая это, можно сказать, что он очень компактный. Его габаритные размеры следующие:

  • высота от нижней части протектора до верхней части тента – 2 365 мм;
  • длина от переднего бампера до задней части грузовой платформы – 6 195 мм;
  • ширина от края левого колеса до края правого – 2 319 мм;
  • расстояние от передней колесной оси до задней – 3 650 мм.

Габаритные размеры могут сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации автомобиля. Например, ЗИЛ-5301 ТО имеет длину 7 165 мм – почти на целый метр больше обычного. А у модификации АО эти технические характеристики идентичны базовой модели.


Масса самого автомобиля, без груза, невелика, что является очень большим преимуществом – при необходимости можно с легкостью преодолевать практически все инженерные коммуникации:

  • масса снаряженного автомобиля с тентом и всеми заправочными емкостями, без груза – 3 695 кг;
  • полная масса снаряженного автомобиля с заправочными емкостями и максимально допустимым грузом – 6 950 кг.

Клиренс относительно невелик, особенно по сравнению с собратьями по цеху, и составляет всего 180 мм. Этого обычно недостаточно для комфортного передвижения по проселочным дорогам или пересеченной местности.

Именно поэтому ЗИЛ-5301 «Бычок» позиционируется как городской малотоннажный грузовик.

К преимуществам габаритных характеристик также можно отнести небольшие колеи передних и задних колес:

  • колея передних колес – 1 832 мм;
  • колея задних колес – 1 690 мм.

Такие размеры позволяют передвигаться в местах, где пространство крайне ограничено, например, по узким улочкам, заставленным большим количеством припаркованного автотранспорта.

Весовые характеристики отдельных узлов, агрегатов:

  • механизм рулевой – 29 кг;
  • колесо в сборе (с шиной) – 42 кг;
  • радиатор (сухая масса) – 15 кг;
  • вал (карданный) – 35 кг;
  • рама целиком, с каркасом и тентом – 740 кг;
  • рессора передняя – 30 кг;
  • рессора задняя – 64 кг;
  • мост задний – 250 кг;
  • рама – 250 кг;
  • механическая коробка переключения передач – 85 кг;
  • силовой агрегат в сборе с заправочными емкостями и дополнительным оборудованием – 620 кг;
  • дисковое сцепление – 36 кг.

ЗИЛ-5301 «Бычок» самосвал

ЗИЛ-5301 получил на звание «Бычок» за внешние особенности дизайна и сравнительно большую силу при компактных размерах. Его серийный выпуск начался в 1996-м году на заводе им.Лихачева, имеющем уже почти 100-летний опыт автомобилестроения разного назначения – легковых и грузовых, автобусов, гоночных, вездеходов и т.п. В то время машина получила отличительные особенности из достижений «ЗИЛ», в основном основываясь за зарубежных образцах «Мерседес-Бенц».

Назначение

Область назначения этого автомобиля – разноплановые грузоперевозки:

  • Стройматериалов для нужд малого и ремонтного строительства;
  • Мебельной и бытовой продукции;
  • Сельскохозяйственных транспортных перевозок.

ЗИЛ «Бычок» просто незаменим в условиях потребностей малого бизнеса, особенно на городских улицах, где требуется не столько большая сила, сколько общая компактность транспорта и высокая маневренность.

Преимущества и недостатки

Кроме уже названных малогабаритности и маневренности, самосвал ЗИЛ-5301 обладает массой достоинств, благодаря которым в конце 90-х его продажи помогли заводу остаться на должном рыночном уровне:

  • Узкая колея и небольшой радиус разворота, благодаря которым грузовик легко передвигается в стесненных условиях;
  • Мощность, позволяющая быстро развивать высокую скорость – до 60-ти км/ч за 30 сек., даже с максимальным грузом;
  • Рамная конструкция кабины, обеспечивающая безопасность оператора даже при возникновении аварийной ситуации на дороге;
  • Отличная тепловая и звукоизоляция водительского места;
  • Простота конструкции и легкодоступный ремонт всех узлов.

ВАЖНО! Конструкция «Бычка» продумана до мелочей для придания машине особой надежности и долгосрочности службы. Например, колеса машины представляют собой штампованные диски из сплава особой прочности, выдерживающего даже экстремальную нагрузку.. Недостатком самосвала «Бычок» являются проблемы ходовой, возникающие по истечении некоторого срока активного пользования

Правда, эти проблемы отлично компенсируются дешевизной запчастей и самого ремонта

Недостатком самосвала «Бычок» являются проблемы ходовой, возникающие по истечении некоторого срока активного пользования. Правда, эти проблемы отлично компенсируются дешевизной запчастей и самого ремонта.

Фото самосвала ЗИЛ Бычок

История модели ЗИЛ-5301 «Бычок»

Уже в начале 90-х годов новые экономические реалии совершенно не способствовали успешным продажам устаревших и «прожорливых» бензиновых среднетоннажных ЗИЛовских грузовиков. Дальше ситуация только усугублялась: спрос на эту продукцию стремительно обваливался, а предприятие погружалось в затяжной кризис.

Резко сократились военные и государственные заказы, оставшееся без поддержки сельское хозяйство вообще перестало закупать новые грузовики… Рынки вчера ещё дружественных стран также оказались потерянными. Вместе с тем, рос и пополнялся целый новый класс общества – мелкие и средней руки предприниматели, заинтересованные в машинах для перевозок малых партий грузов на коротком плече и в городах.

На ГАЗе раньше поняли, как нужно поступить, и запустили в производство разработанные с оглядкой на «Форд Транзит» малотоннажные грузовики и микроавтобусы «Газель». На ЗИЛе ещё в 1992 году спешно разработали компактный грузовик классом выше «Газели» – трёхтонный ЗИЛ-5301 полукапотной компоновки, но запустить его в серию сумели лишь спустя четыре года.

Основной причиной такого длительного промежутка называли отсутствие подходящего двигателя для новой модели. В 1996-м году, когда «Бычок» был запущен в серию, основными владельцами Завода имени Лихачёва был, в результате «приватизации по Чубайсу», торгующий бытовой техникой и электроникой кооператив «Микродин». Надо отдать должное его основателям – Дмитрию Зеленину и Александру Ефанову – они пытались осуществить непростую задачу выживания и развития предприятия в условиях «свободного рынка».

Бортовой ЗИЛ-5301 «Бычок» во дворе родного завода.

Предполагалось разработать несколько универсальных платформ грузовиков и собирать на их базе автомобили под конкретные заказы. Первенцем, «флагманом» этой стратегии и основным «кормильцем» завода на ближайшие годы должен был стать «Бычок». Для скорейшего его запуска в серию, в качестве временной меры было решено комплектовать ЗИЛ-5301 тракторным 4-цилиндровым дизелем Минского моторного завода: у этого мотора была автомобильная модификация Д-245 (мощностью от 109 до 136 л.с.). Практика впоследствии показала справедливость поговорки: «Нет более постоянной вещи, чем «временная мера».

Рекорд производства «Бычков» (22 тысячи единиц в год) был поставлен именно во время управления заводом предпринимателей из «Микродина» (кстати, физиков по образованию). Через несколько лет «Микродин» под нажимом столичных чиновников был вынужден уйти с предприятия, продав свои акции городу по номинальной цене. Московское правительство аккумулировало свыше 68% акций ЗИЛа, который вскоре в шутку стали называть «Заводом имени Лужкова».

«Бычки» очень активно и настойчиво стали пристраивать на рынке в качестве государственного и муниципального заказов; различным фирмам, тесно связанным с мэрией столицы. Вместе с солидными льготами и регулярными финансовыми вливаниями из госбюджета, это позволяло держать предприятие «на плаву».

Но вот продажи «Бычков», так сказать, «в свободном полёте», год от года неуклонно снижались: люди всё чаще выбирали не их, а ГАЗовские «Валдаи» и расплодившиеся в широком ассортименте корейские и китайские компактные дизельные грузовики. Объёмы производства ЗИЛ-5301 сократились с 12,3 тыс. автомобилей в 2000 году до тупиковых 527 единиц в 2008 году.

В 2011 году было объявлено о переносе производства «Бычков» на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область, город Петровск); был организован торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 на этом предприятии. Однако уже в 2014 году в истории производства автомобиля «Бычок» уже окончательно была поставлена точка.

В чём причина заката этой перспективной модели? В не проведённых вовремя модернизациях? В низком качестве сборки машин? В том, что по самому своему расположению на сотнях гектаров дорогой московской земли завод «ЗИЛ» был обречён на уничтожение? В затягивании с запуском в серию более современных и конкурентоспособных преемников «Бычка» – ЗИЛ-4362 и «Тапира»? И в том, и в другом, и в третьем.

Дальнейшее развитие концепции «Бычка», к сожалению, не получившее распространения. (4,5 тонник «Тапир»).

Как бы то ни было, на дорогах СНГ продолжают трудиться ещё немало «Бычков». Каковы технические особенности данных машин, и что думают о них их прошлые и нынешние владельцы – далее в этой статье

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры (основные модификации):

  • длина (стандартная/удлиненная версия) – 6195/7165 мм;
  • ширина – 2319 мм;
  • высота – 2365 мм;
  • колесная база (стандартная/удлиненная версия) – 3650/4250 мм;
  • дорожный просвет – 180 мм;
  • передняя колея – 1832 мм;
  • задняя колея – 1690 мм;
  • радиус разворота – 7800 мм.

ЗИЛ 5301 комплектовался бортовой платформой. В стандартном исполнении она имела следующие параметры:

  • длина – 3750 мм;
  • ширина – 2254 мм;
  • высота – 450 мм.

Прочие характеристики автомобиля:

  • снаряженная масса – 3695 кг;
  • грузоподъемность – 3000 кг;
  • полная масса – 6950 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2350 кг;
  • нагрузка на заднюю часть – 4600 кг;
  • погрузочная высота – 765-1050 мм;
  • максимальная скорость – 95 км/час;
  • средний расход топлива на скорости 60 км/час – 16 л/100 км;
  • емкость бака – 125 л.

Технические характеристики

Технические характеристики самосвала ЗИЛ-5301 «Бычок»:

Характеристики Ед. измерения Показатели
Масса: общая техническая/допустимая кг 3695/6950
Грузоподъемность кг 3000
Габариты:
— ширина мм 2319
— длина мм 6195
— выста мм 2365
Радиус разворота мм 7800
Тяговой класс С-09
Двигатель, варианты, марка/мощность л.с. ММЗ Д-245.7 / 122
Д-245.9 (Е2 или Е3) / 130
Крутящий момент Н*м 460
Расход горючего при среднем значении скорости 60 км/ч л/км (г/кВт) 0,16 (215)
Бак для горючего, объем л 125
Размеры колесной базы мм 3650
Ширина колее:
— передней мм 1832
— заденей мм 1690
Наибольшая транспортная скорость км/ч 95

На видео самосвал Бычок в работе:

Стоимость автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок»

На электронных досках объявлений имеется немало предложений о продаже подержанных автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок» конца 90-х / начала 2000-х годов выпуска. Цена невысокая: просят от 150 000 до 400 000 рублей за грузовой фургон, в зависимости от технического состояния машины. Несколько дороже стоят «Бычки» с установленными на их шасси кранами-манипуляторами, оборудованием для эвакуации и т.п. спецмашины. За них просят порядка 500 000 – 700 000 рублей.

Кабина

Для снижения затрат на разработку серии создатели использовали решения, ранее опробованные на других автомобилях завода имени Лихачева. Кабина стала одним из таких элементов, «перекочевав» на ЗИЛ 5301 с модели ЗИЛ 4331. В качестве дополнений выступили необычное «оперение» и выразительные фары. Существовала специальная 4-дверная версия с 2 рядами, рассчитанная на 6 человек.

Кабина «Бычка» имела множество недостатков, характерных для отечественных машин того периода. Даже на малых оборотах в салоне был слышен гул двигателя. Тепло- и шумоизоляция оказались на низком уровне. В зимнее время работать на ЗИЛ 5301 становилось очень холодно, несмотря на высокую эффективность печки. Лакокрасочное покрытие также считалось «больным местом», поскольку начинало слезать уже в первый год эксплуатации. Еще одной недоработкой был вентиляционный люк, который у многих автомобилей протекал.

При этом салон ЗИЛ 5301 позволял работать с комфортом. Водительское кресло имело несколько настроек и отличалось мягкостью. Обивка была выполнена из прочного материала, который практически не пачкался. Последние модификации получили кабину с улучшенной теплоизоляцией, позволяющей работать в морозную погоду. Большой 2-спицевый руль с ГУРом обеспечивал простоту осуществления маневров. Рулевое колесо настраивалось по высоте и углу наклона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: