Стоит ли покупать автомобиль ЗАЗ Славута?
ЗАЗ 1103 Славута — это пятидверный лифтбек на базе Таврии. Производился он с 1999 по 2011 годы и стал весьма успешным на рынке. После ухода трёхдверки Славута была самым дешёвым новым автомобилем в Украине, и такие машины, оснащенные ручным управлением, выдавали инвалидам через органы социального обеспечения.
На вторичном рынке машин много. Цены на них очень различаются. Например, ухоженный десятилетний экземпляр можно купить за $1500—2000. Стоит ли соглашаться на такую сделку? Какие основные болезни у Славут и легко ли они устранимы?
Кузов сделан из тонкого металла. Окраска довольно слабая, а слоя цинка нет вообще. Из-за этого автомобили достаточно быстро гниют, если вовремя не проводить антикоррозионную обработку и не подкрашивать образовавшиеся очаги ржавчины. Слабое место — пороги в районе задних колёсных арок. Там со временем скапливается вода, поэтому приходится переваривать и красить этот участок. Это даже не зависит от хозяина, это просто встречается на всех машинах. Справиться с этой проблемой помогут на СТО. Например, контакты такой станции техобслуживания в Харькове можно найти на странице https://steering.com.ua/services-kh.
Салон собран весьма неплохо. Правда, конструкция стеклоподъёмников (особенно, передних) такова, что со временем стекло начинает выпадать из направляющих. Лечить это очень тяжело, а механизм — неоправданно дорогой. Поэтому многие владельцы ставят вместо «вёсел» универсальные электроприводы — они не очень дорогие. Кроме того, центральный замок быстро перестаёт выполнять свою функцию — дверные солдатики перестают откликаться на команды брелока сигнализации.
Гидрокорректор фар и кран «печки» — болезни, оставшиеся от Таврии. Корректор не работает абсолютно у всех. Даже будучи новым, он ломается очень быстро. На это не обращают внимания и регулируют свет дедовским методом — вручную. Что касается краника отопителя, то со временем он начинает течь. Установка водопроводного шарового снимает эту проблему надолго.
А вот собственная славутовская неисправность — это замок задней двери (ляды) который, бывает, выходит из строя. Он недорог — в комплекте с личинками дверей неоригинал стоит примерно 150 гривен, однако, замена радости не принесёт.
Двигатели в целом можно назвать удачными. Они долго ходят от капремонта даже у таксистов и не требуют вмешательства кроме плановых работ (замена масла, фильтра и другие). Самый популярный — объёмом 1.2 литра (58 или 63 л.с. в зависимости от системы питания). Вместо карбюратора некоторые славутоводы ставят инжектор. Новый такой комплект стоит нереальных денег, поэтому его берут подержанным, с разбитых машин. Газобалонное оборудование также устанавливается без особых хлопот. Правда, стандартный 50-литровый пропановый баллон займёт половину багажника и лишит смысла складывание сиденья второго ряда, поэтому его часто устанавливают «на улице», то есть, под задним бампером. Иначе просто некуда, ведь запасное колесо, как и у Таврии, расположено под капотом, рядом с двигателем.
В целом Славута, как и Таврия — не очень дорогой в эксплуатации автомобиль. Правда, многие запчасти — некачественные, а хороших просто нет. Ну и будущему хозяину придётся быть готовым к неприятным сюрпризам, которые обязательно будут, даже если держать машину в полном порядке.
Силовой агрегат
Рассматриваемая малолитражка оснащается карбюраторными двигателями объемом 1,1/1,2/1,3 литра. В усовершенствованной версии предусмотрен распределительный впрыск. Средний рабочий ресурс мотора составляет порядка 150 тысяч километров.
Любой из типов питания авто ЗАЗ-1103 «Славута» имеет свои минусы. В жару на карбюраторных моторах частенько отказывает топливный насос. Модификации с распределенным впрыском имеют свое проблемное место – регулятор холостых оборотов. Спасает своевременная периодическая чистка узла и соответствующая профилактика.
Владельцы вариантов, оборудованных ГБО, должны проезжать на бензине треть пути, иначе форсунки коксуются, забивается помпа и прочие топливные элементы, вплоть до полного выхода блока из строя. Прокладка крышки клапанов часто теряет герметичность, а ГРМ и натяжной ролик редко выдерживают более 60 тысяч километров. Кроме того, специалисты рекомендуют каждые десять тысяч километров пробега регулировать тепловые зазоры клапанов.