С другими буквами
Первая информация о проекте «Компас» у журнала «Рейс» появилась летом 2019 года, когда во время нашей командировки в Набережные Челны о нем случайно проговорился один из сотрудников НТЦ «КАМАЗ». Мы поклялись, что до поры писать о «Компасе» не будем. И именно поэтому нам удалось выяснить некоторые детали. В частности, что планируется сборка «среднетоннажников» одной из китайских марок.
Панель приборов, руль, рулевая колонка хорошего качества. Кнопка сигнала на руле еще с буквами JAC
В начале декабря 2019-го гендиректор автозавода Сергей Когогин впервые рассказал о разработке нового грузовика. В конце июля 2021 года первый «живой» образец «Компаса» продемонстрировали в НТЦ завода Главе Республики Татарстан Рустаму Минниханову. В сентябре 2021 года состоялась премьера грузовиков «Компас 9» и «Компас 12» на выставке COMTRANS 2021. Но чуть раньше, в середине августа прошлого года, во время очередной командировки в Набережные Челны нам удалось не только увидеть первые «Компасы», но и прокатиться на одном из них по заводскому полигону, «помучить» вопросами инженеров НТЦ. Фото грузовика в камуфляже как раз оттуда. Машина оказалась полным аналогом «китайца», даже кнопка сигнала на руле и облицовка были еще с буквами JAC.
Один из первых «Компасов» на заводском полигоне. Еще в камуфляже
Расширение номенклатуры или война автозаводов?
Во времена Советского Союза все автозаводы страны работали в строгом соответствии с назначенным правительством сегментом рынка. Молодой тогда Камский автозавод должен был выпускать большегрузные трехосные автомобили, грузоподъемностью от 8 тонн для «одиночек» и до 20 тонн в составе автопоезда. То есть за счет третьей оси машины получались с большей грузоподъемностью, чем ЗИЛы, однако проигрывали в тоннаже МАЗам. Модернизировать грузовики, несколько увеличивая мощность моторов и грузоподъемность, вполне допускалось, но «перепрыгивать на соседнюю грядку» – ни в коем случае!
Автомобили выпускали огромными тиражами, но с минимальным количеством моделей и модификаций. Обычная нехватка денег на развитие и прогресс в отечественном автопроме дополнялась централизованным руководством Госплана СССР, Министерства автомобильной промышленности и даже отраслевым НИИ – московским НАМИ. С развалом Союза больше денег в автопроме не стало, зато свободы явно прибавилось (даже с избытком), и на первый план вышли свои, заводские экономисты, плановики, конструкторы и технологи.
Если сегодня присмотреться к деятельности любого автозавода на постсоветском пространстве в 90-е годы, то легко заметить – все пытались расширить номенклатуру выпускаемой продукции. Горьковский автозавод начал выпуск «ГАЗели», создав конкурента РАФу и УАЗу. Завод имени Лихачева освоил выпуск ЗИЛ-5301 «Бычок», стремясь потеснить на рынке нижегородские «ГАЗоны», и стал более серьезно заниматься трехосными ЗИЛами, конкурируя с КАМАЗом и МАЗом. Минский автозавод организовал выпуск автобусов и не свойственное себе производство пятитонных «среднетоннажников» МАЗ-4370. Камский автозавод тоже пытался наладить выпуск как более легких КАМАЗ-4307 и 4308, так и тяжелых грузовиков КАМАЗ-6520. Поэтому, когда сейчас специализированные российские издания пестрят заголовками типа «Челнинский «Компас» – убийца «ГАЗели», есть смысл вспомнить, что «война» в российском автопроме идет уже минимум четверть века…
А в том, что Камский автозавод расширяет гамму своих грузовиков, нет ничего удивительного. Фактически, это обычная практика европейских автозаводов – выпускать и «среднетоннажники», и тяжелые грузовики, вплоть до «четырехосников» полной массой в 41 тонну.
Модели КамАЗ: описание, характеристики, фото
Камский автомобильный завод выпускает автомобили и двигатели, которые разошлись по всему постсоветскому пространству.
В серию оригинальных КамАЗ входят 10 различных по техническим и внешним характеристикам, устройствам и функциональным возможностям автомобилей. Все они пользуются небывалым спросом. Модели КамАЗ отличаются тем, что есть возможность использовать базовое шасси, которое легко можно превратить в разного рода автомобили, если, конечно, механик толковый профессионал. Речь пойдет о самых популярных моделях этой серии.
КамАЗ-53212
Автомобиль выпускался 22 года с 1978 года. Как правило, эта модель работала с прицепами (в этом ее особенность). Корпус выполнен в основном из металла, имеет задние борта и борта, которые откидываются. Кабина вмещает трех человек, она оснащена системами, отвечающими за уровень звуко- и теплоизоляции.
Двигатель дизельного типа, его мощность — 210 л.с. Цилиндров всего восемь, а объем агрегата почти 11 литров. Работает в паре с механической коробкой передач, которая имеет делитель на 2 ступени (сама коробка передач 5 ступеней). Максимальная скорость, которую может развивать данная модель автомобиля КамАЗ, составляет 80 км/ч. На 100 километров машина расходует около 25 литров топлива. Емкость бака 240 литров.
КамАЗ-4350
Эта модель армейского автомобиля. Для перевозки грузов автомобиль способен массой до 4 тонн. Официально Российская Федерация получила КамАЗ в 2002 году. За время службы он успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. Известен как «Мустанг».
Как и другие модели КамАЗ, этот автомобиль имеет дизельный двигатель. Его мощность составляет 240 «лошадей». Он оснащен турбинами. В минуту коленвал совершает до 2200 оборотов. Чуть позже модель стали оснащать еще одним силовым агрегатом. Новый механизм имел лучшие технические характеристики.
Некоторые модели КамАЗ такими данными похвастаться не могут. Например, его объем составляет почти 11 литров. На 100 километров автомобиль потреблял не более 27 литров топлива. В связи с тем, что этот автомобиль является военным транспортным средством, на него были установлены самые лучшие детали и элементы. Трансмиссия имеет 5 ступеней, представленных механическим типом. Он был оснащен механизмом, позволяющим осуществлять 5 передних и 1 заднюю передачи. Это дает гарантию на более длительный срок использования военного КамАЗ-4350.
КамАЗ-5325
Как и некоторые другие модели, этот автомобиль является тягачом. Выпускался небольшими партиями с 1988 года. Разработчики, создавая эту версию, рассчитывали сделать из нее автопоезд, именно так он и работает. Изначально эта модель выпускалась на экспорт, но со временем она прижилась и на территории Советского Союза. Затем на его базе было создано несколько удачных модификаций, принесших его производителю немалые деньги.
Коробка передач механического типа, работает в паре с дизелем.
КамАЗ-5410
Этот грузовик считается образцовым среди других классических вариантов. Весит около 8 тысяч килограммов.
Двигатель расположен непосредственно под кабиной. Этой особенностью отличаются многие модели КамАЗ. Это достаточно удобно, так как не требует от водителя лишних усилий. При поломке достаточно опустить автомобиль и просто выполнить все необходимые работы.
Двигатель имеет 8 цилиндров, а также турбокомпрессор. Объем составляет 11 литров, а мощность достигает 176 «лошадок». Чтобы силовой агрегат работал исправно, необходимо использовать дизельное топливо. Коробка передач механического типа рассчитана на 5 ступеней. Тормозная система включает в себя 4 различных комплекта. Цельная кабина оборудована несколькими сиденьями.
Назад в будущее
Попытки освоить на Камском автозаводе выпуск среднетоннажных грузовиков начались еще в середине 90-х годов. Тогда в результате сотрудничества НТЦ «КАМАЗ» и компании РИАТ появился развозной грузовик КАМАЗ-5355 4х2 грузоподъемностью 6,2 тонны. Главный признак «среднетоннажника» на том КАМАЗе – шины с посадкой на 17,5 дюйма и шестишпилечные ступицы и диски вместо обычных тогда 20-дюймовых.
Даже двигатель пришлось использовать обычный V8 – других моторов не было. Естественно машина получилась перетяжеленная – с избыточной снаряженной массой 4,3 тонны, с полной массой 11,2 тонны, грузоподъемностью 6900 кг. Более легкую версию КАМАЗ-5355 4х2 оснащали рядными «шестерками» Cummins серии B 180 л. с., 600 Н.м или Caterpillar 3116, 185 л. с., 673 Н.м.
В 2003 году на основе опыта, полученного при разработке КАМАЗ-5355, началось мелкосерийное производство грузовиков КАМАЗ-4307 и 4308. Двигатели здесь уже стояли только Cummins, сначала серии В, потом ISB. На более легкий грузовик КАМАЗ-4307 устанавливали четырехцилиндровый 4ISB 4,5 литра 140 л. с., 450 Н.м, на КАМАЗ-4308 были две версии: или 4ISB 4,5 литра 140 л. с., или 6ISB 6,7 литра 242 л. с., 925 Н.м. Со временем основным мотором для модели 4308 стал шестицилиндровый 6ISB 6,7 литра.
Mitsubishi Fuso Canter
Широкое применение узлов и агрегатов от КАМАЗ-5320 (частично рама, балки осей, коробка передач и редуктор ведущего моста, кабина) также привело к избыточной снаряженной массе этих грузовиков. Хуже всего ситуация оказалась на КАМАЗ-4307, у которого полная масса была ограничена 10 тоннами, и при снаряженной массе 4,6 тонны грузоподъемность составляла лишь 3400 кг. У КАМАЗ-4308 полная масса составляла 11 990 кг, грузоподъемность – 5,7 тонны или 6,7 т с надстройкой, снаряженная масса – около 6,1 тонны. У КАМАЗ-4308 весовые характеристики оказались более эффективными, но все равно, оба автомобиля провоцировали перевозчика на эксплуатацию с перегрузом. В середине 2000-х годов это было вполне допустимо. Однако с расширением сети пунктов контроля осевых нагрузок на дорогах России и введением штрафов за перегруз, такая эксплуатация стала проблематичной. Наиболее оптимальной стала версия КАМАЗ-4308 с прицепом в составе автопоезда полной массой 19,5 тонны.
Mercedes-Benz Atego
Нельзя сказать, что инженеры КАМАЗа не замечали проблем. И для ознакомления с лучшими образцами «среднетоннажников»-иномарок не надо было ехать на выставки в Ганновер или в Москву, хотя и туда ездили. В Челнах, на территории индустриального парка «Мастер» с сентября 2010 года работает завод по сборке грузовиков Mercedes-Benz. Это подразделение совместного предприятия «Мерседес-Бенц Тракс Восток», которое с 2016 года называется «Даймлер КАМАЗ Рус».
На этом автозаводе кроме Mercedes-Benz Actros и Axor собирали среднетоннажные Atego, а также Mitsubishi Fuso Canter. Проблема инженеров Камского автозавода была в отсутствии нужных агрегатов, позволяющих сделать свои машины с малой снаряженной массой. Кроме того, выпуская грузовики поколения К4 семейства КАМАЗ-5490, и тем более КАМАЗ-54901 поколения К5, уже было несолидно использовать классическую «камазовскую» кабину.
КАМАЗ-5490
Одна из последних попыток реанимировать КАМАЗ-4307 и улучшить характеристики КАМАЗ-4308 была предпринята в 2015 году. Тогда модернизированный КАМАЗ-4307 получил кабину Mitsubishi Fuso Canter, мотор Cummins 4ISBe 4,5 л мощностью порядка 160-185 л. с., шестиступенчатую коробку ZF 6S600, английские оси. То есть закладывалось максимальное использование лучших импортных компонентов. В 2017 году появились опытные образцы, но в стране нарастал финансовый кризис, машина так и осталась прототипом. А затем, в 2018-м начались работы над проектом «Компас».