Дтп с пешеходом по вине водителя и пешехода: ответственность и страховка

Виноват ли водитель, если сбил пешехода в неположенном месте для перехода

Что за собой влечет неоформление наезда?

Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.

Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.

При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.

Кто возмещает ущерб при ДТП на пешеходном переходе?

Если гражданина сбил автомобиль на пешеходном переходе, в 95% случаев виноват водитель. Полис ОСАГО гарантирует возмещение денежных средств потерпевшему, которые пойдут на лечебные цели. Чтобы получить компенсацию, необходимо сохранять все чеки из больницы и аптеки, предоставить документ о стоимости услуг массажиста (при его необходимости). То же самое стоит проделать с официальными бумагами из санатория, где проводилось лечение.

Пострадавшая сторона может потребовать не только деньги на возобновление здоровья, но и материальное взыскание за порчу дорогостоящей одежды. Тогда надо приложить товарный чек за вещь.

При отсутствии полиса ОСАГО владелец ТС финансирует материальный и моральный ущерб за свой счет. У тех, кто уклоняется от уплаты денег, компенсация взыскивается через суд.

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Как привлекают к ответственности водителя, не пропустившего пешехода

Привлекают к ответственности водителя не пропустившего пешехода на переходе за нарушение ст. 12.18 КоАП РФ в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ имеет право сотрудник ГИБДД путем составления протокола об административном правонарушении.

Важно знать: водитель имеет право попросить сотрудника ГИБДД остановить пешехода относительного которого было допущено нарушение ПДД водителем, для того, чтобы приобщить пешехода дать объяснения в протоколе. В случае отказа сотрудника ГИБДД остановить пешехода, водитель имеет право указать на этот факт в протоколе

Водитель имеет право указать, что помех пешеходу он не создавал, а сотрудник ГИБДД отказал в приобщении пешехода к протоколу. В случае несогласия водителя с протоколом и действиями сотрудника ГИБДД, водитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в течении 10 срока с момента вручения ему копии данного протокола.

В случае, если данное правонарушение зафиксировано средствами видеонаблюдения и факт нарушения свидетельствуется автоматически, водителю будет направлено по почте, заказным письмом соответствующее уведомление. В данном случае водитель имеет право согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, оплатить штраф в размере 50% от присужденной суммы при оплате не позднее 20 дней после вынесения постановления. Или же обратиться письменно в районный отдел ГИБДД с просьбой обжаловать данное решение, в случае наличия доказательств или наличия ошибки в постановлении.

Когда наказание незаконно, и его нужно обжаловать?

Например, распространены такие основания для подачи жалобы.

Например, вы перешли дорогу в неположенном месте. Если вы не создали помех автомобилям, в зоне видимости не было пешеходного перехода, и вы это делали не на красный сигнал светофора, то штраф незаконен, и его следует обжаловать. Но подумайте о наличии у вас доказательств перечисленного.

Вы завершали переход дороги: вышли на проезжую часть на зелёный сигнал светофора, но загорелся красный, а вы ещё не дошли до противоположного края. Тогда наказание тоже должно считаться неправомерным. Только если посередине дороги был островок безопасности или разметка, разделяющая встречные потоки, вы были обязаны остановиться на них (пункт 4.6 ПДД).

Вы переходили перекрёсток по диагонали. Если не было соответствующей разметки, разрешающей это, то это запрещено Правилами (пункт 4.3), а штраф законен.

При переходе вы остановились или задержались без имеющихся на то оснований

В этом случае штраф тоже будет правомерен – обратите внимание, что 12.29 КоАП предусматривает ответственность не за конкретно переход в неположенном месте или подобное, а за любые нарушения ПДД в статусе пешехода.

Вы начали переходить дорогу по нерегулируемому переходу, и вам не уступил дорогу автомобиль. Сотрудник ГИБДД же, например, выписал штраф и водителю за пешехода, и вам – за то, что вы не убедились в безопасности перехода, как того требует пункт 4.5

В этом случае постановление также следует оспорить – в подавляющем большинстве случаев в 2023 году рассматривающие дело лица отменят его в вашем отношении.

В любом случае, как мы уже упомянули выше, если вы считаете штраф незаконным, подайте жалобу. И уже по результату её рассмотрения будет ясно, правомерно вас привлекли или нет.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Произошло ДТП с пешеходом, пешеход виноват: кто кому возмещает ущерб?
  • Погнутый госномер автомобиля – что делать, можно ли передвигаться по ПДД и что грозит?
  • Какой штраф за выезд на красный сигнал светофора? Повторный, на камеру и под стрелку

Когда уступать дорогу?

Нынешние пешеходы не утруждают себя в соблюдении правил движения. Поэтому на вопрос: «Когда водитель должен уступить дорогу пешеходу?», самым актуальным ответом будет: «Всегда, если это гарантирует безопасность пешеходу, водителю и всем остальным участникам движения». Если пешеход вышел на дорогу, и переходит её в неположенном месте, то лучше остановиться и дать ему пройти.

В соответствии с ПДД водитель обязан уступить:

  • слепым людям с белой тростью, несмотря на участок дороги, который переходит пешеход;
  • пешеходам, которые вышли на проезжую часть, идя к остановке трамвая. Иногда трамвай может останавливаться на остановке, которая расположена посередине проезжей части;
  • детям, которые переходят дорогу с красным флажком;
  • пешеходам, которые вышли на «Зебру»;
  • во дворах домов, то есть в жилой части города водитель обязан соблюдать скоростной режим и уступать дорогу всем пешеходам;
  • даже если вы маневрируете на дороге, а пешеход, нарушая правила, переходит проезжую часть на красный свет, вы обязаны пропустить его.

Чтобы наверняка не нарушить ПДД, желательно, приближаясь к пешеходному переходу, сбросить скорость движения и внимательно посмотреть по сторонам улицы, чтобы убедиться, что потенциальных пешеходов нет.

Но что делать, если водитель не пропустил пешехода? Как доказать свою невиновность? Читайте рекомендации юриста на нашем сайте.

Когда прав пешеход при наезде?

Проявление осторожности на проезжей части – это вполне естественная реакция каждого пешего человека. Если переходить дорогу в положенных местах, риск угодить под колеса автомобиля невелик

Однако если наезд произошел, правда будет на стороне пешехода в случае наличия у него доказательств о том, что он действовал по правилам.

Ответственность с пешехода снимается при таких обстоятельствах:

при движении по «зебре» (перед этим нужно убедиться, что вы находитесь в поле зрения водителей);
при осторожном переходе трассы на нерегулируемых, но обозначенных дорожными знаками участках (пункт 4.5 ПДД);
при переходе по линиям тротуаров (пункт 4.3 ПДД);
при условиях ограниченной видимости или плохой погоде, если человек двигался по проезжей части и при наличии светоотражающих элементов в одежде (пункт 4.1 ПДД).

Пешеход не убедился, что его пропускают – кто будет виноват в ДТП?

Каждый наезд на человека требует отдельной проверки. Вешать всех собак на автолюбителя, просто потому, что он находится за рулём источника повышенной опасности (автомобиля) неправильно. Правда, здесь теория часто отличается от практики. Но давайте по порядку!

На регулируемом переходе

Некоторые автолюбители шутят, что пешеходный переход придаёт бессмертие. С правовой точки зрения так и есть. И работает это следующим образом!

Согласно пункту 4.3 ПДД, пешеходам разрешается переходить дорогу именно по «зебре», а в обязанности водителя входит уступить дорогу пешим участникам в такой ситуации.

И если пешеход:

  • двигался по переходу,
  • и при этом на светофоре ему горел разрешающий зелёный свет…

… виновным в ДТП со 100% вероятностью признают водителя, сбившего пешехода на «зебре». Аргумент, что пострадавший не убедился в безопасности перехода, увы, не сработает. Это тот самый случай, когда у пешехода неоспоримое преимущество движения.

А вот если человек вышел на красный свет, то здесь виновником ДТП признают уже его. В данном случае речь идёт о нарушении пешеходом пункта 4.4 Правил дорожного движения.

Есть ещё одна ситуация с наездом на велосипедиста. Если тот не спешился, а пересекал проезжую часть по «зебре» на велобайке, то в случае ДТП есть вероятность признания обоюдной вины. Водителю – за то, что не уступил дорогу, велосипедисту – за то, что ехал по переходу вместо того, чтобы спешиться и идти пешком. Но от наказания водителя это всё равно не спасёт…

На нерегулируемой «зебре»

При отсутствии (неработающем) светофора и регулировщика переход считается нерегулируемым. Это накладывает дополнительные обязанности и на водителей, и на передвигающихся на своих двух.

Пункт 4.5 ПДД требует от пешеходов вначале посмотреть на право и на лево, убедиться, что автомобилисты притормозили и уступают – и только потом начинать пересечение проезжей части.

Вот пример судебного решения, где сбившего мужчину водителя признали виновным в ДТП с причинением вреда средней тяжести, а суд назначил ему штраф 10 000 рублей.

А в Московской области водитель сбил девушку на нерегулируемом переходе, в результате чего пострадавшая провела на больничном 8 месяцев. Городской суд ограничил свободу водителю на 1,6 месяцев и лишил прав на 1,8 месяцев. В удовлетворении жалобы автолюбителю было отказано (Апелляционное постановление Московского областного Суда № 22-5022/2020 от 18 августа 2020 года).

В неположенном для перехода месте

Совсем другое дело, если пешеход шёл по дороге вне обозначенного перехода.

Преимущества в движении в соответствии с пунктом 4.5 ПДД у него нет. Зато есть обязанность не создавать помехи едущим автомобилям и начинать движение лишь в том случае, если проезжий путь свободен. А ещё запрещается выходить из-за препятствий и стоящих машин, не убедившись в безопасности перехода дороги.

Однако с ДТП вне перехода не всё так просто. И вот почему!

Чтобы водителя признали невиновным, должно быть установлено отсутствие нарушения ПДД с его стороны. Но, к примеру, если на участке дороги стояло ограничение в 60 км/час, а вы двигались со скоростью 70 км/ч и сбили пешехода, который бездумно выскочил на дорогу – будьте уверены, вас признают виновником ДТП, поскольку нарушен скоростной режим.

Кроме того, если у водителя была техническая возможность предотвратить ДТП, сбросив скорость, а он не успел или не смог этого сделать и наехал на пешехода – автомобилист снова окажется виноватым. Определяется такая возможность с помощью автотехнической экспертизы.

Таким образом, на практике 2023 года при наезде на пешехода вне «зебры» виновными могут запросто признать обоих участников ДТП. А вот степень вины обычно определяет суд. С учётом вреда здоровью или жизни нарушившего пешехода даже 1% вины водителя чреват для последнего административной или уголовной ответственностью.

Пример из судебной практики, где автоледи назначили штраф 10 тысяч рублей за наезд на пешехода вне пешеходного перехода. А в этом примере суд не нашёл состава правонарушения в действиях водителя, который при повороте сбил стоящего на разделительной полосе мужчину.

Пропустить или уступить? Теория

И вот это самая главная тонкость в российском законодательстве 2023 года касательно пересечения траекторий движения пешеходов и водителей. И мы нарочито указали в подзаголовке, что будем сначала обсуждать теорию – как вы обязаны пропускать пешеходов по букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, это несколько отличается.

А теперь запомните главное правило:

  • во всех остальных случаях в новых Правилах есть требование именно уступить дорогу.

В чём же такое разительное отличие между двумя этими действиями и как именно правильно вы должны пропускать пешеходов на переходе, а как – уступать?!

Кого водитель обязан пропустить?

Сразу отметим, что термина «пропуска» пеших участников дорожного движения в ПДД нет. Поэтому на практике вы обязаны просто обеспечить преимущественное право движения, как именно вы это сделаете, решит рассматривающий дело орган, если увидит в этом нарушение.

А кому должен уступить?

А вот уступать дорогу нужно правильно! Итак, давайте рассмотрим последовательность кое-какой логической цепочки:

  1. что такое преимущество, видим ответ здесь же – это право пройти или проехать определённый намеченный путь первым, в то время как другие участники должны вам уступить.

А теперь ещё более простыми словами! Итак, вы не выполнили требование Правил уступить, если:

в результате вашего движения пешеход изменил либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,

при этом, ещё одно важное условие – это произошло именно из-за вашего начала, возобновления или продолжения движения; например, вы не снизили скорость перед переходом, не остановились вовсе или остановились и начали ехать, испугав пешехода, когда тот ещё был перед автомобилем.

Важная тонкость про преимущество

Обратите внимание, термин «преимущество» подразумевает под собой ещё одну тонкость: для наличия этого самого преимущества траекторий движений водителя и пешехода должны пересекаться. Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени

То есть, неисполнение требования уступить дорогу пешеходу водителя непременно приведёт к наезду на первого – ДТП.

Поэтому, если ваши траектории не пересекаются во времени, то и обязанности у вас нет. К примеру, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрёстке, где пеший переходит дорогу по переходу. Но ваша целевая дорога имеет 10 полос движения, а между направлениями ещё и разделительный островок. Пешеход, при этом, уже заканчивает на 10-й полосе вдали от вас, в том время, как вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете на первую.

В таком случае траекторий ваших движений во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать пешеходу? Очевидно, нет! Но очевидно только в теории…

Ещё одна тонкость данного термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет чёткую зависимость от права на движение в намеченном направлении. То есть при отсутствии права на движение нет и права на первоочерёдность такого движения. Вполне логично!

Отсюда следует и то, что уступать дорогу при отсутствии преимущества обязанности нет. Например, если пешеход начал переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрёстке, то уступать дорогу ему обязанности у вас нет. Потому и требования такого в ПДД 2023 года нет.

Но нарочно создавать опасность в таком случае всё равно не стоит – почему, мы поговорим в последнем разделе данной статьи.

Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении пешеходом, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении. А, например, если пешеход пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности перехода, то это не лишает его права на сам переход

Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу.

Что нужно для обращения в страховую компанию по ОСАГО?

Этот шаг сопровождается сбором документов, которые ускоряют процесс по возмещению компенсации причиненного ущерба пешеходу при ДТП. В страховую компанию необходимо предоставить:

  • копию паспорта/официального документа;
  • банковские реквизиты;
  • копию протокола о вине водителя выданного сотрудниками ГИБДД;
  • медсправки и иные документы с указанием характера и степени тяжести травм;
  • справку скорой помощи, приехавшей на вызов в момент ДТП на пешеходном переходе;
  • доверенность (если заявитель не присутствует лично).

Желательно подшить в папку вспомогательные бумаги, которые помогут разрешить спорные моменты быстрее. Помимо этого необходимо заполнить Заявление установленного образца и приложить его к основному пакету. Для того чтобы избежать неправомерного отказа и затягивания денежных выплат, следует оставлять у себя копии всех бумаг.

Скачать образец заявления на возмещение вреда здоровью после ДТП можно здесь.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Таким образом, можно сделать четкий вывод о том, что пешеходы, являясь участниками дорожного движения в РФ, наделены рядом обязанностей, которые необходимо исполнять. В противном случае – ДТП более чем вероятно.

Если из-за неположенного перехода произошло ДТП – что грозит пешеходу?

Выше мы уже описали два отдельных наказания за последствия нарушения ПДД пешеходом.

  • Второе – по части 2 той же статьи – наказывает уже суммой штрафа ГИБДД от 1 до 1,5 тысяч, если такое происшествие привело к лёгкому или средней тяжести вреду здоровья людей по вине пешехода.

Именно так указал и Верховный суд в своей судебной практике Постановления Пленума №20 от 25.06.2019 г. В пункте 19 суд указал, что субъектом правонарушения по 12.24 является только водитель, а для пешеходов предусмотрена отдельная норма – 12.30 КоАП РФ.

Тонкость закона 2023 года о возмещении вреда водителем

Обратите внимание ещё на одну важную тонкость работы законодательства в 2023 году. Заключается она в том, что езда на машине является по сути владением источника повышенной опасности (ИПО)

А пешеход таковым не является.

В результате может быть 2 последствия при ДТП с пешеходом.

  1. Если виновником признали водителя автомобиля, то он и компенсирует вред здоровью пешехода. Если у того есть ОСАГО, то полис покрывает всё в пределах страховой суммы и кроме морального вреда.
  2. А вот если пешеход станет виновником ДТП, тогда водитель всё равно обязан будет оплатить ущерб его здоровью как раз по 1079 Гражданского кодекса. ОСАГО также покрывает этот ущерб. А пешеход должен будет возместить владельцу машину вред, причинённый его имуществу.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет. При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:

  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Обязан ли водитель пропускать пешеходов при повороте?

Согласно правилам ПДД, человек, управляющий авто, просто обязан пропускать пешеходов.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. (п. 13.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

Пункт 13.1 ПДД

Но тут также существую свои нюансы, которые приводят водителей в замешательство.

  • Пешехода необходимо пропускать в любом случае, даже в том случае, если переход проезжей части осуществляется на красный свет или в нарушении других правил Дорожного Движения. В случае ДТП, водитель останется крайнем и всю ответственность за случившееся возложат на него.

  • Уступать дорогу следует исключительно пешеходам. То есть, если горит зеленый cвет светофора, который предназначен для пешеходов, то не стоит стоять посреди дороги и дожидаться когда загорится красный цвет для них.

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

Пункт 13.7 ПДД

Но данное правило действует исключительно для перекрестков. Применив его на обычной дороге, вы рискуете получить штраф в размере 1 000 рублей.

Есть ли штраф для пешехода, если тот не убедился в безопасности перехода?

Нет.

Перечень административных наказаний содержится в КоАП РФ. Однако среди мер ответственности нет ни одной за то, что пешеход не убедился в безопасности перехода проезжей части. Соответственно, ни штраф, ни арест, ни иные наказания невнимательному человеку не грозят.

Но ещё есть гражданская ответственность!

Административные и уголовные наказания применяются к участникам ДТП со стороны государства. Но помимо этого есть еще гражданская ответственность – возмещение третьим лицам причинённого им ущерба в рамках ст. 1064 ГК РФ.

В нашем случае возможны следующие сценарии:

  • если наезд произошёл в зоне действия «зебры», водитель возмещает имущественный и иной вред пострадавшему,
  • если в ДТП виноват пешеход, а сам он не пострадал – он возмещает вред владельцу машины,
  • наконец, при наличии вреда здоровью сбитого пешехода, даже при отсутствии вины водителя – последний должен компенсировать расходы на лечение пострадавшего в ДТП, как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Обязанности пешеходов на переходе

Пешеходы обязаны переходить дорогу исключительно по пешеходным переходам, в том числе надземным или подземным. Если они отсутствуют, но при этом имеются дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, то необходимо переходить дорогу по линии тротуаров или обочин.

5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход».
При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 — слева от дороги на дальней границе перехода.

Знаки 5.19.1 и 5.19.2 ПДД

Также с 1 июля 2015 года были внесены поправки, которые разрешают переходить дорогу по диагонали, но только при наличии специальной разметки. В том случае, если пешеходного перехода нет в зоне видимости (в 50 метрах от вас – не считается), то проезжую часть необходимо переходить в таком месте, где имеется хорошая видимость в обе стороны, нет разделительной полосы и каких-либо ограждений, придерживаясь траектории под прямым углом.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

Пункт 4.3 ПДД

На перекрестках, где движение регулируется светофором или регулировщиком, следует опираться на сигналы регулировщика или светофора.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Пункт 4.4 ПДД

Теперь о том, как пешеходы обязаны переходить проезжую часть:

  • Для начала необходимо оценить скорость и расстояние до приближающегося транспорта.

  • Убедитесь в том, что вы не создаете помех водителям. Не выходите из-за стоящего транспортного средства.

  • При переходе не останавливайтесь, если вы вышли, продолжайте движение, не задерживаясь при этом.

  • Если вы слышите звук сирены от приближающего авто (полиция, скорая помощь, пожарная и т.д.), незамедлительно покиньте проезжую часть.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути). (п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

Пункт 4.5, 4.6 и 4.7 ПДД

Читая данные правила сразу понимаешь, что пешеходы зачастую сами инициаторы аварий, в которые они попадают. Но давайте перейдем к обязанностям водителей.

Возмещает ли ОСАГО пешеходу?

Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям.

В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:

  • если вы сбили пешехода и испачкали его, порвалась его одежда, разбился телефон и так далее, то страховка пешеходу возмещает имущественный вред в пределах установленного лимита 400 тысяч рублей,
  • если в результате наезда на пешехода тот погиб или причинён вред его здоровью, то ОСАГО компенсирует за этот вред; лимит уже составляет 500 000 рублей,

И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже — по части гражданской ответственности.

Важно!
Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты

  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно

Позвоните по бесплатному номеру телефона 8 (800) 555-93-08 или

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: