Что такое раллийный автомобиль ваз 2108

Конструкция и технические характеристики

«Восьмерка» оснащена цельнометаллическим несущим кузовом без рамы, оснащенным усилителями и ребрами жесткости. Передняя подвеска типа «Макферсон», задняя полунезависимая, с упругой балкой. Такая комбинация обеспечивает невысокую стоимость производства и высокое качество руления, а также хорошую устойчивость на любых дорогах. Привод на передние колеса также увеличивает устойчивость и, в какой-то мере повышает управляемость на всех типах дорожного покрытия.

Рулевое управление реечное, без усилителей, благодаря удачно подобранному передаточному числу соблюден баланс между усилием, которое необходимо приложить для поворота колеса и обратной связью, то есть передаче усилия от колес на руль. Зажигание бесконтактное, транзисторное, причем первые годы русские (советские) блоки коммутаторы вызывали много нареканий из-за ненадежных элементов базы, часто выходил из строя силовой транзистор.

Передние тормоза дисковые, задние барабанные. Отказ от передних барабанных тормозов повысил управляемость «Восьмерки», сделав ее более безопасной. Мотор изначально карбюраторный, рабочий объем 1,1–1,5 л и мощностью 54–70 л с, причем модели с двигателем ВАЗ 21081 объемом 1,1 л шли в основном на экспорт в страны, где размер транспортного налога напрямую зависел от объема и мощности силового агрегата.

Двигатель ВАЗ 2108 объемом 1,3 л из-за недостаточной мощности быстро уступил пальму первенства силовому агрегату 21083 объемом 1,5 л и мощностью 70 л с. Этот мотор устанавливали до перехода на инжекторные двигатели, то есть до середины 90-х годов ХХ века. При этом любой силовой агрегат устанавливали поперечно, что отличало «Зубило» от любой классической машины, в которой мотор стоял продольно.

Восьмерка

Все двигатели этого семейства устроены одинаково, поэтому отличаются только диаметром и ходом поршня. Распределительный вал установлен сверху, привод ГРМ ременный, вместо архаичных коромысел установлены цилиндрические толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Такая конструкция сохранилась до сих пор и перешла на все двигатели, которые производит АвтоВАЗ. Исключение составляет лишь один из моторов, полученных от концерна Renault, ставшего владельцем российского автогиганта.

Вот основные технические характеристики «Восьмерки»:

кузов трехдверный, типа «хэтчбек»;

  • вес пустого/снаряженного автомобиля 915/940 кг;
  • длина 4004 мм;
  • ширина кузова 1650 мм;
  • клиренс 160 мм;
  • грузоподъемность 425 кг.

На момент своего появления (1984 год) такие характеристики были вполне на уровне бюджетных иномарок.

Краткий обзор советского автопрома в послевоенный период

Великая Отечественная Война нанесла сильный удар по экономике Советского Союза, ведь после тяжело доставшейся победы страна находилась на пороге голода, а промышленность работала на армию. К середине 50-х годов ситуация улучшилась, голод отступил, началось восстановление экономики, в том числе строительство новых автозаводов, ведь стране требовался транспорт. Сначала упор делали на грузовики, а легковые авто выпускали минимальными партиями, достаточными для покрытия нужд государственных структур.

К середине 60-х годов Совет министров и ЦК КПСС приняли решение о создании автозавода, продукция которого будет конкурентоспособной на мировом рынке, но собственного проекта легкового авто, соответствующего этим требованиям, не было. Поэтому СССР заключил договор с итальянской компанией Fiat, по которому она не только строила автозавод, но и помогала в разработке легковушки, основой которой стала популярная модель Fiat-124. Вместе с итальянцами русские (советские) конструкторы внесли сотни изменений в базовый автомобиль, чтобы адаптировать его к условиям СССР.

Так появилась легендарная «Копейка» (этим словом называли ВАЗ 2101), ставшая родоначальницей вазовской классики, то есть семейства «Жигули» (ВАЗ 2101–2107). Легковушки классической компоновки оснащали задним приводом, ведь он был гораздо проще в исполнении, а значит, дешевле. Но, с середины 70-х годов, когда инженерам и технологам удалось доработать схему передней подвески под названием «Стойка Макферсона» или «Качающаяся свеча», мировой автопром переключился на передний привод. К этому времени новые модели классической серии уже не могли конкурировать даже с бюджетными иномарками, ведь при сопоставимой цене показывали худшую управляемость.

С начала 70-х, когда стала ясна тенденция мирового автопрома на переход к переднему приводу, инженеры ВАЗ на свой страх и риск пытались разработать собственный автомобиль этого типа, но дальше создания прототипа дело не пошло. Сдвиг произошел в 1978 году, когда конструкторы ВАЗ показали правительственной комиссии прототип. Новая машина с необычным внешним видом впечатлила чиновников и руководителей страны, поэтому они утвердили техническое задание на такое транспортное средство. После этого разработка перестала быть частной инициативой, став государственной стратегией развития отечественного автопрома.

Но в СССР не было конструкторской школы легковых переднеприводных машин, а старые наработки, с помощью которых создали легендарный внедорожник «Лада Нива», не годились для городского авто. Тем не менее, в 1979 году начались всесторонние испытания первого прототипа «Восьмерки», которая уже через 5 лет станет автомобилем мечты для жителей СССР.

ВАЗ 2108

Рождение «Зубила»

Конструкция переднеприводного автомобиля сильно отличалась от заднеприводного, поэтому новой «Ладе» от «Жигулей» достался минимум деталей, все остальное нужно было разрабатывать с нуля. Ведь даже двигатель от классики не соответствовал новым требованиям, а как сделать его более современным, не знал никто, в СССР не было соответствующих конструкторских школ, поэтому пришлось снова обращаться к иностранным инженерам и технологам. Кроме того, требовалось максимально снизить вес пустого автомобиля, ведь чем он легче, тем меньше расходы на производство и ниже потребление топлива.

На этот раз выбор пал на UTS, являющуюся дочерним предприятием давнего партнера СССР, итальянской компании Fiat и немецкую компанию Porsche, которая во время войны создавала танки, а после ее окончания выпускала современные легковушки. Иностранные и советские проектировщики создали «Восьмерку» с нуля, ведь от классических «Жигулей» ей не досталось почти ничего. Но, для выпуска такой машины требовались узлы и агрегаты, которые заводы СССР не производили, из-за чего пришлось искать поставщиков за границей.

Весь процесс рождения нового автомобиля занял меньше шести лет, но, учитывая, что создавали «Зубило» с нуля, это невероятно быстро. Даже в XXI веке процесс создания автомобиля новой концепции с нуля занимает 6–10 лет, а уж во времена Союза, с неповоротливой плановой экономикой, такая скорость появления легкого автомобиля малого класса новой концепции была сродни чуду.

Для создания того, что в будущем получит название «ВАЗ 2108» были куплены лицензии на различные узлы и агрегаты, от реечного рулевого управления, до карбюратора и подвески. Это был вынужденный, но неизбежный шаг, ведь автомобиль с деталями от морально устаревших «Жигулей» не получил бы признания на мировом рынке, а именно такое признание было целью всего проекта. Поэтому выбор пал на те компании, которые в то время были лидерами своей отрасли.

«Лада», «Спутник» или «Самара»

Автомобили классической серии для внутреннего рынка выпускали под названием «Жигули», а для нового автомобиля требовалось новое, громкое и современное имя. При этом все легковушки, которые шли на экспорт, шли под брендом Lada. Работники и руководство завода предлагали разные варианты, в том числе «Спутник». Однако, выбор названия был вопросом политическим, поэтому решение по нему принимали на самом высоком уровне. В итоге утвердили названия «Лада Спутник» для внутреннего и Lada Samara («Лада Самара)» для внешнего рынков.

Такая же история произошла с ВАЗ 2108. Название «Лада Спутник» так и не вошло в разговорную речь, а «Лада Самара» быстро уступила место «Восьмерке» и «Зубилу». Эти названия были знакомы даже тем, у кого не было подобных автомобилей, а вот «Лада Спутник», да и «Лада Самара» вызывали удивление и непонимание до появления следующих поколений легендарной «Восьмерки», то есть «Десятой» и «Тринадцатой» серий.

Салон

Интерьер новой машины смотрится комфортнее «классики». «Низкую» приборную панель с 1991 года заменили на «высокую». Появился тахометр. Рулевое управление было принципиально новым. Впервые применили подвижное соединение «шестерня-рейка».

Сиденья стали более комфортными, благодаря чему меньше устает спина. Прекрасный круговой обзор, которым так славилась «классика», удалось сохранить. Существенным минусом было отсутствие стеклоочистителя двери багажного отделения, которую забрасывало грязью. Поток жалоб от автолюбителей хлынул и на завод, и в редакцию журнала «За рулем». Ситуацию исправили.

ВАЗ 2108 стал совершенно другим автомобилем в истории страны. Новая система зажигания, лицензионные импортные детали и узлы, некоторые из которых были адаптированы под российские дороги, пластмассовые вставки в салоне, маскирующие начавший уже надоедать «голый» металл — все это подкупало.

Из 3500 деталей, применявшихся на «классике», в хэтчбеке оказалась лишь одна: палец поршня, да и то укороченный. Западные специалисты убедили, что так будет лучше. Задние сиденья при необходимости складывались — весомое преимущество. За счет этого можно было перевезти 500 кг багажа, в том числе и длинномер (удилища, лыжи, карнизы для штор и т. д.)

Бой восьмерка с глушением

В этом разделе можно просто написать, вместо какого удара нужно приглушать струны, однако для расширения музыкального диапазона и лучшего понимания, почему эта система работает именно так, гораздо полезнее будет еще и объяснить, почему именно в этот момент гитару нужно глушить.

Итак, у нас есть структура боя 8 на гитаре. В ней мы меняем два удара на глушение 2-ой и 7-ой.

Ритмический рисунок получится следующий вниз-глушение-вверх-вверх-вверх-вниз-глушение-вверх. Струны глушатся в моменты акцента – потому что попадают в сильную долю ритм-секции, и должны выделяться.

Поэтому чтобы сыграть данный тип гитарного боя с приглушением – нужно:

Первый удар исполнить как обычно, на второй сделать акцент с глушением

Во второй части играем два ровных движения вверх

Третья часть воспроизводится быстрым исполнением вверх-вниз, далее глушим струны и большим пальцем вверх.

Очень желательно перед тем, как начинать осваивать этот способ игры, потренироваться на более простых способах игры на гитаре – например, освоить бой шестерка. Так вы поймете принцип глушения гитары и перейти на усложненный вариант испанской игры будет проще.

Интерьер

С начала выпуска автомобиль комплектовался «низкой» панелью приборов.

С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.

Двигатель и коробка передач

На автомобиле установлен четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объемом цилиндров 1100 см3, 1300 см3, или 1500 см3, (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных опорах.

В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырех- или пятиступенчатая коробка передач. Конструктивно коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом. Крутящий момент от коробки передач передается на ведущие колеса через привод передних колёс.

Основные конкуренты

Удивительно, что «восьмерке» дали «зеленую улицу», ведь параллельно разрабатывался аналогичный проект — «Москвич 2141». Все решил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, который обожал автомобили и знал в них толк, поэтому не мог отказаться от нового проекта. Если на внутреннем рынке ничто не мешало волжскому хэтчбеку набирать популярность, то за рубежом он столкнулся с серьезной конкуренцией.

Mercedes W124

Название бренда уже внушает уважение. Седан выпускался с 1984 по 1996 год, оснащался семью типами силовых агрегатов. Модель включала инновационные разработки, имела совершенные аэродинамические показатели, более удобный салон.

Лобовое стекло оснащалось одним очистителем, охватывающим максимальную площадь поверхности триплекса. Чтобы улучшить задний обзор, достаточно было нажать кнопку на передней консоли, и задние подголовники тут же откидывались. Немецкая машина смотрелась гораздо привлекательнее российской, но у «Мерседеса» был один существенный минус — он дорого стоил.

Seat Ronda

Хэтчбек B-класса с элегантной внешностью и передним приводом выпускался в Испании с 1982 по 1986 год на базе Fiat Ritmo. Собирался на конвейере роботами. 5 дверей повышали его комфортабельность. Для отделки просторного салона использовались высококачественные пластик и велюр.

В линейку силовых установок входили дизельные и бензиновые двигатели мощностью 55–85 л. с., работавшие в паре с «механикой». Моторы были экономичными, надежными, имели хорошую динамику и длительный эксплуатационный ресурс, в отличие от «зубила». Зато русский движок можно было капитально отремонтировать прямо в гараже.

Skoda Favorit

Для данного бренда это тоже первый автомобиль, оснащенный передним приводом. Выпускали его чехи с 1987 по 1994 год. Разрабатывать проект помогали немцы и итальянцы, поэтому на европейских рынках машина «Шкода Фаворит» заняла свое достойное место.

Благодаря данной модели Skoda Auto была принята в 1991 году в концерн Volkswagen AG. Сначала планировали выпустить 336 тысяч авто, но спрос неожиданно начал расти, и конвейер проработал в 2 раза дольше. Всего было продано более 783 тысяч Skoda Favorit.

Дальнейшее развитие

Уже к началу производства «Восьмерка» оказалась морально устаревшей и отставшей на 10 лет от перспективных моделей того же класса, а денег в бюджете на проведение полноценной переделки не было. А уже в следующем году началась печально известная «Перестройка» и финансовая ситуация в стране становилась только хуже. Вместе с ухудшением экономической ситуации в СССР падали продажи «Восьмерки» на внутреннем и внешнем рынках, поэтому в начале 90-х годов был проведен первый рестайлинг.

Короткие передние крылья и «клюв» заменили крыльями нормальной длины, из-за чего дорестайлинговая версия получила название «короткокрылой», а следующая «длиннокрылой». Кроме того, обычную панель приборов, получившую название «низкой», заменили на более высокую и удобную.

В середине 90-х годов тогда уже АвтоВАЗ (так назвали ВАЗ после превращения в акционерное общество) прекратил выпуск «Восьмерок» с карбюраторным мотором и начал оснащать их инжекторными двигателями. Новые моторы почти не отличались от старых, разница была только в системах подготовки топливовоздушной смеси и зажигания.

ВНЕШНИЙ ВИД

С внешней стороны, ВАЗ-2109 является эволюцией советской машины. Тут можно заметить переход к кузовным линиям прямоугольного типа, который отчетливо выделяют носовые фары, получившие форму трапеции, а также радиаторная решетка плоской формы и немного наклоненный капот. Фонари указателей поворота решили расположить на длинные передние крылья.

Спустя некоторое время на все «девятки» стали устанавливать гидравлический корректор фар, а некоторые транспортные средства имели щеточный фароочиститель. В 1989 году прошел дебютный рестайлинг экстерьера «девятки», который содержался в переходе от небольших передних крыльев к более «длинным». Наиболее сомнительной составной частью в экстерьере «восьмерки» и ВАЗ-2109, являлась так называемая маска носовой области.

Она была достаточно сложной по своему типу кузовной деталью, которая примыкала к капоту и крыльям, установленным впереди. Комбинированная область маски имела клюв, который выступал вперед облицовки радиатора. По бокам такой необычной структуры установили блок-фары. Такая груда элементов уменьшала, итак небольшую элегантность советской машины, а четкие линии соединения облицовки с крыльями выглядели неприятно.

Решили использовать только цельное крыло, без всяких «ухищрений», что улучшило внешний вид ВАЗ 2109. После этого установили новую решетку, где были две продольные полосы в большом обрамлении. Через некоторое время стали применять новую версию, состоящую из 3-х массивных полос, лишенной любой оправы.

ВАЗ-2109 с обновленной радиаторной решеткойБоковая часть обладает все теми же прямыми линиями дверей и крыши, колесными арками и средней высотой дорожного просвета. «Девятка» очень похожа на свою предшественницу, ВАЗ-2108, которую прозвали «зубило». Такая же форма носа есть у советского хэтчбека. Необычно большие двери и толстая центральная стойка прибавляет модели «спортивные черты».

На «девятке» ширину установленных впереди дверей снизили с 1 264 до 1 025 миллиметров. Благодаря этому, дизайнерская группа смогла внести в боковую часть кузова задние двери, ширина которых составляет 885 миллиметров. Задние фонари прямоугольного типа ограничиваются линией крышки багажного отделения, имеющей также резкий переход под углом к крыше.

Пятая дверь получила расположение заднего стекла с дворником, а бамперы, вместе с боковыми юбками, решили сделать из черного пластика (впереди стоит аналогичный бампер). Дизайн ВАЗ 2109 обладает некой стремительностью линий, но до спортивной машины ему очень далеко.

Тут разработчики делали большой упор более на практичных сторонах транспортного средства. Когда наступил 1987 год, новая модель освоила выпуск бензобаков из пластмассы, которые намного легче и проще в сборке, нежели остальные. ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 уже обладали бензобаками из стали и пластмассы.

Экспорт и окончание производства

В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались успехом за счет демпинговых цен и, в целом, сбалансированной конструкции.

Lada Natasha

Lada Konelia

Попытка возобновить экспорт. Lada Baltic.

Французская реклама Самары

В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля

Внешний вид

ВАЗ 2108 привлекал прежде всего своим внешним видом. Угловатость выгодно контрастировала с прямолинейностью классики. Даже во время стоянки угадывалась стремительность и резвость хэтчбека, который был более экономичным, имел хорошие энергоемкие бамперы, которые удалось сделать не сразу, как и стекла.

За силуэт стоит сказать отдельное спасибо дизайнерам Волжского автозавода. Они бились буквально за каждую линию, отстаивая точку установки боковых зеркал или ширину двери, которую предлагали уменьшить на 200 мм. Но от этого машина потеряла бы часть спортивного облика.

Сначала с конвейера сходили образцы с так называемым коротким передним крылом. Но пластмассовая накладка со временем отходила, от морозов и солнечных лучей ее коробило. Со временем крыло заменили на длинное, более практичное, смотрелось оно выигрышно, создавая ощущение законченности в проработке кузова.

Без сомнения, новая модель была более высокого уровня, нежели классическая. Кто-то пошутил, что отечественный автопром «наконец-то, сподобился сшить спортивный костюм вместо двубортного пиджака, который «моден всегда». Спортсмены и любители тюнинга неравнодушны к «восьмерке» до сих пор. В отличие от пятидверок, у нее жестче кузов, она часто участвует в различных соревнованиях, а улучшать хэтчбек, как показало время, можно бесконечно.

МИФ 1: Кузов «девятки» существенно отличался от «восьмерочного»

Первые серийные пятидверные Спутники появились в автомагазинах (и, соответственно, на улицах) в 1987 году, а более-менее массово эта модель начала выпускаться со следующего, 1988 года. Для сравнения: в 1987-м в Тольятти выпустили 25 060 «девяток» против 124 125 экземпляров ВАЗ-2108 всех модификаций, а уже в следующем году пятидверных Спутников было сделано больше (!), чем «восьмерок» – 101 345 шт. и 90 240 шт. соответственно. Заняв положенное место в табели о рангах, востребованная потребителем машина отличалась от базовой трёхдверки лишь количеством дверей, в то время как и оформление передней части, и комплектация, и даже цвет интерьера оставались привычными по «ноль восьмой».

На фото: предсерийный ВАЗ-2109 и его моторный отсек. Практически в таком виде машину и начали выпускать в 1987-м

Еще один предсерийный образец

Обратите внимание на отсутствие накладок задних арок и «решёточек» в задних треугольных окнах, колёса 2105, большие «лопухи» задних брызговиков, черный салон, откидные спинки передних сидений и оригинальную форму подушки второго ряда

Тем не менее визуальное и функциональное отличие в виде пары дополнительных дверей возле второго ряда сидений породило мнение, что «девятка» как минимум длиннее, чем ВАЗ-2108, а также имеет удлинённую базу. И абсолютное большинство гаражных корифеев утверждало, что этот автомобиль получил новый кузов.

Развеем сомнения с помощью цифр: длина кузова любого хэтчбека независимо от количества дверей составляет 4006 мм, а колёсная база Самары с любым типом кузова укладывается в 2460 мм. Да, кузова в сборе трех- и пятидверки имеют разные каталожные номера – 2108-500000-10 и 2109-5000014 соответственно, но объясняется это только тем, что у этих автомобилей разные боковины, в которых как раз размещается по одной длинной (1264 мм) либо по две более короткие (1025+885 мм) двери. И всё!

Три или пять дверей – важно разве что при посадке-высадке, ведь по простору в салоне обе модели были абсолютно идентичны​

Остальные «фундаментальные» детали, образующие силовую структуру кузова, у этих автомобилей одинаковые. Так, и крыша, и пол ВАЗ-2108 и 2109 носят один и тот же номер – 2108-5701012 (панель крыши) и 2108-5101024 («корыто» пола).

Крыша на «восьмерке» и «девятке» была одинаковой…

…как и панель пола. А вот обивка потолка немного отличалась, но была абсолютно взаимозаменяемой​

Даже обивка крыши на «девятке», несмотря на «свой» каталожный номер, отличается лишь парой небольших вырезов под проёмы задних дверей и при этом отлично встаёт на «восьмерку». О том, что у этих машин все указанные детали абсолютно одинаковые, многие владельцы узнавали не по доброй воле – например, когда восстанавливали «перевёртыш» или переваривали сгнившее днище.

По погрузочной высоте и объему багажного отделения (330 л) «ноль девять» была полностью идентична трёхдверке

Однако по одному параметру трёх- и пятидверные кузова всё же заметно отличались. Из-за меньшего количества проёмов «восьмерка» получилась заметно жестче – при замерах на диагональное кручение она выдала 8200 Нм/градус, в то время как ВАЗ-2109 – только 6800 Нм/град. Впрочем, это всё равно заметно лучше, чем у седана 21099 с его 5500 Нм/град.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: