В каких случаях устанавливают «кирпич»?
Официальное название знака «Въезд запрещен» говорит само за себя. Его устанавливают на тех участках дороги, где запрещено движение со стороны, куда он направлен своей лицевой частью.
Конкретные случаи, когда на дороге требуется установка этого знака, перечислены в соответствующем ГОСТе:
- Для предотвращения поворота на одностороннюю дорогу против установленного направления движения.
- Для предупреждения выезда на встречную полосу на дорогах с двусторонним движением, где между противоположными направлениями находится разделительная полоса.
- На прилегающих к проезжей части территориях с раздельными въездом и выездом (автозаправочные станции, парковки и так далее).
- Над полосами движения, где запрещено двигаться некоторым видам автомобилей, например, над полосами для маршрутных ТС.
- На въезде на территории с ограниченным доступом.
Законны ли штрафы, если знак висел на ограждении?
На некоторых заправках вешают «кирпич» при временном закрытии, к примеру, при пополнении топлива в бензоколонках. Сотрудники выносят переносные ограждения, на которых висит знак «Въезд запрещен», и выставляют их у въезда. В теории, проезд мимо данного знака должен наказываться штрафом 500р., потому что после выставления ограждений дорога односторонней не становится.
Однако в данном случае незаконен даже такой штраф, так как и сам знак вывешивается нелегально. Установку любого дорожного знака нужно согласовывать с дорожным надзором Госавтоинспекции соответствующего субъекта РФ.
Если же сотрудник ГИБДД выписывает какой-либо штраф за игнорирование «кирпича», то наказание можно и нужно оспорить. На это отводится 10 дней после составления постановления. За это время необходимо подать заявление в отделение ГИБДД, к которому относится наложивший наказание сотрудник, и приложить запрос на получение информации о законности данного знака.
Можно ли начинать обгон на разметке 1
ГОСТ 52289-2021, пункт 6.2.8. гласит, что между «прерывистой» (1.5) и «сплошной» (1.1) линиями разметки за городом должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6), а в городе – не менее 50 метров. На скорости 90 км/ч эти 100 метров закончатся в течение 4 секунд, на скорости 120 км/ч – 3 секунды. У вас минимальное время, чтобы завершить маневр.
Итак, ребятки-котятки, мы с вами это уже обсуждали при встрече, теперь разберем всё на примерах с конкретными правилами и подробностями. Недавно у Лёши Белянова была с этим проблема, к счастью прав его не лишили и при деньгах оставили, но ситуация неприятная. Дабы ни у кого такого не случалось, я, как дипломированный юрист, расскажу вам про обгон вне населенного пункта.
Когда разрешается объехать препятствие?
Актуальные на сегодняшний день ПДД во многих случаях не запрещают выполнение такого манёвра, как объезд препятствия на полосе движения. Сделать это можно, выехав на:
- находящуюся рядом полосу для попутных авто, только когда она отделяется строго прерывистыми линиями;
- центральную полосу для движения по дороге (если есть три и более полос), если это не требует нарушать нанесённую на участке разметку и действие не разворачивается поблизости от железнодорожного переезда;
- встречку, если двухполосная дорога не разделена сплошной линией и действие не разворачивается поблизости от ж/д переезда.
Особенности маневрирования по знакам
Изредка на дороге могут встретиться препятствия, которые уже обозначены соответствующими знаками. В таких случаях необходимо следовать их указаниям. Водитель должен чётко их трактовать.
Установка знака, обозначающего наличие препятствия, осуществляется в случаях:
- Остановки специальных машин коммунальных служб, которые планово или экстренно работают в конкретной области дороги. Тогда непременно определённый участок огораживается, устанавливаются знаки, указывающие на объезд.
- ДТП, которое на длительный период времени полностью перекрывает полосу движения на дороге.
- Проведение ремонтных дорожных работ.
В каждом из перечисленных случаев нужное направление для объезда укажет установленный знак. Оно может быть разным в зависимости от ситуации. Даже если такой знак покажет путь, предполагающий движение через запрещающую разметку, нарушением это не будет, когда соблюдены его требования. То же касается установки временных знаков, регулирующих дорожное движение.
Что значит создать помеху движению другим ТС
Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.
Приведем примеры:
- Препятствие обгону.
В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:
- повышения скорости;
- иных действий.
Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.
- Непредоставление преимущества в движении.
Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.
Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.
- Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.
Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.
Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).
Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами ч. 1 ст. 12.13. КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.
- Препятствие движению при ДТП.
П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.
- Препятствие движению при опасном вождении.
На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.
Итак, в узком смысле под препятствием понимается некий объект на дороге, из-за которого водитель не может продолжить движение по полосе. В более широком смысле препятствием еще является и непредоставление приоритета в движении.
Что значит желтая разметка на дороге в ПДД, читайте в статье: желтая разметка в ПДД. Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД смотрите на странице.
Как выехать автобусу с остановки по ПДД, узнайте из этой информации.
Что такое препятствие в ПДД
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, «препятствие» — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Когда имеется дефект дороги, или когда на проезжей части лежит посторонний предмет, затрудняющий движение, то обстоятельства понятны — если оные мешают проезду, то являются препятствием.
Но если неподвижный объект представляет собой транспортное средство, то сначала нужно выяснить причину его неподвижности.
Если ТС стоит по причине ДТП (Правила требуют остановиться) или потому, что оно сломалось (возникла поломка, не позволяющая освободить проезжую часть), то оно является препятствием.
Факт ДТП и факт возникновения неисправности визуально идентифицировать нетрудно. Дополнительно, об этом подскажет включенная аварийная сигнализация и (или) выставленный знак аварийной остановки.
НЕ являются препятствиями:
- дорожный затор (именуемый в народе «пробка»);
- транспортное средство, остановившееся в соответствии с требованиями ПДД.
Например, автобус (троллейбус) на остановке, остановившийся таким образом, что его невозможно объехать без нарушения ПДД, не является препятствием.
Один случай рассмотрен в статье Можно ли объехать автобус на остановке.
Фразу «не является препятствием ТС, остановившееся в соответствии с требованиями Правил» не следует воспринимать буквально. В конкретной ситуации может сыграть роль фактор времени, и ваше мнение о случившемся может измениться.
Например, водитель останавливает автомобиль в соответствии с требованием ПДД, предположим, на запрещающий сигнал светофора. А после этого, по каким-то неведомым для всех вокруг причинам, он продолжает неподвижно стоять на месте.
Т.е. включился «зеленый», все вокруг поехали, а он стоит. То ли сломался, то ли водителю стало плохо. Для идентификации ситуации нужно какое-то время.
И тот факт, что автомобиль стоит неподвижно в то время, когда он должен ехать, да еще в таком месте на проезжей части, где останавливаться запрещено, позволяет идентифицировать данный авто как препятствие.
Включение аварийной сигнализации на неподвижно стоящем автомобиле — это тоже сигнал к тому, что он является препятствием.
Если вы убедились (обычно на это не требуется много времени), что перед вами препятствие, и дальнейшее движение по своей полосе невозможно, можно приступить к выбору пути объезда.
Правила обгона пробки через прерывистую по ПДД
Однако многие водители считают, что обгон пробки при наличии на проезжей части прерывистой линии возможен, ссылаясь на отсутствие прямого запрета в Правилах движения.
В соответствии с Правилами обгона можно совершать, если:
- встречку и попутную полосу движения разделяет прерывистая линия разметки (то есть при наличии именно прерывистой линии можно обогнать и «пробку»);
- для выполнения маневра достаточна видимость. Обгон на поворотах и на иных опасных участках дороги невозможен, но «пробка» может организоваться и на ровной дороге;
- отсутствуют дорожные знаки, запрещающие выполнение обгона. Запрещающими обгон знаками являются:
- автотранспортное средство не приближается и не пересекает отдельные участки дороги, на которых в соответствии с пунктом 11.4 правил движения обгон запрещается при любых обстоятельствах;
- выполнение маневра производится, не создавая опасность на дороге.
Данное предположение является неверным. Указанные пункты правил, которые требуется соблюдать при обгоне «пробки» действительно выполняются, но и два указанных ранее пункта (11.1 и 11.2) препятствуют данному виду маневрирования.
Где запрещается выполнять объезд?
Существуют лишь 3 ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнять объезд:
- Объезд с выездом на полосу встречного движения на 4-х или более полосной дороге.
- Объезд на 3-х полосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу.
- Объезд с выездом на полосу встречного движения перед железнодорожным переездом. Отмечу, что объезд перед железнодорожным переездом запрещен не только на 4-х полосных дорогах, но и на дорогах имеющих 3 или 2 полосы для движения.
Во всех остальных ситуациях объезд разрешен. К этим ситуациям относятся:
- Объезд без выезда на полосу встречного движения.
- Объезд с выездом на полосу встречного движения на 2-х полосной дороге или на центральную полосу движения на 3-х полосной дороге, который выполняется не перед железнодорожным переездом.
Тонкость с отсутствием виновности
В ситуации, когда вы стоите на однополосной (в вашем направлении) дороги, и просто нет возможности объехать припаркованную машину иначе, чем с нарушением Правила, вам деваться некуда – придётся нарушать.
Какие варианты у вас есть избежать нарушения:
- объехать стоящий автомобиль без нарушения: перестроившись на соседнюю полосу, если нет сплошной,
- поехать назад до ближайшего места, где можно развернуться, если движение задним ходом не запрещено.
Оба варианта могут быть невозможны. Например, и слева, и справа от вас сплошные, а обочины нет. А, поехав назад, вы наткнётесь на пешеходный переход, а через нельзя ехать задом.
Следовательно, вы вынуждены нарушить, и вины вашей в этом нет. Такое нарушение не подлежит наказанию.
Ах да, есть ещё третий вариант – ждать, пока стоящее транспортное средство, наконец, поедет. Можно, конечно, и решить ждать. Но вы заранее определённо не знаете, уберут препятствие через 5-10 минут или через неделю
Поэтому здесь важно иметь видеорегистратор, который в обоснование вашей невиновности запишет, что вы пытались дождаться некоторое время. А вот сколько именно нужно ждать, никто не укажет – это будет зависеть от конкретного должностного лица или судьи, которые будут рассматривать дело
Допустимо ли объезжать через сплошную
Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке, но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение
В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.
При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных, которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.
Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку. То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это — неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.
Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.
Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:
- объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
- манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
- движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.
Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.
Объезд препятствия по встречной полосе
Понятие препятствие приводится в пункте 1.2 ПДД:
Итак, при выезде автомобиля на встречную полосу могут возникнуть 3 типа наказания для водителя:
Нет нарушения
Отсутствие наказания. Для того, чтобы не получить наказание за объезд по встречной полосе, необходимо выполнять этот маневр только на 2-х или 3-х полосной дороге, не выезжая при этом дальше второй полосы. Кроме того необходимо, чтобы на попутной полосе движения находилось какое-либо препятствие.
В качестве препятствия может выступать, например, открытый колодец на проезжей части или дорожно-транспортное происшествие. Однако имейте в виду, что объезд автобуса, остановившегося для посадки пассажиров, по встречной полосе не является объездом препятствия. Этот маневр является объездом транспортного средства, не являющегося препятствием. Наказание за его выполнение рассмотрено ниже.
Часть 3 статьи 12.15 КоАП
Наказание за неправильный объезд (1 000 – 1 500 рублей). Объезд препятствия по встречной полосе наказывается штрафом в том случае, если маневр выполняется либо на четырехполосной дороге, либо на трехполосной дороге с выездом на левую полосу движения, либо перед железнодорожным переездом.
При этом также нужно учитывать, что попытка объехать по встречной полосе пробку или затор, также как и в случае с автобусом, не будет являться объездом препятствия.
Часть 4 статьи 12.15 КоАП
Наказание за объезд не препятствия (лишение прав на 4 – 6 месяцев или штраф 5 000 рублей). Наказание в виде лишения прав может быть наложено в том случае, если выполняется объезд с выездом на встречную полосу транспортного средства, не являющегося препятствием (остановившегося в соответствии с требованиями ПДД).
Заехали под знак – что нарушено?
В зависимости всего от одного обстоятельства на автозаправочной станции могут быть 2 конкретных нарушения при проезде под 3.1:
- если с другой стороны дороги не установлен знак 5.5 «Одностороннее движение», то в этом случае нарушается только запрет самого дорожного знака «Кирпич»,
- если же 5.5 установлен, то вы нарушаете уже его предписание как более частный случай особенности организации дорожного движения на данном участке – то есть предписание запрета движения во встречном направлении по односторонней дороге.
Но самое главное заключается в том, что разница между этими двумя правонарушениями разительна при рассмотрении наказания за них.
Вас также заинтересует:
- Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
- Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД
- Штраф за неработающую подсветку заднего номера в вопросах и ответах
А был ли выезд на дорогу с односторонним движением?
Если «Кирпич» установлен для запрета въезда на дорогу с односторонним движением, то обязательно должен быть установлен знак «одностороннее движение» в начале этой дороги. Грубо говоря, если на въезде на территорию заправки этот знак стоит – тогда претензии сотрудников ГИБДД в целом обоснованы. Но на заправках практически никогда не ставят такой знак, как и на парковках или же придворовых территориях.
По завершении участка дороги с односторонним движением ставится знак 5.6 – «Конец дороги с односторонним движением».
Знаки 5.5 и 5.6
Если же такие знаки установлены, то с большой долей вероятности сделано это незаконно и без согласования, а значит – оспоримо.
Можно ли объезжать стоящую машину через сплошную по ПДД?
Нет, нельзя. Дело здесь в том, что действующие в 2023 году новые Правила дорожного движения имеют существенную недоработку:
- с другой, есть исключение из этого правила на практике – объезжать препятствие через сплошную можно; но здесь есть большая тонкость: прямого разрешения этого в действующих Правилах вы не найдёте, но в случае наличия препятствия вины водителя в нарушении нет.
Дело здесь в том, что до недавнего времени объезд через сплошную разметку в принципе был не запрещён, кроме случаев, когда на дороге 4 полосы (и двойная сплошная разделяет встречные потоки), а также 3 полосы, когда средняя используется обоими направлениями.
- сломавшийся автомобиль (вынужденная остановка),
- яма, выбоина и другие дефекты дороги,
- посторонний предмет, которого на проезжей части быть не должно,
- и тому подобное – то есть данный список не ограничен перечисленным.
С другой стороны, есть чёткое определение того, что препятствием не является:
- образовавшаяся пробка,
- автомобиль, остановившийся с соблюдением ПДД.
Обратите внимание, нет прямого указания на то, является или не является препятствием припаркованная с нарушением Правил машина – когда её невозможно объехать без пересечения сплошной линии. Но по общему правилу, такие препятствия нужно объезжать по траектории справа при наличии такой возможности
А ещё имейте в виду следующее обстоятельство. Если вас привлёк к ответственности за такой объезд препятствия (или нет) инспектор ДПС, увидевший нарушение, то это может использоваться как довод при обжаловании наказания.
Как объехать, если невозможно проехать?
Как итог, имеем следующий факт: будь то препятствием по ПДД или нет, объезжать через сплошную стоящий даже в нарушение ПДД автомобиль запрещено. Увы, но в этом случае может последовать наказание, хотя и незаконное. Ниже мы объясним, почему!
Вас также заинтересует:
- Можно ли обогнать трактор или тихоходное транспортное средство по новым правилам?
- Двигаясь на электросамокате, сбили человека – что грозит и что делать?
- Есть ли штраф и какой за цветные и золотые госномера на автомобиле?
Но есть 2 рабочих способа избежать штрафа!
На самом деле, они основываются на лазейках в действующих в 2023 году ПДД и заключаются в нижеследующем.
- Второй рабочий способ подходит, если обочины нет, и остаётся только объехать стоящую машину через сплошную. Нужно выставить свой собственный знак аварийной остановки перед припаркованным автомобилем, таким образом, сделав его препятствием. Да, здесь остаётся невыполненным ещё одно требование для этого – «аварийка» у стоящего впереди авто будет, возможно, выключена. Но это всяко лучше штрафа или даже возможного лишения прав. Объезд препятствия с пересечением сплошной линии – это уже гораздо менее вероятное действие нарваться на штраф, хотя и вполне реальное.
Если впереди авария?
То это ничего не меняет. Сама причина невозможности проехать прямо по своему ряду не определяется именно препятствием. Если, к примеру, один из автомобилей или несколько после ДТП сломались, то он или они становятся таковым. Если же нет, то это не препятствие. А, значит, всё вышеописанное актуально и для случая аварии – будь рядом с автомобилями знаки аварийной остановки или же нет.
Но есть рабочий способ-лазейка избежать штрафа!
Дело в том, что в Административном кодексе уже давно существует лазейка. Правда, работает она не совсем для этого, но в совокупности и по официальной её трактовке может применяться в нашем случае.
То есть речь идёт о наличии нарушения (противоправных действиях) в любом случае, но отсутствии правонарушения (когда есть весь состав для привлечения к штрафу).
Да, создано такое послабление не для «держателей обочины», конечно же. А, например, если водитель ушёл от столкновения с едущим по встречке ему в лоб другим автомобилем, сам уйдя на обочину. Тогда штраф по статье 12.15 ему не положен при условии, что, съехав на обочину, водитель не совершил столкновение ни с кем, а если бы не ушёл, то лобовое столкновение было бы неизбежно очевидно (для суда, к примеру) или по результатам экспертизы.
Тем не менее, по букве закона статья 2.7 КоАП, если не смотреть на её название, должна работать и для ситуации, когда вы не пускаете обочечников, объезжающих пробку. Ведь здесь есть все условия для её применимости:
- вы совершаете нарушение ПДД (пункта 9.9),
- но делаете это исключительно в целях устранения опасности, угрожающей вашим правам и других лиц,
- при этом, предотвращённые последствия этой опасности явно ниже, чем причинённый вашим нарушением вред,
- а опасность эта не могла быть устранена иными способами (при отсутствии вблизи экипажа ДПС).
Обратите внимание, что термин «опасность» в данном случае употребляется не в обыденном значении, когда что-то угрожает здоровью или жизни людей, а в правовой атмосфере – когда есть риск нарушения чьих то прав. В данном случае законного права на передвижение на транспортном средстве, которое затрудняется за счёт обочечников, которые создают ещё большую пробку
Однако, есть и два существенных минуса у этой лазейки избежать штрафа за закрытие обочины в пробке.
- Во-первых, в 2023 году нет достаточной судебной практики по отмене штрафа именно на основании статьи 2.7 КоАП.
- Во-вторых, если уж случилось, что ваше движение по обочине отправили в ГИБДД или попались принципиальные инспекторы ДПС, и вас привлекают к ответственности, то постановление вам всё же выпишут. Главный принцип применения статьи 2.7 заключается в том, что вы можете заявить крайнюю необходимость лишь на этапе обжалования штрафа (хотя, ничто не мешает это сделать ещё на этапе рассмотрения дела).
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Произошло ДТП с одним участником – можно ли оставить место аварии и лишат ли прав?
- Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
- Можно ли возить пассажиров в багажнике и какой штраф?
Что такое объезд в ПДД
Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.
Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …
Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).
Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.
Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.
Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).
Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.
В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».
В этой статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.
При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:
- пересечение сплошной линии, отделяющей встречную полосу (штраф 1000—1500 руб. ст.12.15 ч.3);
- пересечение сплошной линии, отделяющей попутную полосу (предупреждение или штраф 500 руб. ст.12.16 ч.1);
- движение по обочине (штраф 1500 руб. ст.12.15 ч.1) (намного реже — по велосипедной дорожке или тротуару (штраф 2000 руб. ст. 12.15 ч.2)).
За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).
Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?
Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).
Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.
В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.
На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:
«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».
Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.
Объезд препятствия через сплошную линию разметки
Объезд препятствия через сплошную линию разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил дорожного движения. В данном случае возможны 3 типа наказания.
Часть 1 статьи 12.16 КоАП
Предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей, в случае выполнения объезда без выезда на полосу встречного движения. При этом не имеет значения, объезжаете ли Вы препятствие или остановившийся по правилам автобус, который препятствием не является. В любом случае штраф будет наложен за несоблюдение требований дорожной разметки.
Часть 3 статьи 12.15 КоАП
Штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей может быть наложен при объезде препятствия в случае пересечения сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Например, этот штраф может быть наложен при объезде ДТП на двухполосной дороге, в центре которой нанесена сплошная линия разметки.
Часть 4 статьи 12.15 КоАП
Лишение прав на 4-6 месяцев (или штраф 5 000 рублей) водитель получит в том случае, если он выполнит объезд не препятствия (автобуса на остановке), при котором будет пересечена сплошная линия разметки и произойдет выезд на встречную полосу.
Надеюсь, Вам удалось разобраться в разных типах наказаний за неправильное выполнение объезда. Теперь у Вас есть возможность выполнять объезд только в том случае, если этот маневр не является нарушением правил дорожного движения. Кроме того, если Вам попадется сотрудник ГИБДД-мошенник, который попытается лишить Вас водительского удостоверения за объезд через сплошную линию разметки, Вы сможете оказать ему достойный отпор.
Что такое объезд?
К сожалению, действующие правила дорожного движения не расшифровывают понятие объезд, поэтому следует обратиться к статье 12.15 кодекса об административных правонарушениях.
На основе части 3 статьи 12.15 КоАП, а также на основе пунктов 9.2 и 15.3 правил дорожного движения можно сделать вывод, что объезд – это некий маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, если дальнейшее движение по первоначальной полосе невозможно:
15.3. Запрещается выезжать на переезд: .
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
Таким образом, если транспортное средство выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.
Блог Игоря Пронина
Каждые две секунды сотрудники ГИБДД фиксируют три административных правонарушения. Каждые пять минут изымают водительские удостоверения. 51 миллион только официально зафиксированных нарушений в 2021 год!
Обгон по правилам или как сберечь свои права
По ГОСТ Р 52289-2021 длина сплошной линии перед перекрестком – от 40 метров, и наносится она в случае, если через пересекаемую второстепенную дорогу проходит не менее 50 автомобилей в сутки. Очевидно, что водитель не может оценить, сколько там машин ездит в «поперечнике», так что остается уповать на остроту зрения и надеяться, что разметка достаточно яркая.
В ПДД указано, что перед сплошной линией на автодороге должна быть прерывистая разметка. Она стандартная и нанесена в виде небольших прямоугольников белого цвета. Расстояние между ними может быть большим. Если разметка меняется, линии становятся втрое длиннее и между ними дистанция сокращается, то сплошная рядом. На таких участках запрещено обгонять, иначе можно не только получить штрафную санкцию, но и велик риск аварийной ситуации.
Как обжаловать наказание
Существуют ситуации, когда обжаловать решение работника ГИБДД о наложении на водителя денежного взыскания практически невозможно. Например, если человек был остановлен за встречную езду по улице с односторонним движением, то вряд ли судья поверит, что автомобилист просто не увидел запрещающего знака при въезде и проехал под «кирпич» случайно. Не сработает и довод о нечитаемости разметки даже на занесенной снегом дороге, если нарушителя поймали за езду по встречным трамвайным путям.
Если же все перечисленные доводы так и не действуют на инспектора и дело движется к составлению протокола и дальнейшей передаче материалов о правонарушении в группу разбора в ГИБДД, то владельцу ТС рекомендуется:
- Самостоятельно зафиксировать на месте все обстоятельства вменяемого ему проступка. Нужно сфотографировать дорогу со всеми знаками и разметкой на ней, причем сделать это так, чтобы в кадр вместе с ними попали автомобиль ГИБДД и ТС нарушителя.
- По возможности попытаться найти свидетелей, которые могли бы подтвердить, что вменяемый водителю запрещенный маневр был совершен им без выезда на встречку.
- Не соглашаться на предлагаемый инспектором минимальный штраф на месте, так как в дальнейшем подобное действие автомобилиста не позволит ему оспорить наказание в суде.
- Если в группе разбора дело повернется не в пользу нарушителя, то не следует бояться идти в суд. При этом на последнем необходимо вести себя максимально уважительно по отношению к судье: признать ту часть обвинений, которые доказаны сотрудниками ГИБДД, но одновременно настаивать на наличии смягчающих вину обстоятельств и приводить собранные на месте правонарушения собственные доказательства своей невиновности.
- Необходимо также помнить, что закон дает всего 10 дней на обжалование решения о наложении на водителя штрафа. Если пропустить этот срок, избежать денежного наказания уже не получится.
Ответственность за въезд «под Кирпич» на заправке или во дворе
Только часть 1 ст. 12.16 КоАП РФ – а именно нарушение требований дорожных знаков. Штраф по данной статье – 500 рублей.
На практике же недобросовестные сотрудники ГИБДД очень часто вменяют часть 3 указанной статьи, утверждая, что водитель выехал навстречу одностороннему потоку.
В большинстве своем такие знаки ставятся для упорядочения движения на данном участке дороги, поэтому факт наличия статуса именно «дороги с односторонним движением» имеет решающую роль.
Увы, на месте это проверить подчас сложно – если территория, на которую допущен въезд, обширна – инспекторы ГИБЬДД не горят желанием сопровождать нарушителя до знака. Знак был. Где-то. Мы же вам говорим. Вот тут и тут подпишите. Обычно так и развиваются события. Что в корне неверно.