Развал схождение: что это такое

Сход-развал колес автомобиля: после каких работ нужно и не нужно выполнять, симптомы неправильного схождения-развала

Углы установки колес, на что влияет это значение

Ко


нструктивно подвеска большей части автомобилей имеет возможность регулировать сход-развал. Эта процедура необходима для того, чтобы по завершении замены, настройки деталей, человек за рулем машины получал удовольствие при поездке от правильно установленных передних колес. Кроме того, это один из важных факторов, определяющих безопасность движения. Специалисты при разработке проекта подвески передних, задних колес учли, что после каждого ремонта или замены изделий этого узла требуется регулировать углы наклона. Производителем заложены возможные отклонения от заданных параметров, имеющие минимальные значения, выражающиеся в единицах, долях угловых секунд. Обычно инженеры автомобильного производства говорят о нескольких углах установки. Они оказывают большое, а, точнее, решающее значение на динамику, управляемость и экономичность при эксплуатации машины.

Их перечень выглядит следующим образом:

  1. развал;
  2. сход (схождение);
  3. кастер и др;

Первый параметр представлен в виде угла наклона колес относительно полотна дороги. Он бывает положительный (верхняя сторона ската направлена вверх и наружу) и отрицательный (верхняя часть его наклонена внутрь). Каждое из этих положений имеет плюсы, минусы. Правильный наклон передних колес, нужен для обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием и стабильного управления. Угол схождения надо понимать, как разницу расстояний, измеряемых по нижним и верхним точкам колес. Признаком отклонения от регламентируемых производителем показателей бывает ускоренный сильный износ, ведущий к частой замене покрышек и увеличению расхода топлива. Схождение измеряется в миллиметрах, а также градусах/минутах. Кастер — продольный угол наклона шкворня, он нужен для стабилизации управления и самовыравнивания колес.

Как сделать развал схождение

Сегодня проверка и регулировка сход развала производится на станциях техобслуживания, оснащенных специальными стендами. Наиболее распространены сейчас, оптические и компьютерные стенды для регулировки развала схождения. Споры о том, где лучше производить такую регулировку, не утихают уже не первый год. Мы же скажем, что здесь все зависит от уровня мастерства и добросовестности специалиста, который выполняет данную процедуру. Бесспорным преимуществом компьютерных стендов является учет положения задних колес в процессе регулировки развала схождения. Тем не менее, и на оптических стендах можно выставить практически идеальные углы установки колес. Но перед тем как регулировать развал схождение, следует убедиться в том, что передние шины сбалансированы и что ходовая работает штатно. Иначе, регулировать развал схождения нет никакого смысла. После ремонта или замены необходимых узлов, процедуру придется повторить еще раз. Да и должного эффекта  такая регулировка при наличии проблем с ходовой или подвеской, не даст. Если же вы не уверены в том, является ли причиной появившихся проблем, нарушение развала схождения, или же причина в чем-то другом, тогда пройти проверку, конечно же стоит.

Помимо всего, описанного выше процедура проверки сход развала, проведенная опытным специалистом, позволяет определить побывал ли автомобиль в дорожно-транспортном происшествии. Ибо, нарушение взаимного расположения лонжеронов, искривления геометрии кузова и другие последствия ударов, бывают на первый взгляд очень незаметными. Тем не менее, не отразиться на углах колес, они не могут.

В том случае, когда вы в процессе езды поймали достаточно глубокую яму или же замяли диск каким-либо иным способом, перед проведением проверки развала схождения поврежденный диск следует либо исправить на специальном станке, либо заменить. Кроме того, перед процедурой проверки и регулировки, обязательно проверяется давление в шинах. Разность этого давления может нивелировать всю работу и даже привести к  обострению возникших проблем. Кроме того, знающие люди советуют раз в каждые десять тысяч километров пробега менять местами передние и задние колеса. Эта нехитрая процедура позволяет обеспечить равномерный износ  автомобильных покрышек. Дело в том, что резина на передних колесах всегда изнашивается быстрее чем на задних.

Многое в точности и эффективности регулировки развала схождения, будет зависеть от калибровки стенда, на котором производится эта процедура. Но это, как уже говорилось, относится к добросовестности специалиста, который выполняет проверку. Работоспособность инструмента, это в первую очередь забота мастера. 

Преимущества способа

Технология, рассмотренная ниже, широко используется как начинающими, так и опытными автомобилистами. Среди ее основных преимуществ стоит выделить такие:

  • Высокая точность. По этому критерию данный способ не уступает компьютерному методу. Технология позволяет измерять практически все угловые и линейные показатели, которые определяются с помощью электронной аппаратуры. Может быть учтен даже уклон площадки, на которой располагается машина во время измерения схода и развала.
  • Учитываются параметры кузова. При компьютерной диагностике эти характеристики не определяются оборудованием, в лучшем случае компьютерные стенды могут вычислять величину клиренса. Метод, рассмотренный в статье, позволяет увидеть естественную ось симметрии кузова и определить расположение шасси относительно нее. Это поможет понять, почему после регулировок схода и развала одни колеса выступают из арок больше, чем другие.
  • Вылет дисков не влияет на результаты. Параметры колесных дисков могут иметь значение при компьютерной настройке углов. Поэтому некоторые мастера, работающие в специализированных сервисах, отказываются проводить работы, если на автомобиле установлены колеса с разным вылетом на передней и задней осях. Рассматриваемый метод, в свою очередь, позволяет выполнять замеры схода и развала, даже если разные диски стоят на одной оси.

Когда нужно делать сход-развал

Производители автомобилей не указывают в
инструкции по эксплуатации точных временных сроков или пробега. Некоторые для
самоуспокоения обращаются за услугой раз в 20-40 тыс. км. Обязательная
регулировка углов установки колес проводится после планового ремонта подвески и
вмешательства в ходовую часть, но здесь весомую роль играет марка, а также
модель транспортного средства, поскольку конструкции везде разные. Обязательна
корректировка после замены:

  • левой или правой шаровой опоры;
  • небольших рулевых наконечников;
  • стоек в сборе, соединенных со
    ступицами.


Шаровая
опора непосредственно влияет на наклон плоскости ступицы

В некоторых моделях машин регулировка углов
установки колес может понадобиться после замены ШРУСа или рулевой рейки. Если в
конструкции используется задняя полузависимая балка, то там углы стабильны и
при замене сайлентблоков балки или амортизаторов регулировка не требуется. В
таких автомобилях настраивается только развал передних колес для оптимального
взаимодействия с подвеской.

Стоит
знать! У машин с независимой многорычажной подвеской регулировка выполняется на
всех четырех шинах.

Кроме ремонтных работ, развал-схождение
потребуется проверить после попадания автомобиля в большую яму на скорости.
Удар способен сместить крепление и сбить регулировку углов. Еще при ударах
деформируются диски, поэтому диагностика поможет выявить верное направление для
ремонта. Среди признаков, указывающих на необходимость регулировки сход-развала
следующие:

  • автомобиль самостоятельно уходит с
    прямой траектории движения — водителю приходится подруливать;
  • шины визжат при маневрах;
  • теряется стабильность управления
    при смене дорожного покрытия;
  • вхождение в повороты дается с
    трудом — машина норовит выйти из заданного круга;
  • руль не возвращается
    самостоятельно в исходное положение после выхода из поворота;
  • заметен неравномерный износ
    покрышек по наружному или
    внутреннему краю.

Когда автомобиль получил серьезный удар при
лобовом столкновении, стоит проверить развал передних колес, поскольку ДТП
могло спровоцировать смещение угла, выставленного при регулировке.

А вот
смена шин, ступичных подшипников, стабилизаторов, тормозных дисков и
амортизационных пружин наоборот не требует обязательной регулировки, поскольку
эти элементы не влияют на положение ступицы.

Но за услугой можно обратиться по желанию,
чтобы быть спокойным.

Что такое развал-схождение колес?

Два параметра настройки подвески, от которых зависит устойчивость автомобиля на дороге и его управляемость, называют развалом и схождением. Они характеризуются положением передних и задних колес автомобиля относительно друг друга и поверхности дороги, а формируются из линейных и угловых величин.

Схождение

Это величина угла между линией направления движения и плоскостью вращения колеса. Схождение может измеряться как в миллиметрах (разница расстояний между задними и передними кромками колес), так и в угловых величинах.

Расположенные строго по направлению движения колеса, параллельные друг другу имеют нулевой угол схождения. Если расстояние между передними точками колес меньше, чем между задними (повернуты внутрь) – положительный угол схождения колес. Наоборот, отрицательное схождение.

От схождения колес зависит острота реакции на вращение рулевого колеса, предсказуемость траектории движения ТС. Данный параметр нужен для снижения увода автомобиля.

Правильное значение схождения – положительный либо нулевой угол, в противном случае настройка осуществлена неверно.

Развал

Это угол, отражающий величину отклонения центральной плоскости колеса от вертикального положения. Т.е. на сколько градусов «развалены» колеса транспортного средства, и в какую сторону (наружу или внутрь).

Угол развала колеса, расположенного строго перпендикулярно к поверхности дороги равняется 0. Если расстояние между верхними точками колес на одной оси немного больше, чем между нижними точками – положительный угол. Подобное положение колес подходит для нагруженных ТС, а для легковых автомобилей применятся в основном для специализированных трасс.

Отрицательным угол считается, когда колеса наклонены внутрь, к центру оси машины. Такое положение колес улучшает управляемость автомобиля при вхождении в крутые повороты.

Стоит понимать, что номинальное значение развала зависит от конструктивных особенностей и вида подвески. Для подвесок Макферсон преимущественно выставляют отрицательный либо нулевой угол. В некоторых ситуациях настраиваются индивидуальные значения (например, для спортивных авто), но только, когда человек знает, что и для чего он делает.

Как сделать сход развал авто самостоятельно — инструкция для новичков

Самостоятельно качественно отрегулировать углы очень сложно, но вполне возможно при соблюдении необходимых условий, наличии инструментов и чёткой пошаговой инструкции.

Углы регулируются положением колёс в трёхмерном пространстве: по осям X, Y, Z. Действия зависят от конструкции подвески системы рулевого управления. Большинство авто оснащены подвеской МакФерсон и рулевой реечного типа.

Вам понадобятся:

  • набор ключей;
  • линейка обычная;
  • шнур с грузом для измерения уровня углов;
  • специальная измерительная линейка;
  • вращающиеся эксцентрики;
  • подкладные пластины.

Порядок действий:

  1. При установке авто на яму или эстакаду обеспечьте себе свободный доступ к рулевым тягам, вам придётся часто вылезать и залезать в яму.
  2. Убедитесь, что диски колёс целые, а шины одинаковые по размеру.
  3. Отоприте замок рулевой колонки и поверните каждое колесо из одной крайней позиции в другую. После этого колёса надо установить в центральное положение.
  4. Начинайте работу с настройки развала, чтобы после не сбить подогнанные настройки схождения.
  5. Отметьте найденную среднюю точку посредством измерения дистанций от одной шаровой опоры до другой и поделите её на два.
  6. Сделайте замеры дисков на внутренней стороне колеса. Определите расстояние от одной передней кромки до другой, так же с задними кромками. Узнав разницу, вы узнаете угол развала и сверите с техническими характеристиками.
  7. Если параметры нарушены, следует ослабить контргайки рулевых тяг, покрутив муфты соединения, отрегулировать их. Угол установки левого колеса должен совпадать с углом правого, ослабив контргайку и вращая эксцентрик, вы измените угол развала. Если у вас это получилось, затяните контргайки.
  8. Если с внутренней части дисков не подобраться, можно сделать замеры с внешней стороны. Для этого надо взять отвес, большой треугольник с предварительным построением перпендикуляра или уровень.
  9. Замерьте и высчитайте разницу между верхним и нижним краем колёсного диска и вычислите угол наклона.

Для регулирования развала-схождения самые популярные помощники — это вращающиеся эксцентрики и подкладные пластины. Используя их, следует добиться необходимых параметров. Иногда для лучшего результата приходится снимать и ставить колёса по несколько раз.

Чтобы избежать лишней работы при обратной сборке деталей после регулировки развала-схождения, необходимо отметить разбираемые части относительно друг друга. Специалисты советуют делать понятные для вас фото или отмечать детали краской. Обязательно посчитайте количество оборотов при выворачивании наконечников из рулевой тяги.

Все эти рекомендации применимы и к машинам, имеющим подвески других типов конструкций

При отсутствии у авто реечного привода его функцию выполняют рулевая трапеция и редуктор, следует проявить внимание ко втулкам и маятниковым шарнирам, регулировка зависит от их износа, который определяется при определённом положении деталей

В некоторых других авто угол наклона регулируется и сзади, и спереди, изменяется посредством вращения муфты соединения, установленной на поперечной тяге.

Помните, что сразу может не получиться, тогда придется проделать заново все шаги. Прокатите машину туда-обратно: если при измерении развал-схождение совпадает с характеристиками, значит, всё получилось. После удачной регулировки проверьте и затяните все болты. Если при движении машину не тянет в стороны, можно спокойно ехать.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Как понять, что нужно делать сход-развал

Есть косвенные признаки, указывающие на то, что с колесами не все в порядке. Приведем наиболее частые из них.

  • При движении по ровной прямой дороге руль стоит неровно и автомобиль уводит в сторону.
  • При наборе скорости машину тянет в сторону.
  • При торможении автомобиль уходит в занос.
  • После вращения руля, он не возвращается в исходное положение.
  • Разный радиус вращения руля влево и вправо.
  • Разный радиус разворота влево и вправо.
  • Чувствуется биение руля во время движения.
  • Плохой рулевой отклик.
  • Слышится визг покрышек при прохождении поворота на невысокой скорости.
  • Быстрый износ резины с одной стороны.
  • Ухудшение устойчивости автомобиля на высокой скорости.
  • Автомобиль «водит» в колее.

Также вызвать нарушение правильной регулировки положения колес может вызвать ремонт подвески. Лучше провести развал-схождение после следующего ремонта или замены: шаровых опор, рулевых стоек, шруса, рулевых пружин и наконечников. Также регулировка необходима после изменения высоты посадки автомобиля. Обязательно делать сход-развал если автомобиль попал колесом в большую яму или стал участником ДТП.

Неправильные регулировки сход-развала

На легковых автомобилях неправильной
регулировкой считается отклонение настроек углов на 0º30’ от нуля. Слишком
положительный или отрицательных сход-развал имеет негативные последствия как
для управления автомобилем, так и ресурса деталей. Например, резина начнет
стираться неравномерно. Если быстрее изнашивается наружная сторона, то владелец
машины это заметит во время подкачивания шины и отправится на регулировку.


Неравномерный
износ покрышки с наружной стороны

А вот при чрезмерном износе со внутренней
стороны водитель узнает о проблеме только при «переобувании» машины.
Тогда уже будет, возможно, поздно и придется потратиться на новые колеса. В
случае всесезонной резины проблема так и не будет выявлена, что приведет к
сильному истиранию беговой зоны и разрыву покрышки. Если это произойдет на
скорости 80-120 км/ч, машина станет неуправляемой и может случиться ДТП.


Опасный внутренний износ

Кроме износа протектора неправильная
регулировка чревата плохой устойчивостью авто на дороге. Причем на сухом
покрытии машина держится нормально, а после первого дождя сцепление с асфальтом
ухудшается, что делает эксплуатацию небезопасной. В дальние поездки на таком
авто отправляться не стоит и нужно ехать в сервис для регулировки углов колес.

На переднеприводных авто с задней
многорычажной подвеской бывают диагональные вмятины на протекторе, поскольку
изменена геометрия подвески. Это случается при неправильной регулировке задних
покрышек с дисками, если автомобиль часто используется для транспортировки
больших грузов (овощи с дачи, стройматериалы). В таком случае требуется
правильное распределение нагрузки и разная настройка углов передних и задних
шасси.

Неверные
параметры схождения и развала вызывают дополнительный шум шасси. Это связано с
неполным прилеганием беговой зоны протектора к асфальту. Сопротивление качению
повысится и колеса начнут гудеть даже при 60-80 км/ч. На скорости 120-130 км/ч
шум будет слышно даже с закрытыми окнами.

Процесс выполнения схода развала.

При выполнении схождения колес, учитываются три основных момента — угол развала, схождение и кастер.

Что такое угол развала?

Развал колес отвечает за сцепление машины с дорогой и правильного управления ей. Неправильный угол может привести к стиранию боковин покрышек с той или иной стороны. Также следствием его становится не стабильное управление движением. Развал это завал колеса вглубь кузова или снаружи. Он измеряется в градусах. В идеале развал должен быть равен 0. Но на некоторых марках(например bmw) с завода идет небольшой отрицательный развал.

Что такое схождение?

Схождение колес автомобиля представляет собой разницу между расстояниями, измеряющимися по передним, а также задним кромкам дисков. При этом плоскость измерения горизонтальная. Если колеса установлены параллельно друг другу, то схождение их считается равным 0. Этот параметр может измеряться как в милиметрах, так и в градусах. Неправильное схождение колес авто также ведет к чрезмерно быстрому износу покрышек и плохому управлению.  

Что такое кастер?

Главной его задачей является необходимость улучшать стабильность управления. Такой параметр, как кастер принято измерять в градусах. Некорректный угол этого параметра вызывает трудности  и проблематичность во вращении рулевого колеса Для измерения берется проекция оси и вертикаль поворота колеса. При этом проекция берется на вертикальную плоскость, прилегающую через ось действия тяги. Угол между вертикалью и проекцией и есть кастер.

В каких случаях не поможет

При неверно установленных параметрах регулировка не помогает. Необходимо выставлять углы в допусках, заданных производителем. Может помешать изношенная подвеска при образовании заметных люфтов. Бессмысленно устанавливать параметры при «гуляющих» деталях.

Пример повреждения коррозией силовых элементов.

Бывают случаи, когда при нормальной подвеске выставить углы не получается. Причиной может являться необратимая деформация кузова, что случается при повреждении коррозией силовых элементов или после автомобильных аварий.

Даже при правильном выставлении углов схода развала авто все равно может продолжать кренить. В таком случае рекомендуется заменить подозрительную пару колес новыми или поменять их местами. Деформация каркаса искривляет шины, что также является причиной изменения угла схода развала.

Когда надо делать сход-развал автомобиля

Обращаться в сервис нужно в таких случаях:

  1. После каждого вмешательства в ходовую часть автомобиля, например, при замене нижнего поперечного рычага или рулевых тяг, рулевой рейки, стоек или пружин.
  2. Если вы заметили изменения в управляемости машины, её уводит в сторону при равномерно накаченных колёсах.
  3. Если покрышки износились быстрее обычного и стерты по бокам, колёса как бы визжат даже при низкой скорости.

И чем дольше не регулируется развал-схождение, тем меньше сцепление шин с дорогой, соответственно, больше вероятность аварий. Наша главная задача в большинстве случаев – обеспечить нулевой наклон колёс и лёгкий минус на передние колёса, тем самым уменьшить риски.

После чего выполняют регулировку развала‐схождения

Необходимость в проверке и установке параметров ходовой возникает после восстановительных работ с подвеской, рулевой или замены амортизаторов и пружин, а также шаровых, втулок, сайлентблоков. В большинстве случаях, это время, когда делают развал схождение колес.

Безошибочная регулировка этих параметров возможна только на СТО. Здесь предварительно проверят фиксацию балансира рулевой к подвижной стойке, крепление сошки, маятник и многое другое. Регулировка осуществляется путём изменения длины боковых рулевых тяг и увеличением/уменьшением количества манжет, расположенных между стержнем нижестоящего рычага и поперечиной (можно также повернуть эксцентрик на передней стойке).

Время, когда выполняют данный вид работ, определяется ещё и следующим:

  • если покрышки автомобиля изнашиваются неравномерно, будь это изнаночная или наружная сторона;
  • после наезда, столкновения и любого ДТП;
  • если машину водит, управляемость не на высоте;
  • руль крутится чересчур туго, хотя никаких причин для этого в рулевой нет.

Услуги, после которых необходимо делать сход‐развал колес:

  • По завершении ремонта подвески машины. (обязательно)
  • Во время первого ТО, планового ТО. (необязательно)
  • После обкатки только приобретенного авто. (необязательно)
  • После сезонной «переобувки» колес. (необязательно)
  • По достижении пробега в 15-20 тыс. км. (необязательно)
  • Через 3-5 тыс. км. после замены пружин. (необязательно)
  • После грубого наезда на препятствие, попадания в яму (особенно если ходовая часть пробита или случилась деформация дисков). (обязательно)

Профессиональное стендовое оборудование даёт возможность точно проверить и отрегулировать развал схождение. Сделать это «на глаз», как утверждают некоторые «эксперты» невозможно, ведь даже 0,5° разницы могут отрицательно сказаться на ездовых характеристиках.

Если автомобиль не подвергался ремонту подвески или не попадал в аварию, то регулировка рассматриваемых параметров ему не требуется.

Установочные углы

Измерения всех установочных геометрических углов производятся в градусах, исключение составляет только угол схождения, который чаще всего в европейских странах измеряется в миллиметрах.

Параметры подвески автомобиля измеряются несколькими углами:

  • схождение (Toe-in);
  • развал (Gamber);
  • кастер (Caster);
  • продольный угол;
  • поперечный угол;
  • угол наклона шкворня.

Основными углами настроек являются первые три, то есть углы схождения, развала и кастера. Изменение любого из этих углов существенно влияют на геометрические параметры колес. Для того чтобы понять, что такое сход развал стоит детально рассмотреть каждый угол в отдельности.

Схождение (Toe-in)

Toe-in с английского переводится как сходимость колес и в основном имеет положительное значение, традиционно модели “Субару” имеют нулевое схождение, а отрицательные настройки используются исключительно на спортивных гоночных автомобилях.

Положительным схождением считается, когда передняя часть шины направлена вовнутрь к продольной центральной оси автомобиля, а отрицательным при отклонении наружу. Отклонение этого угла влияет:

  • на повышенный износ шин;
  • управляемость при повороте;
  • дистанцию наката автомобиля.

На автомобилях с задним приводом вполне приемлемой нормой считается положительное схождение в пределах 1 — 2 миллиметров, а на автомашинах с передним приводом от 0 до 1,5 мм. Узлы регулировки находятся на рулевых тягах.

Развал (Gamber)

Угол развала может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от конструктивных особенностей подвески транспортного средства. На автомобилях с задним приводом обычно используются положительные отклонения от вертикальной оси колеса в диапазоне от 0 до +1 градуса. Автомашины с передним приводом в основном имеют отрицательный развал от 0 до -1 градуса. Существенные отклонения влияют на управляемость и способствуют износу протектора колеса.

Главными причинами нарушения угла Gamber являются:

При возникновении этих неисправностей колесо начинает отклоняться в сторону минусового развала, при этом происходит изменение схождения колес, довольно часто изменяется первоначальное положение руля, ощущается увод автомобиля, и появляются следы износа на протекторе на одной из сторон.

Стоит отметить, что не все автомобили, особенно легковые с подвеской системы Макферсон, имеют регулировочные узлы этого угла. На более ранних моделях для регулировки устанавливались эксцентричные болты на нижних рычагах или амортизаторных стойках. Так, к примеру, на модели ВАЗ 2108 верхний болт крепления амортизаторной стойки к цапфе эксцентрический, что позволяет производить регулировочные работы. Постепенно инженеры отказались от этой затеи. Поэтому в случае отклонения развала от заводских параметров причину следует искать в элементах ходовой части или геометрии кузова.

Кастер (Caster)

Очень важный и ответственный угол, нарушение параметров которого приводит к уводу автомобиля от прямолинейного движения, по сути, происходит смешение передней оси колес автомобиля по отношению к задней оси. Кастер стабилизирует управляемость автомобиля на высоких скоростях и обеспечивает при поворотах возвращение управляемых колес в исходное положение. Угол всегда имеет положительное значение, и чем он выше, тем устойчивее автомобиль на высокой скорости. На обычных автомобилях диапазон составляет от двух до пяти, а на спорткарах наклон достигает девяти и более градусов.

Причинами изменения наклона кастера могут быть:

  • деформирован рычаг вследствие наезда на препятствие;
  • разрушены сайлентблоки;
  • поломана пружина;
  • деформирована стойка амортизатора (система Макферсон);
  • деформация переднего подрамника или кузова.

Практически все внедорожники имеют узлы, позволяющие регулировать углы установки колес, которые располагаются в месте крепления рычагов. Используются два способа регулировки:

  • эксцентричные болты;
  • регулировочные пластины или шайбы.

На ВАЗ 2121 узел находится на верхнем рычаге, применяются шайбы, посредством установки или удаления которых и производятся регулировочные работы. Импортные внедорожники имеют специальные эксцентрические болты, расположенные на нижних или верхних рычагах подвески.

Когда регулировка развал-схождение не помогает

Иногда случается такое, что даже на самом современном оборудовании сервиса не получается выставить требуемые углы кастора, развала и схождения. Такая ситуация нередка, когда имеются слишком изношенные детали подвески, которые приводят к заметным люфтам. В таком случае сначала надо починить подвеску, заменить все деформированные и старые детали, и только после этого выполнить сход-развал.

Другая ситуация, когда невозможно отрегулировать углы при нормальной подвеске — деформация кузова после аварии или в результате сильнейшей коррозии несущих элементов кузова. В первом случае нужно восстановить правильную геометрию кузова, а в последнем случае проблему углов решить скорее всего не получится.

Также случается, что после выполнения регулировки углов, автомобиль все равно ведет в сторону. В таком случае надо попробовать поменять колеса местами, или переставить их на другую ось, так как у шин могут накопиться деформации каркаса. Перестановка может решить эту проблему.

Что такое развал-схождение

Шасси транспортного средства соединены с кузовом
через подвеску, призванную смягчать удары от неровной дороги. Для не жесткой
фиксации ступицы со стойкой используются шаровые опоры, ШРУС и рычаги. В
переднюю часть подвески интегрированы рулевые тяги, обеспечивающие управление
машиной.

Сход-развал
— это заводская установка углов колес к кузову авто, состоящая из трех величин.

Рассмотрим их подробнее.

Развал

Развал колес автомобиля — это положение
боковой плоскости шины к оси по вертикали. Можно перефразировать проще — по
правильно отрегулированному развалу видно, что колесо стоит на дороге ровно, т.
е. строго перпендикулярно земле. Такой угол называется нулевым и закладывается
производителем с завода. Допускаются незначительные отклонения до 0º30 мин.

Схождение

Схождение колес — это второй параметр,
сказывающийся на маневренности авто и ресурсе покрышек. Под ним подразумевается
положение шины кпереду ТС, если смотреть на авто сверху. Оптимально, чтобы
покрышки находились строго параллельно друг к другу.

Кастор

В понятие развал-схождения колес заложен еще и
кастор. Под ним подразумевается угол оси поворота колеса, измеряемый от
вертикальной линии. Чаще всего он положительный (намеренно наклонен в сторону
водителя), чтобы после проезда поворота руль выравнивался самостоятельно. В
большинстве серийных автомобилей этот параметр заложен с завода и его
регулировка не предусмотрена. Но на отдельных моделях машин можно задать любое
положение для повышения маневренности.


Угол оси поворота колеса — кастор

Что такое сход развал

Что такое сход развал.

Речь идет о двух параметрах подвески, оказывающих влияние на систему управления, и имеют одинаковое значение. После каждого вмешательства в заводскую конструкцию нужно заново настраивать систему (после ДТП, при замене запчастей и пр.).

Угол развала

Угол развала.

В машинах с подвеской адаптивного типа показатели во время езды варьируют. Отрицательный развал способствует улучшению показателей на поворотах, положительный – возникает в случае перегрузки авто. Правильный угол необходим для обеспечения стабилизации на поворотах.

Угол схождения

Угол схождения.

В некоторых авто предусмотрена возможность регулирования не только передних, но и задних колес. При неверно выставленных параметрах или сбоях показатели транспортного средства существенно ухудшаются.

Что такое развал-схождение

«Развал-схождение» или по-другому «сход-развал» — это регулировка углов установки колес одной оси автомобиля. Иногда в сервисах употребляется иностранное обозначение такой регулировки: camber (развал), toe-tracking (схождение), caster (продольный наклон оси поворота).

Когда автомобиль сходит с конвейера на заводе, он имеет отрегулированные колеса. Во время эксплуатации подвеска испытывает большие нагрузки, что может привести к изменению положения колес в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Это приведет к повышенному износу покрышек, увеличению расхода топлива и ухудшению управляемости автомобиля, что особенно будет чувствоваться на мокрой или скользкой дороге.

Регулировка положения колес включает три понятия: развал, схождение, кастер. Сход-развал делают для того, чтобы улучшить устойчивость и управляемость машины и устранить неравномерное истирание резины покрышек.

Конвергенция и геометрия — одно и то же?

Короче – нет. Настройка схождения заключается в получении значения развала колес каждой оси относительно друг друга в диапазоне, указанном производителем автомобиля. Если передние обода колес одной оси имеют между собой меньшее расстояние, чем задние обода этих колес, речь идет о схождении. Затем шины смотрят «внутрь», как если бы они имели форму перевернутой буквы «V», если смотреть сверху. Несоответствие состоит в обратном расположении, т.е. расстояние между передними ободьями колес данной оси больше величины задней части ободов этих колес.

Схождение колес — это нечто большее. Он включает настройку схождения, а также контроль положения отдельных элементов подвесной системы относительно друг друга. При правильных настройках автомобиль может быть устойчивым во время движения, прохождения поворотов или торможения. Можно видеть, что эти два термина нельзя использовать взаимозаменяемо, поскольку они означают разные механические действия.

Кастер

Кастер или кастор — это угол наклона оси поворота колеса в продольной плоскости. Напомним, что продольная плоскость — это плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства.

Кастор измеряется в градусах. Отклонение линии, проходящей через центры поворота колеса, от вертикальной линии в продольной плоскости и будет кастором.

Кастер может быть:

нулевым — когда стойка стоит строго вертикально, колесо со ступицей никуда не смещается по вертикали.

  • Положительным — когда ось поворота колеса наклонена назад, стойка в верхней части наклонена назад, а колесо со ступицей уходит вперед.
  • Отрицательным — ось поворота колеса наклонена назад, стойка в верхней части наклоняется вперед, а колесо уходит назад.

На что влияет кастер

Кастер влияет на развал и схождение колес при повороте руля и на управляемость автомобиля. Положительный кастер способствует стабилизации автомобиля на высоких скоростях и уменьшению чувствительности к неровностям, снижению «виляния» автомобиля в колее.

Чем больше кастер (угол наклона стойки), тем больше стабилизирующий эффект в повороте. Положительный кастер возвращает руль в первоначальное положение после прохождения поворота.

После аварии угол кастера одного колеса может измениться. разница между кастерами левого и правого колес будет приводить к тому, что автомобиль будет уводить в сторону при движении по прямой.

Поскольку кастер непосредственно влияет на углы развала и схождения, которые изменяются от угла наклона стойки, то регулировку колес нужно начинать с выставления требуемого угла кастера. Далее надо переходить к регулировке развала, в последнюю очередь регулируют схождение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: