Хроника «пикирующих» мостов в СФО
В Заиграевском районе Бурятии обвалилось несколько пролётов моста между деревнями Старая Курба и Новая Курба. По данным местного МВД, причиной обрушения стал грузовой автомобиль, въехавший на мост с превышением допустимой массы.
Паводок на реке Урсул вызвал разрушение опор автомобильного моста в селе Онгудай.
На реке Курнёвка частично обрушился мост на автодороге Муромцево – Низовое.
22 октября ‒ Хакасия
В селе Московское Усть-Абаканского района Хакасии во время ремонта прорвало дамбу на реке Биджа. От наводнения пострадали 17 человек. Был разрушен мост, связывавший несколько улиц села.
5 ноября ‒ Ханты-Мансийский автономный округ
В Нефтеюганском районе у посёлка Каркатеевы рухнул мост, в результате погибли два человека и пострадали семь. В момент происшествия на мосту находились кран и КамАЗ.
Дороги.net
Другая болезненная тема – весовой контроль. И перевозчики, и представители надзорных органов признают, что в сегодняшнем виде эта система несовершенна и непрозрачна. По словам президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, она направлена скорее на разорение автомобилистов, нежели на сохранение дорог.
Новость по теме
Новосибирск получит обещанные 400 млн рублей на новый мост
Тем временем остальные участники дорожного движения подвергаются опасности, передвигаясь по разрушенным магистралям. Может, пора уже перестать перекладывать с больной головы на здоровую и начать строить нормальные дороги и мосты?
Ошибки конструкции и эксплуатации и чрезмерный износ
Пожалуй, ошибки в конструкции можно назвать первейшей причиной разрушения всех инженерных сооружений — будь то колокольни, крепостные стены или мосты. Причем проблема может проявиться сразу, а может при определенных условиях по окончании строительства. Именно это случилось, к примеру, с железнодорожным мостом через Ферт-оф-Тей (эстуарий реки Тей) в Шотландии в 1879 году. Инженер Томас Бауч, автор проекта, посвященный за него в рыцари, не учел при создании проекта ветровую нагрузку и запланировал опоры, поддерживавшие фермы моста, слишком тонкими. К этому прибавилось низкое качество материалов и работ. В результате в сильнейший шторм (10 из 12 баллов по шкале Бофорта) вечером 28 декабря 1879 года (через два года после окончания строительства) поезд с 75 людьми въехал на мост и вскоре оказался в воде: пролеты самого длинного на тот момент моста в мире (около 3000 метров) рухнули в реку вместе с вагонами и паровозом.
Так мост выглядел спустя несколько недель после обрушения. Сегодня его конструкции разобраны, однако остатки опор еще видны
А вот пользователям подвесного автомобильного моста через пролив Такома-Нэрроуз между городом Такома в штате Вашингтон (США) и полуостровом Китсуп повезло больше. О проблемах с этим длинным и довольно изящным сооружением стало известно еще на этапе строительства: рабочие, возводившие мост, заметили, что, когда в проливе поднимался боковой ветер, дорожное полотно начинало вибрировать и выгибаться. За это они даже прозвали мост «скачущей Герти» (Gallping Gertie) . Это, впрочем, не помешало довести строительство до конца и торжественно открыть мост 1 июля 1940 года. Более того, хотя колебания дорожного полотна при ветре и были заметны невооруженным глазом и сразу стали вызывать опасения инженеров, инспекторов надзорных органов и водителей, мост считался вполне безопасным. Одновременно с его эксплуатацией разрабатывались варианты решения проблемы. А в чем же была проблема? В том, что при строительстве были использованы передовые на тот момент сплошные балки из углеродистой стали, поверх которых было постелено дорожное полотно. Если бы использовались более привычные сквозные балки, ветер обдувавший мост, проходил бы через них, а сплошные балки отклоняли потоки воздуха выше и ниже и таким образом приводили дорожное полотно в движение. Проекты по исправлению недостатка даже не успели до конца продумать: 7 ноября того же, 1940 года ветер в проливе поднялся до сильных, но не катастрофических 18 м/с (около 64 км/ч; 8 баллов по шкале Бофорта), и мост в конце концов не выдержал: тросы лопнули и дорожное полотно вместе с автомобилем чудом спасшегося водителя упали в пролив; погибла одна собака, случайно выбежавшая на мост. А мы получили уникальные кадры — их снял местный житель, оказавшийся в тот день у моста с камерой.
Резонанс
Одна из самых известных причин разрушения мостов, хотя и не самая распространенная, — это резонанс, то есть явление резкого нарастания амплитуды колебаний системы (в нашем случае — конструкции моста) при периодическом внешнем воздействии. В школе это явление даже объясняют на уроках физики, приводя в пример историю о том, как отряд солдат, шагая в ногу, может вызвать обрушение моста. По сути, тут сходятся две причины: ошибки в конструкции и неправильная эксплуатация; порою может подключаться и плохая погода. Именно это случилось с упомянутым выше мостом через Такома-Нэрроуз.
Шофёр был пьян
И.о. начальника Управления ГИБДД ГУ МВД по НСО Андрей Черепанов привёл печальную статистику. В одной только Новосибирской области за 2018 год задержали 166 пьяных водителей большегрузов. В то время как государство ставит задачу снижать количество людей, погибших в ДТП, на дорогах Сибири в таких регионах как Республика Алтай, Кемеровская и Омская области эта цифра только увеличивается. В Республике Алтай и Омской области в этом году пьяных дальнобойщиков стало больше. «Самую большую озабоченность вызывает тот факт, что последствия аварий с участием грузовых машин становятся всё более тяжёлыми», – констатировал Андрей Черепанов.
Новость по теме
Большегруз застрял под мостом в Новосибирске
Установка тахографов – приборов, которые отслеживают, сколько времени водитель едет, а сколько – стоит, эффекта не дала. Заместитель генерального директора компании «Лонгран Логистик» Алина Атланова уверена, что пока не будет культуры вождения, никакие приборы не помогут, и доказывает это на примерах: «Водитель приезжает из рейса на 1,5 суток раньше расписания. Спрашиваем: «Зачем?» Отвечает: «День рождения у жены». Другому водителю по расписанию положено выезжать в 8 утра. Вместо этого он стартует в 15.00. Приезжает вовремя – за счёт превышения скорости. Нетрудно догадаться, почему он выехал в три часа дня вместо восьми утра».
Именно такие водители чаще других оказываются в кюветах и под обломками рухнувших мостов.