Новые шедевры и жизнь Кулыгина в США
Эмигрировав в США, Александр Кулыгин решает создать собственный бизнес и реализовать свой потенциал по разработке спортивных автомобилей, что вряд ли у него получилось бы в новой России. Кулыгин организует фирму по изготовлению комплектов для сборки автомобилей — «кит-каров».
Схема производства проста. Производимые кузовные панели оригинального дизайна устанавливались на каркас серийного автомобиля Pontiac Fiero 1989-1990 годов выпуска. Творение Кулыгина было в духе лучших суперкаров того времени. Под капотом устанавливался мощный силовой агрегат 5-литрового мотора концерна General Motors, развивающий максимальную мощность в 400 л.с. и более мощную трансмиссию. Купе оснастили традиционной для суперкаров и спортивных автомобилей того времени «слепой» головной оптикой, и внушительным задним антикрылом. Кулыгин назвал свой автомобиль «Plazma».
13 декабря 2004 года, примерно в 9.30 утра, по пути на работу, управляя мотоциклом Yamaha, Александр Кулыгин трагически погиб в аварии по вине водителя, который совершал маневр, не глядя в зеркала заднего вида. Тогда ему не было и 50 лет.
Фото с места аварии
Кто создал «Панголину»
Придумал машину Александр Кулыгин. Работал над моделью на выходных. В будние дни он трудился электриком во Дворце Пионеров. Когда выехал на своем автомобиле, то в скором времени стал известен на весь СССР. Кулыгина стали называть конструктором-энтузиастом.
Электрик собирал авто по традиционному проекту. Для кузова выбрал стеклопластик, установил пространственную раму. Техническую часть позаимствовал у советского «Жигули».
«Панголина» сразу выделилась среди других самодельных автомобилей
Привлекала внимание внешним видом, уникальными деталями и конструкцией. Машина сильно похожа на современную Lamborghini
Силуэт также был обтекаемым. Двери Кулыгин не стал устанавливать, просто сделал откидывающийся вверх, который работал за счет гидропривода.
Разработчик продумал и дизайн автомобиля. Диски для шин сделал алюминиевые. Вместо зеркала заднего вида установил настоящий перископ. Все детали идеально подходили для «Панголины». Машину часто сравнивали со спортивным авто модели «Гранд Туризм».
Техническую часть Кулыгин позаимствовал у «Жигули». Установил двигатель модели, мощность которого составляла 62 л.с. Машина разгонялась по шоссе до 180 км/ч. Такой скорости удавалось достичь за счет обтекаемого силуэта и легкого материала кузова.
Когда разработчик представил свое творение, стал известен на весь СССР. Кулыгина приглашали на различные выставки, смотры. Спустя время электрик установил на авто фары и номер. Стал даже участвовать в автопробеге. «Панголина» произвела фурор на международной выставке в Болгарии в 1985 г.
В 90-е годы популярность машины иссякла. На автомобильном рынке стали продавать иностранные спорткары. Кулыгин переехал в Америку и продал свое авто.
Новый владелец модернизировал внешний вид машины, когда попал в аварию, покрасил в красный цвет. Сейчас «Панголина» стоит в музее на Рогожском валу.
«Панголина» — машина будущего из прошлого
Vikki94Рубрика: Сделано в СССР
26 Окт 15
Ни для кого не секрет, что СССР — это время дефицита. Не хватало продовольственных товаров, одежда в большинстве своем была однотипной и что уж говорить о ситуации с автомобилями. Страну заполонили сплошные ВАЗы и то которые имелись далеко не во всех семьях. А иномарки стояли в гаражах у тех, кто каким-то чудом перегнал их из заграницы или смог приобрести у нас за очень большие деньги. Одному человеку такое отсутствие разнообразия в личном транспорте точно наскучило, и он с помощью своих учеников смастерил уникальное творение под названием «Панголина». Этим разработчиком был электрик (по образования инженер) Александр Кулыгин. Свое самодельное авто он собрал в Ухте, Республике Коми в олимпиадном 1980 году. И все-таки, наверное, не зря его фамилия созвучна с фамилией изобретателя — Кулибиным.
Свое название автомобиль получил из-за ассоциации с одноименным зверьком броненосцем.
Выклейка кузова «Панголины» начала выполняться Александром еще в Москве, но позже, приехав в Ухту, он поручил пионерам технического кружка, помочь ему завершить проект. Но, к сожалению, после окончания замысла, все матрицы автомобиля были уничтожены, и не было возможности пустить его на массовый поток.
«Панголина» входила в состав так называемого движения «СамАвто», которое было распространено среди жителей разных уголков страны. Изобретателем мог быть кто угодно, начиная от инженеров, заканчивая механиками. Все они создавали проекты, которые не имели аналогов в нашей стране. И автомобиль «Панголина» являлся ярчайшим представителем этой деятельности. Он легко мог побороться в дизайне и функциональности со знаменитыми иностранными машинами, типа DeLorean или Lamborghini Countach.
Последняя как раз и вдохновила Кулыгина на создание своего детища. Но наш инженер внес в разработку собственные взгляды на внешний облик автомобиля. Вместо четырех дверей, он сделал так, чтобы поднимался весь колпак автомобиля, вместо привычных зеркал заднего вида он поставил перископ. Колеса были выполнены из алюминиевого сплава и обуты в низкопрофильную резину. Внутренний же кузов был выполнен в стилистике суперкаров, но вся внутренняя начинка состояла из того же, что и простой ВАЗ. Благодаря улучшенным аэродинамическим свойствам, машина могла разгоняться 118 км, ч.
Все это, безусловно, поразило советского человека, не меньше, чем роскошная Lamborghini. А, если еще не забывать, что «Панголина» была создана одним инженером и его учениками, то машина полностью оправдывает свое восхищение. Популярность ее росла с каждым днем, и почти каждому мальчишке хотелось взглянуть на нее хоть одним глазком. Машину даже использовали для съемок клипа на песню одной певицы.
За свое существование машина смогла побывать на различных автопробегах и выставках. Из-за этого, со временем ее внешний вид стал терять былую привлекательность и блеск. В 90-е года «Панголина» вообще попала в аварию, и ее кузов срочно пришлось переделывать. Была снята часть крыши, и сама машина множество раз перекрашивалась. В самой последней модификации она была окрашена в красный цвет, но на себя уже не походила. Прошлое не было возможности вернуть.
Помню в детстве, очень хотелось взглянуть на этот аппарат в живую, а не в журнальной статье. В то время мы как раз жили в Сыктывкаре, и отец возил нас с братом в Ухту по работе. Я всегда просила его как-то показать нам, что это за «Панголина» такая. Тогда это казалось машиной времени, потому что она была очень необычной. Но такого детского желания, конечно, не исполнилось, зато теплые воспоминания остались.
К сожалению, нынешняя судьба ретро-автомобиля неизвестна.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
«Панголина» — легендарное ноу-хау
Кстати, имя «Панголина» автомобиль получил за схожесть со зверьком-броненосцем Панголином. Кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму, такую конструкцию имели многие самодельные авто, но в остальном он был очень оригинален. Вместо традиционных дверей – поднимающийся на двух гидроцилиндрах колпак. Оригинальное и очень стильное решение однажды сыграло злую шутку с создателем. Его пришлось вызволять из автомобиля после того, как из гидропривода ушло давление, а колпак оказался настолько тяжелым, что Александр самостоятельно его поднять не смог. Колпак объединял боковые двери, крышу и лобовое стекло (оно было сделано из лобового стекла микроавтобуса РАФ). Лобовое стекло «Панголины» оснастили «ломающимся» стеклоочистителем. Александр собрал его из двух «дворников» от автобуса «Икарус«. Кинематика устройства была настолько хороша, что лобовое стекло очищалось на 95%. Это по праву считалось «ноу-хау» конструктора.
В автомобиле были очень удобные сиденья. Их сделали в стиле самолетных, с высокими спинками. У «Панголины» были выдвижные фары. Целая секция из 4-х прямоугольных фар располагалась по центру капота и выдвигалась при необходимости. Это было очень необычно и эффектно, а также улучшало аэродинамику автомобиля, когда фары не использовались. Александр самостоятельно изготовил колесные диски и обул их в низкопрофильную резину. Это было большой редкостью в СССР.
В качестве двигателя конструктор задумывал использовать оппозитный силовой агрегат, напоминающий традиционный двигатель внутреннего сгорания, в котором цилиндры имеют особое расположение — горизонтальное, но впоследствии, скорее всего из-за дороговизны, остановился на стандартной 1,2-литровой «четверке» от ВАЗовской «классики», который выдавал 62 л.с. Прогрессивная конструкция, легкий стеклопластиковый кузов и продуманная аэродинамика дали потрясающий результат: несмотря на применение стандартного двигателя «Панголина» разгонялась до 180 км/ч. «Жигули» того времени так гонять не умели. Вместе со своим создателем «Панголина» участвовала в ряде всесоюзных автопробегов и даже посетила международную автовыставку «ЭКСПО-85» в городе Пловдив, в Болгарии. Правда для выезда за границу конструкторам пришлось установить две дополнительные подъемные фары, стандартные зеркала заднего вида и стандартные колеса. Кузов был перекрашен.
Об автомобиле[]
Как раз при помощи учеников-пионеров (не имея, разумеется, никакой серьёзной технической базы) он и осуществлял в Ухте окончательную сборку «Панголины», над созданием которой начал работать в Москве, где производилась выклейка кузова. Все матрицы были уничтожены после завершения проекта, и «Панголина» обречена была остаться единственной в своём роде.
Год спустя о «Панголине» узнал весь СССР. Кулыгин привёз своё детище в Москву (по железной дороге, так как советские трассы для приземистого автомобиля просто не подходили), и вскоре машина вместе со своим автором попала на телевидение и страницы газет. Вдохновлённая сногсшибательным Lamborghini Countach, установившим моду на угловатые и приземистые спорткары, «Панголина» буквально потрясла воображение советских зрителей.
Конечно, её дизайн не отличался столь же выверенными линиями, как работы гениальных итальянцев из студии Bertone. Но советскому инженеру удалось придумать несколько элегантных и оригинальных решений: поднимающийся на гидравлическом приводе колпак вместо дверей, четыре фары в едином блоке, выезжающем из центра капота, перископ (!) вместо обычных зеркал заднего вида. Легчайший кузов из стеклопластика встал на самодельные колёса из алюминиевого сплава, обутые в низкопрофильную резину (достать её в советское время было невероятно сложно).
Внутренняя начинка «Панголины» полностью состояла из деталей и узлов обычных серийных ВАЗов. Этим и обусловлено классическое расположение двигателя спереди, который оказался придвинут вплотную к водителю и размещался прямо под приборной панелью. Кузов «Панголины» повторял пропорции центральномоторных суперкаров, у которых под капотом просто не предусматривалось места для ДВС.
Несмотря на использование стандартного двигателя, максимальная скорость «Панголины» превосходила показатели рядовых «жигулей» и достигала 180 км/ч — благодаря улучшенной аэродинамике и сверхлёгкому кузову. Некоторые детали, впрочем, были заимствованы у других автомобилей — например, стеклоочиститель был собран из двух икарусовских дворников.
В 80-х «Панголина» вместе со своим создателем прошла целый ряд всесоюзных автопробегов и даже поучаствовала на международной автовыставке в Болгарии (Экспо’85, Пловдив). Но с течением времени суперкар терял внешний лоск: ради получения госномеров и разрешения на выезд за границу Кулыгину пришлось установить стандартные колёса, смонтировать зеркала и передние фары. В 90-х «Панголина» попала в аварию, из-за чего кузов пришлось переделать, удалив часть крыши. Раскраска машины многократно менялась: в наши дни «Панголина» была окрашена в «красный феррари», обрела попутно глухую тонировку и безвкусные гоночные наклейки на стёклах.
«Монстры» советского самостроя
В 1987 году в Брянске состоялась крупная выставка автомобилей, изготовленных любителями. Были там и кулыгинская «Панголина», и другие интересные экземпляры. Игорь Рикман, например, привёз своего «Ихтиандра» — машину, которая умела не только ездить, но и плавать. Валерий Булычёв показал первый спортивно-туристический фастбек, прицеп которого превращался в небольшой домик.
«Ихтиандр»
В общей сложности на выставку в Брянск приехали 80 машин. Были здесь и прототипы спорткаров, и прадедушки современных кроссоверов. Дизайн машин был по тем временам футуристичным. Такими авто с мягкими обтекаемыми формами или угловатыми кузовами мечтал обладать любой советский мужчина.
Еще:
- Ушкуйники — русские пираты, наводящие ужас на моряков
- Золотая баба — мистическое сокровище сибиряков
- Почему в царской России была так популярна соколиная охота
- Какие татуировки носили славяне тысячу лет назад
- Почему Москву называют третьим Римом?
История создания
Это была необычная, но очень простая, как по конструкции, так и в изготовлении, машина. Создатели вездехода приняли участие в автопробеге любительских конструкций на приз журнала «Техника — молодежи». Это был первый успех. И на этом Кулыгин, конечно же, не остановился. После создания вездехода «Ухта», Александр задумал построить автомобиль своей мечты. Его самодельный автомобиль, названный «Панголина», получился очень похожим на «Ламборджини».
Возможно, сходство просто случайно, а может Кулыгин специально копировал формы легендарного суперкара. Кулыгин наделил «Панголину» очень редким кузовом, который называется «shooting brake». Это нечто среднее между купе и универсалом. Выклейка кузова производилась в Москве, а окончательные сборочные работы Александр Кулыгин провел в Ухте при помощи своих кружковцев-пионеров, не имея никакой серьезной технической базы. По какой-то причине все матрицы после окончания работ были уничтожены, и «Панголина» обречена была остаться в единственном экземпляре.
Через год после создания, «Панголина» приехала в Москву. Доставка осуществлялась поездом: самостоятельно автомобиль с низкой посадкой доехать до Москвы из Ухты не смог бы из-за плохих дорог. Там автомобиль попал на страницы журналов и телевидение – о нем узнал весь СССР.
Метки
Полезные советы (713)Тюнинг (416)ГИБДД (333)Рейтинг (216)ПДД (204)Автобусы (191)Грузовики (180)Пикап (168)Штрафы (168)кроссовер (159)История (157)Перевозки (151)АВТОДОМ (149)КЕМПЕР (148)ГАЗ (137)Цены (129)УАЗ (121)КАМАЗ (119)Грузовик (114)Внедорожник (108)Toyota (103)МАЗ (97)Автобус (96)Автомобиль (93)Электромобиль (91)Volkswagen (89)BMW (89)FORD (82)Tesla (82)Mercedes (82)СССР (80)Тягачи (78)Hyundai (74)Бензин (74)ЭЛЕКТРОБУСЫ (73)Scania (73)Porsche (72)Mercedes-Benz (72)Автомобили (72)Фургон (68)ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКИ (67)Технологий (67)Минивэн (64)гибрид (63)Шины (61)Советский (58)MAN (58)Renault (57)ФУРГОНЫ (55)ОСАГО (54)БЕСПИЛОТНИКИ (53)Закон (53)Ferrari (52)гаи (51)Volvo (51)Lamborghini (50)Общественный транспорт (50)Обман (50)ЭЛЕКТРОМОБИЛИ (49)Ремонт (48)
Ничего импортного
Для кузова «Панголины» использовались панели из стеклопластика, которые конструктор прикрепил к трубчатой раме. Диски Кулыгин не снимал с других машин, а изготовил из алюминия. Низкопрофильная резина для колёс нашлась у знакомых спортивных гонщиков.
Специально для «Панголины» был собран необычный по тем временам глушитель. Под багажником глушитель делился на два патрубка, которые снаружи защищались задним бампером. Лобовое стекло конструктор вообще снял со старого «Икаруса». Чудо-машина полностью отвечала главному критерию советского самостроя — собрано из подручных материалов.
Удивительная «Панголина»
Автомобиль с «начинкой» от ВАЗа разгонялся до заоблачной для «Жигулей» того времени отметки — 180 километров в час. Машина полностью состояла из отечественных материалов, которые Александр Кулыгин — создатель спорткара — смог раздобыть на обычных рынках.
После всесоюзной автомобильной выставки в 1979 году о «Панголине» узнала вся страна. На мероприятие машину пришлось везти в грузовом вагоне поезда. Советские дороги не были предназначены для заниженного спорткара.
Кулыгин в одночасье стал знаменитостью. Советские люди сравнивали чудо-машину с популярным тогда Lamborghini Countach. Однако в отличие от итальянского автомобиля самострой Кулыгина был собран из мусора и подручных средств. Нехватку материалов конструктор компенсировал невероятными ноу-хау, которых не было даже у итальянских инженеров.