ДТП с наездом на пешехода задним ходом – что делать в первую очередь?
Инциденты с участием автомобиля и пешехода имеют некоторые отличия от ДТП, где столкнулись только транспортные средства.
Так, если в случае с машинами можно ограничиться оформлением европротокола, то при наезде на человека этот вариант не сработает. Дело здесь в том, что упрощённый порядок предполагает соблюдение требований из ст. 11.1 Закона Об ОСАГО – но поскольку одним из участников ДТП является пешеход, да к тому же без ОСАГО, составлять европротокол нельзя. Единственно верным действием в такой ситуации будет оформление аварии с помощью инспекторов ГИБДД.
Обязанности водителя после ДТП подробно расписаны в пунктах 2.5 – 2.6.1 Правил дорожного движения – и вот что вы обязаны сделать в первую очередь:
- Почувствовав удар, сразу остановиться и никуда не уезжать,
- Выйдите из машины и осмотрите место происшествия,
- Включите «аварийку» и выставьте знак аварийной остановки,
- Позвонить по номеру 102 и сообщить о наезде на пешехода. Желательно записать разговор с дежурным, чтобы у вас было доказательство обращения в полицию.
- В ожидании экипажа ДПС поищите очевидцев происшествия – расспросите их о том, что они видели, где был пешеход, куда он направлялся, стоял на месте, шёл или бежал. Обменяйтесь с очевидцами контактными данными, в идеале – попросите их вместе с вами дождаться приезда полиции,
- Осмотритесь, есть ли на месте инцидента камеры, захватывают ли они место наезда – если да, нужно будет ходатайствовать перед ведущим дело инспектором о том, чтобы он изъял видеозаписи и изучил их.
- По приезду ГИБДД дайте им свои объяснения, укажите на свидетелей, покажите запись с видеорегистратора (если он снимает задний план).
- Далее по процедуре вам предложат «дунуть в трубочку» и свозят на медосвидетельствование – это стандартная процедура при ДТП с наездом на пешеходов. Поэтому даже после происшествия не употребляйте алкоголь и уж тем более наркотические вещества, каким бы сильным ни был ваш стресс.
Но зачем нужны все эти манипуляции? Не проще ли договориться со сбитым пешеходом о возмещении вреда, оплатить ему лечение и испорченное имущество, а затем составить расписку. Нет, не проще! Хотя бы потому, что закон 2023 года предусматривает единственно возможный вариант оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД – по европротоколу, который при авариях с пешеходами не работает!
Да и есть ли у вас уверенность, что у пострадавшего нет травм? Или что через неделю после наезда он не пожалуется на ухудшение здоровья, необходимость сделать МРТ, дорогостоящую операцию и не потребует ещё 200 тысяч рублей сверху в качестве морального ущерба.
Ещё учитывайте, после ДТП пострадавший может находиться в шоковом состоянии. Ввиду этого он не придаст значения лёгким покалываниям, а по прошествии времени почувствует сильную боль, обратится в медучреждение – где ему поставят диагноз перелом, растяжение или вывих. Попутно врачи поинтересуются, при каких обстоятельствах была получена травма. И если пешеход скажет правду, то информация из больницы поступит в ГИБДД, а вашу машину объявят в розыск с последующей остановкой и оформлением протокола по части 2 ст. 12.27 КоАП за скрытие с места ДТП.
А если сбитый пешеход убежал?
Радоваться рано, поскольку здесь можно легко угодить под лишение.
Многие водители рассуждают так: раз сбитый человек сам поднялся, махнул рукой и ушёл своим ходом, значит всё с ним в порядке и ни о каком ДТП можно не сообщать – и уезжают. В этом и кроется корень бед!
Обязанности водителя после ДТП никто не отменял. Даже если пешеход куда-то исчез – вас это волновать не должно. Ведь ушедший может пребывать в шоковом состоянии от наезда, но потом вернуться обратно и сообщить в ГИБДД – и если вас на месте не окажется, то грозит наказание за оставление места аварии. Поэтому, порядок действий для автолюбителя остаётся тем же – оставаться на месте, позвонить в полицию и сообщить о факте ДТП. Иначе будут неприятности…
Правила движения автомобиля в направлении назад
К сожалению, передвижению транспортного средства задним ходом в правилах ДД уделено мало внимания. Основной пункт, который регламентирует рассматриваемое действие – 8.12. Здесь указано, что передвигаться так можно только в ситуации, когда у водителя есть полная уверенность в безопасности маневра, отсутствии помех, созданных его действиями, для других участников движения. При этом, если потребуется, необходимо воспользоваться посторонней помощью, например, если выезжать приходится в условиях ограниченной видимости. Таким образом, чтобы выполнить выезд по правилам, водитель должен:
- убедиться в том, что позади транспортного средства нет помех;
- получить уверенность, что своими действиями он не заставит участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить скорость или направление.
Запрещается двигаться назад на следующих участках дороги:
- пешеходные переходы;
- перекрестки;
- мосты;
- железнодорожные переезды;
- места, где видимость дороги меньше 100 метров;
- тоннели;
- места, где располагаются остановочные пункты.
Запреты очень легко пояснить, потому как в этих случаях наблюдается повышенный риск возникновения ДТП при движении задним ходом. Последствия могут быть весьма серьезными. Поэтому, каждый водитель должен знать все запреты очень хорошо.
Ответственность за оставление места ДТП
Все обязательные действия, которые водитель должен совершить после дорожно-транспортного происшествия, отражены в ПДД. В частности, в соответствии с требованиями пункта 2ю5 данного нормативного правового акта, автомобилист, который причастен к ДТП, должен остановить свое транспортное средство и не трогать его до приезда на место столкновения сотрудников ГИБДД.
Соответственно, если участник дорожно-транспортного происшествия оставляет место аварии, а также в ситуациях, когда все участники ДТП оставляют место происшествия, значит, своими действиями они не выполняют нормы законодательства, установленные ПДД. Следовательно, при выявлении данного факта сотрудники дорожной инспекции имеют право привлечь таких автолюбителей к административной ответственности.
Можно ли получить компенсацию за ущерб после покидания места аварии
Обязательно документально оформляйте ДТП
Думаю, всем известно, но я всё-таки напомню, что без документов о ДТП страховое возмещение не получить. И если для урегулирования убытков по ОСАГО достаточно самостоятельного заполнения Извещения о ДТП, то для выплат по КАСКО, скорее всего, потребуется полный пакет документов из ГИБДД.
Да и для предъявления требований к виновнику о возмещении вреда обязательно нужны, подтвержденные документами доказательства наличия у вас права требовать компенсации. То есть как минимум расписка о возмещение ущерба у вас должна остаться, если вы намерены получить компенсацию за полученный ущерб.
Признали обоюдную вину – я получу 50% выплаты?
Если по мнению инспекторов при сдавании задним ходом правила нарушили оба водителя, то нарушителями признают обоих. В таком случае каждый получит по 50% своего ущерба.
Другое дело, когда в реальности один из водителей ничего не нарушал, но инспекторы не захотели разбираться или по каким-то другим причинам вынесли постановление. Можно постановление обжаловать по админке, но, если не получилось, тогда не стоит опускать руки.
Как говорилось выше, постановление инспектора – это не установление вины в ДТП. Там говориться, что дядя Вася нарушил такой-то пункт правил, и всё!
Вину в ДТП можно установить в гражданском порядке в рамках иска о возмещении ущерба от ДТП в полном объеме. Соответственно, подавать его необходимо и на страховую компанию по ОСАГО, и на виновника.
Важная тонкость про нарушителя, не имеющего преимущество
О том, что не надо уступать дорогу тому, кто движется в нарушение правил, сперва указывалось лишь в конкретных делах, которые доходили до Верховного Суда. Сейчас, в 2020 году, такое разъяснение включено в указанное выше Постановление Пленума.
В описанных нами ситуациях данный подход тоже применяется, например, когда кто-то сдает назад на перекрестке, соответственно, нарушает ПДД, и ни о каком приоритете в таком случае речи идти не может.
Чтобы обосновать это суду, можно следовать данной инструкции-последовательности:
- необходимо указать, какими пунктами Правил должен был руководствоваться каждый из водителей,
- процитировать данные пункты ПДД, а также определения, что такое перекресток, что такое прилегающая территория, что такое уступить дорогу,
- необходимо сделать акцент на том, что уступать дорогу (не создавать помех) нужно только тем участникам движения, которые имеют приоритет в движении,
- указать на то, что водитель, нарушающий ПДД, лишён этого самого приоритета, и обязанности ему уступать нет.
Как избежать ДТП и как реагировать на него
Конечно, предотвратить на 100% аварии невозможно. Есть непредвиденные моменты, избежать которых не всегда получается
Тем не менее, соблюдая некоторые меры осторожности, удастся снизить риск ДТП
Обратите внимание на такие моменты:
- Перед движением осмотритесь, убедитесь, что перемещению в заданном направлении ничего не препятствует.
- Если увидели вблизи пешеходов, движущийся автомобиль, переоцените ситуацию.
- В движении отслеживайте положение в зеркалах бокового, заднего вида. При обнаружении непредвиденного объекта, остановитесь.
- Просмотрите положение соседних авто, относительно вашей машины.
- Услышав звуковой сигнал, остановите движение и проверьте возможности для безопасного маневра.
- Стремитесь к тому, чтоб выполнять манёвр без спешки.
Примерный план поведения при парковочном ДТП в 2020 году:
- Остановить движение.
- Заглушить мотор.
- Осмотреть место, исключить вероятность наезда на человека.
- При наличии пострадавших оказать помощь.
- Выставить знак аварийной стоянки.
- Сохранение следов происшествия до приезда инспекторов (прихода других участвующих собственников ТС) для оценки размера урона.
- Опрос свидетелей, сбор контактов.
- Фотофиксация:
- общего плана местности;
- тормозных путей;
- обломков деталей;
- разбитых и поврежденных частей ТС;
- оба ТС со всех ракурсов;
- номерные знаки обоих ТС.
Уехал, но вернулся
Дело происходило в Крыму. 13 января прошлого года некий водитель Кострыкин в 11.45 утра двигался по дворовой территории дома 1 «а» по улице Дмитрова в поселке Черноморское на своем автомобиле. И задел припаркованную машину. Из документов неясно, заметил ли он удар, останавливал ли машину, но ясно, что с места происшествия он уехал.
Далее — тоже непонятно. То ли совесть проснулась, то ли, доехав до места он обнаружил легкие повреждения на машине и, сопоставив обстоятельства, вычислил, где он их мог получить. Но Кострыкин вернулся на место происшествия. Причем еще до приезда сотрудников ГИБДД. Он присутствовал при установлении обстоятельств происшествия и подписал схему к протоколу осмотра места аварии. В протоколе об административном правонарушении он сделал отметку о том, что место ДТП не покидал. Однако его отсутствие до приезда ГИБДД подтверждалось показаниями свидетелей и было зафиксировано в протоколе.
Черноморский районный суд на основании этих документов решил, что Кострыкин скрылся с места ДТП, за что и должен понести ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП — «Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся». И лишил его прав на один год и два месяца. Это решение подтвердил и Верховный суд республики Крым.
Виновник участвовал в оформлении происшествия ДТП. Значит, ответит только за нарушение правила
Но Верховный суд РФ с этим не согласился. Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников полиции Кострыкин находился на месте. Обстоятельства происшествия установлены с его участием. Схема происшествия подписана и им, и другим участником ДТП. Второй участник и свидетели также подтверждают, что Кострыкин на момент приезда сотрудников ГИБДД присутствовал на месте.
При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Кострыкиным места ДТП, участником которого он является.
Да, он не выполнил требование пункта 2.5 Правил дорожного движения: немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. За что его можно привлечь к ответственности по части 1 статьи 12.27 КоАП — штраф 1 тысяча рублей. Но, поскольку он уже начал исполнять наказание по неправильно вмененной ему части 2 этой же статьи, то Верховный суд дело прекратил.
Все судьи должны внимательно изучать судебную практику Верховного суда и ориентироваться на нее. Но при этом необходимо рассматривать конкретные обстоятельства дела. Так, например, в ГИБДД считают, что подобные ситуации, когда человек во дворе задел другую машину, уехал, а потом вернулся, не заслуживают сурового наказания в виде лишения прав. Однако бывают и другие ситуации.
Например, водитель сбил человека и уехал. А потом вернулся. Это уже можно квалифицировать как оставление в опасности
И не важно, какие необходимые обстоятельства были у водителя, чтобы покинуть место ДТП в такой ситуации
Другой случай. За рулем в момент ДТП находился нетрезвый водитель. Он уехал с места аварии, попросил трезвого родственника сесть за руль, вернуться на место аварии и поучаствовать в ее оформлении, взяв вину на себя. Если бы он сам остался на месте ДТП, ему грозила бы не только расплата с пострадавшими, но и лишение прав, а также штраф 30 тысяч — за первый случай управления в нетрезвом виде. А за повторный — уже уголовная ответственность.
А трезвый родственник за рулем, который вписан в полис ОСАГО, отделается всего лишь штрафом за нарушение правил, а также повышенным тарифом за автогражданку.
Случаи когда ударил сзади и остался не виноват
Хотелось бы сказать что инспекторы ГИБДД, только выявляют факт ДТП фиксируя все нюансы произошедшего. А уже установить кто виноват в аварии может только уполномоченный судебный орган.
Суд в свою очередь изучает все факты и причино-следственные связи относящиеся к делу и определяет уровень последствий для всех участников ДТП.
При обоюдной вине в аварии суд будет выявлять:
- Нарушения ПДД какой стороны в большей степени привело к аварии,
- При отсутствии чьего нарушения авария была бы менее вероятна?
При решении двух этих вопросов суд определит степень виновности той или иной стороны конфликта.
Актуальные вопросы и ответы
Вопрос:
Как реагировать на происшествие?Ответ: Если вы сдавали назад и въехали в другое недвижимое транспортное средство, вам нужно дождаться его собственника. При отсутствии значимых повреждений можно решить вопрос на месте. Если не более двух участников и повреждения в пределах 100 000 рублей, все вопросы согласованы, то можно составить Европротокол (упрощенка). При более тяжких последствиях и разногласиях вызывают ГИБДД.
Вопрос:
Как выглядит схема ДТП и кто ее должен составлятьОтвет: При присутствии инспекторов на месте аварии, они сами составляют схему. Если приняли решение действовать по упрощенке, позаботиться об изображении придется самим водителям. Учитываем такие моменты:
- место происшествия, с прорисовкой часть парковочной зоны;
- ТС участников, в том числе и тех что зафиксированных на месте;
- ТС, что были по соседству (движущиеся объекты и стоящие);
- направление движения объектов (прорисовывается стрелками);
- разметки, знаки, светофоры;
- посторонние объекты, попавшие в аварийную зону (лавки, мусорные баки, столбы).
Меры предосторожности
Чтобы обеспечить спокойное передвижение и максимально снизить риск возникновения аварийных ситуаций, следует включать звуковой сигнал непосредственно во время осуществления езды.
Если будет замечено еще одно ТС, которое передвигается задним ходом, необходимо подождать его остановки, только после этого можно продолжать езду.
Не стоит забывать про то, что другие водители также включают звуковой сигнал при движении задним ходом. Такое транспортное средство можно обнаружить именно по этому признаку, поэтому следует прислушиваться к окружающим звукам.
Иногда водители не слышат условный сигнал и продолжают передвижение, которое в конечном итоге приведет к столкновению с движущимся задним ходом ТС. В этом случае разумно будет пропустить водителя, пренебрегающего условным сигналом и правилами, чтоб не попасть в неприятную ситуацию, так как наказание за ДТП может назначаться и обоим его участникам.
Когда водитель двигается задним ходом и слышит звуковой сигнал, который оповещает о нахождении на линии еще одного ТС, необходимо остановиться, чтобы не врезаться в чужую машину.
Это поможет не только сберечь собственное ТС, но и оградить себя от необходимости дожидаться сотрудников ГИБДД, возможно выплачивать штраф или получить более существенное наказание.
Необходимо постоянно ориентироваться на общее расположение ТС. Следует учитывать не только ситуацию, которая возникла до начала движения, но и замечать все изменения, происходящие в реальном времени.
Особое внимание нужно проявлять до момента прекращения выполнения маневра. Удобно контролировать расположение ТС и пешеходов, отслеживать их возможное появление, пользуясь зеркалами заднего вида
Если есть опасность столкновения или другого вида ДТП, следует снизить скорость до минимальной.
Большинство ДТП при движении задним ходом возникают по причине спешки как водителя ТС, так и второй стороны.
Основные причины аварий
Несмотря на наличие определенных правил, количество случаев возникновения аварий на автопарковках не уменьшается. Этому есть свои обоснования. Специалисты исследовали обстоятельства, способствующие аварийным ситуациям, и составили их отдельный список.
К факторам, влияющим на создание аварийных случаев, относят:
- модификации автомобилей – отдельные выпущенные авто имеют изменения в габаритах;
- изменчивость процессов урбанизации – меняются схемы дорожной (придорожной) инфраструктуры;
- повышенная плотность нахождения (движения) транспорта на парковках;
- не организованы парковочные места в соответствии со стандартами ГИБДД;
- используемый транспорт неисправен;
- водитель невнимателен, неопытен;
- водитель с самого начала парковки избрал неверное для авто положение, из-за чего движение назад стало затруднительным.
Статистика случаев не утешает – частота происшествий заметно увеличена в местах для парковки. Сейчас специалисты убеждены, что при использовании на транспорте дополнительного оснащения аварийные ситуации можно свести к минимальным.
Внимание! Узнайте подробности здесь
Находят ли виновника после ДТП во дворе
Без рассмотрения конкретного случая, сказать, находят или нет скрывшегося после дворовой аварии, трудно. Вероятность нахождения виновника сильно зависит от множества факторов, например:
- наличия свидетелей, видеозаписей происшествия;
- активности поисков;
- стечения обстоятельств.
Как вы понимаете, одно дело, когда случилось мелкое ДТП: задел ночью стоящую на пустыре машину, когда рядом никого не было и её владелец, заметив царапины, махнул рукой, заполировал их сам на даче в ближайшие выходные и спокойно катается дальше, и совсем другое, когда на глазах хозяина помяли его новенькую машину и скрылись.
Естественно, он приложит максимум усилий чтобы найти виновника, а если он ещё и кто-то вроде прокурора, то вероятность поимки вредителя очень высока.
Иногда виновник сам попадается, оставив свою помятую машину рядом с местом аварии или попадая в другое, более крупное ДТП через малое время после дворовой аварии.
Как обычно обстоят дела с поиском виновника
При столкновениях во дворах и на парковке обычно свидетели находятся – это жители близлежащих квартир, а также прохожие. Кроме того, всё больше и больше дворов и парковок особенно в крупных городах, оснащаются системами видеонаблюдения. Поэтому уехать незамеченным после столкновения во дворе достаточно трудно.
С другой стороны, сотрудники автоинспекции к поиску уехавших с мелких ДТП относятся достаточно халатно, чего нельзя сказать о некоторых потерпевших, которые готовы из-под земли достать причинителя вреда.
Поэтому лучше не испытывайте судьбу и не уезжайте после аварии даже при самых незначительных повреждениях и наличии очень важных планов.
Особенности ДТП при перемещении задним ходом на парковке
Движение задом может быть связано с необходимостью, например, объезда препятствия на пути из парковки. Въезд и выезд парковочной зоны, чаще всего происходит на минимальной скорости. Благодаря чему, даже при наезде на препятствие, удается отделаться незначительными повреждениями.
Большого риска такое происшествие не несет и для водителей. Но что касается пешеходов, то наезд на них не окажется таким незначительным. При любом, даже самом минимальном воздействии пострадавший человек испытает огромный стресс. Никто не исключает физических повреждений. Нужно быть максимально бдительным, внимательным и предусмотрительным.
Требования к парковочным местам
Некоторым водителям может показаться, что заезжая на парковку можно оставить машину там, где захочется. Но это совсем не так. Автомобиль должен занять свое парковочное место (площадка с разметкой).
Для каждой машины должно выделяться столько места, чтобы она могла легко маневрировать при заезде и выезде. Если эти требования не выполняются, происходит повреждение соседних машин.
Существуют даже специальные стандарты, в соответствии с которыми происходит разметка парковочных мест. Учитываются параметры абсолютно всех видов транспорта (даже грузового).
Ознакомьтесь с правилами разметки асфальта на парковке:
- Между открытыми дверьми машин, стоящих на парковке по соседству, должен пройти один человек средней комплекции;
- Парковка должна быть обозначена специальным дорожным знаком: большая белая буква «Р» на синем поле;
- Должна быть создана такая разметка, чтобы машины могли легко разъезжаться в нужном направлении;
- Линии разметки должны быть такой толщины, чтобы водители могли их легко различить на асфальте;
- Используемая для разметки краска должна быть с эффектом светоотталкивания;
- Никакие посторонние объекты, находящиеся на парковке, (колонны, столбу, урны, клумбы, тумбы, терминалы, прочее), не должны мешать свободному въезду и выезду на место парковки;
- Если выполняется новая разметка, старые лини должны быть удалены;
- Ширина линии разметки должна быть не более 10 см;
- Обычно разметка рисуется «под наклоном» (40-60 градусов), «елочкой» (крупные парковки), «перпендикулярно проезжей части» (небольшие парковки с маленькими заездными карманами).
Если сотрудники парковки хотят озеленить территорию – то это не запрещено. Обычно она обсаживается деревьями, кустами, цветами.
В соответствии со стандартами, приятными в РФ, одно парковочное место для легковой машины не должно быть меньше 2,3 м (в ширину).Место парковки машин, принадлежащих людям с ограниченными возможностями, должно быть в ширину не менее 3,5 метра. Разрешены отклонения от нормы в пределах 5 сантиметров. Наносить новую разметку следует не реже 1 раза в полгода.
Парковки со шлагбаумом
Часто заезжая на парковку можно обнаружить шлагбаум. Это говорит о том, что прежде, чем занять парковочное место, необходимо за него заплатить. Шлагбаум откроется после внесения определенной суммы.
В том случае, когда авария произошла «с участием шлагбаума», причины могут быть следующими:
Владелец авто отказывается вносить оплату за парковку;
Водитель не справился с управлением;
Преднамеренное нарушение правил дорожного движения;
Оплачивая парковку через терминал, водитель отвлекся от основного действия, то есть, управления ТС.
В большинстве терминалов или паркоматов не выдается сдача. Эта ситуация иногда влияет на сосредоточенность водителя за рулем и приводит ДТП.
Авария на парковке
Ага, я так как-то сделал Чуть не скиздили тормозные шланги новые в упаковке, лежащие в коробке у подъезда, пока я машину подгонял ? -СТАТУТ- , 12:40 # ну не сперли же,и тормозные шланги я например легко могу донести до машины,не напрягаясь,не тяжелее стакана то:-) Пинками отгонял ? Там кроме них было еще куча всего, просто они сверху лежали -СТАТУТ- , 12:44 # ну кто то подумал халява а ты обломал:-) жестокий ты человек:-) ну щазззз я буду на халяву отдавать тормозные шланги за 7 тыр ? zoki , 11:05 # Здравый смыл подсказывает не запирать проезды. Моя машина стояла с включенными габаритными огнями, Ахрененная индульгенция. На уровне детского сада.
Является ли столкновение на автостоянке страховым случаем
Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), дорожно-транспортное происшествие – столкновение одного с другим или сразу нескольких транспортных средств на дорожном полотне, либо прилегающей к дорожной части территории.
По ОСАГО
Все зависит от характера столкновения, причины и нахождения виновной стороны. Эти факторы всегда будут влиять на степень полученного ущерба. Например, если водитель интерпретирует удар дверью о кузов авто как ДТП, то это совсем неверно.
По определению, такой случай не будет считаться аварией и не пройдет по закону «Об ОСАГО» (Обязательное страхование транспорта 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Он попадает под власть Гражданского Кодекса по статье 15 «Возмещение ущерба». Для разрешения проблемы понадобится вызвать участкового, а не ГИБДД.
Автотранспортным происшествием по закону можно считать:
- Когда в аварии были замешаны двое или больше сторон, а также был получен ущерб имуществу и определены потерпевшие.
- Когда есть только одна сторона, столкнувшаяся со статичным объектом.
- Когда водитель совершил наезд на пешего человека.
Также ДТП не могут быть признаны следующие ситуации:
- Происшествия, в которых не участвовал автомобиль.
- Когда транспорт стоял недвижимо, на одном месте с незаведенным мотором.
- Когда не было зарегистрировано никаких повреждений собственности или пострадавших лиц.
По сути, не важно, где произошла авария. Если ситуация попадает под определение аварии (участвовали два движущихся автомобиля на территории дорожного полотна или прилегающей к нему территории), то пострадавший получит ОСАГО
Столкновение на парковке, которая может считаться территорий примыкающей к дороге, регистрируется. Однако если говорить о получении выплаты при помощи ОСАГО, то далеко не все ситуации будут засчитаны как авария.
К примеру, если авто совершило наезд на другой транспорт, который неподвижно стоял с выключенным мотором, то подобные моменты не будут определены как дорожное происшествие.
Но если оба участника движения столкнулись при попытке выезда из парковочной зоны, либо передвигались по ней, то это без сомнения ДТП.
По КАСКО
Ситуация с КАСКО похожа на страхование по ОСАГО. Дело в том, что добровольный полис не защищает автолюбителя от всех рисков, несмотря на обещания агента (он старается быстрее продать услугу).
Автомобиль будет застрахован только от заранее оговоренного списка рисков.
Самые частые из опций:
- авария;
- пожар (рознится с поджогом);
- незаконные действия третьих лиц;
- угон или кража;
- ущерб при падении предметов или стихийных бедствий.
В итоге, если вы зарегистрированы только от ДТП, то компенсация будет выплачена только при его регистрации. Если случай на парковке не будет признан аварией, то выплаты не предусмотрены.
В полисе, как правило, указан спектр услуг, в том числе защита от действий третьих лиц. Тогда оформить компенсацию больше шансов.
Также важно помнить, что страховка действительна только при соблюдении клиентом компании правил договора. Если они будут нарушены, то не стоит надеяться на какую-либо выплату (правила обсуждаются в договоре страхования)
Когда можно уезжать после аварии
Но в некоторых ситуациях водители могут, не вызывая сотрудников автоинспекции, покинуть место ДТП. Для этого необходимо:
- Отсутствие погибших и раненых.
- Согласие между водителями по всем обстоятельствам ДТП.
При соблюдении этих условий водители могут не звонить в ГАИ, а:
- Доехать до ближайшего отделения ГИБДД и оформить ДТП там вместе с инспектором.
- Оформить Европротокол.
- Ничего не оформлять.
Мнение эксперта
Захарова Ирина Августовна
Юридический стаж 33 года. Из них 25 лет в прокуратуре в должностях ст. следователь, ст. помощник прокурора. С 2005 г. представляю интересы граждан в судах по гражданским делам, в арбитражных судах. https://www.9111.ru/urist-6835464/
В соответствии со ст. 11.1 № 40-ФЗ оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции (Европротокол, а официально — Извещение о ДТП) осуществляется при ДТП по следующим правилам:
- Если вред причинен не более чем двум транспортным средствам.
- Гражданская ответственность владельцев застрахована в соответствии с законом.
- Обстоятельства причинения вреда , характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей), зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями.
Оформление ДТП без сотрудников ГИБДД и заполнение Европротокола недопустимы, если пострадало какое-либо имущество, не принадлежащее владельцам столкнувшихся авто. При любом повреждение чьего-либо чужого, в том числе муниципального, имущества (ограждения, столба, здания, дерева, принадлежащего лесохозяйству), самостоятельно разъезжаться нельзя.
С большой вероятностью в этом случае придётся понести наказание, так как собственник повреждённого предмета вызовет полицию, наверняка найдутся видеозаписи с камер наблюдения и свидетели, и найти причинителей вреда станет делом техники.
Можно ли получить компенсацию за ущерб после покидания места аварии
Думаю, всем известно, но я всё-таки напомню, что без документов о ДТП страховое возмещение не получить. И если для урегулирования убытков по ОСАГО достаточно самостоятельного заполнения Извещения о ДТП, то для выплат по КАСКО, скорее всего, потребуется полный пакет документов из ГИБДД.
Да и для предъявления требований к виновнику о возмещении вреда обязательно нужны, подтверждённые документами доказательства наличия у вас права требовать компенсации. То есть как минимум расписка о возмещение ущерба у вас должна остаться, если вы намерены получить компенсацию за полученный ущерб.
Судебная практика
Судебная практика по данному вопросу достаточно разнообразна
Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.
Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.
А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов
Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтвержденную экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д
В связи с чем, рекомендую воспользоваться следующими советами:
- Добивайтесь признания второго участника виновным на 100% в суде, если вы не считаете, что нарушение вами ПДД стало причиной аварии.
- Указывайте страховую компанию в качестве соответчика наравне с виновником в иске о возмещении вреда — в процессе разбирательства будет установлена мера вины каждого участника.
- Добивайтесь признания вины хотя бы поровну — если не будет определен ни один виновник, не будет никакой выплаты по ОСАГО.
В каких местах разрешено?
Чуть выше мы выяснили, что движение назад регулируется пунктами 8.11 и 8.12 ПДД. Манёвр запрещен на перекрестах и в местах, где не разрешается совершать разворот.
Отсюда можно сделать вывод, в каких местах разрешается ездить задним ходом в 2023 году:
- На дорогах, где отсутствует запрет езды в противоположном направлении основному потоку.
- В ситуациях, когда манёвр безопасен, не несёт угрозы другим участникам дорожного движения и не создает помех.
- На дорогах с односторонним движением, при соблюдении знаков.
Скорость движения задним ходом должна быть умеренной. В ПДД не описывается ни максимальная, ни минимальная скорость. Ситуации разные, поэтому главным критерием выступают безопасность манёвра и отсутствие помех.
На заметку! Если вы обучаетесь вождению, рядом с вами в автомобиле обычно сидит инструктор автошколы. Чтобы закрепить теоретическую часть программы, наставник может дать указание двигаться задним ходом. Иногда это происходит в нарушение ПДД. При этом вы, как ученик, обязаны следовать указаниям автоинструктора. Наказаний за подобный манёвр к вам применять не могут. Но, конечно, нужно убедиться, что задний маршрут безопасен для движения.
Еще один важный момент касается поворотников. Когда вы сдаете назад и хотите повернуть, нужно обязательно включать соответствующий указатель поворота. Двигаясь назад и вправо – «правый поворотник», назад и влево – «левый». Если сигнальные указатели не работают, о манёвре нужно сообщать вытянутой рукой.