Техосмотр в России
Техосмотр в России проходили в вечно забитых пунктах где-то на окраине города. После многочасовых толканий в очередях мастера смотрели, как светят фары, не люфтят ли элементы подвески и рулевого управления и что там с токсичностью выхлопа. После всех страданий тебе выдавали талончик на лобовое стекло, за отсутствие которого сначала ГАИ, потом ГИБДД могли и наказать.
Так нужен ли техосмотр в России?
В том виде, в котором он существовал последние три десятилетия, нет, так как не имел никакого отношения к безопасности движения.
Нужен ли он в нормальном виде – как в Англии или Японии? Для постгарантийных машин – да. Первые два-три года, пока машина под присмотром у официального дилера, какие-то критические вещи не останутся без внимания.
А вот дальше, когда машина попадает в царство русского «авось», технический пригляд за ней необходим. Ведь аварии по вине техсостояния ТС хоть и не в списке лидеров, но счет их идет на сотни. А это – жизнь и здоровье непосредственно, такое на самотек пускать неправильно.
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Как вы считаете, нужен ли в России техосмотр? И что правильнее: проходить техосмотр по всей строгости японских или британских требований или купить талончик у знакомого гаишника?
Япония, Китай
Самый дорогой техосмотр в Японии. О нем можно не думать первые три года после покупки машины, но затем раз в два года придется раскошеливаться минимум на 300 долларов, а с учетом повторных обращений и налогов — на всю тысячу. Поэтому большинство японских автомобилистов предпочитает вовремя сдать машину на утилизацию либо продать с условием вывоза из страны, например, в Новую Зеландию или Россию.
В Поднебесной единой системы техосмотра не существует. Каждая китайская провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения. Междугородный транспорт подвергнут штрафу лишь в случае заметного выхлопного чада, определяемого дорожным полицейским на глаз.
Проще только в Австралии. Там техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.
Так нужен техосмотр или нет? Анализ мировой практики не дает однозначного ответа. Больше всего автомобилей зарегистрировано в США. В части организации жизни человека с автомобилем они бесспорные лидеры. Поэтому, вероятно, техосмотр пойдет по американской дорожке, то есть в сторону реки Лета. К ней подталкивают и сами автомобили, становящиеся надежными, безопасными и еще и интерактивными. Уже сейчас захворавшее авто не тронется с места, пока его не осмотрят специалисты. А в будущем о своем здоровье, видимо, станет сообщать сразу в технический центр. Зачем таким гаишники? Без них управятся.
технический осмотр в Европе и в Мире.
ЭТО ЛЮБОПЫТНО!
Технический осмотр в разных странах:
Система, объединяющая функции контроля движения и периодической проверки технического состояния транспортных средств, на европейском континенте, помимо России, сохранилась только в Турции.
В Европе действует практика непричастности полиции к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.
В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт — 10 рабочих дней. Повторное обращение — со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту: в Великобритании, например, запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.
Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. Все машины старше 4-х проходят техосмотр раз в два года, автобусы — раз в 6 месяцев. Такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение — вплоть до тюремного срока.
В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. Они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.
В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим — на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше, чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.
В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.
В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В 2010 году от техосмотра отказались власти двух штатов — Миннесота и Кентукки. В Делавере проводят ТО для автомобилей старше четырех лет, в Нью-Джерси — старше пяти лет, а в Мэриленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах обязательный техосмотр действует, но проводят его гражданские фирмы, где — ежегодно, а где — и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя.
Перечень проверяемых узлов и систем сильно разнится от штата к штату. Строже всего относятся к техосмотру в Виргинии, Нью-Йорке и Массачусетсе: осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, коробку передач, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показания приборов. В иных штатах, напротив, ТО заключается в проверке ремней и подушки безопасности.
На устранение выявленных неисправностей автолюбителю отпускается 20 дней, затем он должен повторно пройти процедуру осмотра. Езда без стикера техосмотра обернется крупным штрафом.
В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года.
В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения.
В Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.
Написал Иван,
11 октября в 00:54.
Что изменится и для кого с 1 сентября 2022 года?
Изменения, вступающие с указанной даты, относятся к правилам проведения ТО, а именно к количеству параметров, проверяемых в рамках данной процедуры, и применяются ко всем категориям транспортных средств.
1 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, согласно которому в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.
Так под нож попали следующие пункты диагностирования:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- проверка способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- проверка работы штатного противоугонного устройства и другие.
При этом введено несколько новых параметров проверки. Так, с 1 сентября 2022 года при диагностике двигателя будет проверяться «подсос воздуха» (скорее всего, речь идет о проверке герметичности впускного коллектора) и утечка выхлопных газов в обход «системы выпуска» (выпускного коллектора, глушителя, нейтрализатора и др.).
Проще говоря: теперь, не нужно будет предъявлять аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки, но, скажем, на наличие тюнинга и незарегистрированных изменений внесенных в конструкцию ТС внимание технические эксперты обращать по-прежнему будут, поэтому перед техосмотром рекомендуется привести комплектацию и внешний вид авто к заводскому состоянию. Также, наконец, отменили необходимость измерения шума авто, поскольку данная процедура в условиях промышленных помещений все равно была лишена смысла – шумомер невозможно было откалибровать перед работой, была необходима полная тишина, достигнуть которой в рамках помещения ПТО практически невозможно.
Техосмотр в Германии. (Для тех кому интересно.)
Техосмотр легкового автомобиля в Германии (называется он тут Hauptuntersuchung, сокращённо – HU.) проводится регулярно раз в два года.
В этом правиле есть одно исключение: новые автомобили подлежат технической проверке только через первые три года, дальше же всё как обычно.)
Когда-то ТО проводила сертифицированная организация TÜV.Многое с тех пор изменилось, а вот название осталось, поэтому немцы привычно говорят о TÜV-осмотре…)
Проверку автомобиля можно пройти в филиалах контролирующих организаций, которых в каждом городе Германии достаточно много, благодаря чему очередей там практически нет.
Обычно это небольшое здание на два-три автомобиле места, небольшое бюро ну и неизменный автомат с бесплатным кофе и другими напитками.)
Примечательно то, что чаще всего тут нет отдельного человека, который бы постоянно сидел и оформлял документы посетителей.Обычно тот кто оформляет, тот и проводит технический осмотр, поэтому иногда приходится подождать мастера:
Стоимость техосмотра может колебаться в зависимости от того, какая именно компания занимается проверкой.Но в среднем пройти техосмотр для владельца автомобиля будет стоить 100 евро, а для собственника мотоцикла – 60 евро, автомобильный прицеп без тормозов — 33 евро, с тормозами чуть дороже.Собственно технический осмотр моего автомобиля стоил мне 106,30 евро.
Купил я его новым три года назад как раз в декабре, поэтому и решил не затягивать этот процесс, ведь сейчас ему как раз три года.
Разумеется я знаю, что в течение 2 месяцев после окончания срока проведения техосмотра владелец ещё может пройти его без штрафа.Однако самая большая проблема заключается вовсе не в этом.Автостраховка не действует при просроченном TÜV, следовательно, в случае ДТП все расходы будет нести виновник, включая необходимость выплачивать компенсацию пострадавшим.А сумма, сами знаете, может быть очень большой, поэтому лучше всё делать вовремя.
Вся процедура осмотра заняла от силы пятнадцать минут, в технический талон автомобиля поставили печать, а сзади на номерной знак приклеили специальный жетон:
Который будет постоянно мне напоминать, что следующее технический осмотр автомобиля запланирован на декабрь 2021 года.)
Помню процедуру проведения ежегодного технического осмотра в моём родном городе, до переезда в Германию…)Тогда ещё тех.осмотры проводили прямо в ГАИ.)Надеюсь сейчас и на постсоветском пространстве можно пройти Технический осмотр без лишней суеты и потери времени.)
Техосмотр-2021: кому и когда проходить
Преподаватель компании «Что делать Консалт»
Обязательное требование о наличии диагностической карты — документа, подтверждающего факт прохождения техосмотра автомобиля, отменено. Диагностическая карта свидетельствовала о том, что автомобиль технически исправен и может быть участником дорожного движения в России. Что сейчас происходит с техосмотром, для кого он остаётся обязательным и можно ли его не проходить — об этом в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.
В законодательство Российской Федерации внесены важные изменения, которые многие называют не иначе как отмена техосмотра для легковых автомобилей. На самом деле всё не так однозначно. Суть в том, что законодатель изменил правила оформления полиса ОСАГО.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства
Кому принадлежит?
Год выпуска ТС
Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили
юридическому лицу
от 4 до 10 лет
каждые 24 месяца
Легковые машины
юридическому лицу
10 лет и старше
ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси
физическому лицу (гражданину)
старше 4 лет и до 10 лет
каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси
физлицу
от 10 лет
раз в 12 месяцев
Легковые такси
неважно
до 5 лет
один раз в год
Легковые такси
неважно
от 5 лет и старше
каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн
неважно
4-10 лет
раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн
неважно
свыше 10 лет
ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн
неважно
до 5 лет
раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн
неважно
более 5 лет
каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя)
неважно
до 5 лет
каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8
неважно
старше 5 лет
раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы
неважно
неважно
один раз в 12 месяцев
Автобусы
неважно
до 5 лет
ежегодно
Автобусы
неважно
старше 5 лет
каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн
юридическому лицу
от 4 до 10 лет
один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы
юрлицу
от 10 лет и старше
каждые 12 месяцев
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом
Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Но есть еще два основания!
Кроме описанных выше оснований для периодичности прохождения техосмотра в законе есть еще два условия, когда вам понадобится диагностическая карта, даже если техосмотр для вас необязателен. Оба условия в пп. 7 п. 1 ФЗ-283 О госрегистрации транспортных средств.
Что это за основания:
- постановка на учёт или переоформление автомобиля старше 4 лет в связи со сменой владельца,
- официальная регистрация изменений конструкции ТС любого года выпуска.
Таким образом, в 2023 году вам придётся пройти техосмотр при вышеуказанных регистрационных действиях в ГИБДД. Если при подаче документов у вас не окажется диагностической карты или она будет просрочена – в регистрационных действиях вам законно откажут.
Вероятно, в скором времени появится и третье основание для внепланового прохождения техосмотра. Сейчас обсуждается законопроект, который в случае его принятия даст полномочия инспекторам ДПС выявлять на дороге технические неисправности авто, направлять водителей на внеочередной ТО, а по истечении 7 дней (если поломка так и не устранена) – изымать СТС при следующей остановке. Однако закон еще не вступил в силу. Планируется, что в случае утверждения он начнёт действовать с 1 марта 2023 года.
Есть ли техосмотр в других странах?
О том, целесообразен ли техосмотр в России – мы говорить не будем. Просто «оглянемся» на опыт других стран. К обстоят дела с ТО в других странах мира?
Есть в некоторых штатах
Официально в Америке техосмотра нет, но в некоторых штатах эта процедура проводится. Техосмотр проводится в 37 штатах из 50. Причем в некоторых все очень строго, досконально просматривают почти все. в некоторых проверяют только подушки безопасности и ремни. Выделяются на этом фоне штаты, где строгой проверке подлежат только катализаторы. Само техническое состояние транспортного средства мало волнует организации, которые проводят ТО
Им важно только то, чтобы вредных примесей в выхлопных газах автомобиля – было в пределах нормы. Остальными узлами техники они не интересуются
После прохождения такого ТО, автомобилисту клеят наклейку на лобовое стекло и вручают чек об оплате услуги. Этот документ он обязан предъявлять по требованию автоинспектора.
В европейских странах
Французы относятся к техосмотру серьезно. Там за просроченный техосмотр можно крупно пострадать в финансовом плане, а при повторном нарушении – попасть за решетку.
Французы должны привозить авто на техосмотр раз в два года. Это правило касается автомобилей старше 4 лет и младше 10. Если автомобилю больше 10 лет, то техосмотр проводится ежегодно. Документ, подтверждающий техосмотр: это стикер на лобовом стекле, с датой осмотра.
Германия, Великобритания, Испания и т.д – техосмотр также считают обязательным условием для выезда на дороги общего пользования. Без него автомобилист рискует нарваться на штраф.
В Японии
У японцев техосмотр самый дорогой, и чем машина старше, тем дороже будет стоить заключение о ее исправности. Именно поэтому японцы предпочитают вовремя избавляться от стареющей техники.
Австралия
Среди немногих стран, где техосмотр «не в почете» — Австралия. Там автомобилист может кататься сколько угодно, без всякого ТО, но при условии, что он не продает авто. Традиционно техосмотр там проводится только при первичной постановке на учет и смене владельца ТС.
Ставьте лайк и подписывайтесь , если статья вам понравилась.
Источник
Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
Нет, не нужна.
Еще в августе 2021 года ОСАГО отвязали от техосмотра. Соответствующий ФЗ вступил в законную силу и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Этот закон исключил из ст. 15 ФЗ Об ОСАГО подпункт «е», где раньше в числе обязательных документов для покупки страхового полиса значилась диагностическая карта. Теперь при подаче документов на приобретение ОСАГО наличие техосмотра не проверяют.
Но из-за этого в интернете появились «страшилки» и разного рода мифы. Давайте их развеем!
Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
Ответ на этот вопрос зависит от того, нужно ли вам по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет – то регресс не грозит. Но даже если ТО для вашей машины обязателен, то и тут есть шанс избежать регресса…
Суть здесь в том, что статья 14 ФЗ Об ОСАГО перечисляет все основания, когда страховщик имеет право подать регрессное требование к водителю. Есть ли среди таких оснований отсутствие диагностической карты? Вообще, да – и звучит оно так:
То есть речь идёт только об истёкшем сроке действия карты. Но если у вас легковой автомобиль, который вы используете в личных целях, то обязанности проходить техосмотр в 2023 году у вас нет. А об отсутствии диагностической карты для регресса в законе ничего не сказано.
К счастью, этот вопрос урегулирован в пользу водителей. Банк России в своём информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование может быть предъявлено к виновнику только если ДТП случилось из-за неисправности его транспортного средства. Да-да, именно неисправности! Причём это нужно еще будет доказать. Но процент таких аварий в России ничтожно маленький!
Выплатят ли страховое возмещение?
Да. Отсутствие техосмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.
Исчерпывающий список причин, по которым от страховой может последовать отказ приведён в ФЗ-40 Об ОСАГО, а точнее в пункте 20 ст. 12 указанного закона, но там ничего не сказано об отсутствии у водителя пройденного техосмотра на момент ДТП.
Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты – у вас, как потерпевшего, или у виновника аварии. При отсутствии иных оснований для отказа страховое возмещение вы получите
Если же страховая отказывает – это повод оспорить её действия через финансового уполномоченного и суд.
ТО в Америке
В США по статистике всего 0,7% аварий на дорогах происходят по причине неисправности автомобиля. Правительства многих штатов не считают, что из-за такого мизерного процента есть смысл тратиться на осмотр каждого авто. Необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13-ти штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство.
Не будем забывать, что США является самой «автомобильной» страной мира. Казалось бы, среди такого огромного количества машин просто не может не найтись потенциально опасных экземпляров. Однако на самом деле подавляющее большинство авто в полном порядке. В Америки большой процент автомобилей, которым не больше 4-ёх лет. Все машины походят текущее техобслуживание на фирменных станциях, поскольку автовладельцы сами заинтересованы в этом.
Только в 2010 году от техосмотра отказались власти целых трех штатов – Минисота, Кентукки и Нью-Джерси. В Делавере пока еще проводят ТО, но исключительно для автомобилей старше четырех лет, а в Мериленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата.
В остальных штатах обязательный техосмотр еще действует, но проводят его гражданские фирмы, где ежегодно, а где и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя, поскольку у них с 1990 года ссылаются на федеральный акт о чистом воздухе.
Строже всего относятся к техосмотру в штате Верджиния. Там список проверяемых узлов довольно длинный. Смотрят протекторы, состояние, кузова, светотехники, тормозной системы, рулевого механизма и даже проверяют исправность стеклоочистителей. Обязательной проверке также подлежит катализатор, коробка передач, топливная система и приборы. В иных штатах, напротив, ТО заключается в проверке ремней и подушки безопасности.
На устранение выявленных неисправностей автолюбителю отпускается 20 дней, затем он должен повторно пройти процедуру осмотра. Езда без стикера техосмотра обернется крупным штрафом. Впрочем, у американских водителей есть более веские причины ездить на полностью исправных машинах. Если неисправность станет причиной аварии, то страховая компания будет взыскивать с виновника весь причиненный ущерб, – с этим очень строго
Еще страшнее, если в результате аварии будут жертвы, – приговор за убийство по неосторожности обеспечен
Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?
В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «»). Это касается легковых авто и мотоциклов, используемых в личных целях – их владельцам больше не нужно получать диагностическую карту, по крайней мере для эксплуатации ТС на территории РФ. При этом они вправе обращаться за проведением техосмотра в добровольном порядке. Но по-прежнему его придется проходить владельцам легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет при постановке транспортного средства на учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или в случае регистрации изменений в его конструкции.
Техосмотр остался обязательным для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков.
Помимо этого, наличие действующей диагностической карты необходимо для выезда за рубеж, на таможне принимающей стороны с большой вероятностью ее запросят.
Диагностическая карта подтверждает, что автомобиль находится в исправном состоянии и пригоден для передвижения по российским дорогам. Она выдается по итогу прохождения техосмотра в одном из аккредитованных пунктов технического осмотра (ПТО).
Техосмотр проводится по графику, который зависит от класса транспортного средства и его предназначения.
На сегодняшний день периодичность прохождения техосмотра по категориям транспортных средств выглядит следующим образом:
Вид ТС |
Возраст ТС |
Периодичность проведения техосмотра |
Легковые автомобили |
До 4-х лет |
Не проходят |
От 4 до 10 лет |
Раз в 2 года (для физлиц только в случае регистрационных действий) |
|
Старше 10 лет |
Ежегодно (для физлиц только в случае регистрационных действий) |
|
Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн |
До 4-х лет |
Не проходят |
От 4 до 10 лет |
Раз в 2 года |
|
Старше 10 лет |
Ежегодно |
|
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн |
– |
Ежегодно |
Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн |
До 4-х лет |
Не проходят |
От 4 до 10 лет |
Раз в 2 года |
|
Старше 10 лет |
Ежегодно |
|
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним |
– |
Раз в 6 месяцев |
Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более восьми |
До 5 лет |
Ежегодно |
Старше 5 лет |
Раз в 6 месяцев |
|
Учебный транспорт |
– |
Ежегодно |