Как влить охлаждающую жидкость
Разберем поэтапно, как правильно заливать антифриз в систему охлаждения.
Покупаем охлаждающую жидкость
Выбирайте средства только той марки и класса, которые подходят именно для вашей машины. Иначе система двигателя может выйти из строя.
Как заливать тосол
Производители автомобилей в мануалах указывают рекомендуемые виды охлаждающих жидкостей.
Заводим автомобиль
Включите двигатель на 15 минут, затем запустите отопление (на максимальную температуру), чтобы система заполнилась, и контур печки не перегрелся. Заглушите мотор.
Сливаем старый антифриз
Поставьте машину так, чтобы задние колеса находились чуть выше передних. Охлаждающее средство стечет быстрее.
Снимите расширительный бачок и промойте его дистиллированной водой. Подставьте под сливные отверстия ненужную тару и слейте охлаждающую жидкость из радиатора, блока двигателя и печки. Нельзя повторно использовать вытекшие остатки.
Промываем
Промойте систему охлаждения, прежде чем залить в машину антифриз. Инструкция следующая:
- Налейте в радиатор дистиллированную воду или специальный очиститель для удаления ржавчины, накипи и продуктов распада.
- Включите двигатель и печку на горячий обдув на 15 минут. Помпа лучше прогонит средство по охлаждающей системе, если погазовать 2-3 раза.
- Слейте жидкость и повторите процедуру.
Зимой перед промывкой системы загоните автомобиль в теплый гараж, иначе очиститель может замерзнуть.
Наливаем антифриз
Соблюдайте следующие правила:
- Влейте средство в расширительный бачок или горловину радиатора. Производители автомобилей выпускают инструкции, в которых указано, сколько антифриза заливать для эффективного охлаждения системы. Объем зависит от конкретной марки машины.
- Не наливайте автомобильную жидкость выше максимального уровня. Во время работы двигателя средство расширится из-за нагрева и будет давить на охлаждающий контур. Шланги могут порваться, и антифриз вытечет сквозь радиатор или крышку бака.
- Если объем средства меньше отметки минимума, двигатель не будет охлаждаться.
- Не торопитесь, если хотите без воздушных пробок залить в машину антифриз. Дождитесь полного охлаждения мотора и добавляйте жидкость через воронку по литру с минутным интервалом.
После заливки проверьте крышку бачка. Она должна быть целой и плотно закручиваться, чтобы не было утечки жидкости.
Откачиваем воздух
Откройте кран в блоке цилиндра двигателя и закрутите его только после появления первых капель антифриза. Средство не будет полноценно охлаждать систему, если не спустить воздух.
Заводим автомобиль
Включите двигатель и подгазовывайте каждые 5 минут. Затем заглушите мотор и проверьте уровень охлаждающего средства. При необходимости долейте жидкость до максимальной отметки.
Расширительный бачок с жидкостью
Контролируйте объем антифриза каждый день в течение недели, чтобы вовремя заметить возможную утечку или недостаточный уровень.
Можно ли доливать воду в антифриз
По поводу вопроса о возможности доливания воды в антифриз существует много споров и мнений. Возьмем на себя смелость утверждать, что доливать воду в охлаждающую жидкость можно, однако есть пара важных моментов.
Температура кристаллизации антифриза
Во-первых, вода должна быть дистиллированной или хотя бы хорошо очищена с помощью фильтров. Это необходимо для того чтобы имеющиеся в жидкости элементы не засорили охлаждающую систему двигателя и не вступили в химическую реакцию с имеющимися в антифризе добавками и присадками.
Во-вторых, воды можно доливать совсем немного — 100. 200 мл. В противном случае она очень разбавит «охлаждайку», и последняя потеряет свои эксплуатационные свойства (критично в зимний период). Поэтому использовать воду в качестве жидкости для доливания можно лишь в крайних случаях, когда уровень в системе упал до критического уровня, а аналогичного антифриза у вас под рукой нет.
Теперь рассмотрим более подробно аргументы, говорящие о том, что воду таки можно смешивать с антифризом:
- Вода, которую долили в антифриз, не ухудшит его эксплуатационных качеств. В отличии от охлаждающих жидкостей, относящихся к другим, перечисленным выше, классам. Такое утверждение можно сделать на основании того, свойства антифриза во многом зависят от объемных соотношений входящих в его состав присадок. Если их нарушить (что и случается при смешивании «охлаждаек» разных типов), то упомянутые свойства сводятся на «нет». Вода же пропорционально уменьшает их объемное количество, то есть, их соотношение остается прежним.
- Вопреки распространенному мнению, добавление воды в антифриз понизит температуру замерзания охлаждающей жидкости. Это утверждение можно сделать на основании того, что уменьшение объема охлаждающей жидкости в системе происходит, главным образом, как раз за счет испарение воды. Этот процесс происходит при открывании предохранительного клапана на расширительном бачке. В первую очередь испаряется вода, и лишь затем этиленгликоль. Соответственно, если долить воду, то и температура замерзания восстановится.
Целесообразность добавления воды также связана с тем фактом, что большинство антифризов сами примерно на 70% состоят из воды. Именно этим во многом обусловлено испарение жидкости в летний период. Но помните, что зимой очень сильно разводить антифриз все же не рекомендуется.
Как полностью слить охлаждающую жидкость
В большинстве машин, чтобы слить охлаждающую жидкость, необходимо пройти несколько этапов. Объясняется это тем, что система охлаждения мотора, в которую залит тосол, состоит из множества сообщающихся между собой полостей: патрубки, вентили, радиаторы печки и мотора, блок двигателя, термостат и так далее.
То есть если вы слили охлаждающую жидкость из радиатора печки, никто не гарантирует, что антифриз не останется в термостате.
Резервуары с тосолом, расположенные низко, находятся в радиаторе охлаждающей системы, а также в блоке двигателя.
1. Как слить охлаждающую жидкость с радиатора?
Производить эту манипуляцию следует на остывшем моторе. В противном случае может произойти ожог. Для того чтобы заглушенная машина остыла, достаточно 30 минут.
Важно! ОЖ — химическое вещество, которое может вызвать отравление. У антифриза приятный сладкий аромат, который нравится собакам, маленьким детям
Прежде чем слить охлаждающую жидкость, приготовьте канистру с плотной крышкой, в которую вы поместите отработанный тосол
Прежде чем слить охлаждающую жидкость, приготовьте канистру с плотной крышкой, в которую вы поместите отработанный тосол.
Чтобы слить охлаждающую жидкость, также потребуется таз, лучше взять алюминиевый. Дело в том, что пластмассовое изделие антифриз разъест, особенно если это пищевая пластмасса.
- Когда на двигателе установлена защита, ее придется демонтировать, отвернув 4 болтика.
- Затем открываем кран, расположенный на отопителе. С этой целью регулятор температуры печки поворачиваем вправо до упора, установив самый сильный нагрев. Машина укомплектована автоматическим кондиционером? Тогда его переключатель также ставим на максимум.
- Что делать с крышкой на расширительном бачке? Открутить ее или оставить закрученной — каждый водитель решает сам. Если вы ее открутите, то полностью слить охлаждающую жидкость получится быстро. Однако в этом случае тосол может разбрызгаться, и капли попадут на мотор.
- Подставляем под радиатор металлический таз.
- Находим в подкапотном пространстве сливную пробку. Медленно сворачиваем ее. В противном случае антифриз польется под большим напором и попадет на генератор. Вы же не хотите усложнить себе работу?
- Ждем 10 минут, чтобы слить охлаждающую жидкость полностью, затем приступаем к следующему шагу.
2. Сливаем охлаждающую жидкость с двигателя авто.
На многих авто радиатор охлаждающей системы оборудован краником, позволяющим слить тосол. Но как слить охлаждающую жидкость с блока двигателя? Ведь в нем нет подобных краников. Вместо этого там есть сливная пробка.
Из-за того что во время езды на машине блок двигателя загрязняется: на нем скапливается пыль, отыскать сливную пробку будет нелегко.
Чтобы слить охлаждающую жидкость, как найти сливную пробку? Когда тосол приходится сливать в экстренной ситуации, например, если вы на трассе и до автосервиса добраться нет возможности, то действуйте следующим образом:
- сливная пробка находится внизу сбоку блока двигателя на ровной поверхности;
- чаще всего головка пробки сделана под ключ 14, 15, 16 или 17;
- под ней не должно быть каких-либо крепежных элементов, скоб и так далее. Пробка не полностью закручена в блок, у нее есть резьба;
- обычно сливная пробка бронзовая, ведь этот металл не подвержен коррозии.
Как слить охлаждающую жидкость с блока двигателя:
- Отсоединяем аккумулятор.
- Если есть пластиковая накладка, снимаем ее. С этой целью свинчиваем масляную заглушку в отсек, куда наливается смазка, а затем выдергиваем накладку.
- Достаем колодку с проводами от модуля, отсоединяем высоковольтные провода.
- Откручиваем два крепления картера двигателя, используя накидной ключ на 13.
- Отвинчиваем, но не снимаем полностью третий крепеж, воспользовавшись ключом на 17.
- Берем тот же самый железный таз, чтобы в него слить охлаждающую жидкость.
- Спустя 10 мин. тосол будет слит, заканчиваем процедуру и протираем пробку тряпкой.
- Удостоверьтесь, что уплотнители находятся в целом состоянии. Если заметили трещинки на них, следует провести замену.
- В обратном порядке собираем систему. Помним про то, что необходимо установить модуль зажигания, если вы его снимали. Делать это следует в последнюю очередь.
Рекомендация: когда вы сольете охлаждающую жидкость, необходимо выполнить промывку системы охлаждения дистиллированной водой. Только после этого можно залить в нее новый тосол.
Промывка системы
Необходимость в промывке системы охлаждения автомобиля может возникнуть в таких случаях:
- Используемый антифриз очень почернел и/или загустел. При этом его нужно заменить полностью, несмотря на указанный срок его эксплуатации. Этот факт может быть вызван двумя основными причинами — либо вы забыли поменять жидкость по регламенту, либо купили подделку.
- Если необходимо долить более 30% антифриза к существующему объему. При этом имеющуюся «охлаждайку» нужно слить, и с помощью дистиллированной или обычной воды промыть систему. Также для этого можно использовать другие, более эффективные средства.
Как промыть систему охлаждения двигателя
Промыть систему охлаждения двигателя можно как минимум 4-мя способами. Один из них — промывка внешней его части обычной водой, а вот внутри лучше промывать раствором с лимонной кислотой или спецсредством Подробнее
Итоги
Доливание охлаждающей жидкости — несложная процедура, и с ней может справиться даже неопытный автовладелец. Главное при этом соблюдать технику безопасности (выполнять процедуру при холодном двигателе и системе охлаждения), а также правильно подобрать антифриз, который вы планируете долить. Старайтесь делать так, чтобы в процессе доливания не образовалась воздушная пробка. Во время эксплуатации автомобиля регулярно следите за уровнем охлаждающей жидкости, и при необходимости не забывайте добавлять ее или менять полностью.
Что необходимо знать при доливке антифриза
Следует напомнить о таком важном правиле: нельзя смешивать хладагенты с различными характеристиками. При смешении такого коктейля, как правило, выпадает осадок, которые не испариться в воздухе и не исчезнет, а планомерно будет оседать на тонких трубках радиатора и других деталях СОД и коксоваться в нежных деталях и механизмах системы
Именно потому производителями рекомендуется применение тех антифризов, которые подходят вашему автомобилю, и тех, которые одобрены и изначально наполняют систему охлаждения авто.
Многие автолюбители задаются вопросом, можно ли добавлять в тосол воду? Вопрос довольно интересный, в небольших количествах и соблюдая правильность пропорций такой способ возможен, но при условии, что это будет дистиллированная вода, а не водопроводная с различными примесями в виде хлора, натрия, калия и прочих химических элементов.
Не стоит ориентироваться на цвет охлаждающей жидкость, он только запутает вас окончательно. От цвета антифриза не зависит его качество и состав. Порой, одинаковые по оттенку жидкости, могут совершенно различаться химическим составом, и наоборот, разноцветные антифризы будут совместимы и структурой, и присадками, и основой
Поэтому при покупке стоит обращать внимание не на цвет ОЖ, а на её состав и основные характеристики
Какой состав можно подливать
Перед тем как долить антифриз в машину, нужно разобраться, какой состав заливался на производстве или предыдущим владельцем. Тип охлаждающей жидкости можно уточнить в сервисной документации или в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если документы отсутствуют, необходимо проконсультироваться в специализированном автосервисе
Важно знать, какой состав залит в систему, потому что при смешивании антифризов с разным типом присадок возможны негативные для двигателя последствия:
- Образование осадка и закупорка трубопровода, что снижает скорость циркуляции теплоносителя.
- Образование налета на внутренних стенках деталей, снижающего эффективность теплообмена и вызывающего перегрев мотора.
- Потеря антикоррозионных свойств и возникновение очагов ржавчины внутри системы.
- Снижение смазывающих свойств, что вызывает ускоренный износ деталей, особенно подшипника жидкостного насоса.
- Заклинивание термостата и циркуляция ОЖ только по большому или по малому контуру без радиатора.
- Снижение компрессии и прочие поломки, приводящие к капитальному ремонту двигателя.
Чтобы правильно подлить антифриз, водитель должен разбираться в классификации охлаждающей жидкости, предлагаемой для двигателей внутреннего сгорания. При этом цвет теплоносителя не является основным параметром для выбора состава. Ориентироваться нужно на технологию изготовления антифриза, согласно которой автовладельцам предлагаются следующие типы ОЖ:
- G11 – гибридная технология НОАТ. В состав включены неорганические соли и карбоновые кислоты. Пропорции минеральных и органических компонентов могут варьироваться в диапазоне 10–90 процентов.
- G12, G12+ – органическая технология ОАТ. Используются органические присадки (карбоновые кислоты и их соли, себациновая, бензойная и другие кислоты). Для антикоррозионной защиты деталей из цветных металлов добавляются азольные ингибиторы.
- G12++, G13 – лобридная технология. Особенность в минимальном количестве минеральных присадок (не более 10 процентов).
Для увеличения ресурса двигателя в контур нужно заливать правильную охлаждающую жидкость. Автопроизводители не рекомендуют смешивать составы разных классов по причине сильного отличия присадок. Правильно подливать антифриз той группы, который уже залит в систему. Но есть исключения из правила. В крайнем случае можно безопасно добавить до необходимого уровня состав:
- G12+ в G11.
- G12++ в G11 и G12+.
- G13 в G11, G12+ и G12++.
Водитель должен контролировать и поддерживать уровень антифриза в расширительном бачке с целью нормальной работы силового агрегата. Для этого нужно знать тип состава, который циркулирует в системе автомобиля, и как правильно доливать охлаждающую жидкость. Качественные универсальные антифризы Sintec, изготовленные по современным технологиям с добавлением эффективных присадок, могут заливаться во все модели авто с бензиновыми и дизельными моторами.
Допустимо ли использовать такой материал
У каждого владельца транспортного средства свой метод к эксплуатации. Поэтому существуют разные подходы к применению той или иной жидкости. Заливать чистый концентрат антифриза можно только в готовый раствор и ждать, когда тот смешается с остатками (при большом количестве). Вещество очень вязкое, потому в неразбавленном виде испортит охлаждающую систему транспорта, которая не рассчитана на подобные показатели.
Такой материал плохо показывает себя в холодное время года — на морозе застынет при -12.7 ℃. Правильно подготовленный раствор выдержит и температуру до -67 ℃.
Если залить концентрат антифриза, не разбавляя, то ожидаемого эффекта не будет — халатность лишь приведет к проблеме в дороге и последующему дорогостоящему ремонту двигателя.
Заливка антифриза в автомобиль
Что будет с машиной
Охлаждающая система рассчитана на эксплуатацию с правильно подготовленной жидкостью. Поэтому, если залить концентрированный антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:
- летом мотор не остывает при работе, что приведет к перегреву — со временем деталь заклинит;
- зимой из печки будет идти только прохладный или вовсе холодный воздух.
Заливая концентрат антифриза, не разбавляя, можно как минимум создать некомфортные условия для поездки в зимнее время. Максимум это приведет к серьезным денежным вложениям на починку двигателя.
Что будет с системой охлаждения
В неразбавленном виде вещество содержит много присадок — не защищает от коррозии, а потому активирует процесс окисления. Металлические детали рискуют покрыться ржавчиной, что губительно для автомобиля.
Когда вещество разбавлено до нужной консистенции, то температура кристаллизации будет ниже — это влияет на срок эксплуатации системы и содержание присадок. Эти детали, в свою очередь, улучшают работоспособность агрегатов, уменьшая износ, повышают антикоррозийные свойства.
Если залить концентрат антифриза без смешивания, будет снижен срок эксплуатации транспортного средства и системы охлаждения.
Как правильно доливать антифриз?
Для этого необходимо снять крышку и проверить наличие жидкости. Уровень минимум должен насторожить, а максимум на протяжении месяца то же выходит из рамок нормы, поэтому лучше, что бы была золотая середина.
Доливы осуществляются наиболее часто в зимнее время года. Сопряжено это с потерей жидкости во время остывания и нагревания (простой машины, завод на холостую). Такие доливы нормальны и пугаться их не стоит. Если расход антифриза становится велик, а проверка системы не показала неисправностей, то стоит подумать над сменой хладагента с более устойчивой формулой к замерзанию и расширению.
Уровень охлаждающей жидкости двигателя постепенно уменьшается. Поэтому для многих автовладельцев актуальность приобретает вопрос, можно ли доливать охлаждающую жидкость и как правильно это делать? Сразу же необходимо отметить, что доливать охлаждающую жидкость можно, но существуют определенные нюансы. Они касаются непосредственно антифриза, а также последовательности выполнения действий. В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с выбором антифриза и процессом доливки. В качестве примера будет рассмотрен один из популярнейших автомобилей Хендай Солярис.
Проверка герметичности пробки и бачка
Перемешивание и постоянное движение могут вызвать коррозию клапана из-за постоянного контакта с жидкостью. Во избежание протечек необходимо регулярно проверять, в каком он состоянии. Помимо доливки, пробку необходимо проверять только после полного остывания двигателя. Клапан осматривается и снова завинчивается. Если он не поворачивается должным образом, его следует заменить.
Проверить герметичность емкости можно с помощью держателя. Обычно это делают на заправках, но при желании такую проверку можно устроить самостоятельно
Бак осторожно снимается с автомобиля. В нем три отверстия
Два из них имеют амортизацию, а остальные питаются воздухом от насоса для накачивания шин. Контрольный штекер должен быть плотно завинчен. Если при создании внутри бака высокого давления клапан пропускает воздух, его необходимо срочно заменить.
Если клапан поддерживает давление от 1,3 до 2 атмосфер, он также не работает. Оптимальный показатель хорошего состояния пробки – это когда при давлении 1,4 атмосферы и более она открывается и сбрасывает избыточное давление.
После отключения насоса необходимо поддерживать давление в резервуаре – это гарантия того, что резервуар исправен и готов к дальнейшему использованию.
Расход антифриза норма. Нормы расхода эксплуатационных материалов
К эксплуатационным материалам относятся топливо, масла для двигателей и агрегатов, пластичные смазки, тормозные, низкозамерзающие и другие технические жидкости.
Норма расхода горючего устанавливается в литрах на 100 км пробега.
Если для автомобиля не учитывается выполненная работа, для него устанавливается основная норма рахода горючего. Эта норма составляет для автомобилей КамАЗ-4310- 47, для, УРАЛ-4320 — 45,0л, для ЗиЛ-131 — 31,0 л. Если работа автомобиля учитывается в тонно-киллометрах, то для него устанавливается линейная норма и добавка к норме на 100 т. км выполнении работы.
Линейная норма составляет: для автомобиля КамАЗ-4310 — 43 л, для автомобилей УРАЛ-4320 и ЗиЛ-131 — 42 л, Добавка для автомобилей с дизельным двигателем установлена 1,3л , для автомобилей с карбюраторным двигателем 2. л, на 100 т\км работы.
Так, если автомобиль КамАЗ-4310 имеет пробег 200 км, то расход горючего по основной норме без учета тонно-километров составит 94л. Если же при этом был перевезен груз массой 3 т, то расход горючего составит 43200/100 + 5 200 1,3/100 = 86+13=99 л.
При работе автомобиля с прицепом норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается на 2 л на каждую тонну собственной массы прицепа для автомобилей с карбюраторным двигателем и на 1,3л — для автомобилей с дизельными двигателями.
Зимой, при установившейся температуре ниже 0°С, нормы расхода горючего могут быть увеличены на -5% в южных районах, на 10% -в районах с умеренным климатом, на 15% -в северных районах и т 20% — на крайнем Севере.
В горной местности на высоте 1000 …1500 м над уровнем моря норма увеличивается на 5%, на высоте 1501… 2000м на 10%, на высоте 2001 … 3000 м на 15%, на высоте выше 3000м — на 20%. При работе на дорогах со сложным планом (более пяти закруглений радиусом менее 40м на 1км пути) норма расхода увеличивается да 10 %.
Для автомобилей, используемых для учебной езды, а также при движении в колонне норма расхода увеличивается на 25%. При работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов норма может быть увеличена до 35%.
На период обкатки нового или капитально отремонтированного автомобиля норма расхода увеличивается на 5%.Нормы расхода масла для двигателей установлены в литрах на 100 л расхода горючего, засчитанного по норме, для автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 эта норма составляет 2,4л., для автомобиля ЗиЛ-131 — 2,4 л.
Нормы расхода трансмиссионного масла установлены для автомобилей КамАЗ 4310 и Урал-4320 — 0,4 л. , для автомобиля ЗИЛ-131 0,3л на 100 л расхода горючего.
Расход пластичных смазок составляет для автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 — 0,3кг , для автомобиля ЗиЛ-131 — 0,2 кг на 100 л расхода горючего.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет, нормы на масло и смазки снижаются на 50%,а находящихся в эксплуатации свыше 8 лет- увеличиваются на 20%.
Расход тормозной жидкости установлен: при смене на заполнение и прокачку системы 1,1 заправки, на долив в течение года в районах с холодным и умеренным климатом 1,0 заправки, а в районах с жарким климатом 1,5 заправки.
Расход низко замерзающей жидкости в год определяется исходя из емкости системы охлаждения и потребности на доливку из расчета 0,08 заправки на каждый месяц эксплуатации.
Водитель должен принимать меры для экономного расхода топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов. При заправке автомобиля необходимо следить за количеством и качеством выдаваемого горючего и смазочных материалов; немедленно выявлять причины перерасхода горючего и масел; не допускать их подтекания, разлива и расхода не по прямому назначению (мытье рук, чистка одежды, промывка деталей), содержать топливные баки в чистоте и с постоянно закрытыми пробками.
Расход топлива зависит от технического состояния автомобиля, особенно от регулировки системы питания. Расход масла для двигателя в значительной степени определяется износом цилиндро-поршневой группы, а расход трансмиссионных масел зависит от качества уплотнений агрегатов.
Существенное влияние на экономию, топлива оказывают приемы вождения автомобиля.
Следует правильно выбирать маршрут движения, устанавливать скорость движения в зависимости от профиля дороги, и условий движения, использовать накат, сокращать резкие обгоняй торможения.
Нормы наработки шин до списания устанавливаются в тысячах километров пробега. На автомобиле КамАЗ-4310 каждая из шин, включая шины и запасного колеса, может быть списана после пробега 36 тыс. км. На автомобилях УРАЛ-4320 и ЗиЛ-131 норма наработки шин составляет 40 тыс.
км пробега.