ЗИЛ Э169А ’1964 – опытный ЗиЛ бескапотной компоновки
ЗИЛ Э169А ’1964 – опытный автомобиль бескапотной компоновки, задуманный как альтернатива ЗиЛ 130. На создание машины с кабиной над двигателем заводских специалистов ЗиЛа подтолкнул успех в подобном направлении у коллег из Кутаиси, Горького и Минска. Работу по Э169А вел главный конструктор предприятия Анатолий Кригер.
Перспективную машину решили оснастить независимой передней подвеской на торсионах. Первый образец был готов 25 декабря 1964 года. Автомобиль базировался на агрегатах ЗИЛ-130 – двигатель, трансмиссия, элементы рулевого управления, пневмообуродование, приборы и т.д. которые по мере надобности были адаптированы к новой конструкции. Полезная длина грузовой платформы бескапотного Э169А на 0,5 метра больше, а радиус поворота на 2 метра меньше чем у ЗиЛ 130. Таким образом Э169А получился более вместительным и маневренным. Цельнометаллическую кабину отличали высокий уровень комфорта и хорошая обзорность. Более того, аэродинамика кабины была такова, что капли дождя, попавшие на ветровое стекло, уносились воздушным потоком вверх, поэтому даже при сильном дожде можно было двигаться, не включая стеклоочистители.
Рулевую колонку снабдили универсальным шарниром, позволяющим наклонять ее вместе с кабиной. 31 марта 1965 года ЗИЛ-Э169А передали в бюро доводки грузовых автомобилей экспериментального цеха. После устранения обнаруженных дефектов и недостатков в трансмиссии и выпускной системе автомобиль отправили на обкатку. Курсовая устойчивость автомобиля, равно как и стабилизация управляемых колес, была образцовой. При резком маневрировании грузовик безукоризненно слушался руля.
Свои технико-экономические показатели машина подтвердила в горах Кавказа в 1965 году, в ходе совместных работ ЗИЛа и НАМИ в 1965-1966 г.г., а также при проведении дорожных испытаний в 1965-1967 г.г. В перспективности грузовика никто не сомневался. В дальнейшем на его базе предполагалось создать седельные тягачи, в том числе со спальными местами, самосвальные шасси, длиннобазные модификации и т.д. Однако, по иронии судьбы, выпуск Э169А организовать так и не удалось.
ЗИЛ-112/4 – гоночный ЗИЛ с пластиковым кузовом!
В 1957 году, конструктором В. Родионовым был собран трековый ЗИЛ-112/4.
Автомобиль базировался на раме из швеллеров с Х-образной поперечиной, кузов оригинальной аэродинамической формы (в нем уже угадывались очертания будущего ЗИЛ-112С 1961 года), состоящий из трех частей, был изготовлен совместно с НИИПМ – Научно-Исследовательским Институтом Пластических Масс. Соответственно, и материалом кузова послужила полиэфирная смола, армированная стекловолокном, в итоге масса кузова составляла всего 65 кг.
Поскольку ЗИЛ-112 служил неким подобием лаборатории для испытания узлов и агрегатов ЗИЛ-111, то подвеска, тормоза и рулевое управление были позаимствованы у лимузина представительского класса, правда с некоторыми изменениями – в подвеску как передних так и задних колес был введен стабилизатор поперечной устойчивости, тормоза – двухколодочные, с раздельным приводом на задние и передние колеса, но без усилителя. Коробка передач – трехступенчатая, от ЗИЛ-110.
На ЗИЛ-112/4 применялся двигатель ЗИЛ-111 с четырьмя карбюраторами «Ленкарз-К25А», увеличенной до 10,5 степенью сжатия и именными впускными и выпускными трактами. В результате мощность двигателя составила 200 л.с., а максимальная скорость – 230 км/ч. Позже количество карбюраторов было увеличено до восьми.
Стоит заметить, что, несмотря на столь небольшой вес кузова, масса самого автомобиля с длиной базы 2940 мм составляла 1800 кг! Конечно, причиной тому служил вес рамы и агрегатов, мало отличавшихся от серийных.
Участвуя в соревнованиях с 1958 по 1962 год ЗИЛ-112/4 особых успехов не добился, но, по большому счету, при его создании преследовались другие цели – отработка решений для «членовоза» ЗИЛ-111. К сожалению, до настоящего времени автомобиль не сохранился.
Особенности конструкции автомобиля: Двигатель – V- образный, цилиндров – 8, рабочий объем двигателя – 5980 см3, мощность – 200 л.с при 4200 об/мин, Кол-во передач – 3, Длина – 4,73 м, Кузов – стеклопластик, Масса в снаряженном состоянии 1808 кг, Скорость – 230 км/ч.
ЗиЛ-111 «Москва» Опытный – прототип нового семейства правительственных лимузинов
ЗиЛ-111 «Москва» Опытный (1956) — первый прототип нового семейства правительственных лимузинов, пришедшего на смену ЗиС-110. Создан в двух экземплярах по проекту конструктора Росткова (неофициально опытный образец именовался ЗиС-111), выставлялся на ВДНХ в 1956-м году, однако большого интереса у целевой аудитории не вызвал. Дело в том, что дизайн машины создавался с оглядкой на американский автопром в 1955-м году, к моменту презентации в 1956-м американцы полностью сменили направление дизайна собственных автомобилей и в результате «Москва» выглядела устаревшей.
Однако машина не канула в лету, а «выросла» в легендарный ЗиЛ-111, к сожалению о судьбе двух выпущенных экземпляров ничего не известно.