ЗИЛ-49061 «Синяя птица» (1980-1991)
Самая известная спецтехника, которую выпускал завод имени Лихачёва – это ЗИЛ-49061 «Синяя птица», вездеход для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов. Он выпускался с 1980-го по ноябрь 1991 года. А первый прототип автомобиля был построен ещё в 1971 году.
В состав комплекса «Синяя птица» были включены транспортные средства специального назначения, обеспечивавшие решение задач поиска и эвакуации возвращаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей: грузовая машина ЗИЛ-4906 (ПЭМ-1), с закрытой пассажирской кабиной и системой кондиционирования воздуха, а также термо- и шумоизоляцией, ЗИЛ-49061 (ПЭМ-1М), а также шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.
Всего таких машин было выпущено 26 штук, 14 из них – в грузопассажирской версии и 12 – в грузовой модификации.
Отправная точка
Опытный образец модели с цифровым индексом «130», рассчитанный на перевозку 4 т груза, на ЗИЛе собрали в декабре 1956 г. Под капотом ЗИЛ-130 был установлен экспериментальный карбюраторный V6 рабочим объемом 5,2 л, мощностью 135 л.с. Уже в следующем году появились опытные ЗИЛ-130 с измененными кабиной и оперением. На них стояли верхнеклапанные моторы ЗИЛ-120 с шестью цилиндрами, расположенными в ряд (5555 куб.см, 140 л.с.). Однако и эти силовые агрегаты не прижились, в 1958 г. их сменил более совершенный V8 с развалом блоков цилиндров 90°. Это и был знаменитый двигатель ЗИЛ-130 (5966 куб.см, 150 л.с.), унифицированный с мотором ЗИЛ-375, предназначавшийся для городских автобусов и трехосных грузовиков «Урал».
После государственных испытаний столичный завод передал пять опытных ЗИЛ-130 Ярославскому шинному заводу. На них вместе с несколькими десятками экземпляров ЗИЛ-130, изготовленных в 1962–1963 г. по обходной технологии, был отработан сборочный процесс, изжиты неизбежные в таком деле «детские болезни» и окончательно сформирован стайлинг. Первое признание к новой модели пришло в 1963 г., когда на Международной ярмарке в Лейпциге создатели грузовика стали обладателями диплома и золотой медали.
Завершение генеральной реконструкции ЗИЛа, начатой в 1959 г., позволило с октября 1964 г. организовать массовый выпуск ЗИЛ-130, а 24 декабря конвейер покинул последний грузовик предыдущего поколения ЗИЛ-164А. С тех пор «стотридцатый», разработанный под руководством главного конструктора А.М. Кригера, на долгие годы стал основой производственной программы завода.
Многоступенчатая доводка силового агрегата ЗИЛ-130, последовательное изготовление почти 40 опытных образцов, семь десятков двигателей, около сотни КП, длительные сравнительные испытания с зарубежными аналогами не оставляли сомнений, что в серию запущена качественно новая модель среднетоннажного автомобиля, который по комплексу показателей находился в одном ряду с самыми современными машинами европейских и американских фирм.
АМО-2 / АМО-3 / ЗИС-5 (1930-1948)
Запуск в массовое производство второй серийной модели завода – АМО-2 – стал результатом серьёзной модернизации и технического перевооружения предприятия, проведённых на рубеже 20-х / 30-х годов.
В 1930 году для выпуска на заводе АМО советским правительством была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собираемый первоначально из американских машинокомплектов грузовик получил название АМО-2. Автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т оснащался рядным шестицилиндровым мотором объемом 4,9 литра, мощностью 54 л.с., и четырёхступенчатой коробкой передач.
Когда провели локализацию производства и запустили первый в истории СССР конвейер (в 1931 году) и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3. Это уже был грузовик, полностью сделанный из отечественных комплектующих.
Мощность его двигателя была увеличена до 72 л. с. А в 1933 году на его основе была сделана следующая основная серийная модель – грузовик ЗИС-5, грузоподъёмностью 3 тонны. Но фактически это был всё тот же АМО-3.
В 1934 году, после завершения полной реконструкции предприятия (до 100 тыс. автомобилей в год), этот ставший легендарным в будущем грузовик пошёл в массовую серию. В сутки выпускалось свыше шестидесяти грузовиков ЗИС-5. На базе этой машины было создано 25 моделей и модификаций, 19 из которых тоже пошли в серию.
ЗИС-5, прозванный в шоферской среде «Захаром», выпускался до 1948-го года. Таких грузовиков было сделано более полумиллиона. А вместе с теми ЗИС-5, которые произвели ещё в Ульяновске и в Миассе – около миллиона штук. По сравнению с базовой моделью, АМО-3, ЗИС-5 имел 3000 кг грузоподъёмность, а его двигатель рабочим объёмом 5,6 л развивал уже 73 л.с.
На базе ЗИС-5 тоже делали много модификаций. В их числе – газогенераторные и газобаллонные грузовики, длиннобазные версии ЗИС-11 и ЗИС-12.
ЗИЛ-130 модификации
ЗИЛ-130 | базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с. |
ЗИЛ-130-66 | модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции. |
ЗИЛ-130-76 | базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн |
ЗИЛ-130-80 | модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами |
ЗИЛ-130А | грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности. |
ЗИЛ-130Б | специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа |
ЗИЛ-130В | седельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» — седельный тягач с усиленным задним мостом. |
ЗИЛ-130Г | бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м). |
ЗИЛ-130ГУ | особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1». |
ЗИЛ-130Д1 | шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502». |
ЗИЛ-130Д2 | шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022». |
ЗИЛ-136И | автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с. |
ЗИЛ-136ИГ | длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с. |
ЗИЛ-130К | шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м). |
ЗИЛ-138, 138А, 138И | газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе. |
Преодолимые проблемы
Техническое задание на проектирование ЗИЛ-130 было утверждено 29 августа 1956 года. Государственные испытания закончились в декабре 1961 года. Массовый выпуск автомобилей начался 1 октября 1964 года. Таким образом, процесс создания совершенно нового грузовика занял примерно 8 лет.
За это время на ЗИЛе спроектировали, построили и испытали три серии опытных образцов. В 1962 году в автосборочном корпусе завода выпустили по обходной технологии опытно-промышленную партию из 50 грузовиков ЗИЛ-130, которые проходили эксплуатационные испытания в автохозяйстве г. Орла. К участию в испытаниях привлекались Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ).
За это время многое удалось сделать по доводке автомобиля, в том числе и по кузовным конструкциям. Устранили контакт переднего колеса с брызговиком крыла путём изменения брызговика. Ликвидировали разрушение пола кабины в местах крепления подставы сиденья пассажиров. Усилили рамку радиатора и кронштейны, которыми она соединяется с оперением – приняли решение крепить блок кабина–оперение в одной точке под рамкой радиатора. Увеличили прочность основания платформы введением пятой поперечной балки основания.
Прогрессивность конструкции автомобиля ЗИЛ-130 часто обеспечивалась применением новых материалов и комплектующих. Например, произошла подлинная революция в конструировании и производстве сидений. ЗИЛ-130, в том числе проходившие госиспытания, комплектовали сиденьями на пружинах. К этому все привыкли. В одночасье всё переменилось, когда появилась латексная резина и технология массового производства подушек заливкой в формы. Не всё складывалось просто: латекс был импортный, дорогой, строго фондируемый. Выпуск чертежей и разработка технических требований к материалу требовали предварительной работы. Но задачу удалось решить. Чертежи выпустили в декабре 1961 года.
Наступил 1964 год – год массового производства ЗИЛ-130. Главный конвейер запустили 1 октября. И прошло совсем немного времени, а на «зиловских» конструкторов обрушился шквал пожеланий, замечаний, вопросов, рекламаций. Новых неизвестных дефектов оказалось немного, однако, как это часто случается, недостатки, казавшиеся малозначительными при испытаниях, заявили о себе в полный голос при начале эксплуатации.
Руководство завода решительно настроилось на устранение всех выявленных недостатков в короткий срок, поскольку намечалось начать выпуск автомобилей ЗИЛ-130 ещё в 1962 году. Но большинство дефектов удалось устранить только к 1966 г., и объём переделок был весьма значительный.
В процессе доработки кузовщикам удалось устранить ряд дефектов конструкции, напрямую связанные с принятой силовой схемой и компоновкой кабины, оперения и грузовой платформы ЗИЛ-130. В частности, решили проблему, связанную с разрушением деталей в местах соединения кабины с оперением, что характерно для автомобилей капотной компоновки. Исключили появление трещин, которые возникали на наружной и внутренней стойках ветрового окна, после чего начиналось разрушение каркасов проёмов дверей. Была увеличена прочность крепления кронштейнов зеркал заднего вида к кабине и повышена долговечность основания грузовой платформы. В дальнейшем усовершенствовали уплотнения коммуникаций, изменили конструкцию основания кабины и каркасов боковин для исключения засасывания в кабину дорожной пыли, повысили теплопроизводительность отопителя и улучшили теплоизоляцию кабины.
Нельзя не сказать, что в начале 1960-х годов наиболее достоверным и эффективным средством получения информации о прочности и долговечности кузовных конструкций были дорожные испытания. Использовались дороги с булыжным покрытием, часто находившиеся в плохом, а иногда в аварийном состоянии.
В июле 1964 г. начал действовать Дмитровский автополигон. Экспериментальную базу ЗИЛа значительно укрепили новым испытательным оборудованием, стабильность и достоверность результатов прочностных испытаний значительно повысились, а сроки их проведения сократились. При создании КамАЗа все эти новшества и опыт освоения ЗИЛ-130 позволили практически исключить ошибки, о которых упоминалось.
Таким образом, как по внутреннему содержанию, так и по форме облицовочных деталей грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 и их модификации представляли в 1960-х годах последнее слово техники в области грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями. Были созданы опытные образцы всех этих машин во многих вариантах. На практике были проверены предварительные расчёты и определены наиболее выгодные решения.
Потомки «стотридцатого»
АМУР-53131 с полезной нагрузкой 6 т оснащается различными типами двигателей. Среди них бензиновый мотор АМУР-456.10 (он же ЗИЛ-508.10) мощностью 150 л.с., альтернативой которому являются дизель – 108-сильный Д-245.12 Минского моторного завода. Автомобили оснащаются и собственными V-образными 8-цилиндровыми агрегатами АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) мощностью соответственно 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro 2.
Важно, что при размещении двигатели не требуют переделки посадочных мест. Силовые установки агрегатируют с механической 5-ступенчатой коробкой передач
Перечисленные модели – подходящая транспортная база для монтажа различного специального оборудования. В модельный ряд кроме бортового автомобиля, рассчитанного на эксплуатацию при температуре от +55 до –45 °С, входят строительный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и пр.
А в столице в течение ряда лет выпускают прямого потомка «стотридцатого», который после оснащения более современной и комфортабельной кабиной от дизельного ЗИЛ-4331, получил обозначение ЗИЛ-433360. Наряду с бортовым автомобилем изготовляют шасси ЗИЛ-433362, предназначенное для установки специальных кузовов и различных надстроек. Кто не желает мириться с прожорливостью бензинового ЗИЛ-508.10, может заказать грузовик с упомянутым дизелем Д-245.9. В этом случае модель носит индекс ЗИЛ-4329.
Как видно, точку в полувековой истории ЗИЛ-130 пока еще ставить рано. Сколь долго машине предстоит жить, ответить могут только покупатели.
В. Васильев, фото автора и из архива АМО ЗИЛ
ЗИЛ-131 (1966-1994)
Этот трёхосный грузовик повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, выпускался в основном для нужд Советской Армии, а также для обслуживания нефтегазовой, железнодорожной и т.п. отраслей в труднодоступных регионах. На шасси ЗИЛ-131 массово монтировались буровые установки, бензовозы-топливозаправщики и другая специальная техника.
На Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось вплоть до 2002 года, в том числе уже и с дизельным двигателем. А изначально двигатель на ЗИЛ-131 был тот же, что и на ЗИЛ-130: карбюраторный V-образный восьмицилиндровый.
ЗИЛ-130 технические характеристики
Прототип | ЗИС-125 |
Годы выпуска | 1962—2014 |
Тип | грузовой |
Компоновка | Переднемоторная, привод-задний |
Колесная формула | 4 х 2 |
Мест в кабине | водитель + 2 пассажира |
Габариты | |
Длина | 6675 мм. |
Ширина | 2500 мм. |
Высота | 2400 мм. |
Дорожный просвет | 275 мм. |
Колесная база | 3800 мм. |
Колея передняя | 1800 мм. |
Колея задняя | 1790 мм. |
Снаряженная масса | 4300 кг. |
Полная масса | ? кг. |
Грузоподъёмность | 6000 кг. |
Радиус поворота | 8,9 м. |
Распределение нагрузки на переднюю/заднюю оси | 4200 / 9,9 тонны |
Максимальный наклон | 38o |
Двигатель ЗИЛ-130 | |
Марка | ЗИЛ-130 |
Тип | бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Конфигурация | рядный |
Рабочий объём | 5969 см3 |
Мощность двигателя | 150 л.с. при 3200 об/мин. |
Максимальный крутящий момент | 402 Н·м, при 2000 об/мин |
Степень сжатия | 6,5 |
Число цилиндров | 8 |
Число клапанов | 16 |
Клапаный механизм | OHV |
Материал блока цилиндров | чугун |
Материал ГБЦ | алюминевая |
Диаметр цилиндров | 100 мм. |
Ход поршня | 95 мм. |
Расположение цилиндров | V-образное под 90o |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Система питания | Карбюратор К-88 |
Система питания | закрытая |
Рекомендуемое топливо | А-66 или А-72 |
Трансмиссия | |
Сцепление | сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая |
Главная передача | двойная, с парой конических зубчатых колес, передаточное — 6,32 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | полу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами |
Подвсека задняя | балансирная на полу-эллиптических рессорах |
Мосты | планетарные, с полуосями и дифференциалами |
Привод | карданный, механический |
Карданов | 2 |
Тормозная система | колодочная, барабанного типа |
Привод тормозов | механический |
Рулевой механизм | глобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике |
Передаточное число | 23,5 |
Общие характеристики | |
Максимальная скорость без прицепа | 90 км/ч. |
Расход топливана 100 км. | 29 л. |
Объём топливного бака | 175 л. |
Кабина
Кабина автомобилей ЗИЛ-433360 — цельнометаллическая, трёхместная, с целым панорамным неоткрывающимся стеклом ветрового окна типа «Триплекс».
Двери кабины имеют спускающиеся стекла и поворотные стекла форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.
Двери кабины, левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи.
Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку. Стеклоочиститель ветрового окна кабины с электроприводом. Сиденье водителя снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водитель перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.
Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья.
Отопитель кабины предназначен для подачи тёплого воздуха в Кабину и обогрева стекла ветрового окна в случае его замерзания.
Оперение автомобиля — интегрального типа, откидывается в перед.
ЗИЛ-164 (1957-1964)
С октября 1957-го по декабрь 1964 года серийно выпускался грузовик ЗИЛ-164 – продукт глубокой модернизации ЗИС-150. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель рабочим объёмом 5560 см³ развивал мощность 100 л.с. при 2800 об/мин; крутящий момент – 33 кгс/м при 1100-1400 об/мин.
ЗИЛ-164
Автомобиль ЗИЛ-164 и его модификация ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» большинства автохозяйств Советского Союза. Это были универсалы на все случаи жизни. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны и самосвалы, бензовозы-топливозаправщики и другие автоцистерны, пожарные машины и автокраны, другие типы специальной техники.
Метки
Полезные советы (713)Тюнинг (416)ГИБДД (333)Рейтинг (216)ПДД (204)Автобусы (191)Грузовики (180)Пикап (168)Штрафы (168)кроссовер (159)История (157)Перевозки (151)АВТОДОМ (149)КЕМПЕР (148)ГАЗ (137)Цены (129)УАЗ (121)КАМАЗ (119)Грузовик (114)Внедорожник (108)Toyota (103)МАЗ (97)Автобус (96)Автомобиль (93)Электромобиль (91)Volkswagen (89)BMW (89)FORD (82)Tesla (82)Mercedes (82)СССР (80)Тягачи (78)Hyundai (74)Бензин (74)ЭЛЕКТРОБУСЫ (73)Scania (73)Porsche (72)Mercedes-Benz (72)Автомобили (72)Фургон (68)ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКИ (67)Технологий (67)Минивэн (64)гибрид (63)Шины (61)Советский (58)MAN (58)Renault (57)ФУРГОНЫ (55)ОСАГО (54)БЕСПИЛОТНИКИ (53)Закон (53)Ferrari (52)гаи (51)Volvo (51)Lamborghini (50)Общественный транспорт (50)Обман (50)ЭЛЕКТРОМОБИЛИ (49)Ремонт (48)