Поднимите мне фары
ПЕРВОЕ поколение японского родстера (с заводским обозначением “NA”) дебютировало на автосалоне в Чикаго. Визитной карточкой машины стали оригинальные подъемные фары, которые в нерабочем состоянии прятались в кузов.
На американском рынке модель именовалась “Miata” (название “MX-5” получили версии для Европы). Объявленная цена – $13.800 – оказалась очень привлекательной, и с первого дня продаж от покупателей не было отбоя.
Кстати, у себя на родине автомобиль тоже получил иное обозначение. В то время “Mazda” на местном рынке пыталась запустить свой люксовый бренд “Eunos” (в пику “Infiniti” у “Nissan” и “Lexus” у “Toyota”). Поэтому модель назвали – “Eunos Roadster”.
Технически серийная “MX-5” отличалась от прототипа. Например, вместо пластикового кузова появился обычный стальной. Правда, с алюминиевым капотом и крышкой багажника. Это позволило сохранить снаряженную массу машины в пределах 1.000 кг.
Как уже говорилось выше, подвеску сделали независимой для всех колес. А для эффективного замедления автомобиля его оснастили дисковыми тормозами “по кругу”.
Под капотом “MX-5” появился 1,6-литровый 120-сильный двигатель “B61P” с системой впрыска “L-Jetronic”. Это сильно переработанный мотор, который прежде устанавливался на модели 323-й серии. В частности, на “заряженную” модификацию “323 GTX”.
На первый взгляд двигатель казался слабоватым для спортивного автомобиля. Тем не менее “Mazda” набирала 60 миль/ч (96 км/ч) за 8,8 с и достигала максимальной скорости 195 км/ч. Совсем неплохо для недорогой модели.
Стандартной трансмиссией для “MX5” стала пятиступенчатая “механика”. На рынках США и Японии за доплату предлагался “автомат”, но даже в Новом Свете он особой популярностью не пользовался. Также из опций следует упомянуть блокируемый виско-муфтой межколесный дифференциал (только для модификаций с МКПП) и съемный пластиковый верх для езды в непогоду.
В 1991 году появилась первая ограниченная серия “Mazda MX-5”. Она отличалась от обычных машин эксклюзивной окраской в цвет “British Racing Green” (“британский зеленый гоночный”) и отделкой интерьера коричневого цвета.
Несмотря на успешные продажи родстера, в 1994 году он подвергся достаточно серьезной модернизации. Прежде всего поменялся двигатель. Место под капотом занял 1,8-литровый мотор семейства “BPZE” мощностью 130 л.с. (с 1996 года – 131 л.с.). На некоторых рынках, в том числе в Европе, старый двигатель объемом 1,6 л остался в качестве недорогой опции. Но его мощность при этом понизили до 90 сил, поэтому он интересовал лишь эко-номных покупателей.
Трансмиссия осталась прежней, за исключением главной передачи. В Америке и Японии появилась возможность заказать дифференциал повышенного трения “Torsen”, более стабильный, нежели узел с виско-муфтой.
Также конструкторы серьезно усилили кузов. Для защиты седоков от бокового удара появилась поперечная балка позади сидений, а от фронтального – две подушки безопасности.
В результате после модернизации “MX-5” потяжелела примерно на 50 кг – до 990 кг, однако на динамике это не сказалось. Цена тоже чуть-чуть подросла – до $13.995. За эти деньги покупатель получал истинный спорткар – со стальными дисками, без кондиционера, усилителя руля и электростеклоподъемников. Такие машины очень часто покупали для участия в любительских гонках. Разумеется, для взыскательных клиентов были предусмотрены более дорогие версии с богатой отделкой интерьера.
Начинающим спортсменам предлагался пакет опций “R”. Внешний вид автомобиля он не изменял, зато включал в себя настоящую гоночную подвеску от фирмы “Bilstein”.
Кстати, 1994 – единственный год, когда “Mazda MX-5” окрашивалась в голубой металлик “Laguna Blue Mica”. Сегодня такие машины считаются коллекционной редкостью.
Впрочем, за время выпуска автомобиля появилось столько специальных и ограниченных серий, что всех и не упомнишь. В частности, на американском рынке в 1997 году завершение производства машин первого поколения отметили продажей 1.500 экземпляров в комплектации STO (“Special Touring Option”) с оригинальным оформлением.
Качество
Кабриолет-легенда чрезвычайно надежен даже в пожилом возрасте. Значительно выше среднего – такова позиция в рейтинге надежности Mazda MX-5 третьего поколения по результатам технических осмотров. Однако специалистами TUV засвидетельствовано большое количество пружин и амортизаторов в неудовлетворительном состоянии. Так же эксперты отмечают ускоренный износ тормозных дисков. Неудивительно, ведь родстер в большинстве случаев движется, как спортивный автомобиль – быстро и динамично. Тем не менее, рычаги подвески служат долго.
Несмотря на то, что Мазда МХ-5 эксплуатируется преимущественно летом, коррозия – одна из его слабостей. В частности пораженными оказываются пороги, крышка багажника, кромки дверей и капота. При осмотре подержанного экземпляра, конечно же, необходимо проверить и состояние складного верха. Герметичность можно проверить на автомойке. Мягкий верх, как правило, служит более 10 лет.
Тканевый верх (с ветровым стеклом и обогревом) складывается вручную. Но делается это легко и быстро. Кроме того существует версия родстер-купе с жестким цельносъемным верхом. Электропривод (с 2006 года) позволяет сложить или разложить крышу, стоя на месте, всего за 12 секунд.
Двигатели достаточно надежные. Привод ГРМ обоих агрегатов использует прочную цепь. Среди повторяющихся недомоганий можно выделить износ вариаторов фаз газораспределения и заслонок во впускном коллекторе, неисправности катализаторов и лямбда-зондов. Со временем выходят из строя катушки зажигания и термостат. Кроме того, моторы чувствительны к качеству масла. Низкий уровень смазки приводит к преждевременному износу вкладышей (особенно болезненно для 1.8).
Как мечта стала былью
ЛЕГЕНДА гласит, что идею разработки легкого недорогого спорткара главному конструктору компании “Mazda” Кеничи Ямамото в 1976 году подкинул известный журналист и специалист по японским автомобилям Боб Холл. В одной из бесед с инженером он выразил надежду, что когда-нибудь будет возрождена традиция британских спорткаров: водитель, автомобиль, дорога – и ничего лишнего.
Вскоре Ямамото стал президентом компании, и в 1983 году “Mazda” запустила программу “Offline 55” по разработке подобной модели. Однако “MX-5” могла получиться вовсе не такой, какой мы ее знаем сейчас..
Дело в том, что конструкторские бюро компании в США и Японии по-разному видели концепцию будущей машины. Американцы в своем прототипе “Duo 101” предложили классическую компоновку, в то время как их оппоненты из Страны восходящего солнца склонялись к более привычной переднеприводной или среднемоторной схеме. Правда, последняя отпала еще на “бумажной” стадии проектирования как слишком дорогая, шумная и вибронагруженная.
В 1984 году оба конструкторских бюро представили полноразмерные макеты своих автомобилей, и после долгих жарких споров американцы победили. Их концепцию приняли к серийному производству.
Постройку первого прототипа поручили английской фирме “International Automotive Design” (IAD). В 1985 году машина под кодовым обозначением “V705” была готова. Она отличалась пластиковым кузовом и 1,4литровым двигателем от “Mazda Familia”.
Автомобиль (теперь уже под именем “P729”) доводили “до ума”. Краш-тесты, долгие испытания, технологическая рутина.. Наконец в 1989 году модель была окончательно готова и под названием “MX-5” (“Mazda eXperimental, project № 5) запущена в производство.
Двигатель и трансмиссия
Силовые агрегаты – одна из ключевых тем Мазда МХ-5. Родстер способен доставить удовольствие, используя простые средства. Третье поколение стало еще лучше, благодаря более сильным моторам. 1,8-литровый бензиновый двигатель развивает 126 л.с., обеспечивает приличную тягу и вполне подходит для прогулок на свежем воздухе. 2-литровый мотор мощностью 160 л.с. еще более динамичный. Благодаря приводу на задние колеса опытный водитель с легкостью заправит Mazda MX-5 практически в любой поворот с помощью одной лишь педали газа. Топ версия родстера способна достичь максимальной скорости 200 км/ч.
1.8 агрегатировался с 5-ти, а 2.0 — с 6-ступенчатой коробкой передач. С 2009 года (после рестайлинга) стала устанавливаться 6-скоростная автоматическая коробка передач. Топовые версии с 2-литровым мотором могли оснащаться дифференциалом повышенного трения типа Torsen.
Оптимальный силовой агрегат — 2.0 / 160 л.с. По сравнению с 1.8 он обеспечивает гораздо более высокую производительность и работает с 6-ти, а не с 5-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, 2-литровые версии серийно оснащались дифференциалом повышенного трения. Впрочем, двигатель потребляет немного больше топлива: 7-8 литров на шоссе и 10-11 литров в пробках.
Что выбрать?
ЖЕЛАЮЩЕМУ купить “Mazda MX-5” особенно выбирать не приходится. Как уже сказано выше, наш рынок в основном наводнен машинами из США. Большая их часть оснащена механическими коробками передач.
Автомобили с “автоматом” встречаются реже. А версий с турбонаддувом днем с огнем не найти. Поэтому, если хочется получить какую-либо необычную модификацию, придется привозить ее на заказ. Кстати, интересная особенность – “MX-5” c двигателями 1,6 и 1,8 л стоят примерно одинаково.
Частенько среди подержанных родстеров встречаются тюнинговые экземпляры. Обычно доработке подвергаются лишь внешность и интерьер машины, зато иногда они меняются до неузнаваемости.
Подобные экземпляры хозяева холят и лелеют. Состояние таких машин, как правило, близко к идеальному. Но и стоимость может намного превышать среднерыночную.
Если же изменилась техническая начинка автомобиля – держите ухо востро. Характер таких экземпляров обычно своеобразный. Например, один покупатель заказал в Америке “MX-5” со спортивной подвеской. Но после того как он получил машину и проехал всего 500 м до ворот автосалона, попросил вернуть деньги. Тряска оказалась чрезмерной..
Примерные цены на “Mazda MX-5” в тыс. долл. CША | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
13-16 | 15-18 | 17-20 | 18-22 | 20-25 |
Примерная стоимостьнекоторых запасных частей | Цена, долл. США |
Воздушный фильтр | 8-10 |
Фильтр масляный | 3-8 |
Шаровая опора | 15-30 |
Гидрокомпенсатор | 30-50 |
Амортизатор | до 50 |
Примерная стоимость некоторых кузовных деталей | Цена, долл. США |
Бампер передний | 500-1.000 |
Крыло переднее | 280-320 |
Фонарь задний | 120-150 |
Фара | 100-120 |
Фонарь передний | 150-170 |
Краткаятехническаяхарактеристикапопулярныхмодификаций “Mazda MX-5” | ||||||||||||
Модель | Габаритные
размеры см |
Снаря-
женная масса, кг |
Двигатель | Мощность,
лс при об/мин |
Крутящий
момент Нм при об/мин |
Коробка
передач |
Тип
привода |
Макси-
мальная скорость, км/ч |
Разгон
0-100 км/ч, с |
Средний
расход топлива, л/100 км |
Запас
топлива л |
Период
выпуска |
“Mazda MX-5”
(NA) |
397х167,5
х123,5 |
940 | 4-цил.,
рядный, 1,6 л |
120 при 6.500 | 135 при 5.500 | 5-ступ.,
механич. |
задний | 195 | 8,8 | 7,8 | 45 | 1989-1994 |
“Mazda MX-5”
(NA) |
397,5х167,5
х123 |
981 | 4-цил.,
рядный, 1,6 л |
90 при 6.000 | 129 при 4.000 | 5-ступ.,
механич. |
задний | 175 | 10,6 | 8,4 | 48 | 1994-1997 |
“Mazda MX-5”
(NA) |
397,5х167,5
х123 |
990 | 4-цил.,
рядный, 1,8 л |
130 (с 1996
года – 131) при 6.500 |
152 при 5.000 | 5-ступ.,
механич. |
задний | 197 | 8,2 | 8,7 | 48 | 1994-1997 |
“Mazda MX-5”
(NB) |
397,5х168
х122,5 |
1.015
(с 2001 года – 1.035) |
4-цил.,
рядный, 1,6 л |
110 при 6.500 | 134 при 5.000 | 5-ступ.,
механич. |
задний | 191 | 9,7 | нет данных | 50 | 1998-2005 |
“Mazda MX-5”
(NB) |
397,5х168
х122,5 |
1.025 | 4-цил.,
рядный, 1,8 л |
140 при 6.500 | 162 при 4.500 | 5-ступ.,
механич. |
задний | 205 | 8,0 | нет данных | 50 | 1998-2001 |
“Mazda MX-5”
(NB) |
397,5х168
х122,5 |
1.065 | 4-цил.,
рядный, 1,8 л |
146 при 7.000 | 168 при 5.000 | 5-ступ.,
механич. (6-ступ., механич.)* |
задний | 205 (208) | 8,5
(8,4) |
нет данных | 50 | 2001-2005 |
“Mazda MX-5”
(NB) |
397,5х168
х122,5 |
1.080 | 4-цил.,
рядный, 1,8 л |
146 при 7.000 | 168 при 5.000 | 4-ступ.,
автоматич. |
задний | 190 | 11 | нет данных | 50 | 2001-2005 |
“Mazdaspeed
MX-5” (NB) |
397,5х168
х121,9 |
1.170 | 4-цил.,
рядный, 1,8 л с турбонад- дувом |
180 при 6.000 | 225 при 4.500 | 6-ступ.,
механич. |
задний | 208 | 6,7 | нет данных | 48 | 2004-2005 |
* В скобках – данные для автомобиля с 6-ступ. МКПП. |
Накачивание мускулов
ВТОРОЕ поколение “Mazda MX-5” (заводское обозначение “NB”) дебютировало в 1998 году. Главным отличием от предшественника стали неподвижные фары взамен убирающихся, которые не отвечали современным нормам по безопасности пешеходов..
В остальном развитие родстера пошло по эволюционному пути. Зачем менять удачную конструкцию? Поэтому внешность модели лишь слегка освежили, придав ей сходство с купе “RX-7”. Причем вопреки автомобильной моде, диктующей, что новая модель должна быть больше предыдущей, вторая генерация “MX-5” сохранила прежние габариты. Лишь высота слегка уменьшилась. Это позволило немного улучшить аэродинамику машины.
Шасси в целом не изменилось. Только были усилены тормоза и увеличен диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости. Кроме того, для некоторых комплектаций стали доступны 15-дюймовые колеса.
Зато двигатель переработали серьезно. Рабочий объем остался прежним, но степень сжатия повысилась за счет доработки цилиндро-поршневой группы. А новый впускной коллектор обзавелся системой изменения длины. На малых оборотах горючая смесь идет по длинному пути и лучше перемешивается, а на высоких – по короткому, что обеспечивает максимальную отдачу. Эти меры позволили снять с двигателя 140 л.с. Ровно до 8 с улучшилось время разгона до 100 км/ч. Максимальная скорость достигла отметки 205 км/ч.
Модификация со старым 1,6-литровым мотором с увеличенной до 110 л.с. мощностью тоже осталась на рынках Европы и Японии.
В 1999 году, к десятилетнему юбилею модели, “Mazda” выпустила ограниченную серию “MX-5” с шестиступенчатой механической коробкой передач, спортивной подвеской “Bilstein” и мощной аудиосистемой “Bose”. Конечно, не обошлось и без стильных штучек вроде оригинальных легкосплавных колес и хромированных ободков вокруг приборов.
Рестайлинг модель второго поколения претерпела в 2001 году. Внешность практически не изменилась. Разве что список опций пополнился 16-дюймовыми колесами. Внутри новшеств также немного. Например, приборы получили белый фон и красные цифры, а кресла обзавелись более развитой боковой поддержкой.
Зато тормоза опять прибавили сил, а переработанный кузов стал намного жестче прежнего. Правда, и масса автомобиля увеличилась до 1.065 кг.
Но “лишний вес” не стал проблемой, поскольку доработка впуска и выпуска двигателя, а также установка системы изменения фаз газораспределения позволили поднять мощность 1,8-литрового мотора до 155 л.с. для рынков Японии и Австралии и до 146 л.с. для США и Европы.
В 2002 году появилась “заряженная” версия родстера, названная “Mazda MX-5 SP”. За счет установки турбонаддува мощность ее двигателя удалось увеличить до 212 л.с. Эта модификация была сделана ограниченным тиражом в 100 экземпляров и продавалась исключительно в Австралии.
Чтобы привлечь внимание молодежи к своему родстеру, “Mazda” в 2003 году выпустила еще одну ограниченную серию “MX-5” – “Shinsen Version” (SV). Кроме богатой комплектации и эксклюзивного оформления она отличалась очень привлекательной ценой
Затем успех первой турбонаддувной версии подтолкнул создателей к запуску еще одной подобной модификации в 2004 году. На сей раз под именем “Mazdaspeed MX-5” (в Японии – “Mazda Roadster Turbo”). Под ее капотом скрывался 180-сильный мотор. Дабы подчеркнуть исключительность этой модели, ее наделили спортивной подвеской, усиленной трансмиссией и эксклюзивным оформлением. Например, в 2004 году “Mazdaspeed” красили исключительно в красный и серый цвет, в 2005-м – только в оранжевый и черный. За два года было выпущено примерно 5.500 турбонаддувных “MX-5”.
Эту машину можно считать финальным аккордом второго поколения знаменитого родстера. В конце 2005 года стартовали продажи автомобилей третьей генерации. Но подобных экземпляров на вторичном рынке пока немного, поэтому рассказывать о них мы не будем.
Оборудование и безопасность
Молодых водителей порадует наличие на борту ESP и системы управления тяговыми усилиями, а так же 4-х подушек безопасности, входящих в список обязательного оборудования.
В стандартное оснащение базовой версии Мазда МХ-5 вошли: аудиосистема, электрические стеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, дефлектор набегающего потока, электропривод и обогрев зеркал. С обновлением модели список дополнили кондиционер и кожаный руль. Приятная опция: кожаные спортивные сиденья с подогревом. Среди прочего были доступны ксеноновые фары и Bluetooth.
Дизайн интерьера не впечатляет, но прост в использовании и устойчив к износу. Плюс за обогрев, минус за слишком большой руль.
На ходу
Как и предшественник МХ-5 имеет эргономичный кокпит, много маленьких отсеков и низко расположенные сиденья, прилегающие к широкому туннелю (который нагревается на длинных участках — это нормальное явление). Миниатюрный японец расположен близко к дороге. Новичкам за рулем Мазда МХ-5 по-настоящему страшно – колеса грузовиков находятся на одном уровне с головой. Но это дело привычки. После, родстер начинает дарить только положительные эмоции. Двигатель любит обороты, а коробка — образец точности и ловкости. Удивляет и комфорт — подвеска умело фильтрует короткие неровности.
Недостатки те же, что и в обычных родстерах. Этот автомобиль не для высоких водителей. Сиденья и руль имеют небольшой диапазон регулировок, видимость ограничивают широкие стойки лобового стекла, а на скоростных шоссе раздражает шум ветра
Следует обратить внимание и на довольно низкий дорожный просвет — 135 мм
Несмотря на это, МХ-5 позволяет кататься каждый день и круглый год. Все благодаря очень эффективной системе отопления. К тому же, многие из экземпляров оснащены подогревом сидений.