Возможные причины
- Неравномерная компрессия в цилиндрах. Из-за снижения компрессии не происходит эффективное сгорание топливовоздушной смеси, вследствие чего поршень в проблемном цилиндре не получает должного ускорения. Причина вибрации на холостых оборотах в таком случае в уменьшении инерционного движения поршня на такте рабочего хода.
- Пропуски зажигания в 1 либо сразу нескольких цилиндрах. Как и в случае с потерей компрессии, по причине плохого сгорания ТПВС поршень не получает должного ускорения, что приводит к неравномерному вращению коленчатого вала.
- Неисправность двухмассового маховика. В исправном состоянии демпфер крутильных колебаний позволяет снизить нагрузку на коленчатый вал и элементы трансмиссии. В случае выхода из строя наблюдаются вибрации двигателя, сопровождающиеся характерным громыханием.
- Износ подушек двигателя. Мотор в подкапотном пространстве удерживается на нескольких сайлентблоках. В случае трещин, надрывов резиновых демпферов вибрации будут передаваться на кузов и четко ощущаться в салоне.
- Износ привода уравновешивающих валов и самих балансиров. Износ подшипников, растяжение цепи, неправильная регулировка натяжителя приводят к повышению шумности и вибрациям.
Подушки двигателя
Как определить, что причина дисбаланса именно в подушках?
- Визуально осмотрите сайлентблоки крепления двигателя. Резиновый демпфер не должен отслаиваться от металлических элементов, иметь глубокие трещины.
- Используя подкатной домкрат и небольшую резиновую проставку, поочередно поддомкратьте двигатель со всех сторон установки подушек (точка опоры должна быть как можно ближе к месту расположения демпфера). После каждой смены положения точки опоры наблюдайте за работой мотора. Вибрация должна заметно уменьшиться при поддомкрачивании двигателя вблизи порванной подушки.
Компрессия
Вибрация, связанная с потерей компрессии в первую очередь проявит себя на холодную. По мере прогрева металлические детали расширяются, уменьшая тем самым зазоры, через которые происходит прорыв выхлопных газов. Неравномерность компрессии в цилиндрах – естественное явление для двигателя с пробегом больше 100 тыс./км. Но для нормальной работы разброс не должен превышать 0,5-1 кгс/см2. При больших значениях на холодную уже могут наблюдаться вибрации.
Проверять компрессию следует на холодном двигателе. Узнать, какая компрессия должна быть в двигателе, можно из руководства по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Вслед за проверкой можно определить, что именно стало причиной потери компрессии: проблема с ЦПГ либо деталями ГРМ. Для этого залейте в проблемный цилиндр 25-30 мг моторного масла, после чего повторите замеры. Если компрессия выровняется, причина в износе ЦПГ. Отсутствие изменений свидетельствует о проблемах с ГРМ. Более точную диагностику причины вибраций на холостых можно осуществить пневмотестером.
Пропуски зажигания
Самодиагностика современных ЭБУ двигателя позволяет определить номер цилиндра, что значительно облегчает поиск причины вибраций на холостом ходу. Множественные пропуски свидетельствуют о периодических проблемах сразу в нескольких цилиндрах. Из термина отнюдь не следует, что причина перебоев в работе именно в системе зажигания, так как ЭБУ определяет пропуски зажигания по неравномерности вращения коленчатого вала. Какие элементы чаще всего становятся причиной пропусков зажигания и повышенной вибрации?
- Топливные форсунки (ТПВС переобогащенная или слишком бедная).
- Свечи зажигания. К перебоям в подаче искры приводит масляный нагар на свечах, эрозия электродов, нарушение керамической изоляции, неправильный воздушный зазор.
- Высоковольтные провода.
- Катушка зажигания/модули зажигания.
- Блок управления двигателем.
Не стоит забывать о проблеме подсоса воздуха и многих других причинах, из-за которых двигатель троит, а на кузов передается вибрация. В любом случае мы рекомендуем переходить к поиску неисправностей только после считывания кодов ошибок.
Как правильно проверить компрессию в двигателе
Перед проверкой компрессии нужно полностью зарядить аккумулятор и убедиться в исправности стартера. В противном случае измерение будет неточным, а показания заниженные. В результате ошибки вы можете начать делать ремонт мотора, хотя нужно искать другие причины.
Мастера пользуются разными способами диагностики:
- на холодном двигателе;
- на прогретом моторе;
- с закрытым или открытым дросселем.
Самые точные данные дает диагностика на прогретом двигателе, которая проводится в следующем порядке:
- Запустите двигатель и прогрейте его до температуры 70 градусов.
- На дизельном моторе выверните форсунки, на бензиновом – снимите провода высокого напряжения и выкрутите свечи.
- Отсоедините штекер проводов от форсунок или отключите бензиновый насос, сняв соответствующий предохранитель.
- Установите насадку компрессометра на 1 цилиндр.
- Нажмите педаль газа для открытия дросселя.
- Прокрутите мотор стартером на 5-10 оборотов.
- Запишите показания компрессии и повторите процедуру на других цилиндрах.
Подача топлива на дизельном силовом агрегате с механическим топливным насосом отключается рычагом отсечки.
По итогам испытаний можно сделать выводы:
- Если в разных цилиндрах показания отличаются до 1 бара и близки к рекомендуемым, то элементы цилиндропоршневой группы в порядке.
- Если данные занижены и соответствуют минимальному значению, то двигатель изношен. При этом его можно эксплуатировать, заливая больше масла, но скоро придется делать ремонт.
- Когда компрессия в одном цилиндре меньше на 2-3 атмосферы, по сравнению с другими, нужно уточнить данные. Для повторного контроля залейте 5 г моторного масла в свечное отверстие. Если давление возросло, то поршневая группа изношена или есть поломки деталей, так как масло создало дополнительную герметичность. Если показания не изменились, значит прогорел клапан.
В случае низкого давления (меньше оптимального), то требуется капитальный ремонт. При этом проверять компрессию с заливкой масла нет смысла, так как мотор в любом случае подлежит разборке.
Почему в одном цилиндре падает компрессия
Для примера, на автомобилях линейки ВАЗ компрессия составляет около 11-13 кгс/см2. Но порой случается так, что показатели в одном из рабочих цилиндров сильно падают. Иногда значения достигают 3-4 единиц. Разумеется, подобная ситуация не является нормой. Нужно срочно установить причину, а затем попытаться её устранить. Своими силами, либо с помощью специалистов, это уже вопрос вторичный.
Потенциальные причины того, почему в цилиндрах двигателя наблюдается разная компрессия, довольно разнообразные. Как и последствия таких изменений.
Общее устройство двигателя внутреннего сгорания на автомобиле
Снижение показателей обычно вызвано одним из следующих факторов.
- Компрессионные кольца. Одни из самых главных компонентов в системе. Ведь их задача — это обеспечение герметичности между поршнем и цилиндром. В том случае, когда кольца деформируются или залегают, через них проходят рабочие газы, проникая в подпоршневое пространства. Отсюда и падение ниже нормы компрессии.
- Клапаны двигателя. Ещё одна вероятная причина того, почему в цилиндрах мотора авто компрессия оказывается разная, заключается в клапанах. Через них осуществляется впуск компонентов горючей смеси, а также последующий отвод отработанных газов. При сжатии клапаны закрываются, что создаёт герметичность внутри камеры сгорания. Но случается так, что на клапанах подгорает кромка тарелки и седло, либо нарушается тепловой зазор. В итоге клапан немного поджимается. Герметичность нарушена. Следовательно, и компрессия меняется.
- Поршни. На практике давление, то есть компрессия, в цилиндрах ДВС редко падает именно из-за поршней. Но и такое возможно. Из-за изменений процессов горения топливовоздушной смеси, днище поршней прогорает. Как правило, основная причина — это нарушенный угол зажигания. Поскольку поршень прогорает, то и необходимой герметичности не будет.
- ГБЦ. Она же головка блока. Редко непосредственно в камере сгорания могут образоваться трещины и повреждения, отражающиеся на компрессии. Ещё головка блока может спровоцировать снижение давление в цилиндре, если произошёл перегрев и головку повело. Изменённая геометрия не позволяет головке плотно прилегать к прокладке. Не исключено, что при замене прокладки ГБЦ болты были затянуты не до конца, и это стало причиной нарушения компрессии.
- Прокладка ГБЦ. Перегрев и внутренние дефекты также могут стать основной причиной пробоя прокладки. Как результат, один из цилиндров соединяется с каналом охлаждающей системы или системы смазки двигателя другим рабочим цилиндром. В такой ситуации наблюдается существенное падение компрессии одновременно в 2 цилиндрах.
Заметив подобный симптом, нужно сразу же приступать к замерам компрессии. Ведь игнорирование проблемы способно привести к серьёзным последствиям. Вплоть до полного отказа двигателя и необходимости в проведении срочного, а также дорогостоящего капитального ремонта ДВС.
Как измерить компрессию двигателя?
Для этого необходимо: • Прогреть двигатель, • Полностью зарядить АКБ, • Дроссель должен быть полностью открыт, • Воздушный фильтр снят, • Все свечи выкручены. Для проведения работ нам потребуется: • Компрессометр, • Свечной ключ.
В таком режиме полностью заряженная АКБ позволит стартеру раскрутить двигатель до 200 об/мин. Компрессия во всех цилиндрах должна быть ровной. При снижении уровня компрессии необходимо выяснить причину падения. Это могут быть поршневые кольца или проблемы в клапанном механизме, выяснить это можно так. В проблемные цилиндры с помощью шприца вводят 15-20 гр. моторного масла. Процедуру замера повторяют. Если показания манометра выросли — причина падения в поршневых кольцах, если остались на прежнем уровне — в клапанах.
Как выполняется раскоксовка
Закоксовка колец является наиболее частой и вероятной причиной того, почему в цилиндрах наблюдаются разные показатели компрессии. И любой автомобилист должен знать, как подобная проблема решается своими руками.
Допустим, вы заметили падение компрессии. Залили в цилиндр масло, сделали повторные замеры и увидели, что компрессия поднялась. Вывод очевидный: кольца сломались, либо залегли.
Для качественной раскоксовки предварительно подготовьте специальную жидкость для промывки. Её можно купить в любом магазине автомобильной химии.
Альтернативный вариант — это самодельная промывочная жидкость, которая состоит из керосина и ацетона, смешанных в равных пропорциях.
Подготовив промывочный состав, действуйте по инструкции:
- прогрейте двигатель до рабочей температуры;
- открутите и снимите все свечи зажигания;
- установите все имеющиеся поршни в ряд, используя ключ для проворачивания коленвала, а также пруты одинаковой длины;
- с помощью шприца залейте во все цилиндры указанное производителем количество омывающей жидкости;
- обычно требуется по 50-70 мл;
- накройте отверстия свечей тряпками и оставьте в таком состоянии на 10-14 часов;
- периодически шевелите ваши поршни, слегка прокручивая коленвал в разные направления;
- продуйте цилиндры, прокрутите коленвал стартером, что позволит избавиться от остатков жидкости;
- верните свечи на место;
- запустите двигатель;
- дайте мотору некоторое время поработать на холостых оборотах (5-8 минут);
- отправляйтесь на трассу, чтобы дать мотору большую нагрузку для удаления оставшегося нагара.
Запуск двигателя может происходить с затруднениями. А после пуска из выхлопной трубы наверняка будет выходить густой чёрный дым.
Это признаки того, что вы всё делаете правильно и способ действительно работает.
Завершив поездку, ещё раз проверьте показатели компрессии. В том случае, если параметры нормализуются во всех цилиндрах и станут примерно одинаковыми, с разницей не более 1 единицы, тогда остаётся лишь поменять масло.
Если проблемный цилиндр стал лучше, но показатели всё равно неудовлетворительные, повторите промывку. Но жидкость заливайте уже только в этот цилиндр.
Таким образом удаётся устранить проблему закоксовки и залегания колец. Но всё равно ещё придётся определить, почему это залегание произошло.
К сожалению, когда раскоксовка нужного эффекта не даёт, единственный вариант — это сложные ремонтные работы. При этом предстоит снять ГБЦ, заменить прокладку или другие компоненты блока, включая поршни и всё те же повреждённые кольца.
Кто сталкивался с такой проблемой? В чём была причина? Как её удалось решить? Своими силами или с помощью автосервиса?
Причины и последствия снижения компрессии
Основной причиной сжижения компрессии является сила трения. Конечно, этому противостоит защитная пленка, образуемая маслом на стенках цилиндра и поршня. Однако несмотря на эту защиту, постепенный износ все равно имеет место. Слой за слоем цилиндр саморастачивается. В результате образуются неплотности между поршневыми кольцами и цилиндром. В момент сжатия через эти неплотности происходит утечка топливной смеси в картер. КПД двигателя снижается из-за того, что не все топливо переводится в полезную энергию.
Рекомендуем
«Восстановление автомобиля после ДТП: этапы, выбор СТО, нюансы» Подробнее Однако существуют и другие причины, вызывающие падение компрессии. Например:
- нагар на стенках цилиндра и поршня;
- прогорание днища поршней вследствие высоких температур;
- деформация клапанов, в том числе и прогорание их;
- образование трещин в цилиндрах;
- износ прокладки ГБЦ;
- загрязнение воздушного фильтра.
Каковы же последствия падения компрессии? Это напрямую влияет на работу машинного агрегата:
- возникают трудности с пуском двигателя;
- в разных режимах работы встречаются провалы;
- появляются удары и хлопки, которые можно легко услышать;
- расход ГСМ неуклонно возрастает;
- повышается давление в каналах системы охлаждения мотора;
- из трубы может идти дым черного цвета.
Можно сделать вывод, что компрессия двигателя может существенно снизиться по целому ряду причин. Что же делать обычному автовладельцу без навыков автомеханика? Заметив хоть один из вышеперечисленных признаков, нужно как можно быстрее ехать на диагностическую станцию для проверки компрессии в цилиндрах двигателя. Цена на услугу может показаться высокой, но не стоит жалеть о возможных расходах. Эксплуатация такого двигателя без ремонта может привести к гораздо большим проблемам в будущем.
В чем измеряется компрессия
Основной параметр двигателя, который указывается в руководстве по эксплуатации – степень сжатия. Он определяет, во сколько раз топливная смесь сжимается перед сгоранием. Объем цилиндра, разделенный на ход поршня – степень сжатия. Она не изменяется, если автовладелец не сделал тюнинг двигателя, например, расточил цилиндры или поставил другой коленчатый вал.
Но нельзя путать эту характеристику с компрессией, которая означает давление поршня. Она определяется путем вращения коленвала стартером.
Компрессия со временем уменьшается из-за износа деталей. Ее единицами измерения могут быть:
- Бар.
- Атмосфера (атм).
- Мегапаскаль (МПа).
- Килограмм*сила на квадратный сантиметр (кгс/см2).
Самой современной единицей измерения является Мегапаскаль, который равен 9,9 атмосферы.
Как часто проверять?
Как правило, специалисты рекомендуют проводить данную
процедуру одновременно с заменой свечей зажигания — каждые 30–40 тыс. км. Таким
образом, обеспечиваются и профилактические цели.
Однако двигатель нуждается во внеплановом проведении
замера, если наблюдаются такие признаки:
- увеличился расход масла до 150 мл/1000
километров; - затруднился пуск по утрам и в холодные
дни; - появился сизый дым из глушителя;
- ухудшился режим нейтрального хода — мотор
частенько трясёт, он глохнет.
Все эти симптомы могут указывать и на другие
неполадки. К примеру, нестабильный ХХ является характерным признаком
неисправной системы зажигания. Поэтому перед измерениями всё это надо
устранять. Иначе показатели будут неточными, а ремонт и затраты — лишними.
Восстановить компрессию агрегата можно, если нет
повреждений ГРМ и показатель снижен из‐за закоксовки. Нужно купить специальную
жидкость и провести раскоксовку на горячем моторе. Обычно в Москве такую
процедуру проводят по сниженным ценам.
Как измеряют компрессию
Для получения достоверных результатов, при замере компрессии необходимо придерживаться нижеследующих правил:
- прогрейте мотор до 70-90 градусов;
- перекройте подачу горючего: отсоедините провод питания бензонасоса или отсоедините топливный шланг (чтобы в цилиндры не попадало много горючего);
- извлеките все свечи, чтобы уменьшить сопротивление вращению;
- убедитесь, что стартер в рабочем состоянии, а аккумулятор заряжен (рекомендуется применять пускозарядное устройство – тогда вал будет гарантировано вращаться с одинаковой скоростью при измерении компрессии в разных цилиндрах).
Методы замера компрессии на горячем двигателе
Существует пара основных способов измерения давления в цилиндрах ДВС: с открытым или закрытым дросселем. Здесь имеется в виду проведение процедуры с выжатой педалью акселератора или при отсутствии на нее воздействия. Каждый из этих методов позволяет получить свои результаты, помогающие более точно определить причину отсутствия компрессии.
Измерения при открытой заслонке
При такой ситуации в цилиндры подается много воздуха, и среднее давление будет в пределах 11-13 кг/кв. см (справедливо для бензина АИ95). В этом случае измерения утечки воздушной массы сопоставимы с его количеством, поступающим в цилиндр двигателя внутреннего сгорания. Т. е. если давление будет ниже нормы, то это значит, что утечки происходят «альтернативным методом». Это может быть неплотное прилегание клапана к посадочному месту, изъян профиля кулачка распредвала (в двигателях с гидротолкателями) или его износ, а также отсутствие герметичности прокладки ГБЦ либо сквозная трещина в камере сгорания.
Как проверить компрессию в двигателе с закрытой заслонкой
Здесь уже картина иная. В цилиндры поступает мало воздуха, благодаря чему давление в цилиндрах вырастает, что увеличивает утечки. Но их объем все равно будет меньше количества подаваемого воздуха. Компрессия должна составлять 12-14 кгс/кв. см. Данным методом можно определить наиболее грубые дефекты:
- закоксовывание колец (либо их залегание);
- прогар клапана (одного или нескольких) либо поршней (возможна поломка последних);
- износ стенок цилиндра.
Измерения с добавкой масла в цилиндры
Оба вышеизложенных способа не позволяют брать в расчет нарастание давления при вращении коленвала. Например, если оно при первых тактах невысокое – 4-5 кг/кв. см, а затем резко увеличивается, то это может свидетельствовать об износе или поломке поршневых колец. Однако есть смысл провести дополнительное тестирование. Как проверить компрессию с учетом нарастания давления? Для этого плесните в цилиндр немного (4-5 мл) моторного масла. Это повысит компрессию, поднимет давление при первом такте и не даст газам прорваться через кольца в картер. Если измеряемые параметры не изменились, то можно с большой долей вероятности утверждать, что пробита прокладка ГБЦ или прогорел поршень. При изменении давления в большую сторону можно говорить о залегании, деформации или закоксовывании колец.
Проверка компрессии на холодном двигателе
Этот способ обычно применяется в случае затрудненного пуска. Давление в цилиндрах холодного мотора иногда бывает в 2 раза (6-7 кг/кв. см) меньше нормального при серьезных выработках деталей цилиндро-поршневой группы. После запуска и последующего прогрева силового агрегата компрессия поднимается на 3-5 единиц. Если это не так, нужен капитальный ремонт двигателя. Т. е. очевидно, что комплексная проверка (на «холодную» и «горячую») эффективнее.
Проверка компрессии сжатым воздухом
Данный метод позволяет точнее понять причину уменьшения давления в проблемном цилиндре. Подгоните поршень под ВМТ на такте сжатия (все свечи нужно извлечь и заодно удалить пробку с маслозаливной горловины). Далее понадобится компрессор, с помощью которого нужно подать в «подозреваемый» цилиндр воздух под давлением от 2-х до 3-х атмосфер. Если из отверстия под свечу, находящегося рядом, идет воздух, значит, повреждена прокладка ГБЦ. Шипение из-под самой нижней прокладки карбюратора свидетельствует о неплотном прилегании (или прогаре) впускного клапана. Воздушный поток из горловины говорит о нарушении целостности корпуса поршня либо его прогаре. А если шипение идет из трубы глушителя, значит, неисправен выпускной клапан. Последняя неприятность – наиболее распространенная.
Ниже приведена таблица нормальной компрессии у наиболее популярных автомобилей:
От чего зависит компрессия
Цилиндр во время тактов сжатия/сгорания представляет собой замкнутую систему, состоящую из:
- поршня;
- поршневых колец;
- стенок цилиндра;
- прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ);
- клапанов.
Повреждение любого из элементов, образующих эту замкнутую систему, приводит к снижению давления. Если поршень треснул, прогорел или получил другие повреждения, то выхлопные газы будут утекать, что негативно скажется на мощности и ресурсе мотора.
Износ колец происходит из-за трения о стенки камер сгорания.Превышение температуры двигателя приводит к увеличению размера колец, когда их замок перестает справляться со своими обязанностями, они оставляют царапины на цилиндрах, уничтожая хонинговку. Неправильный состав топливовоздушной смеси, нарушение в работе систем зажигания или выпрыска топлива приводят к тому, что кольца покрывает слоем недогоревших смол, из-за чего они теряют подвижность и замок перестает работать. Кольцо застывает в максимальном размере, ведь замок забит смолой, поэтому не может уменьшиться. Во время пуска в холодном двигателе трение между кольцом и стенками цилиндра слишком велико, что приводит к их повреждению.
Образование нагара и лаковых отложений
Неоптимальный состав топливовоздушной смеси, ошибочно выставленный угол опережения зажигания или впрыска топлива и неправильные фазы газораспределения приводят к тому, что топливовоздушная смесь горит во время прохода через клапаны. Из-за этого притертая поверхность клапанов обгорает, теряет герметичность, что приводит к снижению давления, а затем к дальнейшему увеличению повреждений. При перегреве, долгой езде на малых оборотах и высших передачах, во время резкого старта или долгой работы мотора в режиме мощности, близкой к максимальной, возрастает вероятность прогорания или пробоя прокладки ГБЦ. Если повреждение прокладки соединило цилиндр и масляный или охлаждающий канал, то раскаленные газы попадают в соответствующую систему, резко снижают ресурс антифриза или масла, а охлаждающая жидкость и масло ухудшают сгорание топлива в цилиндрах.
Компрессия и диагностика двигателя
Проверка компрессии двигателя, а также некоторые косвенные признаки позволяют с высокой точностью определить не только повреждение мотора, но и определить, какая причина к этому привела. Замер должен быть произведен на холодном двигателе, для чего потребуется прибор под названием «компрессометр». Этот прибор продают в любом автомагазине.
Если замер показал разницу компрессии в цилиндрах свыше 0,5 атмосферы, требуется замена колец. Если замер показал снижение компрессии во всех цилиндрах на 0,5 атмосферы еще и на фоне падения мощности двигателя, увеличения расхода топлива или сизого дыма из трубы, то проблема в кольцах и маслосъемных колпачках. Если замер показал, что давление заметно ниже, чем должно быть (разница больше 3 атмосфер), а из выхлопной трубы идет сизый или белый дым, то сигнализация о пробитой прокладке ГБЦ.
Если замер показал нормальную компрессию, а из выхлопной трубы идет темный (от едва заметного сизого до густого черного) дым, а также снижена мощность мотора или вырос расход топлива, проблема в неправильной работе свечей, форсунок или карбюратора. Если при этом падает уровень масла – проблема в повреждении маслосъемных колец или колпачков. Если вы знаете, какая причина привела к снижению компрессии, то сможете обойтись небольшим ремонтом. Если по результатам измерения компрессия во всех цилиндрах одинаковая и ниже, чем должна быть, добавьте в цилиндры 10–15 мл моторного масла. Повышение компрессии говорит о необходимости замены колец.
Слоистые модификаторы трения
Слоистые модификаторы трения – в состав входят соединения молибдена, вольфрама, тантала, графита и т.п. Принцип работы состоит в формировании на поверхностях трения слоистого поверхностного слоя с низким усилием сдвига и, следовательно, малым коэффициентом трения.
Минусы настолько велики, что пропустим плюсы:
- эффект снижения трения не имеет устойчивого характера;
- покрытие не является стойким, и снижение концентрации препарата в масле быстро сводит на нет эффект обработки;
- высокая скорость разложения сернистых соединений при высоких температурах, что способствует увеличению коррозионной активности отработавших газов двигателя;
- графит, входящий в состав некоторых препаратов этой группы, имеет склонность к отложениям в поршневых канавках, масляных каналах и на клапанах, что при длительном использовании препарата приводит к закрытию зазоров в поршневых кольцах и их залеганию, либо «зависанию» клапанов в направляющих втулках.
Известные производители: Xenum, Liqui Moly.
Как замерять давление в цилиндрах
Снятие показателей компрессии выполняют при помощи специального прибора – компрессометра. Компрессометр работает по принципу манометра: переходник с конструкцией наконечника форсунки или свечи накаливания предназначен для установки в головку блока цилиндров и имеет запорный клапан, который препятствует потере давления во время измерений. Простые устройства снабжены обычной шкалой со стрелкой, более точные профессиональные приборы – электронные цифровые, либо синхронизированы с компьютером.
Перед измерением дизельный двигатель прогревают на максимальных оборотах до рабочей температуры масла, проверяют работу стартера и состояние заряда аккумуляторной батареи в 100%. Каждый цилиндр замеряют по отдельности.
Порядок действий:
- из головки блока вывернуть свечу накаливания или форсунку (в зависимости от типа дизельного агрегата);
- штуцер переходника компрессометра вставляют на место свечи (форсунки), убедившись в герметичности штатного соединения;
- включают зажигание, не запуская двигатель до поворота стартера – первичный оборот коленчатого вала (скорость вращения должна быть не менее 200 об/мин);
- снимают результат замера (в верхней мёртвой точке хода цилиндра);
- замеряют компрессию в остальных цилиндрах подобным образом;
- сверяют показатели компрессии всех цилиндров;
- далее в каждый цилиндр впрыскивают около 50 мл масла;
- коленчатый вал проворачивают насколько раз стартером со снятыми форсунками (свечами);
- устанавливают форсунки на места и проводят новые замеры на каждом цилиндре вновь;
- сверяют разницу показаний с первым замером.
При сверке обращают внимание на расхождение показателя компрессии каждого цилиндра: минимальная погрешность не должна превышать 1 кгс/см². Равные величины замеров свидетельствуют об одинаковом износе узлов и механизмов цилиндропоршневой группы
Если результаты второго измерения превышают допустимую норму погрешности, то значит система негерметична. Возможные причины нарушений в таком случае: нарушения зазоров клапанов (дефекты), износ поршневых колец, утечка в корпусе головки блока цилиндров (прогар), поломка чашки поршня. При обнаруженной недостаточной компрессии двигателя диагностируют и устанавливают причину неисправности.
Где и как найти неисправность
Простой способ: через свечное отверстие в цилиндр с компрессией минимального значения заливайте сто грамм свежего моторного масла. Замеряйте компрессию. При увеличении компрессии причиной неисправности будет износ поршневых колец. Если значение компрессии не изменилось, то возможны следующие виды повреждений: трещина или прогорание дна поршня или стенки камеры сгорания и прогорание прокладки головки блока или клапана.
Если Вы будете самостоятельно ремонтировать двигатель, то очень легко можно определить причину неисправности. Возьмите старую свечу и выбейте из неё керамический изолятор. К металлическому корпусу приварите или припаяйте вентиль от автомобильной камеры. Установите поршень неисправного цилиндра в верхнюю мёртвую точку такта сжатия. Вверните в свечное отверстие свечу с переходником и подсоедините к ней автомобильный компрессор. Открутите маслоналивную крышку и пробку расширительного бачка. Включите автомобильный компрессор. При выходе воздуха через глушитель — прогоревшим будет выпускной клапан, а если воздух будет выходить через дроссельную заслонку, то прогорел или негерметичен впускной клапан. Когда воздух будет выходить пузырями из охлаждающей жидкости в расширительном бачке – прогоревшей окажется прокладка головки блока цилиндров. Ну, а если воздух будет выходить из маслоналивной горловины, то это говорит об износе поршневых колец.
От чего зависит компрессия на технически исправном двигателе и что на неё влияет?
Чем выше в двигателе степень сжатия, тем больше давление в цилиндре. Причём величина степени сжатия не должна быть равной величине компрессии. На деле значение компрессии выше.
Откуда появляется дополнительное давление?
Степень сжатия – это параметр конструкции, то есть соотношение всего цилиндрического объёма над поршнем, когда он в нижней мёртвой точке, к объёму камеры сгорания над поршнем, когда тот в верхней мёртвой точке. Энергия тратится на сжатие рабочей смеси, происходит повышение температуры, дальше в конце такта сжатия в камере сгорания увеличивается давление. Камера сгорания и стенки цилиндра разогреты до девяноста градусов по Цельсию – это тоже влияет на нагрев рабочей смеси. Вывод прост: следите за количеством оборотов коленчатого вала двигателя и его температурой при замере компрессии.
Но есть ещё один нюанс, влияющий на замер компрессии. Цилиндр перед тактом сжатия заполнен рабочей смесью, которая имеет атмосферное давление. Если оно будет низким, то и низким будет значение давления. Воздух проходит через воздушный фильтр и впускной коллектор, во время такта всасывания заполняет цилиндр и создаётся разряжение. Большее наполнение цилиндра перед сжатием будет тогда, когда в этой цепочке будет наименьшее сопротивление рабочей смеси. При открытых дроссельных и воздушных заслонках, но с грязным воздушным фильтром результат замера компрессии будет не верным. Если впускной клапан закрыт, через который заполнялся цилиндр, то сжатие начинается сразу, при движении поршня вверх от нижней мёртвой точки. Но на современных двигателях, только при прохождении поршнем некоторого расстояния к верхней мёртвой точке, закрывается впускной клапан. Угол поворота коленчатого вала двигателя (от сорока до семидесяти градусов) и есть то расстояние.
Это решение конструкторов помогло получить при высоких оборотах увеличенную мощность, потому что при малом давлении в начале такта сжатия поток рабочей смеси поступает в цилиндр и дополнительно его наполняет. А при малых оборотах коленчатого вала (например, стартером), к началу закрывания впускного клапана поршень обратно выталкивает часть рабочей смеси во впускной коллектор. Соответственно после закрытия клапана и начинается сжатие.
У каждого двигателя свои особенности в фазах газораспределения. В обычной повседневной эксплуатации двигатель может иметь иные характеристики фаз газораспределения, нежели те, что написаны в технической документации к нему. Изменение регулировок и износ деталей способствуют этому.
Так что компрессия имеет хорошую возможность дать понять о том, в каком состоянии находится мотор. При этом Вам совсем не нужно иметь никакого диагностического стенда. Для того чтобы Вы экономили средства на ремонт, масло и топливо, а также содержали мотор в исправном состоянии – проверяйте компрессию регулярно.
Вперёд >