Как правильно на механике катиться под горку: «нейтралка» или «на скорости»?

Как добиться плавной езды на механике - wikihow

Что собой представляет механическая коробка передач

передачаРусскийправитьУкраинскийправить

МКПП служит для распределения механической энергии мотора по ведущим мостам транспортного средства. Легковые автомобили используют ручную коробку передач с различным количеством ступеней. Самыми ходовыми являются 5-и ступенчатые трансмиссии и ревес.

В механической коробке для переключения передач обязательно используется сцепление. Оно является связующим звеном между мотором и трансмиссией. Коленчатый вал двигателя постоянно вращается. Первичный вал коробки находится в зацеплении с коленчатым валом.

Это вас точно заинтересует Как правильно ехать ночью?

Для того чтобы подключить нужные шестерни скорости передач необходимо приостановить на доли секунды вращение коленчатого вала. С этим успешно справляется сцепление. Именно поэтому переключить передачу невозможно без выжатого сцепления.

Как правильно переключать передачи на механике?

Опытный водитель переключает передачи на механике автоматически, не контролируя хода руки. Все движения носят рефлекторный характер и их чёткость обусловлена водительским стажем.

Можно выделить следующий порядок переключения передач на МКПП при начале движения:

1.Выжать сцепление и установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

2.Завести двигатель, удерживая педаль тормоза;

3.Отпустить педаль тормоза и выжать педаль сцепления;

4.Не отпуская педали сцепления включить первую передачу;

5.Плавно отпустить сцепление и тронуться с места;

6.При необходимости добавить скорости педалью газа;

После начала движения переключать передачи слишком часто не нужно. Как правило, в городском плотном потоке автомобилей используется третья передача. При ускорении транспортного средства переключать передачи нужно строго по порядку с возрастанием.

Если необходимо применить экстренное торможение следует одновременно выжать педаль тормоза и сцепления. Рычаг переключения передач в нейтральное положение можно перевести и позже.

Можно выделить следующие диапазоны переключения передач в механике:

-первая передача (0-20 километров в час);

Это вас точно заинтересует Замена масла в автоматической коробке передач

-вторая передача (20-40 километров в час);

-третья передача (40-60 километров в час);

-четвёртая передача (60-90 километров в час);

-пятая передача (90-110 километров в час);

-шестая передача (свыше 110 километров в час).

Как показывает практика опытные водители определяют необходимый момент переключения передачи по звуку мотора. Натужный рёв силового агрегата свидетельствует, что наступило время переключить передачу.

Не нужно забывать, что своевременное переключение передач предотвращает преждевременный износ мотора, снижает расход топлива и уменьшает выброс вредных веществ в окружающую среду. Необходимо помнить, что выжимается сцепление плавно и передачи переключаются быстро.

Переключение передач МКПП при обгонах

Минимальный расход топлива и оптимальные обороты двигателя достигаются при движении автомобиля на высокой передаче по загородной трассе. Многие водители и особенно новички совершают ряд типичных ошибок при обгоне других участников движения.

Большая часть новичков при обгоне транспортного средства включает высокую передачу и тем самым теряя в динамике и скорости. Специалисты, наоборот рекомендуют при начале обгона понизить на одну ступень скорость передачи.

Это прибавит двигателю резвости и скорость транспортного средства моментально увеличиться. Таким образом, опасный манёвр будет успешно завершён. Не нужно испытывать судьбу и выполнять переключение передач во время обгона.

Это вас точно заинтересует Как правильно купить автомобиль?

Как правильно тормозить двигателем?

Существуют ситуации когда возникает необходимость использования двигателя и коробки передач для эффективного торможения. Снижение скорости транспортного средства за счёт использования возможностей двигателя используется при крутых спусках, отказе тормозной системы, неисправности тормозной системы и скользком дорожном покрытии.

Действия при торможении двигателем следующие:

1.Отпустить педаль газа;

2.Выжать сцепление и включить низшую передачу;

3.Плавно снять ногу с педали сцепления.

При торможении двигателем необходимо соблюдать меры предосторожности, так как неправильные действия могут привести к поломке механической коробки передач

Заключение

В принципе правильно переключать передачи на механике не так сложно как это можно себе представить на первый взгляд. Самое главное запостись терпением, а опыт и навыки придут с течением времени.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы

Как понять, когда переключать передачи на МКПП?

Новичкам трудно понять, когда стоит перейти на ту или иную ступень коробки. Существуют несколько понятных профессионалам ориентиров:

  1. Понять, когда переключаться можно по крутящему моменту, который имеет свой максимум для каждой ступени. Достигается максимум при использовании педали акселератора. Водитель, управляющий машиной с механической КПП, постепенно научится чувствовать скорости, это дает не только драйва при управлении, но и помогает полностью контролировать машину в любой ситуации;
  2. Чтобы не ошибиться, выбирая оптимальную скорость, для перехода на следующую ступень, можно ориентироваться по гулу двигателя. Если включена высокая ступень, которую переключать было рано, мотор начинает терять обороты, машина перестает разгоняться. Следует немедленно выполнить переключение на пониженную передачу на механике. Когда обороты мотора высокие, это означает, что пора перейти на более высокую ступень.
  3. Тахометр в машине показывает обороты мотора (установлен далеко не в каждом автомобиле). Переключать ступени возможно, ориентируясь на показатели этого прибора. Как только обороты двигателя на очередной передаче достигают 3000, можно смело двигать рычаг — переключатель вверх на одну ступень. Для большинства моделей машин это правило справедливо, однако стоит знать на каких оборотах переключать передачи на механике в своем автомобиле.
  4. Так же индивидуально будет ориентирование в переключении ступеней по показаниям спидометра. Современные модели могут иметь более высокий порог скорости для переключения. Изучайте инструкции и руководство к своему транспорту. Скорость на первой ступени 0-25 км/ч, на второй 20-40 км/ч, на третьей 40-60, на четвертой 60-80, на пятой выше 90 км/ч. Чем мощнее мотор современного автомобиля, тем больше будет отличие от приведенных показателей возможной скорости.

Как не бросать сцепление

За плечами курсы вождения, а может даже индивидуальные уроки, но автомобиль позорно глохнет во время трогания? Все потому что вы резко бросаете педаль сцепления… Как же приучить себя трогаться плавно и «как в кино»? На самом деле несложно, главное правило: повторение — мать учения.

Существует несколько проверенных упражнений для новичков, которые хотят научиться плавно трогаться с места, но все они не принесут никаких результатов, если вы не научитесь самому главному — чувствовать автомобиль и понимать принцип работы сцепления. После того как хорошо изучена теоретическая часть, выберите площадку для тренировок. Это должна быть местность, свободная от других автомобилей и людей, желательно с небольшими подъемами и спусками, чтобы потренироваться трогаться на них.

Выжмите педаль сцепления, включите первую передачу. Распространенным является мнение, что пятка при этом должна упираться в пол. Этого делать не стоит. Пятка должна быть на весу, при этом необходимо выбрать положение, чтобы колено было немного согнуто, и работала при нажатии на педаль вся нога, а не только ступня. Лишь когда педаль выжата до определенной точки, ставьте пятку на пол. Дальнейшая регулировка будет выполняться ступней.

Начинайте очень медленно отпускать педаль. Прислушивайтесь к автомобилю, мотор будет нагружаться, обороты будут падать. Запомните, собственный ход сцепления — всего 2-3 сантиметра относительно общего движения педали сцепления. Вы должны прочувствовать и запомнить положение ноги, при котором начинает срабатывать сцепление.

Если первое время не удается «прочувствовать» момент, когда сцепление срабатывает, можно помочь себе визуально, проследив за стрелкой тахометра.

Когда вы почувствуете, что двигатель снизил обороты, прекратите отпускать сцепление. Сделайте паузу, вновь выжмите педаль и выключите передачу. Если автомобиль при этом не заглох, вы справились с упражнением. Тем не менее, выполните этот алгоритм действий несколько раз, прежде чем трогаться с места.

Еще один способ приучить себя трогаться плавно — метод «стакана с водой». Для этого наберите пластиковый стакан воды и поставьте его в машине. Если, после того как вы проделали всю процедуру «трогания», стакан остался полон — у вас все получилось на отлично. Если же вода расплескалась — тренируйтесь еще!

Тренируйтесь трогаться и ездить без газа, лишь после того как вы «подружитесь» со сцеплением, дабавить газ будет несложно. И еще немаловажный момент — не нервничайте, иначе ваши движения будут резкими, и таким же будет движение автомобиля. Помните, даже Шумахер когда-то впервые сел за руль…

Источник

Чем опасна длительная езда на нейтральной передаче ?

Я езжу на передаче. Нейтраль — только при остановке, в самый последний момент. Также в случаях когда нужно тянуться с горки по два метра — остановка. В тех же тянучках, где двигаешься на пару-тройку метров метров передачу включаешь, чтоб тронуться и уже нужно выключать, поскольку останавливаешься, немного докатываясь. Только в таких случаях. Всё остальное время — только на передаче.. . Даже если с горки нужно проехать метров десять.. . машина управляется предсказуемее. Ездить на нейтрали — не вижу ни одного аргумента.. . даже при сухой погоде. Ведь и при сухой погоде могут попадаться скользкие участки — мокрые, замасленные, присыпанные песком и пылью. Сейчас ещё добавляются и листья, причём сухие листья, в сухую погоду не менее коварны чем мокрые. На парковой, например, сейчас обильно сыпет листьями.. . А в сочетании с брусчаткой, даже сухой — этот фактор может доставить неприятности. И не нужно думать «ехать сейчас на передаче или нет» — просто выбираешь передачи, и всё.

С точки зрения экономии — опять же экономнее ездить на передаче, а не на нейтрали, поскольку при любом торможении двигателем (если обороты не падают ниже 1200 примерно) подача топлива перекрывается, поскольку двигатель не глохнет из-за связи с колёсами. На нейтрали принудительно подаётся топливо для поддержания ХХ.

Причём так комфортно ездить не только на спусках — но и по прямой, вместо включения нейтрали, включается повышенная. Правда далеко можно проехать и на передаче, используемой для разгона, поскольку у двигателей Евро4 эффект торможения слабее, чем у более старых двигов — авто замедляется не так быстро.

А всем кто пишет что если ехать на нейтралке может заглохнуть авто, следует накрутить ушы ! Заглохнуть авто может только тогда когда оно неисправно. .

Торможение

Торможение, особенно в зимний период, иногда бывает непредсказуемым манёвром, так как дорожное покрытие может быть покрыто льдом, сугробами, и тогда рассчитывать тормозной путь приходится заблаговременно. Если вы едете на нейтральной передаче, то такой манёвр становится вдвойне опаснее, так как вы будете тормозить только тормозами, а двигатель при этом будет работать вхолостую.

Соответственно, если вы едете на передаче, то торможение двигателем вам так же поможет, что увеличит безопасность манёвра.

Также этот пункт можно отнести и к спуску с горы. Ситуация и действия полностью идентичны тем, что описаны выше.

Как правильно тормозить на механике

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что безопаснее всего тормозить с включённой передачей. Это так называемое комбинированное торможение, позволяющее экономить топливо и не дающее колёсам блокироваться. Последнее, конечно, более актуально для старых авто, которые не оборудованы АБС. Включённая передача также позволяет иметь запас тяги, который может пригодиться при разгоне или торможении двигателем.

Включение нейтральной передачи желательно только при полной остановке автомобиля, тогда как правильное торможение производится на передаче до того момента, пока авто не остановится полностью.

Полный газ на холостых?! опасно?

Поэтому система за счет увеличения скорости старается как можно быстрее ее прогреть и пустить в работу.

Затем обороты уменьшаются. И вообще, на более высоких оборотах двигатель быстрее прогревается, поэтому масло гораздо быстрее приобретает желаемую плавность.

Теперь вы понимаете, почему плавает холостой ход с форсункой, но в данном случае речь идет о ситуации, когда частота вращения коленчатого вала упала с 2000 до 800-900 об / мин.

Это нормальная ситуация. Если стрелка спидометра «прыгает» в диапазоне 500-1500 об / мин, это свидетельствует, прежде всего, о выходе из строя регулятора холостого хода.

Но достаточно и других причин. Такая проблема может быть серьезной или даже решаемой самостоятельно.

Обычно на высоких скоростях эта проблема незаметна, но при движении по городу колебания оборотов заставляют водителя сильно нервничать.

Как тормозить на механической коробке передач

Во время торможения на автомобиле с механикой нужно следить, чтобы обороты двигателя не опускались ниже диапазона работы холостого хода (600-1000 об/мин для большинства автомобилей).

Если скорость небольшая, можно тормозить только нажатием на педаль тормоза.

Как тормозить на механике

  • отпустить педаль газа;
  • выжать сцепление;
  • плавно нажать на тормоз, постепенно увеличивая давление;
  • после остановки включить нейтральную передачу;
  • плавно отпустить сцепление, поднять ручник;
  • отпустить педаль тормоза.

Современные автомобили оснащены очень чувствительными тормозами: небольшое нажатие на педаль тормоза ведет к торможению. Эта чувствительность обусловлена системой усиления тормозов, которая работает только при заведенном двигателе. Если пытаться остановить машину с незаведенным мотором, то чувствительность тормозов будет в разы ниже и надо будет очень сильно давить на педаль тормоза.

Чувствительность тормозов для начинающего водителя играет не очень хорошую роль, так как новичок, желая затормозить, часто слишком резко и сильно нажимает на тормоз, что приводит к крайне резкому торможению, резкому падению оборотов двигателя, в результате чего автомобиль может заглохнуть.

Как тормозить двигателем

Если планируется плавное торможение, то лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. В таком случае скорость сбрасывается эффективнее, продлевается жизнь тормозных колодок и дисков, управляемость автомобилем остается высокой. Такой способ торможения наиболее предпочтителен, чем торможение только при помощи тормозов на нейтральной передаче или при выжатом сцеплении. Принцип торможения двигателем заключается в постепенном переходе на более низкую ступень передачи до полной остановки или снижения скорости до требуемых значений. Понижать ступени можно с любой более высокой на следующую более низкую по мере снижения скорости.

Как тормозить двигателем на механике:

  • отпустить педаль газа;
  • плавно нажать на педаль тормоза до снижения количества оборотов 1000-1500;
  • нажать педаль сцепления;
  • включить пониженную передачу;
  • плавно отпустить педаль сцепления;
  • правая нога продолжает нажимать на педаль тормоза;
  • при необходимости перейти еще на более низкую передачу, опять выжать сцепление и включить следующую передачу;
  • повторять эти действия до снижения скорости до нужного значения или полной остановки.

Для более эффективного торможения во время выжимания сцепления и переключения передач правой ногой продолжаем нажимать на тормоз. В таком случае получаем совместное торможение колес и торможение двигателем.

При экстренном торможении лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. Не переключайтесь на нейтральную передачу.

Как тормозить ручником

Ручной тормоз, или по-другому, стояночный тормоз — предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии за счет блокировки задних колес. Его используют на парковке или на светофоре.

Ручник не предназначен для торможения. Однако при возникновении экстренных ситуаций, вызванных проблемами с тормозами, можно использовать ручник для торможения. Но для не обученных специально водителей, такой метод торможения крайне опасен. При движении машины использование ручника ведет блокировке задних колес, что на большой скорости приводит к заносу и полной потере управляемости.

Если возникли проблемы с тормозами лучше тормозить двигателем до значительного снижения скорости и только потом, когда скорость уже небольшая, можно подключать для торможения ручник.

Соблюдайте четыре важных правила для торможения ручником:

  • небольшая скорость машины;
  • движение по ровной не скользкой дороге при положении передних колес точно прямо оси машины;
  • избегайте движений рулем;
  • притормаживайте ручником постепенно, не доводя его до крайне верхнего положения.

Есть ли вред в использовании нейтралки

Как мы выяснили, особой пользы при такой езде нет, а вот опасность есть. Причём серьёзная. Постараемся разобраться, почему нельзя ездить на нейтралке.

Движение на нейтральной передаче потенциально опасно, особенно это касается езды в плотном потоке машин и при плохих погодных условиях. На нейтралке автомобиль управляется намного хуже. Его в любой момент может занести. Кроме того, при езде накатом водитель ограничивает себя в манёвре.

Если ему понадобится резко ускориться, он должен будет потратить время на включение передачи, а это добрых 2-3 секунды. Такое промедление в некоторых случаях может стоить водителю жизни.

Особенно опасно ездить на нейтралке зимой. Если машина уйдёт в занос, водитель ничего не сможет сделать, ведь одним рулём в таком случае делу не поможешь.

Это же касается и расчёта тормозного пути. На нейтральной передаче двигатель работает на холостом ходу. Соответственно, остановка автомобиля происходит только благодаря усилиям тормозной системы. В ряде случаев этого недостаточно. Особенно если речь идёт о резком торможении, чтобы, например, не въехать в корму внезапно остановившейся машины.

Есть и ещё один важный момент, про который забывают сторонники езды на нейтралке. После переключения на эту передачу обороты двигателя действительно снижаются. Но чем это грозит? Движок может в любой момент заглохнуть, а это чревато отказом усилителя руля и вакуумного усилителя тормозов. Проще говоря, машина на какое-то время может превратиться в обычную неуправляемую телегу, которая будет нестись с горы с огромной скоростью. Вряд ли кому-то из водителей в это время захочется оказаться внутри такого автомобиля.

Опасности езды накатом перевешивают мнимые достоинства этого стиля движения. Поэтому от него лучше отказаться. Переводить коробку на нейтральную передачу рекомендуется лишь тогда, когда планируется полная остановка автомобиля. Во всех остальных случаях от этого лучше отказаться. Водитель должен постоянно чувствовать свою машину и быть готовым совершить манёвр. При езде на нейтралке это невозможно.

Нужно ли выжимать сцепление? Нужно ли включать нейтралку?

Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть – снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо. Оно и логично: меньше обороты мотора – меньше расход топлива.

А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах.

Экономия топлива

Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления. Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Вредна ли для двигателя и коробки езда на нейтралке на МКПП?

Можно часто услышать рассказы профессиональных водителей о том, что они активно используют «езду» на нейтралке. В чём же польза от движения на нейтральной передаче и не опасно ли это для двигателя автомобиля?

Немного сэкономим

Механические коробки передач позволяют водителю полностью контролировать автомобиль. Как только он перестает давить на педаль газа, то расход топлива резко сокращается. А если при этом ещё и выжать педаль сцепления, то эффект будет гораздо лучше. Поэтому многие водители для экономии горючего часто используют этот приём на затяжных спусках — переключаются на нейтраль или выжимают педаль сцепления.

Опасно ли это?

Такая езда очень опасна, тем более на спусках с горы. При переключении на нейтральную передачу или выжимании педали сцепления двигатель лишается нагрузки в виде трансмиссии и действительно начинает меньше потреблять топлива, только вот машина при этом становится совершенно неуправляемой. После того, как водитель выжмет сцепление, автомобиль начинает разгоняться, так как едет под горку. Для контролирования скорости, придётся постоянно притормаживать, что приведёт к быстрому перегреву тормозов и, возможно, даже к их заклиниванию. Кроме того, водитель теряет возможность быстро ускориться при необходимости, ведь ему придётся сначала переключиться на нужную передачу.

Что будет с коробкой и двигателем?

Сложно сказать, что будет с коробкой передач, если на высокой скорости её перевести в нейтралку. В случае поломки автомобиль можно буксировать на нейтральной передаче со скоростью 50 км/ч, и при этом коробка гарантированно не сломается, даже если ехать так очень долго. Что произойдёт на более высоких скоростях, неизвестно, всё зависит от конкретной коробки и её технического состояния.

Есть ли вред в использовании нейтралки

Как мы выяснили, особой пользы при такой езде нет, а вот опасность есть. Причём серьёзная. Постараемся разобраться, почему нельзя ездить на нейтралке.

Движение на нейтральной передаче потенциально опасно, особенно это касается езды в плотном потоке машин и при плохих погодных условиях. На нейтралке автомобиль управляется намного хуже. Его в любой момент может занести. Кроме того, при езде накатом водитель ограничивает себя в манёвре.

Если ему понадобится резко ускориться, он должен будет потратить время на включение передачи, а это добрых 2-3 секунды. Такое промедление в некоторых случаях может стоить водителю жизни.

Особенно опасно ездить на нейтралке зимой. Если машина уйдёт в занос, водитель ничего не сможет сделать, ведь одним рулём в таком случае делу не поможешь.

Это же касается и расчёта тормозного пути. На нейтральной передаче двигатель работает на холостом ходу. Соответственно, остановка автомобиля происходит только благодаря усилиям тормозной системы. В ряде случаев этого недостаточно. Особенно если речь идёт о резком торможении, чтобы, например, не въехать в корму внезапно остановившейся машины.

Есть и ещё один важный момент, про который забывают сторонники езды на нейтралке. После переключения на эту передачу обороты двигателя действительно снижаются. Но чем это грозит? Движок может в любой момент заглохнуть, а это чревато отказом усилителя руля и вакуумного усилителя тормозов. Проще говоря, машина на какое-то время может превратиться в обычную неуправляемую телегу, которая будет нестись с горы с огромной скоростью. Вряд ли кому-то из водителей в это время захочется оказаться внутри такого автомобиля.

Опасности езды накатом перевешивают мнимые достоинства этого стиля движения. Поэтому от него лучше отказаться. Переводить коробку на нейтральную передачу рекомендуется лишь тогда, когда планируется полная остановка автомобиля. Во всех остальных случаях от этого лучше отказаться. Водитель должен постоянно чувствовать свою машину и быть готовым совершить манёвр. При езде на нейтралке это невозможно.

Автомобиль без коробки переключения передач

Представьте себе ненадолго машину, у которой вообще отсутствует какая-либо коробка переключения передач — МКПП или АКПП. Есть только двигатель и ведущие колёса, крутящий момент между которыми передаётся через механизм сцепления. К слову, примерно так и были устроены первые автомобили. О коробках передач тогда даже не задумывались, так как в них не было нужды.

Машина без коробки переключения передач

Следует отметить, что просто подключить напрямую двигатель к колёсам нельзя. Нужна, как минимум, понижающая передача. Это такая, которая уменьшает скорость вращения приводных валов. Дело в том, что двигатель даже на холостых оборотах крутится довольно быстро. Если его напрямую подключить к ведущим колёсам, машина не стронется с места. Скорость вращения ведущего вала будет большой, но крутящий момент — маленький.

Теперь попробуем поездить на нашем воображаемом автомобиле без полноценной трансмиссии. Это не так просто, как кажется. Во-первых, начинать надо не с запуска двигателя, а с выжима педали сцепления. Помним о том, что ведущие колёса напрямую подключены к мотору. Нет даже нейтральной передачи. Выжали сцепление. Далее запускаем двигатель. Отпускаем плавно педаль сцепления и начинаем движение.

Хотим ускориться — жмём на педаль акселератора. Чтобы замедлится — сбрасываем «газ». Всё крайне просто, но есть один нюанс. Заключается он в том, что наш двигатель имеет ограниченный диапазон оборотов. Когда будет достигнут верхний его предел (допустим 6000 об/мин) автомобиль без коробки переключения передач будет двигаться со скоростью всего каких-то 40 км/ч. Быстрее, к сожалению, мы поехать не сможем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: