В настоящее время
На вторичном рынке всё также много предложений о продаже легендарной «Девяносто девятой» модели, как и в «нулевых». Ресурс «Авито» предлагает 3 420 автомобилей, стоимостью от 10 до 670 тыс. руб. Самая высокая цена у коллекционной карбюраторной машины, выпущенной в 1999 г. Как принято говорить в кругах автолюбителей – состояние нового авто.
Сегодня же (на 25 апреля 2020 г.) курс доллара 74,7 руб. Те же 670 тыс. руб. превращаются в 8 970 $. Цена сравнима с показателями 90-х. Но для полноты картины пересчитаем, сколько бы стоил новый автомобиль того времени в 2020 г.
Для сравнения возьмем данные за 1996 г.: 7 900 $ начала этого периода за счет инфляции в 2020 г. стали уже 13 306 $. То есть, в современных деньгах новую «99-ю» сегодня бы продавали за 998 тыс. руб. При средней зарплате в февраль 2020 г., по данным Росстата, 47 257 руб. на такую машину пришлось бы копить россиянам 1 год и 9 месяцев. А это в 1,5–2,5 раза меньше, чем в 90-е.
Разработка и отпускная цена
АвтоВАЗ пошёл на смелый шаг, выпустив модельный ряд переднеприводных автомобилей в кузове хэтчбек. Советским гражданам больше нравились седаны: Волги, Москвичи и классика тольяттинского автогиганта (2101 – 2106). Но прицел разработчиков был сделан на западный рынок, где такой кузов стал очень популярным.
С 1978 г. конструкторский отдел приступил к работе над проектом «Гамма». Согласно техзаданию, перед инженерами ставилась цель создать 3-х, 5-ти и 4-дверный автомобиль на платформе одного шасси.
Кузова машин очень походили на итальянские Fiat Ritmo и Fiat Regata. Всё потому, что в разработке принимали участие инженеры компаний UTS (подразделение Fiat). А над двигателем и передней трансмиссией помогали работать специалисты Porsche (наверное, поэтому у машины прекрасные ходовые качества).
С 1984 г. в серийное производство пошла модель «2108». Через 3 года запустили «2109», а с декабря 1990 г. с конвейера начали сходить ВАЗ-21099. Розничная стоимость последней составляла 9 400 руб, что на 400 руб. больше, чем у «Девятки» (источник «За рулём»).
Курс доллара на 31 декабря 1990 г. составлял 1,8 руб. (коммерческий курс по указу М.С. Горбачёва). То есть, новая машина стоила 5 222 $. Выложить такую сумму могли исключительно директора крупных предприятий или цеховики (теневые коммерсанты).
Интересный факт. Самым востребованным автомобильным изданием СССР был журнал «За рулём». Именно из его страниц автолюбители узнавали о появлении новых моделей отечественного автопрома. Так было и с семейством «Спутник», которое подарило советским гражданам немало тем для обсуждения в гаражах и курилках предприятий.
«Девяносто девятая» стала настоящим долгожителем среди переднеприводного семейства. На протяжении 14 лет (до 2004 г.), с конвейера сошло 1 040 475 автомобилей. Затем лицензию на производство купила украинская компания «АвтоЗАЗ» из Запорожья, продолжившая выпуск «99-й» до 2011 г. Машину немного модернизировали, поставили европанель и двигатель 1,6 л.
Интересно! Сколько стоили первые мобильные телефоны в 90-е
Как менялась цена
После распада СССР в стране началась девальвация национальной валюты. Средняя зарплата в январе 1991 г. была 308 руб., а к декабрю поднялась до 1 200 руб. Цены на товары поползи вверх. АвтоВАЗ оккупировали криминальные группировки. Под их контролем новые машины перепродавались несколько раз между фирмами прямо у проходной Волжского автозавода.
Иногда в техпаспорте оставалось единственное свободное место для покупателя, так как остальные разделы были заняты реквизитами и печатями «заводских» перекупщиков. Говорить о статических ценах того времени некорректно, потому что их никто не регулировал. Это была эпоха безумного рынка.
После 1995 г. в российских городах стали появляться салоны, куда машины привозили автовозами. За последующие 5 лет стоимость нового «ВАЗ 99» то поднималась до 9 600 $, то опускалась до 3 600 $.
Скриншот газетной рекламы от 1996 г.
Курс доллара продолжал расти. Например, в январе 1996 г. он составлял 4 661 руб. за 1 $, а в декабре того же 1996 г. уже 5 560 руб. То есть, для покупки новой «99-й» за 7 900 $ в начале года необходимо было иметь капитал от 36,8 млн руб., а в конце – 43,9 млн руб. Это примерно в 4 200 раз больше, чем отпускная цена в декабре 1990 г.
По данным Росстата, средняя зарплата на январь 1996 г. составляла 634,7 тыс. руб. а в декабре 1,027 млн руб. Значит, на покупку нужно было копить 3,5–5 лет.
Для сравнения! Квартиры в Москве в 90-е стоили в среднем 285,8 млн руб.
Таблица 1. Стоимость ВАЗ-21099 выборочно
Год | В USD | В RUB |
1997 (май) | 8 700 – 9 900 | 50,2–57,1 млн |
1998 (январь) | 4 600 – 5 400 | 27 600 – 32 400 |
1999 (март) | 3 600 – 3 900 | 86 400 – 93 600 |
У Вас или Ваших знакомых в 90-х был автомобиль?
Да, и именно 99-я
Нет, но мечтали о ней однозначно
Кроме внутреннего рынка, ВАЗ-21099 активно поставлялся на экспорт. Но различным дооборудованием и модернизацией занимались иностранные ателье.
Фото: Lada Sagona
Иногда машину разбирали до основания, проклеивали качественной шумоизоляцией, обрабатывали кузов антикоррозийным покрытием и устанавливали фирменный обвес. Автомобиль обретал разные комплектации и получал дополнительные названия:
- Lada Sagona (Франция);
- Lada Sable (Австралия);
- Lada Samara Saloon (Великобритания);
- Lada Forma (Германия);
- Lada Canada (Канада);
- Lada Diva (Бельгия).
Иностранцы редко покупали российские машины. Они не соответствовали параметрам цена-качество даже после доработок. С тюнингом стоимость возрастала настолько, что за эти деньги можно было купить надёжный и комфортный BMW 3-й серии.
Вместе с этим, немецкие издания регулярно выпускали статьи с критикой тольяттинских моделей, что дискредитировало ВАЗ в глазах тех же бюргеров. Но модернизированные «99-е» охотно покупали россияне, и на отечественных дорогах часто встречались реэкспортные модели.
Интересно! Бумер в 90-е стоил до 800 млн руб.
Технические характеристики
ВАЗ 21099 — седан с передним приводом, бензиновым объемом в 1,5 литра двигателем и с пяти ступенчатой коробкой передач. Модель 21099i имеет двигатель 1.5 с распределенным впрыском топлива (инжектор), соответствующий международным нормам по отработанным газов. Как и автомобиль Лада Калина. Авто оснащено панелью, которая включает в себя несколько приборов. Переключатели с подсветкой, отвечающие за электронное управление стекол и блокировки дверей. Система бортового контроля оповещает водителя о неисправности автомобиля. Также установлена рулевая колонка с регулирующимся положением наклона. Удобную посадку пассажира и водителя обеспечит новый материал наполнения сидений и регулировка ремня безопасности по высоте. Установленные противотуманные фары улучшают световые характеристики авто.
Девяносто девятая сохраняет достоинства независимо от внешних обстоятельств. На ужесточение экологических мировых требований, и стремясь к увеличению комфорта для покупателей, заводом было принято решение об установке более экономичного двигатель с распределенным впрыском горючего, отвечающий мировым нормам. В последствии как и у Нивы Шевроле, которая в последнее время покоряет Российский автопром.
С начала производства и на его протяжении выпускались модели с инжекторными двигателями и карбюраторными объемом 1,3л (210993) и 1,5л (21099). Существуют следующие модификации исполнения для девяносто девятых с карбюраторными двигателями: ВАЗ 21099 — 00 — комплектация стандарт, ВАЗ 210992-01 — комплектация норма и ВАЗ-21099-02 — комплектация люкс. Для автомобилей с инжектором: ВАЗ-21099-20 — стандарт, ВАЗ 210992-21 — комплектация норма, ВАЗ 21099-22 — комплектация люкс.
Даже сейчас ВАЗ 21099 считается одной из самых популярных моделей на Российском рынке и высоко котируется, как с УАЗ Патриот, так и многими другими моделями, но пока это самый удобный и уже привычный автомобиль в России. Достаточно будет сказать, что на этом городском седане можно с уверенностью выезжать на дачный участок. С начала выпуска автомобиля, его цена была высокая для отечественного автомобильного рынка. Цена автомобиля ВАЗ-21099 говорит о том, что автомобиль произведен не для перевозки товара по рынкам. А вот для людей не богатых (среднего класса) которых затронул кризис — автомобиль как вариант. Вид автомобиля вполне представителен и даже универсален. Заднее сиденье откидывается, но не полностью. Не смотря на это авто позволяя перевозить длинные предметы. Обшивка салона сделана не плохо и не отпугивает нынешних покупателей.
Попадающиеся на автомобильном рынке экспортные «Самары» обязаны быть оснащены катализатором отработавших газов. Установка, которого ведется с 1993 года. Из всех существующих версий двигателей предпочтительней будет 70- сильный стандартный карбюраторный с объемом в 1.5 литров. Но, не смотря на это, большой популярностью пользуются Ваз 2108 и 2109 с карбюраторным объемом двигателя в 1,3 и мощностью в 64-лошадиных силы. Единственным, но весомым недостатком этой модификации является загибание клапанов при обрыве ремня ГРМ.
Автомобиль ВАЗ 21099 фото:
Модификации ВАЗ 21099
Технические характеристики различных модификаций практически одинаковы. Все модификации двигателей имеют по 4 цилиндра, мощность двигателя с объемом 1.3 составляет 64 л.с, а двигатель 1.6 80 л.с, как видно не на много увеличена мощность относительно объема двигателя. Все модификации рассчитаны на топливо АИ-92. Трансмиссия на всех моделях механическая с пятиступной коробкой передач. Тормозная система имеет спереди дисковые тормоза, а сзади барабанные. С завода на девяносто девятую устанавливаются штампованные диски 13 радиуса. Что касаемо кузова, его размеры отличаются незначительно, разница только в высоте кузова на 1.3 и 1.5 высота 1402, а на остальных 1400 сантиметров. Багажное отделение имеет больший размер на 1.5 и составляет 480 литров, на остальных модификациях он 420 литров. Максимальная скорость и время разгона тоже имеет не значительную разницу, а вот расход топлива экономичнее на последней модификации с двигателем 1.6.