Мировая конкуренция на автомобильном рынке в России
Мировые бренды в России
До сих пор на российском автомобильном рынке присутствуют многие мировые бренды. Некоторые из них, такие как Toyota, Nissan, Hyundai, Volkswagen, давно удерживают свои позиции и продолжают активно продвигаться на рынке. Однако с появлением новых отечественных производителей, таких как Aurus, мировые бренды испытывают все большее давление.
Российские производители на мировой арене
Российские производители также пытаются занять свои места на мировой арене. Одним из примеров является Aurus, которая начала продажи своих первых моделей в других странах. Однако пока что большинство отечественных производителей еще не смогли достичь высоких результатов и уступают мировым брендам в продажах.
Конкуренция на рынке электромобилей
На фоне всемирной тенденции к электромобилям, конкуренция на автомобильном рынке в России только усиливается. Мировые бренды уже давно производят электромобили, который активно продвигают на рынке. Однако и отечественные производители не отстают, такие как КАМАЗ и ГАЗ уже начали производство своих электромобилей. Конкуренция на рынке электромобилей только разнообразит выбор автомобилей для покупателей, но также приведет к росту качества и инноваций в мире автомобилей.
Вопрос-ответ:
Какие автозаводы были закрыты в России к 2023 году?
К 2023 году в России было закрыто несколько автозаводов, включая Соллерс, УАЗ и АвтоВАЗ. Несмотря на это, большинство автозаводов продолжили свою работу.
Какой автозавод является самым крупным в России к 2023 году?
К 2023 году самым крупным автозаводом в России является «Фольксваген». Он находится в городе Калуга и ежегодно выпускает более 250 тысяч автомобилей.
Какие новые автозаводы были открыты в России к 2023 году?
К 2023 году в России были открыты несколько новых автозаводов. В городе Москве был открыт завод корейской компании «Хендэ» и японской компании «Мицубиси». В городе Санкт-Петербурге был открыт завод немецкой компании «БМВ».
Уходит ли Рено из России
Сомнения о том, Рено остается или уходит из России, возникли с самого начала введения экономических санкций. Однако к маю 2022 года вопрос решился окончательно. Появились новости об уходе автоконцерна из страны.
Выход Рено из состава акционеров «АвтоВАЗа», в котором доля составляла 68%, осуществляется в пользу московского Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Однако известно, что для Рено остается возможность обратного выкупа доли за символическую сумму в течение ближайших 5 лет. Передача доли акций сулит смену руководства «АвтоВАЗа», так как до ухода Рено главой являлся Николя Мор. Кто именно встанет у руля пока неизвестно, но вопрос решится в ближайшее время.
Судьба другого предприятия ЗАО «Рено Россия» тоже решена. Он полностью переходит в муниципальную собственность. Предприятия закрывать не планируют, но перепрофилировать его придется. Так как модели Renault производиться в России больше не будут, упор будет сделан на производство линейки Lada. Здесь возникает ряд вопросов по импортозамещению некоторых запчастей, который привозились их других стран.
Есть другой вариант развития событий – получение права и лицензии от Renault на производство некоторых моделей. Однако такой вариант маловероятен, так как непонятна реакция представителей автоконцерна и неясны масштабы дефицита запчастей на такие модели автомобилей. Российские аналитики склоняются к тому, что концерн не пойдет на это.
Вернутся ли ушедшие компании на российский рынок
Бренды, ушедшие с российского рынка 2022 году, уже возвращаются. На сегодня известно, что как минимум 14 крупных компаний уже вернулись в Россию и еще 20 планируют сделать это совсем скоро. Им невыгодно терять привлекательный рынок и нести убытки. Если ранее они заявляли, что возвращение возможно только в случае полной деэскалации ситуации, то сегодня ситуация несколько изменилась.
Какие компании ушли с российского рынка, а потом вернулись:
- Continental. Фирма возобновила производственный процесс в Калуге в августе 2022 года. Согласно официальной информации, бренд решил не оставлять без работы своих сотрудников.
- Colliers International. Производитель просто сменил название бренда на Nikoliers и вернулся на рынок консалтинговых услуг.
- Inditex – испанская фирма, в которую входят бренды Bershka, Massimo Dutti, Oysho, Zara. Планировалось открыть магазины к декабрю 2022 года, потом — к 1 марта 2023 года. Новостей об открытии пока нет.
- Uniqlo – поставщик текстиля из Японии, планировал возвращение с осени 2022 года, но в октябре начал сокращать сеть магазинов. Продукция доступна на маркетплейсах.
- Warner Bros. Планирует вернуться на рынок совсем скоро, но пока неизвестно, на каких условиях. С тех пор новостей не было.
Отдельные компании продали свой бизнес за символическую стоимость, гораздо ниже рыночной. Возможно, сделано это для того, чтобы впоследствии вернуться. Например, OBI продала свою торговую сеть всего за 1 евро. Похожее говорили и про АвтоВАЗ (где покупателем выступило фактически государство).
Многие бренды, ушедшие с российского рынка, неофициально объявляли, что они не хотели этого делать. Подобное решение стало вынужденным из-за имеющихся сложностей с логистикой и давления общественности. Возможно, уже скоро все привычные для россиян товары и приложения вновь станут доступными. Остается только ждать наблюдать за ситуацией.
Статьи по теме
Плохо светят фары: почему и что делать
Почему не опускается стекло: причины и способы устранения неполадок
Как прикурить машину и что для этого понадобится
Бьет руль при торможении: причины и устранение проблемы
Как снять гидроусилитель руля и заменить его
Провал педали газа: причины и ремонт
Привод машины: разбираемся в устройстве
Почему не работает кондиционер в машине: причины и способы устранения
Симулятор вождения автомобиля: плюсы и минусы тренажера
Компьютерная диагностика автомобиля: когда нужна, как проводится
Как прочистить форсунки омывателя: причины засора и способы его устранить
Замена рулевой рейки: причины и порядок действий
Высокий уровень антифриза: причины и способы устранения
Лучшие авто с пробегом и советы по выбору
Аэрография на машину: материалы, виды, этапы
Из-за низкого спроса на автомобили в России могут закрыться от трех до шести автозаводов, пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад консалтинговой компании BCG.
Рекорд продаж автомобилей в России был установлен в 2012 году — тогда нашими соотечественниками было приобретено 2,8 миллиона новых машин. С тех пор продажи падают каждый год, а автозаводы с мощностью более трех миллионов машин в год недостаточно загружены и несут убытки.
Старший партнер BCG Владислав Бутенко отметил, что лучшая стратегия в таких условиях — не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать.
Как считают в BCG, в зоне риска оказались производители, «не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также те, кто запустил производство не так давно.
«Ведомости» отмечают, что в прошлом году из России ушла американская компания GM, а на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и выпуск Toyota Land Cruiser Prado.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов полагает, что вероятность консервации заводов существует, но это вряд ли случится в ближайшие год-два. По мнению эксперта, пока компании будут осторожничать — оптимизировать штат, сокращать рабочие смены и дни.
С прогнозами экспертов не согласны в Минпромторге — в ведомстве считают «более вероятным постепенное восстановление рынков уже в краткосрочной перспективе». Сохранить автопроизводителей в России можно при условии «своевременной и грамотной поддержки», за счет собственных усилий компаний и благодаря экспорту, считает представитель министерства.
Денис Еременко, генеральный директор компнии «Подбор Авто», к которому обратилась за комментариями редакция информационного портала Retail & Loyalty, считает, что вопрос реальности прогноза напрямую зависит от курса рубля к основным валютам.
При текущей ситуации закрытие заводов зарубежных производителей, особенно в заявленном количестве, маловероятно – считает эксперт, допуская такой сценарий лишь при значительном ослаблении рубля.
«Если прогноз все же сбудется – говорит он – это, безусловно, положительно повлияет на вторичный рынок авто в России, т. к. при закрытии заводов еще больше потенциальных покупателей новых автомобилей переключатся на б/у. Если же прогноз не сбудется, это в первую очередь будет свидетельствовать о стабильности в автоотрасли и в экономике в целом.»
Говоря о текущем состоянии рынка подержанных автомобилей в 2016 году Д. Еременко отмечает, что при сохранении нынешних трендов он не ждет каких-либо резких колебаний динамики вторичного рынка автомобилей в этом году.
«По итогам первого квартала 2016 года мы видим, что продажи поддержанных машин выросли на 6.1% по сравнению с прошлым годом. Рост вторичного рынка сегодня стимулируют цены на новые автомобили и понимание людей, что кризис пришел к нам надолго и нужно жить уже в этих реалиях» — говорит эксперт.
Трудности у АвтоВАЗа
АвтоВАЗ на данный момент испытывает трудности, возникшие в связи с отсутствием достаточного количества электронных комплектующих. Серьезные проблемы связаны также с проблемами логистики. Компания уже не успевает выполнить свои обязательства перед автодилерам. В связи с этим новые заявки будут приниматься только до мая 2022 года. Какие еще трудности марка отечественного авто встретит на фоне ухода с российского рынка не только производителей машин, но и тех, кто поставлял для них комплектующие, пока сказать трудно.
Сегодня конвейеры предприятия периодически останавливаются по причине отсутствия необходимых импортных составляющих. Для того чтобы как-то отрегулировать ситуацию, было принято решение об уходе сотрудников в корпоративный отпуск в апреле 2022 года. Возобновить работу планируется только после 24 числа.
Неприятными последствиями сложившейся ситуации станет необходимость существенно упростить комплектацию Niva Legend и Granta, на которых теперь не будут установлены электронные системы ABS. Эти мероприятия должны быть завершены к маю 2022 года. Но возвращение этих моделей на рынок будет возможно только в более поздние сроки из-за необходимости согласований с Техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором предусмотрено обязательное наличие антиблокировочных тормозных систем и систем стабилизации.
Автозаводы, которые закрылись в России после 2023 года
1. Автозавод «Урал»
Один из крупнейших автомобильных заводов России, расположенный в Екатеринбурге, закрылся после нескольких неудачных финансовых годов. Завод специализировался на производстве грузовых автомобилей и автобусов, но конкуренция со стороны иностранных производителей и низкая эффективность производства привели к закрытию завода в 2024 году.
2. Автозавод «ГАЗ»
Знаменитый автомобильный завод ГАЗ, расположенный в Нижнем Новгороде, не смог справиться с кризисом автомобильной индустрии и закрылся в 2025 году. Несмотря на то, что в прошлом ГАЗ являлся крупнейшим производителем автомобилей в России, неблагоприятные условия на рынке и устаревшее оборудование не позволили заводу продолжать работу.
3. Автозавод «Волга»
Производитель легковых автомобилей «Волга», расположенный в городе Тольятти, был вынужден закрыться в 2026 году. Причиной стали низкие продажи автомобилей на рынке и сложности с модернизацией производства. Вместе с заводом «Волга» были закрыты и смежные предприятия, которые зависели от производства автомобилей.
- Итоги:
- Все перечисленные заводы имели богатую историю и являлись крупнейшими производителями автомобилей в России.
- Однако, неблагоприятные условия на рынке, конкуренция со стороны иностранных производителей и низкая эффективность производства привели к закрытию заводов.
- Закрытие автозаводов привело к увольнению тысяч рабочих и снижению вклада автомобильной промышленности в экономику России.
Автозаводы, которые до сих пор производят автомобили в России
Автозавод им. Ленинского комсомола
Автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) находится в Москве и является одним из старейших автозаводов в России. Завод производит автомобили марки Москвич, а также автомобили LADA Vesta в рамках совместного производства с компанией AVTOVAZ.
Автоваз
Автоваз, расположенный в г. Тольятти, является крупнейшим автопроизводителем в России. На заводе выпускаются автомобили марок LADA, Renault, Nissan. Завод также занимается производством самомобильных шасси и двигателей.
Группа ГАЗ
Группа ГАЗ, находящаяся в г. Нижнем Новгороде, выпускает широкий спектр транспортных средств, включая грузовики, автобусы и легковые автомобили марки GAZ. Завод также занимается сборкой автомобилей марки Volkswagen, Skoda, KIA и Hyundai.
- Каждый автозавод, продолжающий производить автомобили в России, является важным игроком на автомобильном рынке страны.
- Сохранение этих заводов не только содействует развитию национальной автомобильной промышленности, но и значительно влияет на экономику страны в целом.
Что происходит с ценами на автомобили
Когда производители стали заявлять об уходе из России, а курсы валют подскочили, в автосалонах резко выросли цены. Тогда никто не понимал, что будет с рынком дальше.
В мае цены начали снижаться. Майская средневзвешенная цена нового автомобиля — 2 380 000 Р. Вероятно, за июнь она еще немного упала. Стоимость новых автомобилей начала опускаться и на «Авто-ру»: средняя в марте — 4,94 млн рублей, а в июне — уже 3,7 млн рублей. Представители сервиса считают, что в феврале дилеры хотели защитить себя от нестабильного курса рубля и подняли цены, а весной начали постепенно их снижать.
Но до уровня 2021 года цены точно не упадут. Тем не менее из-за сокращения поставок стоимость новых автомобилей в салонах не вернется даже к значениям 2021. Дилеры будут продавать запасы по максимальной возможной цене, потому что заполнить склады снова пока не получится. Уже больше 100 дилерских центров прекратили работу: в апреле их было 3203, а в июле — 3102. В основном закрылись салоны, продававшие европейские и американские автомобили: Опель, Вольво, Пежо, Шевроле.
Компании, работающие с ограничениями
В России закрываются предприятия, владельцами которых являются иностранцы, но далеко не все из них решили покинуть рынок. Многие решились на полумеры и продолжают работу с некоторыми ограничениями (что почти не сказывается на потребителях):
- Samsung – магазины компании работают, но поставки ограничены;
- Xiaomi – уменьшен объем ввозимых товаров и ассортимент;
- Colgate-Palmolive – обеспечивает рынок продуктами первой необходимости;
- Procter & Gamble Co – реализуют только повседневные товары;
- Orsted (датская энергетическая компания) – работает, но не заключает соглашений с фирмами РФ;
- Bayer (немецкая химико-фармацевтическая компания) – свернула инвестиционные программы, отказалась от поставок семян, но поставки медикаментов не прекращены;
- Durex, Nurofen, Strepsils, Vanish, Cillit Bang – запустили передачу бизнеса, владельцами станут сотрудники или представители третьей стороны;
- Eli Lilly – поставляет только медицинские препараты;
- GlaxoSmithKline – не будет поставлять витамины и биологические добавки, останутся только лекарства;
- Volvo – остановила поставки в Россию, но официально проводит гарантийное обслуживание;
- Peugeot – французская компания сохраняет производственные мощности в Калужской области;
- PepsiCo – пока оставляет на российском рынке детские товары;
- Nestle – остались и поставляют продукцию первой необходимости, в частности детское питание;
- Mondelez International (второй по величине производитель продуктов питания в мире) – остался в РФ, но не выделяет средства на маркетинг;
- SAP (поставщик ПО) – работает со старыми клиентами, но не принимает новых клиентов;
- Ситимобил – завершил работу, но каршеринг Сити Драйв остается на рынке;
- Samsung Pay – доступен для карт «Мир» в некоторых банках.
Многие из компаний предпочли лишь остановить инвестиции в российский рынок, продолжая вести на нем операционную деятельность.
Хендай Мотор, Санкт-Петербург
Работал с 2010 года. Плановая мощность — 230 тысяч машин в год.
Вероятно, следующим в списке выбывших будет петербургский завод Hyundai. Он тоже простаивает с весны, но компания пока не увольняет сотрудников и не закрывает предприятие. Однако по слухам из информированных источников, до конца года корейцы объявят о консервации или продаже завода.
* * *
Перспективы оставшихся заводов других иностранных компаний тоже туманны. Предприятия Volkswagen и Stellantis в Калуге, Mazda-Sollers во Владивостоке и Mercedes-Benz в Подмосковье простаивают и по-прежнему не могут вернуться к работе. Мы будем держать вас в курсе событий: чтобы не пропустить новости, подпишитесь на наш телеграм-канал.
Национализация активов Renault
16 мая стало известно о подписании соглашений о передаче 100% акций ЗАО «Рено Россия» правительству Москвы, 67,69% акций «АвтоВАЗа» – российскому государству в лице ФГУП «НАМИ». Оставшиеся акции российского автоконцерна сохранит госкорпорация «Ростех» .
За Renault сохранена возможность обратного выкупа своей доли в «АвтоВАЗе». Компания может его реализовать в течение следующих шести лет. Обе сделки одобрены Федеральной антимонопольной службой.
Передача доли группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости «АвтоВАЗа» и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкций. «АвтоВАЗ» продолжит выпускать всю линейку автомобилей Lada. Помимо этого завод будет проводить сервисной обслуживание машин Renault на российском рынке.
Московский завод «Рено» примут на баланс города. Там наладят выпуск автомобилей «Москвич», сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Технологическим партнером завода станет «КАМАЗ». В будущем там хотят наладить выпуск электромобилей.
Популярные марки автомобилей, производимые на автозаводах в России
1. LADA
Компания LADA была основана в 1966 году и является одним из крупнейших автопроизводителей России. На заводах LADA выпускаются модели в разных классах автомобилей: от экономных седанов до внедорожников.
- LADA Vesta
- LADA Granta
- LADA Kalina
- LADA Largus
2. KIA
Корейская компания KIA начала производство автомобилей на заводах в России в 2010 году. На сегодняшний день автомобили KIA являются одними из самых популярных на российском рынке.
- KIA Rio
- KIA Optima
- KIA Sportage
- KIA Sorento
3. Hyundai
Компания Hyundai начала производство автомобилей на заводах в России в 2010 году в сотрудничестве с компанией KIA. За время своего пребывания на российском рынке популярность автомобилей Hyundai только растет.
- Hyundai Solaris
- Hyundai Creta
- Hyundai Tucson
- Hyundai Santa Fe
4. Ford
Американская компания Ford начала производство автомобилей на заводах в России в 2002 году. Фирменные технологии Ford позволяют выпускать высокотехнологичные автомобили с отличной управляемостью.
- Ford Focus
- Ford Mondeo
- Ford Kuga
- Ford Explorer
5. Volkswagen
Немецкая компания Volkswagen начала производство автомобилей на заводах в России в 2007 году. Часть моделей Volkswagen для российского рынка производится на российских заводах, в то время как другая часть привозится из Германии и Чехии.
- Volkswagen Polo
- Volkswagen Tiguan
- Volkswagen Touareg
- Volkswagen Amarok
Влияние экономических кризисов на автомобильный рынок России
Уменьшение продаж
Один из главных эффектов экономических кризисов на автомобильный рынок заключается в уменьшении продаж автомобилей. Как правило, в период кризиса количество людей, готовых купить новый автомобиль, существенно снижается. Покупка авто становится для многих люксом, на который просто нет средств.
Падение производства
Замедление экономического роста также оказывает негативное воздействие на производственные мощности автозаводов. Крупные производители становятся вынужденными сокращать объемы производства и уменьшать количество выпускаемых автомобилей. Это в свою очередь может привести к сокращению рабочих мест на заводах и снижению соответствующего сектора экономики.
Уменьшение конкуренции
Однако кризис может оказаться не только минусом для автопроизводителей, но и способствовать уменьшению конкуренции. В период низкой активности на рынке, многие небольшие компании вынуждены остановить свою деятельность или снизить производство. В итоге конкуренция между крупными марками может уменьшиться, что может привести к улучшению позиций отдельных компаний на рынке.
Лада Ижевск
Плановая мощность — 230 тысяч машин в год.
Завод в Ижевске вошёл в состав АвтоВАЗа в 2011 году, последние годы здесь делали автомобили семейства «Лада Веста». Компания не смогла перезапустить выпуск модели после весенней остановки конвейера, и в августе АвтоВАЗ решил перенести производство «Весты» в Тольятти. Ижевский завод продолжит делать комплектующие, а в отдалённой перспективе — начнёт выпуск электромобилей на базе «Ларгуса».
Тойота Мотор, Санкт-Петербург
Работал с 2007 года. Плановая мощность — 100 тысяч машин в год.
Японская Toyota остановила свой завод в Санкт-Петербурге весной, ждала улучшения ситуации, но не дождалась. В сентябре компания решила законсервировать предприятие, выпускавшее кроссоверы Toyota RAV4 и седаны Toyota Camry, и сократить свою активность в России.
Ниссан Мотор, Санкт-Петербург
Работал с 2009 года. Плановая мощность — 100 тысяч машин в год.
Компания Nissan не только закрыла свой петербургский завод, вслед за «Тойотой», но и объявила о полном уходе с российского рынка. Предприятие, делавшее кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano, передали государственному институту НАМИ. Что новый владелец будет делать с этим активом — пока неизвестно.
Легковое производство ГАЗ, Нижний Новгород
Плановая мощность — 160 тысяч машин в год.
Сам Горьковский автозавод продолжает выпуск грузовиков, а вот отдельное производство легковых автомобилей остановлено надолго. Последние десять лет здесь делали «Шкоды» и «Фольксвагены», но в июле немецкая компания закрыла свой нижегородский офис и прекратила сотрудничество с ГАЗом.
Соллерс-Форд, Елабуга
Плановая мощность — 65 тысяч машин в год.
Компания Ford официально не заявляла об уходе из России, но фактически это случилось ещё весной. Совместное предприятие «Форд-Соллерс» уже не вернётся к производству «Транзитов», но завод в Елабуге обещают перезапустить — здесь хотят собирать китайские фургоны.
Хендай Мотор, Санкт-Петербург
Работал с 2010 года. Плановая мощность — 230 тысяч машин в год.
Вероятно, следующим в списке выбывших будет петербургский завод Hyundai. Он тоже простаивает с весны, но компания пока не увольняет сотрудников и не закрывает предприятие. Однако по слухам из информированных источников, до конца года корейцы объявят о консервации или продаже завода.
* * *
Перспективы оставшихся заводов других иностранных компаний тоже туманны. Предприятия Volkswagen и Stellantis в Калуге, Mazda-Sollers во Владивостоке и Mercedes-Benz в Подмосковье простаивают и по-прежнему не могут вернуться к работе. Мы будем держать вас в курсе событий: чтобы не пропустить новости, подпишитесь на наш телеграм-канал.