Технические характеристики
Новинка уже представлена в Америке, поэтому можно открыто говорить о преобразовании относительно технических характеристик. Так, в основе появилась доработанная платформа, которая использовалась в предшественниках. В задней части появились амортизаторы, а рулевое управление стало отзывчивее. Помимо этого, производитель заявил о появлении новой системы шумоизоляции и уменьшении количества вибраций. По словам официальных представителей во время презентации, новая модель позволит окунуться в мир комфорта и почувствовать автомобиль, который выше классом, чем есть на самом деле.
Представленный седан немного прибавил в длине, ширине и размере колесной базы, но сократил высоту, тем самым став еще спортивнее, чем был прежде.
Габариты новинки:
- длина – 4,89 метра;
- ширина – 1,85 метра;
- высота – 1,45 метра;
- колесная база – 2,82 метра.
На данный момент в Америке представлено несколько бензиновых двигателей. Роль младшего досталась 2,5-литровому «атмосфернику», который способен выдавать до 191 л.с. при 244 Нм крутящего момента. Бензиновая «четверка» прошла ряд модернизаций, поэтому увеличилась производительность и стала работать еще тише. Производитель уверяет, что ДВС был переработан почти на 80%.
Вместо ожидаемого 3,6-литрового двигателя V6 устанавливается 2,0-литровый турбированный двигатель с переменным сжатием, который был показан ранее на новом Инфинити QX50 II. В начальном варианте его мощность составила 272 л.с., но для седана принято решение уменьшить производительность до 251 «лошадей» и 370 Нм крутящего момента.
Модель этого года обзавелась полным приводом (подключаемым), что случилось в первый раз за всю историю. Правда, подключить его можно только для версии 2.5. Эта система способна передавать половину тяги на задние колеса. Таким образом, в США эта модель по техническим возможностям опережает популярные Камри и Аккорд.
Технические характеристики (таблица)
Привод | Передний |
Кузов | Седан |
Тип КПП | CVT |
Движок, объем в литрах | 2.49 |
Разгон от 0 до 100, с | 9.8 |
Макс. скорость, км/ч | 210 |
Длина, мм | 4863 |
Ширина, мм | 1830 |
Высота, мм | 1486 |
Количество мест для пассажиров | 5 |
Ширина колесной базы, см | 277.5 |
Мощность двигателя, л.с. | 173 |
Крутящий момент двигателя, Н×м | 234 |
Тип мотора | Рядный, 4-цилиндровый |
Рекомендуемое производителем топливо | Бензин |
Расход в городе, л (на 100 км) | 10.1 |
Расход за городом, л (на 100 км) | 5.9 |
Расход в смеш. цикле, л (на 100 км) | 6.9 |
Технические характеристики
Силовой агрегат
Для своей новинки японская компания предусмотрела 2 двигателя Nissan Teana, функционирующие на бензине. В роли первого выступает модернизированная 4-цилиндровая 2.5-литровая рядная силовая установка. Она получила 16-клапанный газораспределительный механизмы, современную систему электронного управления, технологию распределенного впрыска топлива. Благодаря этому, мотор генерирует 173 лошадиные силы (234 Нм).
Разгон Nissan Teana с места до первой «сотни» занимает 9.8 сек. А «максималка» не превышает 210 километров в час. Расход будет в пределах 7.5 л на каждые 100 км пути в смешанном режиме. Уже по этим техническим характеристикам Nissan Teana видно, что новинка стала лучше, так как прошлые автомобили выделялись повышенным топливным аппетитом.
Если кому-то не хватает мощности, можно обратить внимание на более топовое исполнение. Такой седан Ниссан Теана оснащался бензиновым V-образным 6-цилиндровым 3.5-литровым мотором
Этот «движок» многие знают по прошлому семейству, однако его инженеры модернизировали, благодаря чему он выдает 273 конские силы (349 Нм). Но не стоит забывать, что в нашей стране мощность составит лишь 249 «лошадей» (312 Нм).
При таком раскладе уже за 7.2 сек машина разгоняется с места до скоростной отметки 100 километров в час. А предельный скоростной режим не превышает 230 км/ч. Расход топлива Ниссан Теана составит около 9.3 л для каждых 100 километров пути в комбинированном цикле.
Трансмиссия
Всем моторам достался бесступенчатый вариатор CVT Xtronic. Все крутящие усилия Ниссан Теана транслируются теперь только на передние колеса. К сожалению, далеко не всем нравится принцип работы вариаторной коробки.
Ходовая часть
При создании третьего поколения Ниссан Теана конструкторы компании решили использовать усовершенствованную «тележку» прошлой модели. На этом изменения не закончились. Новинку оснастили существенно переработанной передней независимой подвеской со стойками типа McPherson и принципиально новой независимой многорычажной конструкцией сзади.
Управляется машина легко при помощи реечного рулевого управления, которому помогает электрогидроусилитель. Для остановки Teana японцы оснастили седан дисковыми вентилируемыми (впереди) механизмами, дополненными электронными помощниками ABS, EBD и BAS уже в начальной комплектации.
Безопасность
К вопросу безопасности Nissan Teana японские конструкторы подошли очень ответственно. С выходом обновленного кузова доля стандартной и высокопрочной стали в конструкции кузова стала фактически одинаковой. Чтобы увеличить жесткость опоры передних и задних подвесок соединили при помощи стальных растяжек. Область колесных арок обладает дополнительными усилителями.
Также седан хорошо показал себя во время краш-тестов американской версии Nissan Altima (2013). Отчасти это благодаря наличию не менее 6 подушек безопасности, антиблокировочной тормозной системы и технологии динамической стабилизации уже в базовой комплектации.
Не обошлось и без улучшенных зон программируемой деформации в передней и задней частях кузова. Специалисты смогли усилить ребра жесткости в конструкции дверей. Стоит упомянуть про увеличение антитравмирующих элементов в эргономике салона Teana.
Что не так с Nissan Teana
Бизнес-класс тоже имеет свои недостатки. Отчасти это связано с тем, что всем людям угодить нельзя.
Автомобиль имеет небольшой клиренс в 15 сантиметров. С этим связана неудобная низкая посадка в машине. Это также увеличивает вероятность повреждения бампера при парковке на обочине или обочине.
Есть замечания по эргономике в салоне. Неудобные кнопки включения подогрева сидений — в переднем подлокотнике. И спинки задних сидений не складываются, но есть небольшой лючок, например, для лыж. Устаревшая мультимедийная система вынуждает владельцев соглашаться или искать способы заменить ее на более современную — а это дополнительные расходы.
Но эти «мелочи» никак не сравнимы с тем, что ожидает хозяин с технической точки зрения. Автомобиль имеет плохую ремонтопригодность. Самостоятельно заменить некоторые детали и лампочки сложно. А если учесть, что некоторые узлы меняются только в сборке, то есть прямой путь в специализированный сервис.
Вот неполный список технических моментов, которые необходимо учесть перед покупкой Teana»:
- Рулевая рейка недолговечна. Стоит 15 т.р., но ненадолго;
- Дорогостоящая и краткосрочная приостановка. Передний нижний рычаг 7 т.р., подшипники (в сборе только с одной ступицей) — по 10 т.р.
- Вариатор вариатора имеет небольшой ресурс, порядка 160-180 т.км. Рекомендуется только замена. Ремонт обойдется немного дешевле замены — 90 тысяч рублей;
- Слабый электрик. Периодически ломаются: часто изнашиваются катушки зажигания, датчики, провода.
Этого достаточно, чтобы ответить на главный вопрос: почему эта модель бизнес-класса на вторичном рынке продается так дешево? »Она ненадежна и дорога в обслуживании.
А еще есть большой автомобильный налог и дорогая страховка из-за мощности двигателей. Но это мелочь по сравнению с технической частью.
Второе поколение (2008-2013 гг.)
Второе поколении Теана появилось в России в 2008 году. Облик новой модели стал ещё выразительнее и солиднее. А техническая начинка и интерьер поднялись на новый уровень. Разрабатывалось оно с оглядкой на предпочтения основного рынка сбыта — российского. А это значит, что были учтены все особенности эксплуатации и сервиса автомобилей Ниссан при разработке этого поколения модели.
В России доступны два мотора объёмом 2,5 и 3,5 литра. Самый мощный мотор удачно дефорсирован до 249 л.с., что позволяет значительно экономить на дорожном налоге. Да и ремонт двигателя на Теане приходится выполнять очень редко.
Выбора трансмиссии нет — только вариатор Xtronic-CVT, доработанный по сравнению с предыдущей версией.
В итоге, на российском рынке Teana второго поколения с успехом выполняет главную цель: потеснить своего основного конкурента — Toyota Camry.
Вариатор Xtronic-CVT
Дизайн
Обновленная внешность седана соответствует представлению о брендовом стиле V-motion. Некоторые элементы были позаимствованы у V-motion 2.0.
Основные черты:
- Спереди авто получил V-образную хромированную решетку радиатора с мелкой перфорацией. Внизу можно увидеть плану черного цвета с дополнительными воздухозаборниками. Верхняя часть решетки переходит в ребра на крышке капота. Аккуратные фары получили в новом исполнении светодиоды.
- В профиль заметна покатая крыша, которая отдаленно напоминает аналогичную деталь Максима и установлены колесные диски от 17 до 19 дюймов.
- Задняя часть получила плавные очертания и фонари-бумеранги. Корму можно узнать по жесткой выштамповке.
В салоне преобразились современные системы. В первую очередь появился 7-дюймовый бортовой компьютер. Во-вторых, установили фирменные кресла Zero Gravity. В центре мультимедиа от Ниссан – Connect, который обладает отдельным 8,0-дюймовым экраном с поддержкой популярных приложений, USB и AUX.
Сколько стоит «бюджетный» бизнес-класс
Авто 2008 года на вторичке можно купить всего за 550 тысяч рублей. Если поискать, то за 600000 рублей можно найти «Теану» второго поколения с рестайлингом 2011-2012 года.
А за 1 миллион можно получить Nissan Teana III 2015 года в самой полной комплектации.
Примерно столько же стоит надежная и не менее комфортная Mazda 6 в последнем третьем кузове (GJ) рестайлинга 2015 года.
Думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь.
Теана подходит почти всем. Презентабельный внешний вид, «дорогой» и комфортный салон, хорошие экономичные двигатели. Но всю «малину» убивает ненадежность машины в целом, дорогие и часто заменяемые детали. А если на момент покупки автомобиль окажется со скрытыми дефектами или с перекошенным пробегом, проблем с владением станет еще больше.
Флагманский седан Nissan Teana J32 – все плюсы и минусы
В статье представлен обзор седана бизнес-класса Nissan Teana J32 второго поколения (2008-2014 г. в.). Затронуты вопросы комплектаций, характеристик, эксплуатационных качеств, отдельный подраздел посвящен отзывам владельцев.
Так как Nissan Teana 2 поколения в кузове J32 в России не собирается с 2015 года статья будет особенно полезной для тех, кто хочет приобрести данное авто на вторичном рынке.
Nissan Teana — сколько поколений существует?
Модель Nissan Teana выпускается японским концерном с 2003 года, на некоторых автомобильных рынках эта марка известна под брендами Maxima, Cefiro или Altima.
По состоянию на 2021 год всего выпущено три поколения, кузовам присвоены индексы J31, J32 и L33.
Название для автомобиля премиум-класса связано с местностью, именем Teana в Италии называется небольшая деревня.
Nissan Teana второго поколения
Базой Ниссан Теана J32 является платформа Nissan D, основные года выпуска 2-го поколения – 2008-2014.
Сборка авто производилась в таких странах как:
В Индии и Тайване автомобили выпускаются и в настоящее время, по экономическим причинам производство Teana в Санкт-Петербурге была свернуто осенью 2015 года.
Но на дорогах России такой авто можно встретить нередко, и на вторичном рынке машина пользуется заслуженным спросом.
Ниссан Теана J32 – это комфортабельный крупный седан D-класса, в салоне которого свободно размещается пять пассажиров.
Существуют не только переднеприводные версии, но также и автомобили 4х4, а вот в модельном ряде двигателей дизелей не предусмотрено, присутствуют только бензиновые моторы.
Из коробок передач доступен лишь бесступенчатый вариатор, но другой трансмиссии здесь и не нужно, КПП неплохо справляется с поставленными задачами.
Teana-2 – чисто городской «житель», по проселочным ухабистым дорогам он вряд ли проедет из-за небольшого дорожного просвета.
Мягкая подвеска и богатое оснащение делают авто очень комфортным, и пассажирам поездка в машине премиум-класса доставляет удовольствие.
Двигатели
Модель Теана-2 российской сборки комплектуется тремя типами двигателей – бензиновыми силовыми агрегатами V6 2.5 и 3.5 л, а также 2.5-литровой бензиновой «четверкой».
Для китайского рынка также доступен четырехцилиндровый мотор MR20DE 2.0 л, но в Россию авто с таким ДВС не поставлялся.
Наиболее распространенный двигатель Ниссан Теана – 6-цилиндровый V-образный силовой агрегат 2.5 мощностью 182 л. с. модели VQ25DE. Этот ДВС идет только на машинах с передним приводом колес.
Другой достаточно популярный движок с таким же объемом – 4-цилиндровый QR25DE, его мощность равна 167 лошадиных сил, и он ставился на российских и японских авто 4х4 Teana Four.
И самый мощный силовой агрегат – шестицилиндровый ДВС VQ35DE 248 л. с. 3,5 л, он присутствует в варианте 4х2.
Трансмиссия
В любой комплектации флагманского авто устанавливается только бесступенчатая трансмиссия CVT, и у этого типа КПП есть ряд неоспоримых преимуществ:
Есть у CVT и большой минус – вариатор Ниссан Теана не отличается высокой надежностью, даже при самой бережной эксплуатации его ресурс не превышает 170 тысяч километров.
Но КПП обычно выходит из строя раньше, и когда может понадобиться ремонт, зависит от условий эксплуатации.
Достаточно часто ремонтировать коробку Teana приходится на первом «круге», в некоторых случаях поломки возникают и на 30-50 тысячах километров.
Салон и багажник
Внешне салон Ниссан Теана имеет сходство с интерьером Инфинити, но в этом нет ничего удивительного – марки Nissan и Infiniti производятся одной и той же компанией.
Тканевая обивка на сиденьях имеется только на автомобиле в самой простой базовой комплектации Elegance 2WD, во всех других вариантах предусматривается кожаный салон.
Первое поколение (J31)
Nissan Teana J31
Nissan Teana J31 на Викискладе
Общие данные
Производитель: | Nissan |
Годы пр-ва: | 2003—2008 |
Иные обозначения: | Nissan Cefiro Nissan Altima Renault Samsung SM5 Renault Safrane |
Дизайн
Платформа: | Nissan FF-L |
Двигатели
2,0 L l4 2,3 L V6 2,5 L l4 3,5 L V6
Трансмиссия
бес-ступ. CVT автоматическая
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: | 4845 мм |
Ширина: | 1765 мм |
Высота: | 1475 мм |
Клиренс: | 135 мм |
Колёсная база: | 2775 мм |
Колея задняя: | 1535 мм |
Колея передняя: | 1530 мм |
На рынке
Связанные: | Renault Samsung SM5, Renault Samsung SM7, Renault Safrane, Nissan Altima, Nissan Maxima, Nissan Murano, Nissan Quest, Nissan Cefiro |
Другое
Объём бака: | 70 л |
Nissan TeanaNissan Teana
Teana впервые был представлен в феврале 2002 года на Японском внутреннем рынке. Построен на платформе Nissan FF-L. Комплектовался с двигателями 2.0, 2.3, 2.5, 3.5. Является преемником Nissan Maxima J30, и даже сам в Австралии продавался с именем Maxima. Сборка в Корее начата в 2004 году, где Teana называется Samsung SM5. В 2005 году началась сборка в Таиланде, откуда Teana поставляется в Таиланд, Киргизию и Россию. В 2006 году Teana прошёл обновление, продажи которого в России начались в июле 2006 года.
В 2005 году на автомобильном шоу в Сеуле были показаны Samsung SM5 и SM7. SM5 был копией Teana первого поколения, а SM7 был немного изменённый.
Галерея
- NISSAN TEANA rear.jpg
Вид сзади
- Nissan Teana (first generation, first facelift) (front), Kuala Lumpur.jpg
Рестайлинг 2006 года
- Teanainterior.jpg
Интерьер
Цена и комплектации
В общей сложности японцы предусмотрели 3 варианта исполнения. Отличия лишь в оснащении. Интересно, что доступно только 2 опции – диски и люк. Купить Nissan Teana на момент его выхода на российский рынок можно было от 1 293 000 руб. Такой вариант мог похвастаться:
- кожаным рулевым колесом;
- подогревом сидений;
- аудиоподготовкой;
- климатической установкой;
- «круизом»;
- бесключевым доступом;
- запуском двигателя при помощи кнопки;
- датчиками дождя и света.
А вот приобрести машину в самой дорогой комплектации можно было от 1 734 000 р. Такой вариант оснащался:
- кожаной обшивкой;
- электрическими регулировками;
- сидений;
- вентиляцией кресел;
- подогревом задних сидений;
- круговым обзором;
- контролем слепых зон и полосы движения;
- навигационной установкой;
- другой «музыкой»;
- ксеноновой оптикой;
- автокорректором фар и прочим.
Однако сегодня можно купить Ниссан Теана 3 поколения и на вторичном рынке. Цена на нее начинается в среднем от 769 тысяч рублей по состоянию на конец лета 2021 года. Стоимость напрямую зависит от года выпуска, уровня оснащения и общего состояния транспортного средства.
Комплектации и цены
Elegance
Перед уходом Теана был представлен в 6 комплектациях, младшая из которых Elegance оснащалась 2,5-литровым мотором и CVT. За переднеприводную версию дилер запрашивал 1 293 000 рублей. Базовая версия могла похвастаться современными 16-дюймовыми алюминиевыми дисками. Передние фары заполняли ксеноном, а фонари получали светодиодную «начинку». Для удобства предусмотрены противотуманные фары как спереди, так и сзади. Датчик дождя и света уже доступен в качестве основного оборудования. Боковые зеркала также «упакованы»: повторитель поворота, обогрев и привод. Ручки дверей – хромированы, багажник получил электропривод. Металлический эффект расцветки доступен только в качестве опции.
В салоне базовая версия позволяет получить:
- регулирующуюся рулевую колонку;
- руль с кожаной оплеткой и аудиоуправлением;
- кнопку для запуска мотора;
- обивку для сидений из велюра;
- подлокотники раздельные как для первого, так и для второго ряда;
- передние сиденья с обогревом;
- центральный замок с дистанционным управлением;
- стеклоподъемники для передних и задних дверей;
- климатический контроль на 2 зоны;
- радио, МР3, плеер и пр.;
- 6 динамиков акустической системы.
Elegance Plus
Расширенная версия Ниссан Теана 2020 — Elegance Plus с той же технической «начинкой» – обойдется покупателю в 1 373 000 рублей. В эту сумму включены кожаная обивка салона, обогрев первого ряда и бесключевой доступ.
Luxury и Luxury Plus
На очереди комплектация Luxury за 1 423 000 рублей. Здесь появляются ксеноновые фары, обогрев второго ряда, камера заднего вида. Бонусом устанавливается самозатемняющееся зеркало. Luxury Plus также немного расширяет комплектацию. Сумма повышается до 1 468 000 рублей. За эти деньги покупателю доступна система навигации.
Premium
Большой шаг вперед делает комплектация Premium ценой 1 543 000 рублей за базовое оснащение. Ценник повышается до 1 734 000 рублей при условии подключения 3,5-литрового мотора.
В список оснащения добавляются:
- крупные 17-дюймовые диски;
- опционально можно установить люк;
- обогрев рулевого колеса;
- ассистент контроля полосности движения;
- система отслеживания «слепых» зон;
- аудиосистема увеличивает количество динамиков до 9;
- камеры переднего и бокового обзора;
- противоугонная система.
Premium Plus
Максимальная комплектация Premium Plus получила самое широкое наполнение. Минимальный ценник – 1 585 000 рублей за 2,5-литровый мотор, максимальное оснащение с 3,5-литровым мотором повышает стоимость до 1 754 000 рублей. Отличить версию можно по 18-дюймовым колесным дискам, которые не доступны для других версий. В отличие от базовой версии модель Плюс переводит люк на крыше из опций в штатное оборудование.
Комплектации и цены (таблица)
Комплектация | Объем, л | Топливо | Мотор, л.с. | Коробка | Динамика до 100 км/ч, сек | Крут. момент, Н×м | Привод | Максималка, км/ч | Расход в смеш. цикле, л | Цена, ₽ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
CVT Elegance | 2.49 | бенз. | 173 | CVT | 9.8 | 234 | передний | 210 | 10.1 | 1 294 000 |
CVT Elegance Plus | 2.49 | бенз. | 173 | CVT | 9.8 | 234 | передний | 210 | 10.1 | 1 374 000 |
CVT Luxury | 2.49 | бенз. | 173 | CVT | 9.8 | 234 | передний | 210 | 10.1 | 1 424 000 |
CVT Luxury Plus | 2.49 | бенз. | 173 | CVT | 9.8 | 234 | передний | 210 | 10.1 | 1 469 000 |
CVT Premium | 2.49 | бенз. | 173 | CVT | 9.8 | 234 | передний | 210 | 10.1 | 1 544 000 |
CVT Premium Plus | 2.49 | бенз. | 173 | CVT | 9.8 | 234 | передний | 210 | 10.1 | 1 586 000 |
CVT Premium | 3.5 | бенз. | 249 | CVT | 7.2 | 312 | передний | 230 | 13.1 | 1 735 000 |
CVT Premium Plus | 3.5 | бенз. | 249 | CVT | 7.2 | 312 | передний | 230 | 13.1 | 1 755 000 |
Цены на комплектации являются приблизительными и могут меняться в зависимости от региона.
Отрывок, характеризующий Nissan Teana
Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и теперь, после короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее и предоставил себя той власти, которая его (он чувствовал) непреодолимо влекла куда то. Он знал, что, обещав Соне, высказать свои чувства княжне Марье было бы то, что он называл подлость. И он знал, что подлости никогда не сделает
Но он знал тоже (и не то, что знал, а в глубине души чувствовал), что, отдаваясь теперь во власть обстоятельств и людей, руководивших им, он не только не делает ничего дурного, но делает что то очень, очень важное, такое важное, чего он еще никогда не делал в жизни. После его свиданья с княжной Марьей, хотя образ жизни его наружно оставался тот же, но все прежние удовольствия потеряли для него свою прелесть, и он часто думал о княжне Марье; но он никогда не думал о ней так, как он без исключения думал о всех барышнях, встречавшихся ему в свете, не так, как он долго и когда то с восторгом думал о Соне
О всех барышнях, как и почти всякий честный молодой человек, он думал как о будущей жене, примеривал в своем воображении к ним все условия супружеской жизни: белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки, maman и papa, их отношения с ней и т. д., и т. д., и эти представления будущего доставляли ему удовольствие; но когда он думал о княжне Марье, на которой его сватали, он никогда не мог ничего представить себе из будущей супружеской жизни. Ежели он и пытался, то все выходило нескладно и фальшиво. Ему только становилось жутко. Страшное известие о Бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а еще более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений, собралась ехать отыскивать князя Андрея, как слышал Николай (сам же он не видал ее). Получив известие о Бородинском сражении и об оставлении Москвы, Ростов не то чтобы испытывал отчаяние, злобу или месть и тому подобные чувства, но ему вдруг все стало скучно, досадно в Воронеже, все как то совестно и неловко. Ему казались притворными все разговоры, которые он слышал; он не знал, как судить про все это, и чувствовал, что только в полку все ему опять станет ясно. Он торопился окончанием покупки лошадей и часто несправедливо приходил в горячность с своим слугой и вахмистром. Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу. Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе. – Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость. – Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.