КрАЗ-2Э-6305 — фото, характеристики, история концепта

Второе рождение

В результате машину вернули на завод. Но состояние ее было далеко от идеального, хотя в целом автомобиль был комплектным по основным агрегатам и при определенных усилиях подлежал восстановлению до ходового состояния.

Во время вынужденного десятилетнего простоя с машины стащили стартер и турбокомпрессор, насквозь прогнила выхлопная система, которую пришлось восстанавливать. И в то же время многие агрегаты, находившиеся в смазке, почти не пострадали, потребовалось лишь их промыть, заново смазать и отрегулировать. Наибольшую сложность у реставраторов вызвал второй управляемый мост автомобиля оригинальной проходной конструкции. Дело осложнялось тем, что не вся конструкторская документация сохранилась по этому семейству.

Все пыльники, сальники и прочие резинки на машине установили новые, как и сшитый заново тент на платформу. Объем проведенных восстановительных работ лучше всего демонстрируют фотографии.

Пример с КрАЗ-7Э6316 очень показательный в плане того, что для истории необходимо сохранять не только массовые серийные машины, но и редкие опытные образцы. Может быть, они не внесли огромного вклада в автомобильное дело, но являются уникальными, и интерес к ним у публики обычно выше, чем к стандартным вариантам. Сегодня еще можно спасти и другие уникальные КрАЗы! Вот такой опытный образец самосвала КрАЗ-6505 со стеклопластиковым оперением и оригинальной самосвальной платформой находится до сих пор на территории НАМИ. Машина некоторое время служила базой для исследова- ний по совершенствованию системы охлаждения двигателя в отделе дорожных испытаний под руководством М. Минкина, в результате экспериментов и точного расчета радиатор на огромном самосвале удалось сократить до размеров «жигулёвского», при этом машина без перебоев работала в самую жаркую погоду.

Немного истории

В середине 70-х годов в военных кругах СССР зрела идея перевода части вооружения Советской Армии с гусениц на колеса. Такая замена транспортной базы позволила бы уменьшить ее стоимость в 3–4 раза при сохранении основных характеристик изделий в целом.

Эта работа была поручена двум автозаводам Минавтопрома: КамАЗу и КрАЗу. Камский автозавод создавал полноприводные автомобили многоцелевого назначения грузоподъемностью (г/п) 6–10 т по теме «Мустанг», а в Кременчуге разрабатывалось семейство полноприводных автомобилей г/п 10–18 т с колесными формулами 6х6, 8х8 и 10х10 по теме «Открытие».

С автомобилем 6х6 особых проблем не возникало – такая машина КрАЗ-260 уже существовала на заводе и необходимо было только ее доработать под дополнительные условия. Вариант 10х10 тоже получался на базе КрАЗ-260 активного автопоезда с полуприцепом с ведущей тележкой. Наибольшее затруднение вызывали автомобили с колесной формулой 8х8, которые пришлось создавать заново.

В рамках темы «Открытие» создали множество различных опытных образцов с колесной формулой 8х8. Существовали даже машины с шарнирно-сочлененной рамой, как у трактора «Кировец», но в конце концов выбор пал на автомобиль более привычной компоновки с передними управляемыми мостами и кабиной над двигателем. С этим решением согласились и военные.

Предварительные испытания автомобилей по теме «Открытие» завершили в декабре 1987 года, однако еще до их окончания (в ноябре) заказчик – Минобороны СССР – принял решение о проведении государственных (приемочных) испытаний. Причем с одним существенным «но». Автомобили КрАЗ с колесной формулой 8х8, которые к тому времени получили индекс КрАЗ-6316, должны предъявляться на испытания с кабиной перед двигателем. А ведь на всех предыдущих испытаниях участвовали машины совершенно другой компоновки!

Пришлось в Кременчуге в срочном порядке создавать новый автомобиль, теперь уже с кабиной перед двигателем, благо некоторые на- работки в этом направлении у завода существовали. Так в короткий срок на свет появился автомобиль КрАЗ-6Э6316 (символы 6Э перед основным индексом обозначают, что это 6-я серия экспериментальных образцов).

Новые грузовики 8х8 в целом выдержали приемочные испытания, хотя отмечался ряд недостатков, относящихся в основном к кабине и системам двигателя. И это вполне объяснимо, разве можно было без предварительных испытаний направлять на приемочные еще не доработанный автомобиль с новой кабиной и компоновкой.

Новая трехместная кабина КрАЗ-6Э6316 оригинальной конструкции дополнительно могла быть оснащена навесными бронелистами. На опытных образцах бронелисты заменили алюминиевыми толщиной 6 мм. Имитация была необходима для введения в конструкцию кабины точек крепления настоящих бронелистов, предусмотренных измененным техническим заданием. А для маскировки от нескромных взглядов на переднем щите кабины красовалась вполне гражданская надпись «Сибирь-Turbo».

После завершения приемочных испытаний в декабре 1988 года все опытные образцы КрАЗ-6315, КрАЗ-6316 и КрАЗ-6010 по решению ГЛАВТУ МО СССР были отправлены в НИИ-21 в Бронницах. Автозаводу оставили всего две машины: КрАЗ-6Э63161 (8х8) и КрАЗ-5Э63151 (6х6). Это обусловливалось необходимостью натурных проверок решений конструкторов по новым требованиям МО к разрабатываемым автомобилям. В 1989 году на базе КрАЗ-6Э63161 на заводе создали новый образец КрАЗ-7Э6316 «Сибирь». От своего раннего варианта он отличался в основном оригинальным радиатором системы охлаждения, который теперь располагался горизонтально над двигателем и имел вдвое большую площадь охлаждения, чем радиатор КрАЗ-6Э63161. В целях повышения прочности и надежности сердцевины радиатора она была разделена на 5 автономных секций, которые могли быть заменены независимо от остальных.

По завершении испытаний обновленной «Сибири» заводу было предложено устранить отмеченные недостатки и представить доработаную машину в декабре 1989 года. Но в ноябре того же года Минобороны утвердило новую программу, где требования к автомобилям еще более ужесточились. Фактически заводу предстояло все начинать с начала, однако пока Минавтопром и Минобороны изыскивали резервы на продолжение темы, наступил 1991 год – Советский Союз распался… и тема «Открытие» закрылась сама собой.

Краткая техническая характеристика КрАЗ-6Э6316 (8х8)
Масса в снаряженном состоянии , кг 15 700
Масса буксируемого прицепа, кг 15 000
Мощность двигателя, л.с. 450
Грузоподъемность, кг 15 000
Максимальная скорость, км/ч 85
Контрольный расход топлива, л/100 км 45
Запас по ходу топлива, км 1000
Глубина преодолеваемого брода, м 1,6
Клиренс, мм 370

КрАЗ 5Э 6315 Опытный (1987)

Первые работы по трехосным автомобилям семейства «Открытие» относятся примерно к 1982 году. За основу был взят серийный КрАЗ-260, доведенный до требуемого военными уровня. Как и прототипы ЧР-3120 и ЧР-3130 машина оснащалась новым многотопливным дизелем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л.с..

Машины были осмотрены военными и получили одобрение. В феврале 1984 года на испытания были представлены доработанные автомобили семейства «Открытие», включая трехосный бортовой грузовик, получивший обозначение КрАЗ-6315 (грузоподъемностью 10 тонн) и трехосное же шасси КрАЗ-63151 (грузоподъемностью 11 тонн). Оба автомобиля перед четырехцифровым индексом получили обозначение «3Э», что означало экспериментальные машины третьего поколения.Кабины на трёхосных машинах была серийными, от КрАЗ-260, но вместо обычного ветрового стекла и опускающихся стекол дверей были установлены откидные стекла толщиной 12мм. Задняя стенка кабины не имела окон и была дополнительно усилена. Боковые «треугольники» лобового стекла были заглушены металлическими вставками. Из-за применения нового двигателя были применены новые капот, моторный отсек.КрАЗ-3Э6315 имел серийную подвеску переднего моста от КрАЗ-260. Однако нагрузка на мост этого автомобиля была значительно выше чем у КрАЗ-260 из-за его возросшей грузоподъемности, вследствие чего ухудшилась управляемость автомобиля, увеличивались вибрации на рабочем месте водителя. К моменту начала испытаний это было уже известно, поэтому на испытания также был направлен КрАЗ-4Э6315 с оригинальной передней подвеской от четырехосных КрАЗ-5Э6316, у которых каждый мост имел собственную подвеску с рессорами и амортизаторами, рассчитанными на увеличившуюся нагрузку. КрАЗ-5Э6315 из экспозиции РВАИВ мае 1986 года начались дополнительные испытания модернизированных машин, построенных с учетом недостатков, выявленных на предыдущих испытаниях. В этом этапе участвовали КрАЗ-4Э6315 и Краз-5Э6316. Испытания завершились к концу 1988 года, автомобили были признаны годными к допуску на приемочные испытания при условии некоторой их доработки.Дальнейшие работы по машинам были прекращены вскоре после распада СССР. Впоследствии экспериментальный автомобиль пятого поколения КрАЗ-5Э6315 был передан в распоряжение РВАИ, где и находится до настоящего времени — на фото слева.Также отметим, что параллельно с военным заказом завод вел работы по адаптации семейства «Открытие» к условиям эксплуатации в народном хозяйстве.http://denisovets.narod.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

Годы забвения

После испытаний КрАЗ-7Э6316 встал под забор экспериментального цеха, рядышком с КрАЗ-63151 (с двигателем 420 л.с.) и надолго оказался забытым. Во времена становления рыночных отношений машины с вечной стоянки сами собой исчезли. То было тяжелое время для завода: падали объемы производства, ухудшалось финансирование и перед ним стояла одна цель – выжить! А куда расползались опытные образцы, никого особенно не волновало.

Так бы и канул в небытие автомобиль КрАЗ-7Э6316 «Сибирь», если бы не срослась цепочка некоторых разрозненных событий. В 2002 году в связи со сменой собственника на завод пришел новый директор Сазонов Сергей Васильевич, который оказался неравнодушным к заводу и к автомобилям КрАЗ, в частности. Благодаря его стараниям на заводе разыскали один из первых выпущенных грузовиков КрАЗ-214 1960 года выпуска и очень качественно восстановили его к 2003 году. К такому необычному начинанию нового руководства многие отнеслись доброжелательно, и не только заводчане. Журналисты специализированных изданий не остались в стороне и всячески поддерживали инициативу, не скупясь на лестные отзывы. Это вдохновляло коллектив на новые подвиги в деле реставрации ретрообразцов.

Именно в этот момент я был в Кременчуге на тестировании обычного серийного самосвала, которое решили провести в близлежащем карьере. И все бы ничего, если бы не одна оплошность – сопровождающий меня водитель знал окрестности карьера не лучше меня, заезжего московского журналиста. В общем, разгрузившись на отвале, мы элементарно заблудились на обратном пути и, попетляв по грунтовым дорогам, уперлись в странное собрание старой техники, где самое видное место занимала «Сибирь».

Пораженные увиденным, мы по возвращении на завод тут же доложили о своей находке. Первая реакция: «Этого не может быть, потому что не может быть в принципе. Это не «Сибирь», вам, ребята, что-то померещилось!» Но экспедицию с главным конструктором завода организовали.

Дальнейшие события по возвращении автомобиля на Кременчугский автозавод происходили уже без меня и, судя по рассказам очевидцев, напоминали настоящий детектив. Хоть автомобиль и находился в двух шагах от завода, вернуть его оказалось непросто. На это ушел почти год. Владельцы не хотели его отдавать, хотя официально машина принадлежала именно заводу!

КрАЗ-7Э6316 даже попытались спрятать, отбуксировав украдкой в Киев. Пришлось к разборкам подключать государственные силовые структуры и доказывать свое право на собственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: