Шипованная или нешипованная резина, что выбрать?
Главное, что нужно уяснить каждому автовладельцу: все четыре колеса железного коня необходимо обуть в шипованную резину. Даже самые качественные зимние образцы, надетые на колеса ведущей оси, не уберегут от не контролированных заносов при торможении.
Необходимы ли шипы?
Они помогают сократить тормозной путь, улучшить устойчивость автотранспорта, значительно упростить разгон. Однако работая на мокром либо сухом покрытии они, наоборот, делают тормозной путь длиннее. Так что, прежде чем задумываться над тем, какую шипованную зимнюю резину лучше выбрать, стоит тщательнее присмотреться к современным нешипованным образцам, которые не уступают своим шипованным аналогам, особенно при условии, что эксплуатация автомобиля редко проходит при морозе ниже пятнадцати градусов. Многие нешипованные покрышки имеют особую структуру протектора с “высеченными” поперечными ламелями – “липучки”. Однако если водителю действительно приходится часто колесить по скользким дорогам, шипованные покрышки будут отличным выбором. Также специалисты рекомендуют устанавливать подобную резину на заднеприводные автомобили.
Зимняя резина липучка
Липучка — это фрикционная шина.
С каждым годом ее совершенствуют. На данный момент она составляет конкуренцию
шипованным моделям, и даже лучше ее по некоторым свойствам. К примеру, совершенно
не боится сухой зимней дороги.
Основные преимущества фрикционных шин
Основные преимущества липучки
Протектор липучек характерен своим рисунком. Здесь
много канавок, позволяющих выдавливать влагу и грязь из пятна контакта. Быстрое
отведение воды способствует улучшению сцепления с дорогой, покрышка буквально
липнет к покрытию. Из-за этого свойства уменьшается коэффициент
аквапланирования, водитель чувствует себя увереннее за рулем также на мокрых
трассах.
Преимущества и недостатки резины липучки
Фрикционная резина имеет несколько достоинств:
- отличное сцепление на голом асфальте,
почти как летние (на самом деле им до них далеко); - уникальный протектор — на такой покрышке
используется резина с особым химическим
составом (в морозы шина становится мягкой для лучшего прилипания к снегу, а во
время потепления — жесткой, чтобы лучше держать сухую дорогу); - большое количество ламелей — за счет
чего «фрикционки» быстрее самоочищаются.
Самоочищение фрикционной резины
Фрикционная шина на снегу
Есть и недостатки. Например, липучки хуже ведут себя
на льду и утоптанных снежных покрытиях. Также они быстро перегреваются на голом
асфальте, и однозначно уступают в этом отношении летним шинам. Поэтому в
качестве всесезонки не подходят.
Казалось бы, факт —
какими бы ни были новые технологии, законов физики им не обмануть. Поэтому на
настоящем снежном покрытии липучки уступают шипам. Металл есть металл, никакие
«пупырышки» его не заменят. С другой стороны, многочисленные испытания
показывают, что современная фрикционная резина отличается превосходными
эксплуатационными свойствами зимой. Почему это так? Отметим, что протектор
липучки очень неоднороден, универсален. За счет этого обеспечивается хорошее
сцепление, в том числе со снежной дорогой. Главное, чтобы было за что зацепиться
— любая неровность дорожного полотна только приветствуется.
Классически считается, что липучки на льду ведут
себя крайне плохо.
На самом деле, это не так. Как и было сказано выше, все зависит от температуры
воздуха. Если погода очень холодная, и ртутная шкала опускается ниже -15°
Цельсия, такие шины показывают себя с лучшей стороны. Особенно хорошо едут они
по неровному, шершавому льду. Однако на подтопленном покрытии, когда дорога
становится еще более скользкой, «фрикционки» проигрывают, так как не имеют чем
уцепиться за полотно.
Результаты теста шиповки
Результаты теста, проведенного журналом «За рулем»
Какой тип шин выбрать
Так что лучше
липучки или шипы? Ошипованные
покрышки намного труднее обслуживать. Например, восстановление гнезда кустарными методами при повреждении шипа
недопустимо,
установку нового элемента надо проводить в профессиональных мастерских, владеющих
необходимым оборудованием и технологией. Если над кордом металлическая вставка выступает менее чем на 1,5 мм,
покрышку надо ремонтировать или заменять. После ошиповки колесо оставляют при
комнатной температуре на срок до 14 дней, чтобы поврежденное гнездо приняло
изначальную форму. Также они требуют соблюдения особых правил при эксплуатации
— не рекомендуется резко ускоряться, тормозить
или менять траекторию движения.
«Фрикционка» также требует особого обращения при
обслуживании и эксплуатации. Первые 200-500 км эту шину надо грамотно обкатать,
чтобы ламели заточились по направлению движения. Также не рекомендуется резко
ускоряться, тормозить, маневрировать.
Резкое ускорение на снегу
Резкое ускорение авто по снегу чревато
неприятностями
Так шипованные
или нешипованные, какую резину выбрать? В пользу
липучек говорит то, что эти шины эффективнее контактируют с голым
асфальтом. Зимой в городе дороги постоянно очищают, утоптанный снег или лед
встречается редко. А вот для шипов больше подойдет сельская местность, где нечищенные
дороги и утренний гололед не редкость. Кроме того, они лучше на зимнем бездорожье.
Поэтому их можно часто увидеть на больших, тяжелых кроссоверах.
«Меня спросили — шипованную или липучку предпочитаешь,
отвечу. С трасс не выезжаю, все время по дальнякам или городской черте. Раньше
катался на шипах, но нужды в них сегодня не вижу. Поставил себе Тигр Винтер и
никакой разницы не наблюдаю. Хотя друзья утверждают, что протектор быстрее
изнашивается. Многое я считаю от манеры ездить зависит». Андрей Саможай,
дальнобойщик.
Таблица: Тест
зимних шин
Параметры |
Фрикционные (приведены коэффициенты лучших покрышек этого |
Шипованные (приведены показатели топовых шин теста «За |
Тормозной путь на снегу 40-5 км/ч, м |
15,6 |
14,8 |
Время прохождения снежной трассы при минусовой температуре до -30 |
84-89 |
84-88 |
Время разгона на снегу, 0-40 км/ч, с |
5,9 |
5,3 |
Управляемость на снежной трассе, баллы |
21 |
25,5 |
Тормозной путь на льду 30-5 км/ч, м |
15,9 |
16,4 |
Время прохождения ледового круга, сек |
26 |
19,9 |
Время разгона на льду, 5-30 км/ч, с |
6,7 |
6,8 |
Управляемость на льду, баллы |
32 |
28 |
Остановочный путь на мокром асфальте, 60-5 км/ч, м |
19,7 |
19,4 |
На сухом асфальте, 80-5 км/ч, м |
29,8 |
31,9 |
Курсовая устойчивость на асфальте, баллы |
28 |
18 |
Шум, баллы |
24 |
18 |
Плавность хода, баллы |
16 |
15 |
Расход горючего при 60-90 км/ч, л/100 км |
4,7-6,6 |
4,2-6,3 |
Кому может действительно нужна резина под ошиповку?
Самым выигрышным вариантом для определённых категорий является ошиповка тех шин, при производстве которых заводом закладываются отверстия для шипов, но сама установка их практически никогда не производится изготовителем.
Более того – для особых задач возможно даже значительное увеличение количества отверстий под шипы относительно заложенных производителем.
Рассмотрим и эти случаи.
Лифтованные внедорожники
Резина под ошиповку – вариант для тех, кто занимается зимней охотой, рыбалкой или джипингом. Колеса автомобилей проходят более серьезные испытания, чем городской кроссовер во время поездки в деревню.
Маршруты рыбаков, охотников и джиперов постоянно меняются. С резиной под ошиповку можно не покупать два комплекта колес, а обойтись одним: устанавливать или не устанавливать шипы в зависимости от условий эксплуатации.
Шипуемые внедорожные шины
Зимняя шипованная резина
Покрышки эти распространены в России,
где зимой выпадает много осадков и дороги покрываются льдом из-за сильных
морозов. Проходить по утоптанному снегом покрытию вдвойне тяжело, если машина
обута в неподходящие шины. Отдавать
выбор шипам нужно потому, что они создают лучшее сцепление колес
в таких условиях. Поэтому для
жителей северных областей вопрос шиповка или липучка отпадает сам по себе.
Липучка и шипованная резина
Липучка и шипованная резина
Хорошую шиповку производят несколько известных фирм. Классные
покрышки этого типа сегодня выпускают: Tigar,Continental,Nokian.Их качество определяют по сочетанию
нескольких параметров:
- эластичность — способность материала
оставаться мягкими и меньше «дубеть» (становиться жестче) при температурах ниже
7 градусов по Цельсию; - материал шипа — сейчас в тренде алюминиевые и двухсплавные варианты,
а вот стальные уже устарели, и хотя обеспечивают надежное сцепление, выделяются большой
массой и чувствительностью к коррозии, что ухудшает резину в целом (есть
также пластиковые разновидности, но это худший вариант); - количество вставок — сегодня
производители стараются уменьшить число шипов на погонный метр покрышки, но это
не должно снижать показатель сцепления с дорогой; - самоочищение — хорошие зимние шины
должны быстро самоочищаться, чтобы снег или лед не забивал щели протектора; - прочность — некачественные покрышки с
шипами служат всего 2 и даже 1 сезон, так как количество вставок резко
снижается, и колеса становятся бесполезными в зимних условиях.
Изношенная шипованная резина
Изношенная шипованная резина
Главное отличие в шипованной резине — это специфические свойства материала и рисунок протектора. Каучуковая
смесь разработана так, чтобы в морозы сохранять эластичность, что априори обеспечивает идеальное сцепление и сокращение тормозного
пути. Рисунок протектора отличается высокой плотностью ламелей.
Как и говорилось выше, качественные модели этого
типа выпускает несколько брендов. Однако самой первой, кто придумала
ошиповывать покрышки, стала Michelin.
Это произошло в 1933 году.
Впоследствии
использование такой модели запретили в Евросоюзе, так как она разрушает дорожное полотно. Сегодня она популярна в РФ и Скандинавии, где зимы настоящие.
Плюсы и минусы шипованных шин
Зимняя
резина этого типа настолько
считается хорошей, насколько она отвечает нормам (приведены выше). Подытожим их
сильные стороны:
- повышенная ламелизация, за счет чего
обеспечивается лучшая управляемость; - сокращение тормозного пути и отменная
проходимость по заснеженным,
обледенелым дорогах; - неплохая разгонная характеристика по
льду; - отменная управляемость на чисто «русской дороге», где снег лежит
вперемежку со льдом.
Есть и отрицательные стороны. Так, резина у шипованных моделей более шумная и быстро
изнашивается (из-за высоких нагрузок теряет металлические вставки).
Производители этик покрышек не рекомендуют разгоняться свыше 120-130 км/ч. Но
главный недостаток — потеря всех своих полезных качеств на асфальте. Поэтому
ездить с ними в
дальний путь не рекомендуется, так как любой голый островок дорожного покрытия
несет в себе определенные риски.
Шипованная резина на асфальте
Шипованную резину на асфальте лучше не использовать
В снегу
шипы вгрызаются, этим самым улучшая сцепление со снежной дорогой. Примерный
коэффициент тормозного пути здесь равен примерно 15 метрам (конкретно зависит
от модели автомобиля), если подключена система АБС. Эту трассу машина с шиповкой проходит, самое позднее, за 88 секунд. Таким
шинам нипочем глубокий снег, да и вообще, они уверенно себя чувствуют на
настоящем зимнем покрытии — хорошо тормозят, расходует меньше топлива.
На льду машина с покрышками данного типа управляется
хорошо и плохо, в зависимости от состояния погоды. На морозах ниже -15-20°
Цельсия лед становится тверже бетона, поэтому шипы не могут его пробить. Также
они теряют эффективность из-за свойства резины дубеть от сильного холода.
Ситуация кардинально меняется с потеплением. Металлические вставки начинают эффективнее
работать, способны прокалывать полотно и обеспечивать надежное сцепление.
Внимание!
Большое значение имеет и состояние ледяной дороги. Например, если на ней много
неровностей, то стальная игла хуже цепляется, чем на ровной, скользкой
поверхности.
Как выбрать шипованную резину?
Главная истина, которую должны осознать все автолюбители, – абсолютно универсальной резины в мире не существует. Каждый вид шин предназначен для использования в определенных условиях. Часто продавцы автомобильных аксессуаров убеждают покупателей в том, что вот эти или те покрышки имеют большую универсальность, но суть в том, что чем эта универсальность выше, тем хуже себя ведет резина в конкретных условиях. К тому же, водители с опытом прекрасно знают, что какой бы универсальностью не отличались покрышки, летний стиль вождения на них не возможен. В любом случае скорость автотранспорта зимой необходимо снижать на двадцать процентов, а дистанцию увеличивать 1,5-2 раза.
Плюсы и минусы липучки
Какая резина лучше — на шипах или «липучки»? Сравним сильные и слабые стороны второго типа. Сразу стоит сказать, что год от года ее характеристики для движения в метели и зимнюю погоду только улучшаются. Резина для производства приобретает более многослойную фактуру, которая примерно одинаково ведет себя на различных типах дорожного покрытия: на снегу и льду, мокром и сухом асфальте при невысокой температуре окружающей среды.
Одним из ключевых преимуществ так называемых «липучек» является их практически полная бесшумность в перемещении. Изделия произведены таким образом, чтобы выглядеть стильно и современно с точки зрения дизайна. Покрышки такого типа гармонично смотрятся даже на самых эксклюзивных и дорогих транспортных средствах. Разрабатывались нешипованные липучки именно для того, чтоб безопасно эксплуатировать автомобиль в зимние месяцы и в холодную погоду. Они хорошо справляются с небольшой наледью и даже позволяют экономить на затратах по топливу.
Зимняя резина с липучками
Однако в ряде случаев эксплуатация покрышек-липучек в зимние месяцы года может быть необоснованной. Такая резина неплохо ведет себя в пределах городской черты. Нельзя гарантировать такие же свойства покрышек на загородном покрытии, которое, к тому же, плохо расчищается от снега и льда. В отличие от шипованных, которые способны вгрызаться в поверхность, липучки такими качествами не обладают.
Характеристика зимних шипованных шин
Шипованная резина – это именно тот тип покрышек, которые можно и нужно ставить в зимний сезон. Их выбирают для езды по скользкой и обледенелой дороге.
Преимущества и недостатки
Как было сказано выше, шипованные колеса покупают намного чаще, чем фрикционные. И тому есть ряд объяснений:
- Устойчивость на дороге в зимний сезон. Как бы не вычищали дороги в холодное время, на них может оставаться тонкий слой наледи. Именно из-за него многие автолюбители попадают в ДТП. Липучка не способна остановить машину на скорости, попадая на гололедицу. Шипы буквально «вгрызаются» в лед, значительно сокращая тормозной путь.
- Из первого пункта можно вынести второй: машину на шипах значительно меньше заносит. В поворотах автомобиль уходит ровно по рулевой траектории.
- Также шипы обеспечивают лучшие разгонные характеристики автомобиля.
К недостаткам шипованной резины можно отнести:
- Высокий уровень шума в салоне авто.
- Повышенный расход топлива.
- Низкую морозостойкость. Большинство покрышек с шипами теряют свои свойства, если столбик термометра опускается ниже -30.
Лучшие шипованные шины
Сегодня на рынке шипованных шин можно найти продукцию как отечественного производителя, так европейские и китайские покрышки. Предлагаем ознакомиться с небольшим рейтингом шин, вместе с их стоимостью за один баллон:
- Nokian Tyres Hakkapeliitta 8, 4050 рублей.
- MICHELIN X-Ice North 4, 4040 рублей.
- BFGoodrich g-Force Stud, 3260 рублей.
- Firestone Ice Cruiser 7, 2900 рублей.
- Continental IceContact 2, 5705 рублей.
Иногда можно найти колеса, в которых есть точки под посадку шипов, но самих шипов нет. Это особые покрышки под шиповку.
Ошиповка шин
Для ошиповки колес лучше всего выбирать специальную, подготовленную резину. На ней уже имеются заводские технологические отверстия под установку шипов. Такие колеса можно поставить на шип как у себя в гараже, так и в профессиональной мастерской.
Некоторые автовладельцы шипуют всесезонную или фрикционную резину. Первая обладает большей жесткостью, шипы в такой покрышке держаться лучше. Однако она совершенно не приспособлена для езды по зимней дороге, поэтому лучше всего отдать свое предпочтение фрикционной резине.
Сравнительные тесты разных типов шин
Тестирования и практические эксперименты регулярно проводятся производителями — их результаты направлены как на потребителя, так и на дилеров, предлагающих продукцию этого бренда. Однако это не означает, что можно относиться к ним как к проверенной инстанции, и это подтверждают сами дилеры, торгующие брендом на определенной территории. Что выбрать: шипованные или не шипованные покрышки? Результаты испытаний часто печатаются в рекламных брошюрах, подталкивающих клиента к покупке.
Однако чаще всего такие тесты проводятся на этапе разработки нового продукта перед внедрением в серийное производство. Для этого производитель подбирает несколько конкурентных изделий и определяет их целевые значения по ряду критериев, наподобие:
- эффективность торможения;
- уровень издаваемого шума;
- сопротивляемость качению;
- проходимость;
- комфорт и плавность хода и т. п.
Производитель постепенно повышает характеристики своей продукции до тех пор, пока не добивается нужных ему величин. В этот момент показатели измеряются, а их значения вносятся в рекламные носители
Потребителю важно уметь правильно интерпретировать полученные сведения. Дело в том, что одни маркировки покрышек могут демонстрировать заявленные показатели, а другие — не дотягивать до них
Если проводить испытания для всех размеров и по всем показателям, то на это могут уйти годы, за которые продукция морально устареет.
Рассмотрим результаты тестов производителей нескольких наиболее удачных видов зимней резины и полученные уникальные преимущества:
-
Bridgestone Blizzak DM V. Одни из легендарных шин фрикционного типа. Уже много лет обладатели авто класса C и D доверяют этой продукции. Производитель заявляет уникальную пористую структуру, которая препятствует скольжению и эффекту аквапланирования. Эти шины отличаются симметричным рисунком и обильной ламелизацией.
-
Nokian Nordman RS. Эта бюджетная версия стала популярной из-за доступной цены и целого ряда удачных технических решений. Стоит отметить, что производитель предусмотрел значительное количество разнонаправленных пазов и острый рисунок, которые облегчают передвижение по заснеженной местности.
-
Nokian Hakkapelliitta. Эта популярная новинка увидела свет сравнительно недавно, в 2017-м году. Ее отличает V-образный симметричный протектор, отлично сбалансированная конструкция шипов. За последний год линейка обзавелась еще и продукцией-липучкой. Предусмотрена модель специально для SUV-автомобилей.
-
Michelin X Ice. Одна из самых достойных моделей французского бренда. Эксперты отмечают направленный протектор, основу которого составляют блоки разной величины. Специальные ламели с детализированным рисунком делают внешний вид более стильным и сокращают тормозной путь автомобиля. Покрышка отличается стабильностью хода в зимние месяцы даже на самых сложных участках дорожного полотна.
-
Nexen Roadstone Win-Spike. Эта продукция корейского производства завоевала популярность из-за огромного размерного ряда и доступной стоимости. Предусмотрены даже модификации для небольших грузовиков и автомобилей класса SUV. Высокую эффективность эти покрышки продемонстрировали благодаря заводской ошиповке, направленному рисунку и глубоким канавкам.
Автовладельцам, которые стоят перед задачей «какая резина лучше, шипованная или не шипованная?» следует относиться к результатам тестирования с определенной степенью осторожности и недоверия. Лучше всего принимать их не за чистую монету, а в качестве вспомогательных сведений
В таком случае возрастут шансы выбрать оптимальные изделия под свой автомобиль, не попавшись, при этом, на маркетинговые уловки производителей.
В чем особенность шипов
Некоторые считают, что если оснастить шипами любое колесо, то оно сразу же превратится в зимнее, но это не так. Шипуются специальные шины, которые принципиально не отличаются от липучек. При этом в протекторе принимаются меры по обеспечению работы шипа на любом покрытии.
Он не должен мешать основной резиновой смеси на чистом асфальте, рыхлом снегу или тающей смеси воды, льда и грязи. И только там, где шип нужен, он начинает проявлять себя, вгрызаясь в голый лёд или ледяную корку на укатанном снегу. То есть на самых критичных покрытиях с точки зрения обеспечения хоть какого-то коэффициента сцепления.
Без шипов ездить по подобным дорогам нельзя. Никакая «липучка», которая на самом деле ни к чему не прилипает, у неё другой принцип работы, на льду не спасёт.
Машина будет беспомощной, ею невозможно управлять, она не тормозит и не разгоняется. Только шип, обладая твёрдостью и большим удельным давлением в точке контакта способен вгрызаться в замёрзшую корку.
Разница между летней и зимней шиной
Летняя резина и зимняя различаются по рисунку протектора и химическому составу. На первых в рисунке четко выделены гладкие шашки и длинные продольные канавки. Шашки обеспечивают максимальное сцепление с поверхностью дорожного полотна. Канавки необходимы для отвода воды из точки контакта с дорогой, если она мокрая.
Зимняя шипованная резина «липучка» отличается рисунком протектора в виде елки. Канавки расположены не продольно, а по диагонали по направлению к краю. На шашках имеются прорези. Их достаточно много. За счет такого рисунка повышается управляемость на льду и снегу. Что касается состава, то зимняя резина значительно мягче, чем летние аналоги.
Эти покрышки не твердеют при низких температурах воздуха. Прорези на протекторе могут последовательно смыкаться в процессе движения, тем самым обеспечивая надежное сцепление с ледяной или заснеженной дорогой.
Виды зимней резины
Споры про различные виды зимней резины не утихают еще со времен Советского Союза, где особенно распространены были демисезонные покрышки. Кому-то иногда удавалось добыть шипованные колеса, что всегда служило поводом собраться в гараже и обсудить их свойства и поспорить.
По сути, изменилось мало чего
Дорожное полотно в зимний период просто обязывает проявлять осторожность и соблюдать безопасность вождения. Недаром, слоган одной известной автомобильной компании гласит: «Безопасность начинается с колес»
Что представляет собой каждый из вариантов колес? Начнем с шипованных.
Лед скользит по вполне очевидной причине – образуется тонкий слой воды, который снижает трение. За счет этого колесу проще уйти в скольжение и испортить вам день.
Шипованная резина представляет собой обычную резину, несколько модифицированную под погодные условия. Выглядит это следующим образом – через всю площадь колеса прорезаны небольшие отверстия с вставленными в них металлическими элементами. Шипы позволяют колесу крошить лед под покрытием, что сильно улучшает качество торможения.
Шины на липучке – особый вид резины, которая создается из мягких материалов. Из-за того, что в протекторах образуется натяжение под весом автомобиля, резина, буквально, прилипает к поверхности.
Бывает она двух видов.
- Европейские липучки больше подходят к использованию в условиях мягкого климата, меньше подвержены деформации при перепадах температур.
- Есть также нордическая резина. Предназначена для более морозного климата. В нашей стране наиболее популярны именно такие колеса.
Изначально к такому новшеству,как липкая резина потребительский рынок автолюбителей отнесся крайне скептично, однако из года в год предпочтения липучке отдаются все больше. Постараемся понять, почему.
Выводы и рекомендации
В качестве рекомендаций можно дать несколько советов:
- Покупайте шины, исходя из своего географического положения и климатических условий.
- Для мокрой и снежной зимы лучше выбирать липучку, для морозной – шипы.
- Меняйте колеса в соответствии с сезоном. Не забывайте устанавливать летние шины, так как каждый тип резины рассчитан под определенные условия.
- При небольшом бюджете можно выбрать неошипованную резину и ошиповать ее самостоятельно.
- Следите за состоянием колес и вовремя меняйте покрышки.
Помните, правильно установленные шины – залог безопасности на дороге. Не экономьте деньги на своем здоровье, покупайте качественные и проверенные временем шины.