О чем расскажет «черный ящик» самолета

Зачем черный ящик в машину. правительство изменит законы для установки «черных ящиков» в авто

Культурные ссылки

Немецкая группа Härte Neue альбом Rammstein Reise, Reise заставлен быть похожим на CVR; это также включает запись от катастрофы. Запись с прошлых 1–2 минут CVR Рейса 123 Japan Airlines, который потерпел крах 12 августа 1985, убив 520 человек; JAL123 – самое смертельное крушение единственного самолета в истории.

Члены сделанных театральное представление игры по имени Чарли Виктор Ромео с подлинником, основанным на расшифровках стенограммы от голосовых записей CVR девяти чрезвычайных ситуаций самолета. Игра показывает известный Рейс 232 United Airlines, который приземлился в кукурузном поле под Су-Сити, Айова после страдания катастрофического отказа одного двигателя и большинства средств управления полетом.

Оставшийся в живых, роман Чака Пэлэниука, о культовом участнике, который диктует его жизнеописание бортовому самописцу, прежде чем самолет исчерпает топливо и катастрофы.

Модель «черного ящика»: примеры

Как говорилось выше, иногда достаточно словесного содержательного отображения выходов и входов. В этом случае модель черного ящика будет являться их перечнем. Так, для телевизора отображение связей будет следующим:

  1. Входы – кабель питания, антенна, элементы настройки и управления.
  2. Выходы – экран и динамики.

В других ситуациях может потребоваться количественное отображение связей.

Возьмем другую систему – наручные часы

Следует принять во внимание, что выходы направлены на конкретизацию цели. Соответственно, в качестве одного из них можно зафиксировать показание времени в какой-либо произвольный момент

Далее следует учесть, что выраженная цель относится в целом ко всем часам, а не только к взятым наручным. Для их дифференциации можно внести следующее добавление – удобство ношения на запястье. Оно будет выступать в качестве входа. С этим добавлением возникает необходимость браслета или ремешка. С ним, в свою очередь, появляется обязательность удовлетворения правилам гигиены (выход), поскольку не каждое крепление допустимо на руке. Затем, если представить условия, в которых эксплуатируются часы, можно ввести еще несколько параметров: пылевлагонепроницаемость, прочность. Дополнительно можно применить еще два выхода. Ими будут точность, необходимая в повседневной жизни, а также доступность информации на циферблате для прочтения при беглом взгляде. В процессе исследования можно добавить еще несколько требований к часам. Например, вводятся такие выходы, как соответствие моде, соотношение цены с покупательской способностью потребителя.

Вполне очевидно, что этот перечень можно продолжать. В него допустимо включить требование о прочтении информации с циферблата в темноте. Реализация его приведет к значительному изменению конструкции. В ней могут предусматриваться, например, разные варианты самосвечения, считывания на ощупь, подсветки, подачи сигналов и пр.

Перспективы совершенствования техники

Даже учитывая столь широкий спектр фиксируемых характеристик полета, современные регистраторы сложно назвать совершенными приборами. Разработки новых технологий в этой сфере не прекращаются. Ученые стремятся улучшить качество и точность передачи сведений, одновременно заботясь и о сохранности информации. Среди задач конструкторов – создание прибора, который фиксирует происходящее внутри самолета и за бортом.

В планах ученых создание модели, которая сможет передавать информацию на стационарный носитель в режиме реального времени

Еще одно направление разработок – модернизация панели управления самолета с заменой стрелок современными электронными дисплеями. Кроме того, среди конструкторских идей рассматривают вероятность катапультирования записывающей техники после аварии. Причем тут ученые озадачены вопросом, который поможет механизму правильно и точно запечатлеть показания в секунду крушения.

Как видите, человечество уже сделало шаг вперед в области авиационной индустрии. Однако здесь открываются невероятные перспективы – самолеты летают быстрее, технологии совершенствуются, а прогресс и удобство управления лайнером возрастают. Что касается выяснения причин катастрофы, сегодня в 98% случаев самописцы показывают истинные причины падения борта. А узнать о самом безопасном лайнере удастся тут.

Как выглядит черный ящик самолета?

Действительно, «черный ящик» окрашен в ярко оранжевый цвет. Это в какой-то степени облегчает задачу по его поиску среди обломков самолета. Внутри ящика находится электронная начинка, а так же модуль памяти – который и является главным элементом (он хранит в себе всю информацию).

Около 10 лет назад, модуль памяти был громоздким. Причиной тому – особенности записи данных. В то время запись производили на перфоленты, магнитную пленку и даже на специальную магнитную проволоку. Оптимальной формой корпуса для таких записей являлся цилиндр.  В наши дни, принцип записи идентичен принципу работы самой обыкновенной флешки. На смену цилиндрической форме пришел параллелепипед. Представьте флешку, хранящуюся не в кармане брюк, а в бронированном ящике, и все станет понятно. 

Ну, раз это флешка, разумеется, ее можно подключить к компьютеру. Давайте посмотрим, что там записано. А записан на ней один из тысячи полетов (вы ведь поняли, что записывают абсолютно все полеты?). Ну, так вот, на экране компьютера в специальной программе выводятся различные графики. Самый верхний – это высота, чуть ниже – график параметров работы двигателей, еще ниже – запись разговора пилотов, и много чего еще.

Так как ящик, который мы рассматриваем, не был в авиакатастрофе, то компьютер без особого труда считал всю информацию. Но что будет, если этот ящик хорошенько «тряхануть»?  Нет, разбивать самолет ради эксперимента мы не будем, но испытание на прочность все, же устроим. 

В этом эксперименте нам будет помогать Валерий. Он мастер спорта по классическому ралли времен СССР. Мы прицепим ящик с помощи троса к автомобилю Валерия, а он постарается хорошенько разогнаться и выполнить маневр, при котором ящик со всей силы ударится о металлический ковш снегоуборочной машины. Поехали!

Черный ящик самолета фото

Автомобиль разгоняется до 100 км\час, и «летит» прямо на снегоуборочную машину. Уверенный поворот руля вправо, а затем влево, и наш ящик ударяется о металлическую преграду, и отлетает от нее на пару метров. Удар был настолько сильный, что на металлическом ковше осталась вмятина! Визуально ящик не пострадал, если не учитывать потертости. Теперь снова попробуем подключить самописец к компьютеру. И что мы видим? Никаких изменений, все работает, как и прежде! Все данные сохранились, даже после такого жесткого испытания. 

Эксперимент продолжается. На этот раз мы отправимся на крышу дома, высота которого порядка 100 метров, и сбросим ящик вниз. Недолгий полет, и вот ящик слегка отскакивает от твердого асфальта. На удивление крепкий прибор! После столкновения, на асфальте осталась ямка, а у самописца лишь слегка погнулся шлейф для соединения с компьютером. Теперь считывать данные будет сложнее. К простому компьютеру этот ящик уже не подключить, и его направляют к специалистам. Для мастеров своего дела испорченный шлейф – типичная ситуация. Автоматизированный станок извлекает из самописца карты памяти, которые вручную вставляют в считывающее устройство. 

А теперь представьте, что случается с черным ящиком во время катастрофы. Одна из колоссальных разрушительных сил – это огонь и высокая температура. И вот тогда ящик меняет свой оранжевый цвет на черный. По международным нормам, бортовой самописец должен выдерживать открытое пламя и температуру в 1000 градусов не менее часа. За счет чего можно добиться такой огнестойкости? Весь секрет в порошке, которым заполнено все пространство самописца. 

Для наглядности, проведем еще один эксперимент. Возьмем обыкновенное куриное яйцо, поместим его в контейнер, и заполним все пространство тем же порошком, что находится в черном ящике. Теперь отправляем контейнер в печь на открытый огонь. Температура 1100 градусов (кстати, это температура горения авиационного керосина). Через 20 минут достаем наш контейнер. И что вы думаете, стало с яйцом? Ничего! Оно осталось сырым. 

Главный принцип черного ящика – «Любой ценой сохранить записанные данные!». Если случилась катастрофа, специалисты с помощью этих данных восстановят каждый момент полета. Таким образом, будет ясно, что стало причиной сбоя работы авиа судна, а так же выяснят, правильно ли действовал экипаж в данной ситуации. В любом случае, будут сделаны выводы, которые помогут в будущем избежать подобных катастроф, и сохранят тысячи жизни.

Дополнительно

Необходимо отметить еще одно важное явление. Рассматриваемая модель уже структурирована

В ней известно, относится ли связь к категории выходов или входов. Между тем, на начальных этапах исследования и эти сведения могут отсутствовать. Исследователь имеет возможность выделить определенную связь объекта со средой, наблюдать и измерять какой-либо параметр, по которому она характеризуется. Однако при этом не будет достаточно оснований безусловно установить ее направленность.

В таких ситуациях целесообразно исследовать два конкурирующих черных ящика. В одном связь будет рассматриваться как вход, в другом, соответственно, как выход. В качестве примера может выступать исследование процессов, для которых не установлено, какой является следствием, а какой – причиной, или вообще относится ли их связь к категории причинно-следственных.

Технические требования

Дизайном сегодняшнего ФРГ управляют всемирно признанные стандарты и рекомендуемые методы, касающиеся бортовых самописцев, которые содержатся в Приложении 6 ИКАО, которое ссылается на промышленную ударопрочность и технические требования противопожарной защиты, такие как те, чтобы быть найденным в европейской Организации по документам EUROCAE ED55 Оборудования Гражданской авиации, ED56 fiken A и ED112 (Минимальная Эксплуатационная Исполнительная Спецификация для Катастрофы Защищенные Бортовые Системы Рекордера). В Соединенных Штатах Федеральное управление авиации (FAA) регулирует все аспекты американской авиации и цитирует конструктивные требования в их Техническом Стандартном Заказе, основанном на документах EUROCAE (также, как и власти авиации многих других стран).

В настоящее время EUROCAE определяет, что рекордер должен быть в состоянии противостоять ускорению 3 400 г (33 км/с ²) для 6,5 миллисекунд. Это примерно эквивалентно скорости воздействия и замедлению или сокрушительному расстоянию 450 см. Кроме того, есть требования для сопротивления проникновения, статической давки, высоких и низких температурных огней, глубокого морского давления, погружения морской воды и жидкого погружения.

ЮРОКЭ ЭД 112 (Минимальная Эксплуатационная Исполнительная Спецификация для Катастрофы Защищенные Бортовые Системы Рекордера) определяет минимальную спецификацию, которая будет встречаться для всех бортовых самописцев требования самолета для записи полетных данных, аудио кабины, изображений и ЦНС / банкомат цифровые сообщения и использоваться для расследований несчастных случаев или инцидентов. Когда выпущено в марте 2003 ED 112 заменил предыдущий ED 55 и ED-56A, которые были отдельными техническими требованиями для ФРГ и CVR. FAA TSOs для ФРГ и ссылка ED 112 CVR для особенностей, характерных для обоих типов.

Чтобы облегчить восстановление рекордера от места авиационной аварии, они требуются, чтобы быть окрашенными в ярко-желтый или оранжевый цвет с рефлексивными поверхностями. Все – начитанный «БОРТОВОЙ САМОПИСЕЦ, НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ» на одной стороне на английском языке и том же самом на французском языке с другой стороны. Чтобы помочь восстановлению после затопленных мест, они должны быть оборудованы подводным маяком локатора, который автоматически активирован в случае несчастного случая.

Как расшифровывается черный ящик?

Наверное, многие думают, что запись в черном ящике закодирована каким-то неизвестным никому, кроме его разработчиков, шифром. Оказывается, что нет никакого шифра и защиты данных от модификации. Записи сделаны в удобном для восприятия и дальнейшего анализа виде. Ведь главным назначением самописца является помощь в расследовании авиакатастроф.

При сильных повреждениях черного ящика, его остатки можно «реставрировать». Например, остатки лент склеиваются и обрабатываются специальной смесью. Микросхемы и карты памяти также восстанавливаются специалистами, чтобы они были готовы к считыванию информации. Такая работа очень трудоемкая, требует много времени и проводится высококвалифицированными специалистами.

Микросхемы и карты памяти восстанавливаются специалистами

Существует два вида приборов:

  • параметрические (FDR);
  • речевые (CVR).

Первый вид регистрирует основные показатели полёта и состояния систем: высота, скорость, направление, показатели масляной и топливной систем, обороты двигателей, положение шасси и закрылков, координаты и т.д. Второй тип записывает переговоры пилотов и других членов экипажа, звуки в салоне с пассажирами, в грузовом отсеке, и нескольких других местах с источниками шума. Выпускаются регистраторы с совмещённой регистрацией.

Все регистраторы работают по кольцу, то есть аппарат пишет 2 часа звук, затем снова начинает сначала, вытирая самые старые записи. Параметры записываются несколько раз в секунду, при резком их изменении современные регистраторы увеличивают частоту записи.

По последним стандартам необходимо записывать 88 параметров. Всего же в самолёте возможна запись более 2000 параметров, это необходимо для обслуживания, но не записывается в аварийные регистраторы. Длительность записи чуть более суток, чего вполне достаточно для гражданской авиации. Каждый параметр имеет чёткую временную метку для правильной расшифровки обстановки на борту. Но шифрования для защиты от перехвата нет.

О параметрах записи информации

На самолетах сегодня используют либо самописцы совмещенной конструкции, либо по одному прибору типов FDR и CVR. Первая группа аппаратуры фиксирует параметрические сведения, а вторая – разговоры. Причем современные регистраторы запечатлеют множество параметров, которые используются и для расшифровки, и помогают пилоту управлять лайнером.

Черный ящик фиксирует около 2 000 параметров полета и речевые архивы переговоров, поэтому расшифровка самописца объясняет причины аварии

Что же касается нормативов, применяемых в авиации, необходимым минимумом для самописца становится фиксация 88 характеристик полета и показателей летных систем. Если рассматривать аппаратуру, которая записывает речевые показатели, здесь техника регистрирует происходящее в грузовом отделении и пассажирском секторе, переговоры экипажа, шумы в технических и подсобных блоках.

Отметим, что информация о перелете пишется на старые сведения. Обновление данных на современных системах проходит каждые 2–24 часа. Причем тут использована обязательная привязка по времени, чтобы облегчить задачу людям, которые расшифруют записи. Причем система шифрования тут предельно проста, чтобы получить реальную картину о происходящем на борту быстрее.

Поврежденные самописцы восстанавливают для дальнейшей расшифровки

В ситуациях, когда повреждения при катастрофе велики, содержимое техники удается даже восстановить. Остатки магнитных лент соединяют и обрабатывают в специальном веществе, а системные платы припаивают электронные техники. Правда, подобные случаи требуют большего времени для изучения сведений и высокой квалификации мастеров, которые занимаются реставрацией.

Поиск и извлечение данных

Airbus и BEA (British European Airways) тестируют систему, которая помещает записи данных внутри панели во внешней обшивке самолета. Эта панель отсоединится перед самой посадкой на воду и активирует радиомаяк. Это позволит как сохранить информацию, так и сообщить поисковым командам, где именно упал самолет.

В начале месяца был показан регистратор SRVIVR25. На самом деле это семейство рекордеров, с пятью различными моделями, которые могут быть адаптированы под различные типы самолетов. Некоторые из них используют подводные маяки-локаторы, самые продвинутые версии которых рассчитаны на 90-дневную автономную работу.

Но лучшим решением может быть использование обоих видов систем. В конце концов, избыточность – это один из способов, при помощи которого инженеры обеспечивают работу во время чрезвычайной ситуации.

Но есть еще одна проблема

Стоимость и вес являются серьезным препятствием для авиакомпаний и промышленности, где топливная эффективность имеет крайне важное значение. Также не каждое решение подходит для всех компаний

Например, компания с несколькими надводными маршрутами не захотела бы инвестировать в плавучий черный ящик

Поэтому поиски вариаций нового поколения черных ящиков продолжаются

Например, компания с несколькими надводными маршрутами не захотела бы инвестировать в плавучий черный ящик. Поэтому поиски вариаций нового поколения черных ящиков продолжаются.

Какие самописцы устанавливают на борту самолета?

Использование чёрных ящиков позволило создать несколько видов устройств, которые оказывают наибольшую пользу при каждом полёте. Они классифицируются на эксплуатационные и аварийные.

Эксплуатационный регистратор применяется для считывания данных стандартного благополучного полёта. Он записывает около 2000 показателей и помогает анализировать полёт судна: правильность действий экипажа, рабочее состояние приборов и систем, характеристики воздуха за бортом. Так называемый ябедник служит на страже безопасности полётов, помогает вовремя находить неисправности, избегать серьёзных последствий. У этого чёрного ящика нет защиты, поэтому при катастрофе информация с него становится недоступной.

Черный ящик, который на самом деле выглядит как оранжевый шар, является аварийным регистратором. Он сохраняет до 256 параметров (в зависимости от модели самолета и самого устройства), включая данные, которые могут быть полезны при расследовании авиакатастрофы. Существует два типа аварийных регистраторов.

  • параметрический регистратор полетных данных (flight data recorder или FDR). Он сохраняет недавнюю историю полета, собирая все необходимые параметры несколько раз в секунду;
  • речевой диктофон кабины (cockpit voice recorder или CVR). Записывает звуки в кабине: помимо разговора пилотов это могут быть иные посторонние шумы, которые могут быть связаны с выходом из строя приборов, неточными действиями пилотов, или даже стать причиной авиакатастрофы;

Регистратор может записывать информацию о полете и о состоянии самолета одновременно. Это помогает комиссии по расследованию катастрофы получить полную информацию о произошедшем инциденте.

Расположение элементов

Блок сбора и преобразования информации (БСПИ) полученные данные преобразует в вид, удобный для записи, и направляет их в кассетный бортовой накопитель (КБН), и в защищённый бортовой накопитель (ЗБН).

КБН находится в пилотской кабине и используется в повседневной работе. Катушки с магнитной лентой, на которой записываются параметры полёта доступны и эти записи используют для анализа полётов, разбора действий экипажа, анализа отказов техники и всех других случаях, когда необходимо отследить поведение машины. Пилоты нередко называют КБН «ябедником».

ЗБН находится в хвостовой части машины и экипажу недоступен. ЗБН представляет собой сферу оранжевого цвета, изготовленную из высокопрочных материалов.

МСРП-64 включается автоматически с момента подачи напряжения на электросеть машины (неважно, от внутренних источников (генераторы, аккумуляторы) или внешних (стационарная сеть аэродрома, машины запуска двигателей и т. п.)) и выключается при выключении бортового электропитания. Т

е. на ленте остаются параметры не только последнего полёта, но и нескольких предыдущих

Т. е. на ленте остаются параметры не только последнего полёта, но и нескольких предыдущих.

При катастрофе самолёта КБН чаще всего разрушается, а ЗБН, расположенный в той части самолёта, которая обычно страдает меньше всего, сохраняется, хотя и не всегда в самом лучшем виде.

Запись магнитной ленты требует расшифровки на компьютере, после чего можно получить обычные графики на бумаге или смоделировать поведение самолёта на экране монитора. Можно также эти данные использовать на тренажёре и получить едва ли не полную картину, происходившего в кабине самолёта во время полёта (показания приборов на каждый момент, положение органов управления).

Кроме ЗБН в хвостовой части самолёта устанавливается звуковой регистратор Марс-БН. Внешне он выглядит также как и ЗБН, но предназначен для записи на магнитную ленту всех переговоров экипажа в последние 30 минут. Впрочем, если быть точным, то Марс-БН записывает речь и звуки с каждой розетки подключения гарнитуры (наушники и микрофон). Естественно, что если, например, с гарнитуры второго пилота говорит не он, а скажем террорист, то будет записана речь террориста.

Причём, каждая розетка пишется на отдельную дорожку. Так, что при одновременной речи с нескольких розеток, каждая из них будет записана чисто и без помех. Обычно на показания «чёрного ящика» уповают как на беспристрастного свидетеля, который все расскажет, все прояснит, назовёт причину катастрофы.

Однако это далеко не всегда так. Во-первых при катастрофах нередко записи повреждаются так, что из них мало что удаётся извлечь. Во-вторых, далеко не все, что хотелось бы знать фиксирует САРПП. Здесь немало технических трудностей.

В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.

Нравится

Направления развития самописцев

Бортовые самописцы всегда будут развиваться и усовершенствоваться по мере технического прогресса. Разработчики видят ближайшую их перспективу в том, что будет проводиться запись как внутри, так и снаружи лайнера, использоваться различные точки обзора. Рассматривается возможность замены всех стрелочных приборов на устройства с современными дисплеями, ведь стрелки во время аварии застывают навсегда. Сейчас стрелочные приборы используются совместно с устройствами, имеющими экран.

Другая ближайшая перспектива — установка самописцев, которые при столкновении самолета с каким-то препятствием будут катапультироваться, столкновение лайнера фиксируют датчики.

И третья перспектива — это трансляция считываемых самописцами данных в режиме реального времени на любой сервер. Тогда и искать черный ящик не придется.

Как устроен черный ящик?

Надежная конструкция, изготовленная из прочного материала, способна сохранять информацию на специальных носителях. Основная задача — обеспечить защиту данных и сохранить видимость даже в экстремальных условиях, таких как аварии на большой глубине.

Из чего сделан?

Корпус самолетного черного ящика выполнен из титана или стали и имеет круглую форму для лучшей защиты от воздействия внешних факторов. Решение об отказе от квадратной формы было принято ещё в 40-х годах в пользу шарообразной формы, которая менее подвержена неблагоприятным воздействиям.

Какого цвета самописец?

Шар, который мы по старинке называем чёрным ящиком, обычно выкрашен в красный или оранжевый цвет

Какого цвета будет устройство снаружи, неважно: лишь бы был яркий, заметный, чтобы увеличить шанс скорейшего нахождения после авиапроисшествия. На круглых боках обозначается специальный номер и название прибора на английском языке («flight recorder

Do not open»), которое иногда дублируется на русском («бортовой аварийный самописец»), французском, немецком и других языках.

Что внутри?

Прочный корпус держит под защитой сердце прибора: записывающий механизм. Огромное количество самолётов (старше 15 лет) оборудованы бортовыми самописцами с магнитной записью на специальную ленту. Современные системы отличаются от того, что находилось в чёрном ящике ещё в конце XX века. Сейчас БУР больше похож на мини-компьютер с автономным контроллером, набором микросхем и надёжной флеш-картой. Пройдёт ещё некоторое время, и все самолёты будут оборудованы только такими самописцами. Возможно, к тому периоду будет придуман принципиально новый чёрный ящик.

Какие нагрузки выдерживает?

Чёрный ящик неуязвим настолько, насколько это возможно при современном уровне развития науки и техники. В соответствии со специальным техническим стандартом FAA TSO-C124 b корпус не боится ни холода, ни жары. Теплоизоляция выдерживает воздействие высоких температур на протяжении 30 минут. Ударопрочность придают специальные материалы, которые называются демпфирующими. Благодаря им содержимое титанового шара не страдает при падении в течение 6,5 мс с перегрузками 3400G.

Тонет или нет?

Самописец тонет, чтобы не унести его течением в случае авиакатастрофы на воде. Вместе с обломками самолета он опускается на дно. Чёрный ящик может сохраняться в воде до месяца на глубинах до 6 км, что является наибольшей глубиной Мирового Океана, за исключением впадин. Для облегчения поиска, прибор издает ультразвуковые сигналы с помощью специального датчика, который включается при контакте с водой.

Почему так долго ищут?

Создать устройство, которое было бы абсолютно защищено от любых ситуаций, в которых может оказаться самолет, невозможно. Несмотря на самую высокую степень защиты, радиодатчики, звукоизлучатели, ультразвуковые маяки и БУРы могут быть повреждены. Кроме того, катастрофы случаются чаще с более старыми самолетами, которые оснащены устаревшими самописцами, а не новаторскими решениями. Чем новее чёрный ящик, тем проще его найти.

Где еще используют черные ящики?

Бортовой самописец — надежный способ сохранения параметров передвижения и повышения безопасности сложной техники в будущем. Этот прибор используется не только в самолетах, но и в железнодорожных составах, которые оснащаются локомотивными скоростемерами, работающими по тому же принципу, что и самолетные приборы. Автомеры устанавливаются в грузовиках, автобусах и легковых машинах, что позволяет следить за безопасностью движения, своевременно производить ремонт техники и использовать полученную информацию при расследовании спорных вопросов.

В 66% случаев современные средства контроля полёта и поездки сохраняют свою работоспособность. Только в редких случаях комиссия по расследованию не может найти черный ящик или получить данные с него.

Расположение техники на борту

Авиаторы немало времени уделили и месту фиксации устройства на лайнере. Изначально самолет содержал два самописца – одна модель находилась в кабине пилотов, а второй экземпляр фиксировали в хвостовом отсеке. Приборы дублировали, чтобы увеличить шансы сохранности записей при масштабных крушениях.

Схема установки самописцев на борту

Однако установка аппаратуры в носовой части лайнера сегодня не практикуется. Ведь при авариях основной удар обычно приходится на нос борта. Поэтому современные самописцы оборудуют в хвостовых секторах самолета, надежно закрепляя приборы. Причем стандартизация требует нанесения на корпус надписи «Flight Recorder. Don’t open», которая переводится на русский язык так: «бортовой самописец, не открывать».

Мнения экспертов

Александр Пикуленко

В том числе для того, чтобы возместить абсолютно безумные затраты на ЭРА-ГЛОНАСС, которая, кстати, и без того собирает много информации об автомобиле. На самом деле, «черные ящики» по большому счету не нужны.

Во-вторых, еще непонятно, будут ли эти ящики внедряться на автомобили, выходящие на рынок. Неясно также, будут ли «черные ящики» внедряться в действующие автомобили, что критично для современных систем.

В-третьих, не совсем понятно, что мы за это все получим. Если появятся дополнительные сервисы бесплатные — это хорошо. Но я сильно сомневаюсь, что такое произойдет.

Все это — желание заработать на автомобилистах. У нас 40 миллионов автомобилей: если по 3 тысячи (как нам обещали ранее) пойдет на «черный ящик» для каждой машины, то сумма набежит солидная.

Павел Милосердов

Может быть в США такое еще и возможно,

но у нас, с учетом возраста нашего автопарка, внедрение «черных ящиков» займет очень много денег и времени.

Честно говоря, у меня нет ощущения, что запись всех параметров в «черном ящике» будет как-то помогать. Скорее, это будет использовано нашими спецслужбами для слежки за автомобилями.

«Черный ящик», на мой взгляд, поменяет саму суть личного автотранспорта, который ассоциируется со свободой. Лично я не хочу, чтобы за мной следили.

В любом случае, говорить о массовом внедрении «черных ящиков» на наши автомобили к 2020 году нельзя. Может на новые автомобили они и смогут их устанавливать, но пройдет лет так тридцать или сорок, прежде чем ящики появятся у всех.

Лично мне все это напоминает так называемые «прожекты на светлое будущее», не имеющие ничего общего с реальными, осуществимыми проектами.

Вячеслав Субботин

Рационального, с технической точки зрения, тут ничего нет вообще!

А сама задача понятна — следить за гражданами и за автомобилями соответственно.

Естественно инициатива МВД будет прикрываться благими пожеланиями, которых мы услышим много. Не менее очевидно, что здесь преследуется и чисто экономический интерес, ведь почему бы не заставить платить за эти дорогущие системы всех автовладельцев в обязательном порядке? Наверняка соответствующая аппаратура слежения будет производиться одной компанией (максимум двумя), которая, конечно же, будет иметь отношение к отдельным чиновникам, к государственным структурам.

На мой взгляд, правительственные чиновники просто ищут очередной способ опосредованно ввести еще один налог, а заодно и за гражданами последить.

Олег Осипов

Они вообще не нужны, ни сейчас, ни потом, никогда!

«Черные ящики» по сути — это система слежки.

Разговоры о том, что такие ящики устанавливаются везде за рубежом — это абсолютная чушь. Нигде они там не устанавливаются.

У нас и без того есть приборы, которые отслеживают движение автомобиля, есть система ЭРА-ГЛОНАСС, в конце концов. Зачем еще какие-то «черные ящики»?

Я считаю, что все это делается во имя еще одного, относительно легального способа отъема денег. Никаких других причин здесь быть не может.

Дмитрий Смирнов

Зачем контролировать? Просто чиновники хотят себя полностью обезопасить.

Позитивный момент, пожалуй, один: применение этой технологии для коммерческих перевозок. К примеру, в отдаленных уголках России разобраться в ДТП бывает достаточно сложно, а «черные ящики» как раз в таких случаях могут пригодиться.

На гражданском личном транспорте это, я думаю, будет очень долго внедряться. Сегодня все владельцы смартфонов, по сути, находятся под колпаком. А тут еще и всех владельцев частных авто под надзор поставят. Как в третьей части «Терминатора», с помощью ноутбука можно было управлять любым автомобилем — к этому мы рано или поздно придем. С одной стороны, такой контроль будет осуществляться органами власти, а с другой — к информации в «черных ящиках» могут получить доступ мошенники. Лично я не верю, что эта информация будет защищена.

История появления

С начала эпохи авиации началась статистика авиационных происшествий. С увеличением количества летательных аппаратов, количество инцидентов и жертв также увеличивалось. Без повышения авиационной безопасности дальнейшее развитие авиации было бы невозможным. Для этого стали использоваться бортовые самописцы в качестве помощников.

Раньше приборы работали на часовом механизме и использовали бумажную ленту для записи данных. Перо с чернилами автоматически записывало все показания на ленту, что позволяло пилотам не отвлекаться на этот процесс. Однако, этот способ был не слишком надежным и мог использоваться только для оценки состояния самолета после успешной посадки. В случае авиакатастрофы, чёрный ящик с бумажной лентой не мог выдержать удара.

Первое серьезное бортовое регистрационное устройство было разработано Франсуа Юссено и Паулем Бодуэном. В 1939 году они представили первую модель, которая работала по принципу светолучевого осциллографа. После 1967 года безопасность гражданских и военных авиаперелетов значительно увеличилась, так как самописцы были включены в список обязательных устройств на всех самолетах.

Бортовой самописец постоянно изменялся в процессе своего существования, применялись различные способы записи данных о полете, отражавшие передовые достижения науки каждого периода. Для записи параметров полета использовались магнитные ленты, стальная проволока, перфокарты и другие технические устройства. Современный самописец состоит из флеш-карты и микросхем, которые записывают техническое состояние систем, действия экипажа и параметры за бортом.

Что такое «Чёрный ящик»

На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.

https://youtube.com/watch?v=kt_Yj1yavWM

Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиационного керосина (1100°С). Также, благодаря этому порошку, температура внутри «ящика» не поднимается выше 160°С что позволяет сохранить все данные, содержащиеся в «бортовом самописце». Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.

Направления развития самописцев — есть ли альтернативы?

Исследования авиакатастроф определяют развитие и усовершенствование черных ящиков, включая изменение конструкции, материалов и методов защиты данных.

В перспективе авторы смогут передавать запись на земной сервер. Инженеры научат красные ящики выходить в аварийной ситуации, чтобы предотвратить возгорание БУР вместе с остатками самолета. Возможно, будущие камеры наблюдения внутри и снаружи лайнера помогут более точно описывать события, предшествующие происшествию.

С развитием новых хранилищ информации и методов записи, черные ящики будут совсем другими устройствами, не похожими на те, что использовались ранее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: