Сумма штрафа за отсутствие брызговиков
В соответствии со ст. 12.5 Административного кодекса, езда без брызговиков в 2021 году будет облагаться штрафом в размере 500 рублей (как для мотоциклов, так и для четырехколесных автомобилей класса В, С, D). И даже несмотря на то, что нарушение подобного рода относится к легкой категории, предупреждение за него водителю не полагается.
На практике сотрудники Госавтоинспекции редко выписывают постановления по ст. 12.5 КоАП, ограничиваясь лишь устным замечанием. Но увеличить вероятность возникновения ответственности за отсутствие брызговиков может повторное игнорирование упомянутой статьи за короткий промежуток времени.
Лада 2109 EVIL MACHINE › Бортжурнал › ГОСТ на счет брызговиков или как уйти от штрафа за это
В последнее время начал волновать вопрос по поводу брызговиков, а именно штрафа за это. Читая много статей ничего дельного не нашол по этому поводу, а вешать «лопухи» мне не хотелось, да и снял я их сам уж очень убого все это смотрится. Но штрафы мне получать как то не хочется тем более за такую мелочь, тем более сейчас минимум 500 рублей штраф. Конечно на форумах везде написано. что все это можно оспорить в суде и заставить ИДПС написать протокол и самому написать что не согласен с тем тем и тому подобное, но есть одно «НО» держать все это в голове меня это не устраивало, да и время свое тратить и злить инспектора мне не хочется. Решил я глянуть ГОСТ по поводу брызговиков и вот он ответ. ответ очень хороший. скажу так у меня остались желязки для крепления брызговиков, которые идут с завода и вот они кокрас подходят за брызговик, так как машина с занижением. А вот и сам ГОСТ
Нормы законодательства о наличии брызговиков на авто
Согласно законодательству РФ (а именно статье 7.5 ПДД) брызговик может быть выполнен из резины или же из мягкого пластика, способного сдерживать не только грязь, песок и воду, но и камни, вылетающие на огромной скорости из-под колес. Отсутствие данного защитного элемента не влечет за собой штраф лишь в двух отдельных случаях:
- Брызговики установлены только на задней паре колес (на передней оси накладки не являются обязательными);
- Упомянутая деталь не предусмотрена в заводской конструкции транспортного средства.
И если с первой ситуацией все ясно, то второе обстоятельство вызывает немало споров между водителями и инспекторами дорожной полиции.
Сам брызговик должен иметь литую форму (если он состоит из двух и более частей, то между ними не допускаются зазоры), и полностью отвечать ГОСТу 52422 от 2005 года. В него входят следующие пункты:
- Нижняя часть защитной детали может располагаться на расстоянии не более 200 мм от асфальтированной поверхности;
- Внутренняя сторона брызговика должна оборудоваться специальным устройством для задержки воды;
- Угол наклона накладки не может превышать 10 градусов против хода автомобиля;
- Ширина защитной детали должна соответствовать ширине колеса или выходить за ее пределы (не более, чем на 200 мм).
При этом сотрудники Госавтоинспекции могут оштрафовать водителя как за полное отсутствие брызговиков, так и за их несоответствие ГОСТу. Но размер материального взыскания в обоих случаях будет одинаковым, так как КоАП не предусматривает отдельной статьи за несоблюдение единых стандартов.
Что происходит на практике?
В реальной жизни автовладельцам, передвигающимся на автомобильных транспортах без брызговиков выписывают штрафное взыскание крайне редко, так как визуально увидеть, что этой детали нет при движении транспорта сложно. Замечают это работники ГАИ ГИБДД только, если они вступили в конфликт с автовладельцем и им нужно к чему-то придраться. Причем многие автомобилисты не в курсе о существовании данного штрафного взыскания и сильно удивляются, когда инспектора по этому поводу к ним «докапываются».
Но такие действия работников ГИА ГИБДД вполне законные, и если они обнаруживают, что брызговиков нет на ТС, то на законных основаниях могут выписать вам протокол об админ. правонарушении, и тогда вам придется потратиться на уплату штрафа. Просто чаще всего у них нет желания связываться с таким минимальным нарушением, и они не желают из-за него оформлять целый протокол.
Если на новом ТС нет брызговиков, необходимо ли их ставить, чтобы мне не выписывали штрафы?
Люди, приобретающие современные автомобили часто задаются вопросом, нужно ли устанавливать на них брызговики. Уже достаточно долгий период прошел с тех пор, как все ездили на ТС, на которых эта деталь в резиновом варианте присутствовала прямо с завода. Сегодня уже практически нигде нельзя встретить брызговики в новых ТС. Более того, сейчас даже во многих моделях и вовсе в комплектации не предусмотрены крепления под них. Автовладельцам остается только что-то сооружать самостоятельно или прибегать к разработкам других фирм, которые из-за своей не универсальности подходят далеко не всем.
Главное предназначение брызговиков – сохранение видимости у проезжающих попутно машин, которая может легко нарушиться из-за вылетающих из-под колес брызг. То есть эту деталь можно отнести к элементу безопасности. А почему же производители автомобилей вдруг решили пренебречь безопасностью автовладельцев, ведь одно дело сэкономить на установлении заглушек, упорах и других мелочах, а другое, на брызговиках, выполняющих важную роль в безопасности.
Понятное дело, что никто не допустит к продаже машины, не соответствующие нормам. Уже ведь были подобные случаи с ВАЗОМ 21099, когда его заднюю часть сильно приподняли и из-за этого колеса торчали. А теперь задумайтесь, каково ехать было бы за ним в сильно снежный и ветреный день. А теперь представьте, что перед вами едет Infiniti FX45, задние колеса которой посажены намного глубже в угоду дизайна и вместимости.
Так вот, в Российских законах и положениях ничего не сказано про брызговики на легковых авто. При этом определение «система защиты от разбрызгивания» существует. В гостах сказано, что расположение колесной оси должно быть на ровне с нижним краем кузова ТС, а также какой свес должен быть в длину и под каким углом наклона. Если вы при выборе машины для покупки не находите брызговиков, то значит при ее изготовлении арка была выполнена в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными ГОСТом.
При этом, как многие автовладельцы, следящие за выпуском новых машин, успели заметить, что на авто сейчас устанавливают передние брызговики, а задние нет. Это уже все устанавливается на усмотрение производителя. Некоторые это делают для защиты порогов от пескоструя на ТС с передним приводом. На задних осях брызковиков нет чаще всего из-за финансовой выгоды производителя.
Что касается вылетающих и попадающих камней из-под колес в передние стекла ТС, известны много случаев, когда не спасала даже эта специальная защита. Например, как-то на форуме автовладелец писал, как ему в лобовое попал камень от впереди едущей машины, несмотря на то, что и арка была достаточно низкая и сами колеса глубоко посажены и в добавок к этому еще и присутствовали брызговики. Поэтому они далеко не панацея от камней.
Основания для оспаривания штрафа
Крайне редко сотрудник дорожной полиции останавливает автомобиль только из-за отсутствия брызговиков. Чаще всего это обстоятельство обнаруживается при осмотре авто, остановленного по причине другого нарушения. Со стражем порядка можно договориться ограничиться устным предупреждением, после которого сразу же будет выполнена установка защитных фартуков.
Если сотрудник попался неумолимый и принципиальный, нужно настаивать на оформлении протокола. Признавать свою вину не стоит, ведь она может быть оспорена в суде. В протоколе необходимо сделать запись, которая будет объяснять причину отсутствия защиты на автомобиле. Её суть должна сводиться к следующему: при выезде брызговики были установлены, а в процессе передвижения оторвались, потому были утеряны. Также нужно указать, что факт отсутствия этих элементов был выявлен только после остановки автомобиля сотрудником полиции.
Брызговики нужно устанавливать на автомобиль не из-за штрафов, а потому что они просто нужны. Побеспокойтесь о безопасности других участников дорожного движения и позаботьтесь о долговечности кузова своего автомобиля. Брызговики — это мелочь, но функцию они выполняют очень важную.
Мне выписали штрафное взыскание, что мне делать теперь?
Если работник ГАИ ГИБДД обнаружил, что на вашем ТС поломан или вовсе отсутствует брызговик, то он сразу начнет процедуру оформления постановления об админ. нарушении. В соответствии с законодательством вы можете обжаловать/оспорить этот документ в регулирующем органе. Работнику ГАИ ГИБДД только нужно сразу указать свое несогласие с применяемой мерой пресечения и настоять на том, чтобы смягчить наказание со штрафа до предупреждения об устранении этой мелкой неисправности.
Учитывая, что инспектора сами не особо любят связываться с оформлением протоколов по незначительным нарушениям, у вас есть большой шанс, что работник ГАИ ГИБДД все же передумает выписывать вам штраф. На деньги, которыми вы бы погасили штраф, мы рекомендуем приобрести и установить брызговик, чтобы в дальнейшем не трепать себе нервы и не попадать в конфликты с инспекторами правоохранительных органов.
Чтобы избежать затрат по уплате штрафного взыскания за отсутствие брызговиков достаточно раз в неделю осматривать свою машину и по чаще проводить ее технический осмотр, в процессе которого легко может выявиться отсутствие или просто поломка этой детали. Если обнаруживается, что с ней что-то не то, то необходимо сразу ее заменить, а не откладывать это в долгий ящик, надеясь, что инспектора это не заметят.
Справка! Не забывайте, что есть еще много других мелких причин, из-за которых работники ГАИ ГИБДД могут запросто взыскать с вас штраф. Например, если у вас сломался стеклоочиститель или устройство обогрева стеклопакетов, замки на дверях или даже механизм регулировки положения сидения. За все эти перечисленные поломки вам придется потратиться на погашение штрафа величиной 500 руб., то есть на такую же сумму, как и при отсутствии брызговиков. Из-за этого и нужно быть внимательным к своему автомобильному транспорту.
Производство и виды брызговиков
На современных производствах брызговики изготавливают из запатентованных материалов. В соответствии с нормами эксплуатационного и технологического регламента брызговики должны быть пластичными, прочными и устойчивыми к низким температурным режимам и резким атмосферным колебаниям. Основными материалами, из которых они производятся, являются: пластик, резина и металл. Наибольшим покупательским спросом пользуются смешанные по составу комбинации – резиново-пластиковые брызговики. На тяжелые автоприцепы и фуры устанавливают, как правило, прочные металлические брызговики.
Кроме практичности они несут и дизайнерскую функцию, подчеркивая эстетичность кузова, становясь элегантным продолжением арки колеса.
Брызговики подразделяются на:
- универсальные для всех типов автомобилей;
- большие универсальные для джипов, кроссоверов, волг и галезей;
- модельные (с указанием – по желанию заказчика – модели его автомобиля);
- оригинальные для определенной автомобильной марки.
Диапазон цен на брызговики – от 600 до 4 500 рублей, средняя стоимость брызговиков для авто составляет 800-900 рублей. Ключевым моментом в ценообразовании является материал, из которого изготовлен брызговик.
Нужно ли ставить брызговики на автомобиль
Мнения автомобилистов расходятся. Одни утверждают, что практической защиты от самостоятельно установленных брызговиков мало. Камни прилетают часто из-под встречных машин, из передней или боковой части колес, где брызговики никогда не ставят. Траектория полета камешков непредсказуема, он может застрять в рисунке протектора и вылететь после полуоборота колеса. Пыль и снег из-под едущего впереди автомобиля летит, несмотря на наличие или отсутствие брызговиков. Самостоятельно установленный брызговик легко оторвать колесом при въезде на бордюр.
Другие считают, что они все же защищают как свой, так и другие автомобили на дороге. Специальные стендовые лабораторные исследования на эту тему проводятся только в КБ заводов, когда решается, ставить ли на модель такую защиту или нет. И если да, то каких размеров. По самодеятельной установке таких исследований нет. Есть мнение, что они защищают примерно на 10-20%. Но это примерная оценка, ничем не подтверждённая.
При желании, каждый автовладелец может поставить на свой авто нештатные брызговики и посмотреть что из этого получится. Станет ли чище автомобиль, не оторвутся ли они при взъезде на бордюр. Получить на дороге предупреждение или штраф за это маловероятно, так как нарушение направлено, наоборот, на повышение безопасности. (Конечно, если это не портянка, которая тащится по дороге). И вряд ли сотрудники ГИБДД будут изучать тех характеристики каждого авто на предмет – а заводские ли это изделия или тюнинг.
Можно ли оспорить наказание
Получив на руки постановление о нарушении пункта 7.5 ПДД, водитель может обжаловать вынесенное инспектором наказание в суде. Для этого ему достаточно сослаться на следующие факты:
- Отсутствие у сотрудников Госавтоинспекции свидетельства о несоответствии конструкции автомобиля (этот документ является единственным законным подтверждением того, что брызговики должны устанавливаться на конкретной машине в обязательном порядке);
- Неимение доказательной базы (если работники дорожной полиции не успеют зафиксировать само правонарушение и виновное лицо, управлявшее ТС в момент его неисправности, то постановление будет автоматически признано недействительным);
- Составление протокола с игнорированием объяснительной записки (если автовладелец выдвинет версию о том, что защитная накладка в период выезда с места стоянки присутствовала, то в суде, скорее всего, он будет оправдан).
Также можно оспорить и момент с несоответствием брызговиков единому ГОСТу, переквалифицировав дело в «беспричинную остановку», за что наказание понесут уже сами инспектора.
Мы узнали, какой штраф полагается за отсутствие брызговиков в 2019 году, и как можно избежать ответственности, не выходя за рамки закона. В заключение остается добавить, что в большинстве случаев вопрос о нарушении пункта 7.5 настоящих правил решается на месте, посредством банального разговора с сотрудниками ДПС. Ведь доказать вину водителя в данном случае довольно сложно, а оспорить протокол не составит особого труда.
Требуется ли ставить брызговики на новую машину, чтобы избежать штрафа?
Фактически, многие автомобили продаются недоукомплектованными. По закону, брызговики должны присутствовать на каждом авто. На практике же в автосалонах они зачастую предлагаются в виде дополнительной опции, за которую нужно платить отдельно.
Но покупка и установка брызговиков – это единственный вариант, позволяющий избежать штрафа или потери времени на объяснения с сотрудниками ГИБДД. Брызговики могут быть универсальными (бюджетные, подходящие практически на любой авто) и индивидуальными (более дорогие фирменные комплекты, предусмотренные для конкретной модели). Фирменные брызговики позволяют не портить внешний вид авто, а универсальные подойдут тем, у кого в приоритете функционал, а не красота.
Как избежать штрафа
Если вас остановил сотрудник ГАИ за отсутствие брызговиков, но протокол он составить еще не успел, то у вас есть все шансы избежать данной процедуры, приводя следующие аргументы:
- Защитные накладки не предусмотрены на автомобиле заводом изготовителем (на большинстве отечественных ТС брызговики не устанавливались. Более того, инспектор должен доказать принадлежность упомянутой детали к конструкции транспортного средства. Ведь в противном случае оштрафовать водителя по ст.12.5 КоАП у него не получится);
- Брызговик отпал в период последней эксплуатации автомобиля и в данный момент вы двигаетесь в сторону ремонтной мастерской с целью устранения проблемы (хоть по правилам такое обстоятельство и приравнивается к нарушению, на практике инспектора могут сжалиться над автовладельцем и отпустить его, сделав лишь устное замечание);
- Если сотрудник ДПС настаивает на том, чтобы выписать штраф за отсутствие брызговиков, ни в коем случае не соглашайтесь с полученным наказанием, и требуйте от полицейских пустой бланк для составления объяснительной записки (в последнем документе необходимо упомянуть, что при выезде со стоянки неполадок не было. Это поможет вам в дальнейшем оспаривании протокола в суде).
Виды изделий
Брызговики выпускаются в нескольких разновидностях. В них нужно уметь разбираться, чтобы в процессе установки не возникло проблем и эффективность от использования не была снижена. Фартуки для колёсных арок делятся на две группы в зависимости от места установки:
- На задних колёсах брызговики защищают кузов собственной машины и стёкла других авто, движущихся следом. Таким образом обеспечивается общая безопасность на дороге и продлевается жизнь кузова личного авто.
- На колёсных арках передних колёс брызговики нужны для защиты днища от вылетающего мусора и процессов коррозии.
Защитные фартуки делаются из разных материалов, что также является критерием для разделения на группы:
- Резина служит традиционным и наиболее распространённым вариантом для такой защиты. Резиновые элементы являются недорогими, простыми в изготовлении и использовании. Они гибкие и это является их существенным недостатком, поскольку при большой скорости такие элементы развеваются и оказываются неспособными обеспечивать хорошую защиту.
- Для производства пластиковой защиты используется особый материал с высокими термостойкими и холодоустойчивыми характеристиками. Такие элементы являются достаточно жёсткими, чтобы даже на большой скорости обеспечивалась хорошая защита. Пластиковые пластины выпускаются в широкой цветовой гамме. Такой вариант подходит аккуратным водителям, которые не приемлют езду по бордюрам. Даже от небольшого столкновения брызговик может треснуть или даже рассыпаться.
- Полиуретан является лучшим вариантом, который предлагается современному водителю. Такие брызговики являются достаточно эластичными, но упругими, долговечными и невосприимчивыми к агрессивным условиям эксплуатации. Брызговики из полиуретана однозначно лучше резиновых и пластиковых элементов.
С разновидностями разобрались, осталось только ознакомиться с некоторыми нюансами установки, которые характерны для разного вида транспорта.
- На прицепах, тягачах и различного рода грузовом транспорте располагаются элементы из толстой резины. Устанавливаются они владельцем авто или шофёром.
- На некоторых легковых автомобилях функции защитного фартука выполняются крылом, которое имеет особенную форму. Эта особенность закладывается ещё на этапе производства автомобиля, потому необходимость в установке отдельных защитных элементов отпадает.
- Для мотоциклов актуальны фартуки из твёрдых композитных материалов.
Брызговики устанавливаются по единой схеме, здесь редко когда присутствуют существенные отличия. Они крепятся к колёсной арке при помощи саморезов. Могут потребоваться новые отверстия, если имеющиеся не подойдут под приобретённые пластины. Передние и задние фартуки обычно отличаются по форме и размерам, потому нужно постараться не перепутать их местами.
Как правильно выбирают и устанавливают брызговики изучили, для чего они нужны также знаем. Впереди нас ждёт не менее интересный разговор о штрафах за их отсутствие.
Закон о брызговиках
Об использовании защитных щитков прописано в Постановлении Правительства Российской Федерации №1090 (как в первичном релизе от 23 октября 1993 г., так и в последующих редакциях).
Норматив ввел в действие правила дорожного движения, в которых имеется пункт 7.5. Раздел регламентирует использование прочих элементов конструкции транспортных средств.
В частности в пункте указано, что владелец обязан использовать грязезащитные щитки в том случае, когда они предусмотрены заводом-изготовителем. Требование сохранено и в последнем релизе правил от 21 декабря 2021 г.
Некоторые владельцы автомобилей некорректно интерпретируют статью 7.5 правил дорожного движения, в которой говорится о «заднем защитном устройстве». В этом случае речь идет не о брызговиках задних колес, а о специальном стальном брусе на кронштейнах, предотвращающем попадание автомобиля при попутном столкновении под мосты грузовика или прицепа.
В разделе четко указаны «грязезащитные фартуки и брызговики», которые должны устанавливаться позади передних и задних колес.
Для чего нужны брызговики
Для начала разберёмся с тем, зачем нужны брызговики. Необходимость в их использовании обусловлена особенностью передвижения автомобилей по нашим дорогам. Протекторы за счёт своей рельефной поверхности выхватывают с дороги мелкие камни, гравий, элементы покрытия, куски грязи и льда. Всё это на большой скорости вылетает из-под колёс и врезается в автомобили, следующие позади.
Предотвратить такую неприятную ситуацию способны защитные элементы. Они являются барьером для мелких элементов, которые попадают под колёса авто. Имеют форму пластины, могут быть резиновыми или пластиковыми, крепятся над колёсами. Мелкие частицы врезаются в пластину, и не имеют возможности вылетать из-под машины.
Теперь каждый может сам понять нужны ли брызговики. Такие элементы стоит установить на авто даже не в целях защиты других транспортных средств. Ведь камни могут врезаться в кузов собственного авто и царапать его, что в будущем вызовет скорое развитие коррозии. На пластиковых деталях и вовсе могут появляться трещины.
С осторожностью нужно относиться к крупногабаритному транспорту, задние колёса которого спарены. Здесь даже защитные пластины не всегда спасают, некоторые камни могут миновать преграду
Всегда должна соблюдаться дистанция, в этом случае вероятность попадания камня в кузов или лобовое стекло будет низкой.
Для чего нужны брызговики на авто разобрались, осталось ознакомиться с видами этих изделий. Вы ведь сознательный водитель и не станете ездить без защитных пластин над колёсами.