System Porsche: что немецкого было в советской «восьмерке»
Это не байка: специалисты инжинирингового отделения Porsche в своё время действительно занимались доводкой управляемости и устойчивости, а также давали рекомендации по кузову, подвеске и двигателю.
Наиболее характерный пример – своеобразный «горбик» на крыше, который загружает заднюю ось для лучшей управляемости на высоких скоростях. «Родство» ВАЗ-2108 с автомобилями Porsche (в первую очередь с моделью 924) заметно и в некоторых мелких деталях – например, наружных дверных ручках и рычажках откидывания спинок передних сидений.
Официальная причина сотрудничества с немецким производителем весьма нетривиальна: немцам в лице президента компании Porsche Эрнста Фурмана захотелось каким-то образом компенсировать вред, причинённый СССР в ходе Второй мировой войны. Во всяком случае, эту мысль он озвучил при встрече с министром автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым в 1975 году. И все-таки это была отнюдь не гуманитарная помощь: все делалось за деньги.
ВАЗ-2108 и Porsche 924
Изначально соглашение с Porsche сроком на три года предусматривало другие работы с бюджетом 500 000 дойчмарок в год: Ниву с алюминиевыми панелями кузова, бензиновый двигатель, работающий на сверхбедных смесях, а также вариант рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103. Все они были выполнены. Кроме того, в рамках сотрудничества с 1976 по 1978 гг. на заводе Porsche постоянно находилась группа ВАЗовских специалистов – дизайнеров, кузовщиков, двигателистов.
Пластилиновый макет ВАЗ-2108
В январе 1980 года ВАЗ заключил контракт с Porsche по проекту «Гамма» – будущему автомобилю ВАЗ-2108. Изначально договор предусматривал только разработку «восьмерки» – трехдверного хэтчбека с двигателем рабочим объемом 1,3 л, хотя сами ВАЗовцы параллельно занимались всем семейством – то есть и пятидверным кузовом, и моторами другого рабочего объема (1,1 и 1,5 л).
Уже с осени 1980 года специалисты немецкой компании начали вносить свои предложения по будущему советскому хэтчбеку – в частности, это именно они предложили передний лонжерон, заходящий в пороги пола. Аналогичное решение было реализовано на новейшем на тот момент автомобиле гольф-класса Opel Kadett.
Opel Kadett 1979-84 годов выпуска
Специалисты Posrche вносили и предложения по конструкции двигателя, а также занимались доводкой управляемости будущей «восьмерки» на полигоне. Именно они также внесли предложения по комплектующим, на которые позже была приобретена лицензия (стойки передней подвески, конструкция задней балки, радиатор, карбюратор, стеклоподъемники и т.д.).
«Восьмерка» потихоньку обретала свой известный облик, и уже в 1981 году новые прототипы, в соответствии с правилами Porsche, назывались «серией 100». После доводки в 1983 году на опытных образцах серии 300 были успешно проведены приёмочные испытания. В итоге специалисты Porsche также дали рекомендации по оптимизации конструкции камеры сгорания, а также улучшению систем питания и зажигания.
Не стоит думать, что авторство конструкции двигателя принадлежит немцам: его спроектировал коллектив молодых тольяттинских конструкторов (Г. Литвин, В. Мешков, А. Паламарчук, А. Симульман, А. Сорокин). Однако компания Porsche в соответствии с контрактом осуществила комплекс доводочных работ по двигателю 2108 объемом 1,3 л.
Интересная деталь: в это же время то самое инжиниринговое отделение Porsche по заказу испанской фирмы SEAT занималось доводкой очень похожего автомобиля – хэтчбека SEAT Ibiza. В его экстерьере можно заметить некоторые элементы, схожие с «зубильными», – например, центральную стойку или дверные ручки.
SEAT Ibiza 1984
В отличие от советских конструкторов, у которых прямо по Маяковскому была «собственная гордость», испанцы не отказались от возможности украсить клапанную крышку гордой надписью «System Porsche», что явно повышало рейтинг малолитражки в глазах потенциальных покупателей.
«Восьмерка» же всю жизнь довольствовалась негласной славой автомобиля, так или иначе обладающего неким геном Porsche – по крайней мере, в части ходовых качеств. Видимо, этим и объясняются харизматичность трёхдверного переднеприводника и любовь к нему даже у сегодняшнего «поколения Facebook».
ВАЗ 2108: рождение легенды с немецким влиянием
Здравствуйте! Меня зовут Андрей Смирнов, я автомеханик с богатым опытом работы и знаниями в автомобильной отрасли. Сегодня я хотел бы рассказать вам об удивительной истории разработки модели ВАЗ 2108 «Порше». Давайте начнем!
1. Краткий обзор модели ВАЗ 2108 «Порше»
ВАЗ 2108, также известная как «Порше», является воплощением сотрудничества между российским автоконцерном «АвтоВАЗ» и немецкой компанией «Порше». Модель была выпущена в 1984 году и сразу же завоевала популярность среди автолюбителей благодаря своему стильному внешнему виду и высокой проходимости.
2. Этапы разработки модели
Процесс разработки модели ВАЗ 2108 «Порше» проходил в несколько этапов, объединяющих технических специалистов из России и Германии.
2.1. Сотрудничество между «АвтоВАЗ» и «Порше»
Первый этап включал в себя подписание соглашения между «АвтоВАЗ» и «Порше» о сотрудничестве в разработке новой модели автомобиля. Немецкие инженеры привнесли свой технический опыт и предоставили консультации по дизайну и отделке автомобиля.
2.2. Адаптация немецкой концепции под российские условия
На втором этапе российские инженеры адаптировали немецкую концепцию под российские условия эксплуатации
Обратили особое внимание на улучшение проходимости, что было особенно важно для российского рынка. Были проведены испытания и внесены изменения, чтобы сделать автомобиль более надежным и адаптированным к российским дорогам
2.3. Производство и выпуск модели
Третий этап включал в себя производство и выпуск модели ВАЗ 2108 «Порше». Автомобиль стал популярным как в России, так и за ее пределами. «АвтоВАЗ» обеспечил серийное производство модели, используя немецкие технологии и качественные материалы.
3. Влияние «Порше» на ВАЗ 2108
Сотрудничество с немецкой компанией «Порше» существенно повлияло на разработку и дизайн модели ВАЗ 2108 «Порше». Немецкие специалисты предложили изменения во внешности автомобиля, сделав его более стильным и элегантным. Кроме того, были внесены улучшения в конструкцию и ходовую часть автомобиля, что значительно повысило его проходимость и комфортность.
ВАЗ-2108: к чему на самом деле приложили руку инженеры Porsche
Porsche оказали большую поддержку ВАЗ во время разработки не только ВАЗ-2108, их инжиниринговая компания принимала участие ещё и в разработке Нивы. Это нормальная мировая практика автопроизводителей – приглашать опытные группы инженеров. Так как это позволяет одновременно разрабатывать новую модель и обучать своих инженеров на примере работы более опытной группы.
Насчёт ВАЗ-2108 существует много заблуждений, кто-то считает, что модель была под ключ разработана Porsche, кто-то показывает определенные элементы на автомобиле и говорит – смотри это предложили Porsche, наши бы до такого не додумались. На самом деле не всё так плохо с нашим инженерным гением. Более того, в НАМИ было собрано несколько переднеприводных образцов ещё до начала строительства завода ВАЗ и старта сборки Fiat 124.
Начнем с самого популярного заблуждения – крыша , которая имеет что-то похожее на спойлер около двери багажника. Многие говорят, что это было предложено Porsche для улучшения аэродинамики автомобиля, вроде как такое решение добавляет прижимной силы. Начнем с того, что именно на деньги от контракта с ВАЗ Porsche построили аэродинамическую трубу. 2108 испытывали в ней, но уже после создания авто. На самом же деле виной всему не аэродинамика, а бензобак.
В тех же Жигулях бензобак находился в багажнике в нише крыла. С точки зрения распределения веса — это не есть хорошо. Для ВАЗ-2108 бак должны были делать из пластика, сложной формы, которая бы максимально эффективно выбирала пространство под днищем авто. Но такой бак оказался слишком сложной задачей для ВАЗ, поэтому его решили делать из металла. Из-за чего задним пассажирам перестало хватать места для головы. Именно так появился знаменитый аэродинамический выступ на крыше.
Теперь о том, к чему реально приложили руку инженеры Порше. ДВС и КПП – совместная разработка с Порше, было даже предложение со стороны компании написать на клапанной крышке System Porsche. Однако за каждую такую надпись нужно было платить валюту.
Лонжероны – изначально нашими инженерами была предложена достаточно топорная и простая конструкция, как на Жигулях – два прямых лонжерона ныряют под моторный щит. Porsche предложили более сложную конструкцию, которая уменьшала расходы владельца в случае небольшого ДТП.
Рулевая рейка – среди современников всё ещё идут споры о правильности принятого решения. Изначально инженеры ВАЗ сделали переднюю подвеску на треугольных рычагах, а рейка крепилась за нечто напоминающее подрамник. Именно инженеры Porsche предложили расположить рейку на моторном щите и изменить конструкцию передней подвески.
Сиденья – это то, что было полностью разработано Porsche. А кто ездил на 2108 и семействе, знает, что это за “прекрасные” сиденья. Это не камень в огород Porsche, а лишь намек на то, что все учатся и да, учатся за чужой счёт.
Вот такое оно, сотрудничество с Порше, конечно это не всё, как минимум есть ещё замки замки дверей, но это больше относится к мелочам мелочи
Всем спасибо за внимание! Предлагаю ознакомиться с другими заметками на канале , а также подписаться, чтобы не пропускать новые публикации
Источник
Porsche для бедных: чем закончилось сотрудничество немцев с ВАЗ
Продукцию волжского автозавода у нас в стране принято ругать, и это даже при том, что ко многим моделям ВАЗа приложили руку лучшие мировые дизайнеры и инженеры. Так, в 70-80-х годах прошлого века ВАЗ сотрудничал с одним из самых популярных в мире премиальных автомобильных брендов Porsche.
История совместных отношений началась в 1975 году со встречи министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова с главой немецкого автогиганта Эрнстом Фурманном. Президент Porsche активно пошел на контакт с советским правительством, объяснив это желанием загладить вину перед Советским Союзом за вред, причиненный фашистами в ходе Второй мировой войны. По мнению Фурманна, во многом из-за этого вреда СССР отставал от западных стран в плане автомобилестроения.
Несмотря на столь красивые заявления, помощь немцев была отнюдь не безвозмездной — подписанное ВАЗом и Porsche соглашение о сотрудничестве было рассчитано на три года и предусматривало бюджет в 1,5 миллиона дойчмарок.
Что немцы сделали для ВАЗа
Целью сотрудничества ВАЗ с Porsche в 1976-1978 годах было снижение себестоимости автомобилей. ВАЗ вовсе не собирался создавать аналоги Porsche и перенимать опыт создания автомобилей премиум-класса. Наоборот, советские инженеры хотели добиться максимальной дешевизны автомобилей и искали альтернативу дорогостоящим двигателям и цинковым сплавам, из которых изготавливались кузовы.
В итоге за три года автомобили ВАЗ обзавелись дешевыми алюминиевыми панелями для кузова и бензиновыми двигателями, работающими на сверхбедных смесях. Кроме того, немцы помогли советским инженерам подготовить проект рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103 с более современным интерьером и экстерьером. Вот по сути и все, что было сделано за три года.
ВАЗ-2108: «Порше для бедных»
В 1980 году ВАЗ подписал новый контракт с немцами, а вскоре еще и с компанией UTS — дочерней фирмой итальянского бренда Fiat. На этот раз цель договора была вполне конкретной — разработка трехдверного хэтчбека ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 литра.
В качестве объекта для вдохновения был выбран автомобиль Porsche 924, однако от прекрасного немецкого хэтчбека с обтекаемыми формами в конечном варианте почти ничего не осталось. Внешне ВАЗ-2108 получился гораздо более угловатым и простым. Все-таки сразу видно, что дизайном хэтчбека занимались не немцы, а коллектив молодых толльятинских конструкторов, а специалисты Porsche занимались лишь доводкой автомобиля в технологическом плане.
Porsche 924 — прародитель ВАЗ-2108
Тем не менее именно немцам принадлежала большая часть новых решений — это и передний лонжерон, заходящий в пороги пола, который немцы позаимствовали у автомобиля гольф-класса Opel Kadett, и новый рулевой механизм с центральными тягами, и революционная для СССР схема управления коробкой передач. Кроме того, инженеры Porsche любезно предоставили советским коллегам многие комплектующие автомобиля — радиатор, карбюратор, стеклоподъемники, замки дверей, стойки передней подвески, вакуумный усилитель и многое другое.
Совместная работа пошла на пользу не только ВАЗу, но и Porsche. Немцы имели большой опыт сотрудничества с европейскими и американскими производителями, но только с ВАЗом они впервые испытали серьезные трудности, связанные с особенностями нашего климата и бездорожья. Автомобиль, изготавливаемый для Советского Союза, должен был выдерживать повышенные нагрузки и немцам пришлось изрядно попотеть над усилением каркаса кузова и улучшением работы подвески. Прежде чем встать на конвейер «восьмерка» набегала порядка 100 тысяч километров по бездорожью и проверялась в условиях лютого мороза — до минус 40 градусов.
Дальнейшее сотрудничество
Хотя договор предусматривал разработку только одной машины — ВАЗ-2108, специалисты Porsche приложили руку ко всему семейству, поработав и над пятидверным вариантом автомобиля и оказав советским коллегам помощь в разработке новых моторов объемом от 1,1 до 1,5 литров.
После успеха «восьмерки», которая стала по-настоящему народным автомобилем, Porsche участвовал и в создании ВАЗ-2110, и в разработке двигателей и коробок передач для «Оки». Сотрудничество с Советским Союзом продолжалось вплоть до 1991 года. Но почему же никто об этом не знает?
На самом деле немцы были не против того, чтобы общественность узнала о том, что вазовские модели созданы при их участии. Они даже сами предлагали размещать на автомобилях значок «System Porsche», как это делали многие их клиенты, в частности испанский SEAT. Но советские конструкторы не желали ни с кем делить свою славу, пусть даже и дурную.
«Зубило»
К разработкам новой модели «Жигулей» было решено привлечь и третью сторону: итальянскую фирму UTS – технологическое отделение FIAT, который уже поучаствовал в создании «копейки». Троица ВАЗ – Porsche – UTS работала весьма плодотворно, мгновенно обмениваясь новой информацией. В результате встреч участников проекта «Гамма» даже родилось новое слово – «forgang», обозначавшее сообщение о результатах испытаний, изменениях в конструкции и технологии и т.п. В этих случаях всегда происходил тройной обмен документами.
Итогом плодотворной работы «треугольника» стала модель ВАЗ-2108, прозванная в народе за топорный вид «зубилом». Однако нужно отметить, что в европейском автопроме тогда угловатые формы машины были своеобразным трендом. Главное, что новая модель «Жигулей» прижилась. Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности Виктор Поляков в своем выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года.
Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 и причем тут Porsche
История советского автомобилестроения в 1980-х годах очень богата. Дизайн отечественных автомобилей в те годы начал меняться, стали меняться и их потребительские свойства. И уже тогда зарубежные инженеры поняли, что передний привод лучше, чем задний.
Но в Советском Союзе бурными темпами продавались автомобили с приводом на заднюю ось. К переднеприводным моделям автомобилисты относились скептически. Да и вообще водители Советского Союза любили просторные автомобили с кузовом седан. И хороший тому пример ВАЗовская классика, которая имела привод только на заднюю ось и кузов седан или же универсал. Но универсал продавался не так уверенно, как хотелось бы.
И все же в 1984 году произошла революция. На рынке появился трехдверный хэтчбек с передним приводом — ВАЗ-2108. И многие просто не понимали, зачем тольяттинский автомобильный завод выпустил этот автомобиль. Как же шло развитие этой модели?
Дизайн. Первые образцы хэтчбека ВАЗ-2108 имели рубленный дизайн. Также много споров вызывал оригинальный «клюв» облицовки решетки радиатора. И уже впоследствии все автомобили были длиннокрылыми. Но сначала от такого решения в облике автомобиля решили отказаться иностранные дилеры. Облик автомобиля выделялся и за счет отсутствия хрома в отделке кузова.
Если заднеприводная классика имела хромированные элементы, то на ВАЗ-2108 их не было. Зато внешность таким образом получилась свежей и молодежной. Очень красиво выглядели бамперы, которые были изготовлены из пластика. А еще у этой модели была отличная обзорность благодаря тому, что боковые зеркала были достаточно большими, а салонное остекление — обширным.
Интерьер. Салонное пространство было совсем другим. Оно отличалось от предыдущих моделей марки. Здесь и руль был удобной формы, и рычаг КПП был меньше и был расположен ближе к водителю, и центральная консоль была удобной. Все кнопки были под рукой. Сейчас интерьер выглядит устаревшим, но эргономика у него все равно остается правильной и сегодня. Для водителя места стало немного больше, но для пассажиров комфорта была столько же.
Ездовые качества. Самый распространенный двигатель для этого автомобиля имеет объем 1,5 литра и развивает мощность 70 л.с. И надо сказать, что для автомобиля массой меньше 1 тонны его хватает. Также нужно сказать и про управляемость, на ВАЗ-2108 она очень хорошая. Даже лучше, чем на современных моделях Lada. Кстати, этот же двигатель, но только доработанный, устанавливается и на Lada Priora, и на Lada Granta. Но управляемость у этих машин хуже.
Итог. Новое переднеприводное семейство ВАЗ Самара стало настоящим прорывом в истории марки. Самое главное, что автомобиль имел очень хорошие динамические показатели и отменную управляемость. А еще он имел отличную эргономику и свежий дизайн. Поэтому ВАЗ-2108 вплотную приблизился к зарубежным конкурентам и даже в чем-то превосходил их. И даже сейчас новые модели АвтоВАЗа уступают этому автомобилю в управляемости и маневренности.
Часто задаваемые вопросы
1. Кто разрабатывал ВАЗ 2108 под влиянием Porsche?
Автомобиль ВАЗ 2108, также известный как «классика», был разработан совместно специалистами автомобильной индустрии СССР и немецкой компанией Porsche. ВАЗ 2108 был разработан на базе модели ВАЗ 2105, но подвергся значительным изменениям в экстерьере и интерьере, включая внешний вид кузова, салон, подвеску и двигатель. Немецкие инженеры из Porsche внесли свой вклад в дизайн и инженерные решения, чтобы придать автомобилю более современный и эстетичный вид.
2. Какое влияние Porsche оказало на техническую составляющую ВАЗ 2108?
При разработке ВАЗ 2108, инженеры Porsche сделали акцент на улучшение качества и комфорта автомобиля. Они проработали подвеску и доработали аэродинамику кузова, чтобы обеспечить более плавную и стабильную поездку. Также были внесены изменения в салоне, сделав его более комфортным и современным. Одним из ключевых изменений был новый двигатель, созданный с использованием опыта Porsche. Новый двигатель был более эффективным и надежным, что повысило эксплуатационные характеристики автомобиля.
3. Какие особенности внешнего вида ВАЗ 2108 были внесены под влиянием Porsche?
Специалисты Porsche внесли значительные изменения во внешний вид ВАЗ 2108. Они разработали новый дизайн передней и задней части автомобиля, включая бамперы, фары и задние фонари. Кузов был проработан для улучшения аэродинамики, что повысило эффективность и устойчивость на дороге. В результате, ВАЗ 2108 приобрел более современный и спортивный облик.
Первый блин комом
В 1932 году по приглашению Сталина Москву посетил глава знаменитого германского автогиганта Фердинанд Порше. Ему продемонстрировали передовые советские технологии, появившиеся на волне недавно начавшейся индустриализации, а также предложили задержаться в СССР и возглавить разработку двигателей для автомобилей и танков. Советский лидер пообещал знаменитому конструктору полную автономию и независимость. Но Порше отказался.
В начале 1970-х годов к автоконцерну «Порше» в надежде на обновление собственных моделей обратились представители Волжского автозавода (ВАЗ), и немцы откликнулась на призыв советских автопроизводителей, хотя опыт сотрудничества с ними был негативным. Незадолго до этого «Порше» предложил модернизацию «Москвича-412», но советская сторона отдала предпочтение собственным наработкам. К сожалению и разработка специалистами «Порше» программы глубокого обновления флагмана марки «Жигули» ВАЗ-2103 тоже закончилась ничем – в производство пошла более упрощенная и дешевая версия.
Porsche для бедных, или История «восьмёрки»
В Тольятти такие делегации собирались нечасто — представители Минавтопрома, Минвнешторга, Минторга, Госплана, НАМИ и АЗЛК. Это главный конструктор Волжского автозавода Георгий Мирзоев представлял концепцию нового переднеприводного автомобиля. Несколько вариантов кузовов (включая кабриолет и пикап), оригинальные компоновка и, конечно, внешность.
Впервые советские дизайнеры создали «спортивный костюм» вместо «вечно модного двубортного пиджака». Революция! Прорыв! Но представитель АЗЛК одной фразой разрушил мощный эффект от презентации Мирзоева: «Зачем нужен стране другой автомобиль такого же класса?», — в столице полным ходом кипела работа над проектом Меридиан, который позднее станет Москвичом-2141.
Во времена плановой экономики этого аргумента было вполне достаточно, чтобы зарубить перспективную машину: два концептуально одинаковых проекта для неизбалованных автомобильным изобилием советских граждан — это перебор. И в январе 1978-го, когда проходила презентация будущей «восьмёрки», столичные гости прекрасно знали, что Меридиан встанет на конвейер.
Это вазовцы поняли по прозрачным намёкам и снисходительным ухмылкам москвичей. В кулуарах шептались, что решение уже принято, и новой вазовской моделью будет ВАЗ-2141. Но. Говорят, что амбициозный проект «зубила», как будут называть ВАЗ-2108 за характерные рубленые формы, одобрил лично Леонид Брежнев — к новинкам отечественного автопрома генеральный секретарь питал особую слабость.
За эти формы дизайнеры бились отчаянно. Уменьшить ширину двери на 200 мм? Никогда! В длинной двери — весь шарм спортивного образа. Подвинуть назад наружные зеркала? Вы только посмотрите, как гармонично они вписаны внутрь оконного проёма! И такие споры — за каждую линию, за каждый элемент.
Это потом создатели восьмёрочного экстерьера снисходительно назовут своё детище «фонарём», нехотя признавая, что линии кузова вышли слишком «жёсткими». А пока такая жёсткость кажется лишним подтверждением актуальности: в 1974-м вышел нарочито «квадратный» Volkswagen Golf от Джуджаро, в 1978-м появился совершенно неземной и тоже «квадратный» Fiat Ritmo от Bertone.
Но будущая «восьмёрка» не только выглядела современно. Она была такой. Передний привод, поперечное расположение двигателя, стойки McPherson спереди и полунезависимая «качалка» сзади — с начала 80-х этот рецепт станет самым популярным (а затем — и вовсе единственным) для выпечки компактных автомобилей. Этакий автомобильный фастфуд, который.
Попытались приправить хорошим соусом. На первых прототипах передние крылья, капот, двери и крышка багажника были изготовлены из алюминия! Из «крылатых» сплавов также отлили петли, усилители, брусья безопасности и другие детали. Даже колёсные диски планировали использовать необычные — из полипропилена и поликарбоната, а бензобаки — «выдувать» из полиэтилена.
Но для массового производства облегченная «восьмёрка» не годилась: испытатели обнаружили, что детали из дорогого металла трескались, экономисты посчитали, что себестоимость автомобиля выходит неоправданно высокой. Весила же такая машина всего на 50 кг меньше обычной. В итоге, от прогрессивных материалов решили отказаться. И без них хватало вопросов, на которые инженеры никак не могли найти ответы.
У вазовцев, конечно, возникала мысль приобрести готовую платформу за границей, но Fiat продавать сколько-нибудь новую машину отказался, а другие иномарки попросту провалили испытания — в основном, выходили из строя элементы переднего привода. Всё делать самим?
Так рисковать не стали и приняли компромиссное решение: разработка автомобиля ведётся заводом, но приглашаются две зарубежные фирмы — консультанты по конструкции и технологии. В 1979-м, когда первые прототипы уже наматывали тестовые километры, наконец, удалось найти таких партнёров.
Источник
Свой среди чужих
Трехдверный хэтчбек ВАЗ‑2108, первенец семейства Лада Самара, — оригинальный отечественный автомобиль, который впитал, пусть и с заметным опозданием, практически все лучшие наработки, реализованные в зарубежных машинах этого класса.
Автомобиль получился удачным и вполне конкурентоспособным на западных рынках, чему немало поспособствовал вклад компании Porsche в доводку силового агрегата, тормозов и управляемости.
Благодаря этому «восьмерка», а затем и ее модификации получили признание покупателей и послужили основой для более поздних моделей ВАЗ, включая ныне здравствующую Гранту.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Леонида Николаевича Новикова.
- Чьей копией была Волга ГАЗ-21, узнайте тут,
- Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
- Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
- Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте тут.
- Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, вы узнаете тут.
- С кого срисовали знаменитую «копейку», узнайте тут.
- Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
- О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
- Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
- Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.
Источник
Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 (и при чем тут Porsche)
Появление в 1984 году хэтчбека ВАЗ‑2108, поначалу названого Спутником, но довольно скоро переименованного в Самару, стало для страны событием. И не только потому, что любая новая легковая модель вызывала у советских людей огромный интерес. «Восьмерка» оказалась первым в СССР массовым переднеприводным автомобилем. И, к слову, первой (если, конечно, не считать Нивы) оригинальной конструкцией ВАЗа, прежде, по сути, лишь улучшавшего наследие фирмы Fiat — заднеприводного седана Fiat 124 родом из середины 1960‑х.
Поначалу наиболее консервативные потребители относились к «восьмерке» настороженно. Но вскоре многие оценили ее достоинства, а с появлением в 1987 году пятидверного ВАЗ‑2109 автомобили переднеприводного семейства стали в вазовской гамме самыми престижными.
«Porsche для нищих»: кто создал ВАЗ-2108
Несмотря на то, что большая часть известных в 90-е годы моделей ВАЗа уже снята с производства, былая слава еще преследует некоторые из них. Особую народную славу получили как минимум две модели — ВАЗ-2106, она же «шестерка», она же «шоха», она же «шайтан», а так же любимый у многих водителей, кому давно за 40, ВАЗ-2108. Именно на этой культовой модели ВАЗа давайте остановимся подробнее.
Прозвище, которое в народе дали ВАЗ-2108 в те времена звучало как «Порше для нищих». И появилось оно неспроста, потому что практически к каждому значимому узлу в автомобиле приложили руку инженеры, дизайнеры и конструкторы компании Порше.
Но обо всем по порядку и давайте разберемся с чего все началось.
В далеком 1980 году, немецкий бренд Porsche заключил контракт с советским производителем по совместной работе над проектом «Гамма». Это и было начальное название будущей культовой «восьмерки». Проект подразумевал участие немецкой команды только в разработке трехдверной версии хетчбека и лишь с одним вариантом двигателя 1.3 литра, несмотря на то, что команда инжеренеров ВАЗа кропотливо трудилась в то время и над версией с пятидверным исполнением, а так же более мощным и более слабым моторами.
Что же привнес Porsche в ВАЗ-2108
«Горб» на крыше Это решение было внесено командой инженеров Porsche и реализовано при производстве для того, чтобы сильнее загрузить заднюю ось во время быстрой езды, что способствовало лучшей управляемости автомобиля.
Ручки дверей и механизм откидывания сидений Весьма очевидна схожесть во внешних ручках открывания дверей между советской «восьмеркой» и немецким Porsche 924. Так же от немцев позаимствованы расположение и механизм откидывания передних кресел.
Передние лонжероны Инженеры команды Porsche предложили советским коллегам, чтобы передний лонжерон уходил в пол.
Двигатель Совместно с российскими коллегами немцы работали над конструкцией двигателя, тем более, что для советского пространства была важна работа двигателя с любыми, даже низкокачественными топливными смесями. В соответствии с этими предпочтениями инженеры Порше провели целый комплекс работ по доводке двигателя.
Подвеска Команда Porsche полностью взяла на себя обязанности по доведению управляемости подвески до идеального состояния, чем они и занимались долгое время на полигоне. Все предложения, вносимые немецкими коллегами были впоследствии приняты и на них приобретена лицензия. Таким образом инженеры Porsche помогли нам со стойками передней подвески, технологической конструкцией задней балки, радиатором, карбюратором и многим другим.
Интересный факт В одно и тоже время с работой над ВАЗ-2108, другая команда Porsche работала над заказом концерна SEAT по доведению до ума автомобиля SEAT Ibiza. И как можно сейчас сравнить — наше «Porsche для нищих» имеет очень много схожих черт с SEAT Ibiza тех времен, не правда ли?
Однако, испанский бренд оказался не таким гордым, как советский и именно поэтому при открытии капота Ibiza расположилась красивая надпись SYSTEM PORSCHE, что придавало автомобилю особый статус.
Итоги
По окончании совместной многолетней работы представитель «Порше» заявил, что «несмотря на все политические различия и все экономические обстоятельства, содружество между АвтоВАЗом и Porsche развилось в достойное подражания плодотворное сотрудничество и доверительную связь между Востоком и Западом». А один из инженеров-испытателей Porsche добавил: «Мы всегда были на голову выше политиков».
Немецкие специалисты обращали внимание, что советские производители были очень требовательны к ним. По сравнению с европейскими и американскими партнерами заказчики из России, по их словам, ставили завышенную планку, и потребовалось множество переговоров, чтобы удовлетворить все запросы представителей АвтоВАЗа