Можно ли ездить без охладителя в зимний период?
О такой ситуации тоже стоит поговорить, потому что мои клиенты этим часто интересуются. Дело в том, что иногда хладоген замерзает в системе и доставляет водителям кучу проблем. Так вот, ездить зимой без охладителя тоже нельзя. Конечно, проехать какое-то небольшое расстояние вполне допускается, но постоянно, этого делать не стоит.
Раньше выпускались моторы с воздушным охлаждением (такой был установлен на Запорожце), но сегодня подобных машин немного и современные агрегаты сделаны из массивного сплава. Неисправная система охлаждения может привести к деформации, а затем и к заклиниванию движка. Исправить ситуацию можно будет только капитальным ремонтом, а в отдельных случаях, лишь заменой.
Сколько можно проехать на автомобиле без антифриза
Вытекание антифриза говорит о начале критических и необратимых изменений в работе транспортного средства. Но последствия заметны далеко не сразу, поэтому у вас есть небольшой промежуток времени, чтобы добраться до дома.
Возможно, вы успеете доехать до СТО. Нужно учитывать, что зимой мотор будет охлаждаться благодаря внешним условиям и потому сможет проработать дольше. Летом критическая ситуация разрешится быстрее.
Кроме того, на способность ехать без антифриза влияет общее состояние двигателя. Конструкция, для которой характерен небольшой пробег, продержится дольше, чем старый мотор. По статистике, собранной автовладельцами, проехать на машине без антифриза можно примерно 1 км. Данные могут отличаться в одну или другую сторону, это зависит от характеристик транспортного средства.
Зачем нужна охлаждающая жидкость?
Как понятно уже из названия охлаждающая жидкость, ее главная цель – охлаждение. Что именно она охлаждает и зачем?
Различные виды охлаждающих жидкостей
Дело в том, что в процессе эксплуатации двигатель сильно нагревается. Особенно, когда ему приходится работать в полную мощь, и зимой, в морозы. Если двигатель не охлаждать, он может буквально раскалиться, что неизбежно приведет к его поломке и выходу из строя. Поэтому мотор нуждается в охлаждении.
Как появился антифриз?
Первоначально системы охлаждения транспортных средств были воздушными. Однако люди быстро поняли всю ненадежность и малую эффективность такого способа. Так появились системы охлаждения жидкостные. Достаточно долгое время в нее заливалась обычная вода, но это тоже мало кого устраивало.
Поэтому ученые разработали антифриз – специальную охлаждающую жидкость, обладающую гораздо большим температурным диапазоном, чем вода, не расширяющуюся при замерзании и с другими полезными функциями. В современные ОЖ добавляются антикоррозийные, антипенные и другие присадки, которые еще и защищают систему охлаждения.
Принцип действия антифриза
Во время работы он омывает двигатель и забирает его тепло на себя. Мотор, как следствие, охлаждается. Нагретый антифриз поступает в радиатор охлаждения и отдает тепло ему. Остыв, он возвращается на второй круг. Пластины радиатора, в свою очередь, тоже быстро охлаждаются.
Как часто нужно это делать?
О периодичности замены антифриза в автомобиле можно узнать из инструкции или сервисной книжки авто. Ориентироваться на усредненные сроки замены не стоит. Одни говорят, что нужно менять ОЖ каждые 2 года, другие рекомендуют это делать ежегодно.
Периодичность полной замены антифриза — индивидуальный показатель для каждого автомобиля, который зависит от условий эксплуатации, характера вождения, типа машины, состояния двигателя и пробега. Производители бюджетных антифризов рекомендуют проводить замену через 35-45 тысяч километров. Охлаждающие жидкости нового поколения с компонентами, которые дольше сохраняют свойства, советуют менять через каждые 100 тысяч километров.
Внеочередную замену антифриза нужно делать в следующих случаях:
- жидкость помутнела или загустела, как желе;
- изменился цвет;
- появился осадок;
- образовалось много пены;
- уменьшился объем жидкости.
Когда начинают использовать ОЖ нового класса, предыдущий антифриз сливают, затем промывают бак и заливают новый. Смешивание ОЖ разных классов приводит к потере полезных свойств и образованию осадка в виде хлопьев. Нельзя добавлять антифриз силикатного класса в карбоксилатный, и наоборот.
Владельцам автомобилей с большим пробегом нужно часто менять охлаждающие жидкости. Из-за уже имеющихся очагов коррозии ОЖ быстрее теряет полезные свойства и подлежит более частой замене. Антифриз старается удалить ржавчину с поверхности металла, впитывая ее частички. Обнаружив ржавый цвет, его нужно обновить.
Чтобы узнать об интервале замены, обращайте внимание на стандарт ОЖ. Многие производители используют классификацию по технологии производства и составу ОЖ
К стандарту G11 относятся антифризы с неорганическими (силикатными) присадками. По сравнению с аналогами они быстрее приходят в негодность, подлежат замене через каждые 2 года или после 60-120 тысяч километров пробега.
Стандарт G12 охватывает все жидкости, изготовленные с добавлением органических (карбоновых) кислот. По свойствам эти антифризы гораздо лучше неорганических. Они обеспечивают отличный теплообмен и точечно борются с ржавчиной. Период их замены составляет каждые 5 лет или через 250000 км.
Под стандартом G13 подразумевают все лобридные средства — антифризы нового поколения. Их производят из пропиленгликоля, который не токсичен, как этиленгликоль, но стоит гораздо дороже. Одни ОЖ, относящиеся к этому стандарту, рекомендуют сливать через 5-10 лет, а другие можно и вовсе не менять. Если ориентироваться по пробегу, то лобридные смеси рекомендуют менять не раньше, чем через 250 тысяч километров.
3 признака того, что пора менять антифриз
Антифризу или охлаждающей жидкости обычно не уделяют такого внимания, какого удостоено моторное масло. Некоторые водители вообще её никогда не меняют, считая это пустой тратой времени и денег. Но на самом деле она, так как и любая другая жидкость в машине, нуждается в регулярной замене. Рассмотрим несколько верных признаком того, что антифриз в вашей машине уже старый, и его срочно нужно менять.
Срок замены антифриза
Разные автопроизводители устанавливают различные сроки по замене антифриза в машине. Одни компании регламентируют менять его не реже раза в 3 года, а другие уверяют, что достаточно и раза в 5 лет
Здесь важно учитывать некоторые особенности охлаждающей жидкости. Самое главное, что она со временем теряет свои свойства: начинает кипеть при более низкой температуре, а также перестаёт защищать металл от коррозии
По этим причинам мастера в автосервисах рекомендуют заменять антифриз не реже одного раза в 3 года, несмотря на тип используемой охлаждающей жидкости.
Налёт на расширительном бачке
Если на расширительном бачке в вашем автомобиле появился странный налёт в области крышки, то это верный признак того, что антифриз пора менять. Также такой налёт появляется и возле заливной горловины радиатора. Всё это говорит о явных проблемах с охлаждающей жидкостью, и лучше всего не просто её заменить, а ещё и промыть всю систему.
Появился перегрев
Если вы заметили, что автомобиль стал чаще шуметь вентилятором охлаждения, то также стоит припомнить, когда вы в последний раз меняли антифриз. Возможно, он уже слишком старый и начинает закипать даже при незначительном нагреве
Не обращать на этот момент внимание довольно опасно, так как есть вполне реальный шанс перегреть мотор, что приведёт к его поломке
Грязь в бачке
И третий признак того, что антифриз нужно немедленно заменить, – это изменение его цвета. Старая жидкость становится тёмной, будто грязной. Такое происходит из-за образования коррозии и окисления внутри системы охлаждения. Запускать этот процесс нельзя, ведь это может привести к выходу из строя помпы, в результате мотор начнёт перегреваться.
Гибридные антифризы
Данная технология (HOAT — Hybrid Organic Acid Technology) представляет собой развитие традиционной. От классических антифризов гибридные составы отличаются более стабильным пакетом присадок: в них добавлено небольшое количество солей карбоновых (органических) кислот. Гибридный состав действует на очаги коррозии и кавитации эффективнее, недостатки традиционных антифризов становятся менее выраженными. Срок эксплуатации — до трех лет.
К этому типу можно отнести G11 (спецификация Volksvagen VAG TL‑774C) или Ford ESD-M97B49-A. Из-за отказа большинства производителей от использования антифриза этого типа он постепенно уходит с рынка.
На что еще обратить внимание?
Одни из самых важных характеристик антифриза — температурные. Температура начала кристаллизации антифриза составляет –40 °C. По ее достижении появляются первые признаки замерзания. Такая температура указывает на нижний порог использования антифриза. При температуре полного замерзания (–43 °C) антифриз полностью превращается в гель.
Температура кипения жидкости при атмосферном давлении должна быть не меньше 108 °C, лучше — 110 °C (современные двигатели становятся все более «горячими» — температурно нагруженными). Чаще всего в замкнутой системе охлаждения давление выше атмосферного, поэтому есть еще одна справочная характеристика: температура кипения при давлении в системе 2 атмосферы. Встречаются разные значения: от 123 до 129 °C.
При покупке антифриза от независимого производителя нужно убедиться, что жидкость выдержит установленный техническим регламентом срок эксплуатации. Длительным сроком службы обладают карбоксилатные антифризы — 5 лет или 250 000 км. Бывает так, что на упаковке с антифризом срока вообще нет. Или на лицевой этикетке красуется надпись G12+, а на контрэтикетке указан срок 2 или 3 года. В таком случае не надо тратить время на выяснение, какой же все-таки срок эксплуатации у товара или почему антифриз категории Long Life «живет» всего 2 года, — проще выбрать что-то другое.
Меняем охлаждающую жидкость правильно
Справиться с заменой антифриза самостоятельно не так уж сложно, если знать правильный порядок действий.
Для начала выставите автомобиль на горизонтальную площадку и «остудите» двигатель (в противном случае легко обжечься, так как температура технической жидкости в радиаторе, расширительном бачке и других элементах может достигать 100 °С).
Откройте сливное отверстие. Если конструкцией автомобиля оно не предусмотрено, отсоедините от радиатора нижний патрубок.
Чтобы слить отработанный антифриз, закройте бачок расширителя, а слив (патрубок) оставьте открытым, после чего включите «печку» и заведите двигатель.
После нескольких минут работы заглушите мотор во избежание перегрева и деформации отдельных элементов.
Если антифриз продолжает капать из сливного отверстия, повторите процедуру спустя некоторое время, чтобы создать дополнительное давление для выгона жидкости.
Промойте систему дистиллированной водой – это позволит устранить остатки старого хладагента (особенно это важно при переходе на новый класс антифриза). Закройте слив или присоедините патрубок на место
Откройте крышку расширительного бачка и заполните его новой жидкостью до максимальной отметки
Закройте слив или присоедините патрубок на место. Откройте крышку расширительного бачка и заполните его новой жидкостью до максимальной отметки.
Включите печь, заведите двигатель и некоторое время подождите, чтобы все системы заполнились антифризом. После этого проверьте его уровень в бачке и при необходимости восполните до максимума.
Повторяйте процедуру до тех пор, пока антифриз не перестанет уходить из бачка.
Через несколько дней интенсивной эксплуатации автомобиля проведите контрольную проверку уровня антифриза.
https://youtube.com/watch?v=DSnpgOodyn8
Как заливать антифриз в систему охлаждения
Для того чтобы залить новый антифриз машину можно снять с домкрата, но перед этим обязательно проверьте насколько надежно закручен сливной болт.
Перед тем как залить антифриз в машину удостоверьтесь, что система охлаждения герметична, все элементы целы и нормально функционируют. В зависимости от времени года охладительную жидкость можно разбавить водой в той или иной степени. После этого выполните следующие шаги:
Снимите крышку с заливной горловины расширительного бачка.
Очень медленно начните заливать охлаждающую жидкость тонкой струйкой.
Для разных моделей автомобиля требуется разное количество антифриза
Чтобы не «промахнуться» обратите внимание на полупрозрачную стенку расширительного бачка, на которой стоит о. Она как раз и подскажет, сколько заливать антифриза.
- Плотно закрутите крышку заливной горловины.
- Заведите мотор и прогрейте машину до стандартной рабочей температуры. Сначала начнет работать вентилятор охладительной системы автомобиля, а как только он отключится – это будет свидетельствовать о том, что температурный режим достиг своей нормы.
- Выключите мотор и дождитесь, пока он полностью остынет.
- Проверьте, чтобы антифриза в бачке было достаточно. Если уровень жидкости опустился, долейте ОЖ до требуемой отметки.
Это интересно: Как выбрать чайник в машину, работающий от прикуривателя
Это стандартная процедура слива и замены антифриза, но перед любыми манипуляциями обязательно обратитесь к рекомендациям производителя авто. В некоторых ситуациях антифриз заливается как в расширительный бачок, так и в горловину радиатора. Другие модели машин оснащены неразборными радиаторами и поэтому жидкость можно заливать только в бачок. Кроме этого, некоторые автолюбители частенько путают расширительный бак и омыватель, поэтому обязательно учитывайте возможные конструктивные особенности вашей машины и придерживайтесь следующим советам.
Антифриз — как менять
Смена тосола начинается со слива старого. Это не всегда просто, к примеру, посмотрите в интернете видео процесса на грузовике Скания, где дальнобойщики пытаются устранить неполадки на месте.
На холодном двигателе снимается крышка бачка или радиатора, подставляется ненужная посудина, откручивается сливная пробка. Следует полностью слить жидкость, несколько раз провести очистку системы (залить воду, включить двигатель на 10 мин). Для получения должного эффекта лучше добавить в воду 20% антифриза (10% концентрата) или спецвещества.
Авто глушится, остывшая смесь удаляется. Последний раз промывается водой, машину не глушить 15 мин, дать остыть и снова слить. Для удаления воздуха включить на максимум отопление и сам движок на срок около 10 мин. Затем долить смесь до нормального уровня, проконтролировав количество через несколько дней.
Какой антифриз заливать и как выбрать?
Как отмечают специалисты Carville Racing, выбирать антифриз по цвету абсолютно точно не следует! Двум разным и несовместимым друг с другом жидкостям, с совершенно разным составом ингибиторов, иметь одинаковый цвет, как говорится, не возбраняется.
Лучше всего ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя автомобиля. Обычно в инструкции по эксплуатации, в разделе «Технические жидкости», указано наименование или класс охлаждающей жидкости. Также можно воспользоваться программами подбора. Полученная информация поможет найти оригинальный антифриз от автопроизводителя. Но как выбрать качественный и менее дорогой аналог?
На рынке существует множество спецификаций антифризов от разных производителей автомобилей, но все они могут быть разделены на несколько основных типов в зависимости от пакета присадок.
Можно ли ездить без охладителя в зимний период
Система кондиционирования работает не только летом. Что противоречит многочисленным заблуждениям. Кондиционер действительно необходим, чтобы поддерживать комфортную температуру внутри салона, когда на улице слишком жарко. Но основная задача охлаждающей жидкости – отводить тепло от мотора в любое время года.
Зимой начинает казаться, что можно обойтись без антифриза, ведь двигатель охлаждается благодаря минусовой температуре на улице. На самом деле заливка охлаждающего состава – это одно из правил обслуживания любого транспортного средства. Это требование значится в техническом руководстве машины.
Если из системы вытек антифриз, то возникает вопрос, можно ли ехать на холостых оборотах до сервиса. Двигатель проработает в течение какого-то времени, но рано или поздно движок заглохнет. Летом это произойдет быстрее, чем зимой. Оптимальное решение – отбуксировать машину до автомобильной мастерской, чтобы мастер нашел причину утечки.
Способы, как определить время поменять жидкость
Визуально сделать вывод о том, что пора менять антифриз, так как он уже утратил все свои качественные характеристики, очень тяжело. Поэтому был разработан ряд различных способов.
Первый. Тестовая полоска. Это самый простой и рациональный из всех известных способов. Ее можно купить в том же магазине или автосервисе, где и сам охладитель. Если погрузить данную полоску в раствор охлаждающей жидкости, то она обязательно приобретет свою окраску. И данный цвет затем нужно сравнить с соответствующим ему цветом на шкале (она продается вместе с этой тестовой полоской). А по таким показателям достаточно легко определить, через сколько времени меняют антифриз в данном автомобиле.
Второй. Цвет охлаждающей жидкости. Обычно, если антифриз мутнеет или становится достаточно блеклым, теряет все свои яркие краски, это говорит о том, что его уже пора заменить. Но, в то же время, если охлаждающая жидкость приобретает оранжевый или красный оттенок, следует также задуматься, ведь такие цвета свидетельствуют о наличии там ржавчины.
Третий. Наличие различных образований. Если вы заметили в антифризе пену, хлопья, осадки накипи или любые другие плотные элементы, значит, ваша жидкость уже отработала свое и ее срочно необходимо заменить.
Четвертый. Консистенция. По общепринятым показателям нормой плотности для тосола является 1,078 г/см. Это при температуре не выше + 20 градусов по Цельсию. Если же, после проведенных измерений, ваши показатели отличаются, такой охладитель также следует в кратчайшие сроки заменить.
Слив и промывка системы от отработавшей жидкости, заливка нового раствора своими руками
Прочитайте инструкцию к вашей машине перед всеми манипуляциями. Берегите свою кожу и слизистые оболочки, так как хладагент — агрессивный раствор. Осуществляйте слив согласно инструкции (часто в алгоритм входит снятие крышки радиатора, размещение тары под цилиндрическими блоками и использование крана печки для запуска процесса очищения).
Промывку системы охлаждения иногда осуществляют при помощи дистиллированной воды (характерно для новых моделей). В старых авто лучше использовать спецжидкость. Очищение водой происходит при включенном ДВС в течение десяти минут. Промывочное средство рекомендуют оставить еще на 15 минут “постоять”, после чего повторить цикл с Н2О.
Периодичность замены
На вопрос о том, как часто менять антифриз в автомобиле, однозначно ответить нельзя. Все зависит от типа жидкости, условий эксплуатации транспортного средства и других факторов.
Например, в автомобилях старых моделей, с большим пробегом, антифриз потребуется менять чаще, чем в новых. Все дело в том, что изношенные двигатели имеют множественные очаги коррозии. Пытаясь их нейтрализовать, антифриз вбирает вредные вещества и теряет собственные полезные свойства.
В новых автомобилях антифриз меняется, в среднем, один раз в три года или каждые 60 тысяч километров пробега (при более интенсивной эксплуатации).
В старых автомобилях или в машинах с большим пробегом – раз в 40-50 тысяч пройденных километров (обычно руководствуются внешним видом и консистенцией антифриза).
Рекомендации производителей
Назначая сроки замены антифризов, их производители руководствуются, прежде всего, типом хладагента.
Самой распространенной является классификация, разработанная концерном Фольксваген. Онаподразделяет охлаждающие жидкости на 3 категории:
- G11: традиционные антифризы с неорганическими присадками; образуют на поверхностях деталей двигателя физически ощутимый слой, препятствующий коррозии; если такой антифриз не заменить вовремя, он выпадает в осадок, а частицы забивают узлы системы; рекомендуемый интервал замены жидкостей этого класса – 2 года;
- G12: охлаждающие жидкости, произведенные по технологии органических (карбоновых) кислот; обладают отличными теплообменными свойствами и не создают целостных защитных слоев, как традиционные; ингибиторы коррозии действуют точечно, на конкретные очаги, предотвращая их дальнейшее распространение; со временем свойства карбонов ухудшаются, поэтому менять антифризы этого типа, а также улучшенные гибридные (G12+) и карбоксилатные (G12++) жидкости рекомендуется каждые 5 лет;
- G13: новейшее поколение лобридных охлаждающих жидкостей на основе пропиленгликоля (у других – этиленгликоль); по своим свойствам схожи с карбоксилатными, однако за счет более надежной и экологичной базы имеют самый долгий срок эксплуатации – до 10 лет; некоторые производители вообще не рекомендуют менять антифризы этого класса.
Стоит отметить, что ориентироваться только на интервал замены в годах неправильно. За несколько лет пробег у каждого автомобиля разный, поэтому производители используют усредненные данные. В мануалах указываются также интервалы замены антифриза в километрах пробега. Для традиционных хладагентов он составляет 60-120 тыс. км, для карбоксилатных – 250 тыс., а для лобридных – свыше 250 тыс.
У каждого автопроизводителя есть собственные рекомендации по замене антифриза. Так, концерны Volkswagen и General Motors дают пожизненную гарантию на охлаждающие жидкости, залитые в их машины на конвейере.
Ford более «скромен» и гарантирует 240 тыс. км пробега, АвтоВАЗ – 75 тыс. км. Mercedes, BMW и Mitsubishi обещают 4-5 лет эксплуатации.
Как определить, что антифриз исчерпал свой ресурс?
Изменение внешнего вида антифриза указывает на его непригодность к дальнейшей эксплуатации – даже если срок замены жидкости по рекомендациям производителя еще не подошел.
Срочно замените антифриз, если заметите:
- Сильное помутнение или изменение цвета жидкости
- Осадок в виде хлопьев
- Механические частицы в хладагенте
- Усиленное пенообразование даже при малейших колебаниях
- Загустение, «желирование» жидкости
- Значительное уменьшение объемов антифриза
Промою, да и все
«Типа эксперты» могут не успокаиваться – да я просто промою систему охлаждения, скажем дистиллированной водой и лимонной кислотой, да все! Она опять станет чистой, а антифриз в бачке, прозрачным.
Скорее всего, у вас это не получится. Почему? ДА просто потому что, если у вас в бачке была коричневая жидкость, это значит что разрушения внутри фатальные (возможно крыльчатку помпы разъело так — что там просто дыры от коррозии). И вымыть такое практически не возможно.
Да, свежая охлаждающая жидкость будет иметь свежие присадки, да они частично запакуют ржавчину, но полностью локализовать ее не смогут.
После первого раза, примерно через неделю опять в бачке увидите коричневатый окрас, так и будете бесконечно промывать
Сейчас полезное видео, посмотрите
Хочется подвести итог. Не слушайте никаких «типа экспертов» в интернете, у любого антифриза есть свой предельный срок использования (это зависит от многих факторов), и даже если он еще прозрачный это не говорит, что он правильно работает. Не будете менять – тогда рано или поздно увидите коричневую субстанцию в расширительном бачке, попадете на всю систему охлаждения двигателя, а может и на сам мотор. На этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР
Сколько можно проехать на автомобиле без антифриза
Вытекание антифриза говорит о начале критических и необратимых изменений в работе транспортного средства. Но последствия заметны далеко не сразу, поэтому у вас есть небольшой промежуток времени, чтобы добраться до дома.
Возможно, вы успеете доехать до СТО. Нужно учитывать, что зимой мотор будет охлаждаться благодаря внешним условиям и потому сможет проработать дольше. Летом критическая ситуация разрешится быстрее.
Кроме того, на способность ехать без антифриза влияет общее состояние двигателя. Конструкция, для которой характерен небольшой пробег, продержится дольше, чем старый мотор. По статистике, собранной автовладельцами, проехать на машине без антифриза можно примерно 1 км. Данные могут отличаться в одну или другую сторону, это зависит от характеристик транспортного средства.
Профилактические меры
Чтобы исключить проникновение тосола в мотор, необходимо соблюдать меры профилактики.
Советуем регулярно проверять уровень и состояние ОЖ в расширительном бачке. Когда объем падает без видимых причин, это говорит об утечке в контуре охлаждения. В этом случае нужно провести диагностику самостоятельно или обратиться на СТО — станцию технического обслуживания.
Надо вовремя менять антифриз согласно рекомендациям производителя автомобиля. Со временем жидкость теряет антикоррозийные и антизамерзающие свойства, загрязняется примесями. Это приводит к образованию накипи, коррозии в каналах системы охлаждения, к повреждению прокладок и уплотнителей, через которые тосол просачивается в мотор.
Закипел некачественный тосол
Надо использовать только качественную ОЖ, соответствующую типу и характеристикам силового агрегата автомобиля. Не стоит смешивать разные виды антифриза или разбавлять его водой. Это нарушает баланс химических компонентов жидкости, ухудшает ее свойства. Некоторые виды тосола несовместимы с резиновыми материалами, вызывают их разрушение или деформацию. Трескаются прокладки, сальники, патрубки.
Главное — следить за показаниями термометра на «приборке». Если «градус» повышается выше нормы, значит система охлаждения работает с перебоями, в ней мало тосола. Необходимо немедленно остановить движение, выяснить причину перегрева. Продолжать езду с «раскаленным» мотором опасно. Это спровоцирует термическое разрушение деталей, проникновение ОЖ в камеры сгорания.
Какие последствия наступят, если продолжить езду без охлаждающей жидкости?
Главная задача любого антифриза – это отведение излишнего тепла от перегревшихся частей мотора. Фактически, состав используется для поддержания рабочей температуры в движке и в автомобиле в целом. В среднем, температурный показатель должен составлять 85-97 градусов Цельсия. У разных видов авто, характеристики могут различаться.
ДВС разогревается постепенно, и самая значительная температурная нагрузка приходится на цилиндры, поршни с кольцами, клапаны и отдельные части ГБЦ. Именно в этих местах металлические элементы вступают напрямую с пламенем, при горении топливной смеси. Негативное влияние оказывают и раскаленные газы. Остальные части мотора разогреваются менее интенсивно. Когда хладогена в системе нет, то это может спровоцировать серьезные разрушения, а именно:
- Без должного охлаждения все перечисленные механизмы будут нагреваться, пока не достигнуть установленного предела прочности. При определенной температуре металл просто начнет плавиться, а под нагрузкой потеряет свою начальную форму.
- Повысится внутреннее напряжение в блоке цилиндров и в поршнях. Это также приведет к температурной деформации и к трещинам.
- При отсутствии антифриза, отводить тепло от мотора станет масло, единственная жидкость, оставшаяся в системе. Это приведет к быстрой потере качества смазки и к образованию шлама.
Как часто следует производить замену?
Период, когда нужно поменять охлаждающую жидкость в системе, не может быть однозначным. Сроки замены антифриза зависят от условий эксплуатации машины и от свойств самой охлаждающей жидкости. Общие рекомендации предусматривают проведение процедуры после преодоления каждых 40 тыс. км пути (либо с интервалом в два года).
На время замены антифриза в машине влияет:
- общее состояние автомобиля;
- пробег;
- марка машины;
- производитель антифриза;
- состав ОЖ.
Классификация антифризов
Каждый класс охлаждающей жидкости имеет свои рекомендации по замене в автомобиле.
Разновидности:
- G11 (зеленый) – необходимо производить замену не реже, чем раз в два года.
- G12 (красный) – перед заменой антифриза этого класса нужно промыть и просушить систему охлаждения. В случае соблюдения этого этапа, следующую замену можно провести через 5 лет. Если систему не промыли и в ходе эксплуатации подливали охлаждающую жидкость, то ОЖ меняют через 3 года.
- G13 – данный класс по сроку службы антифриза аналогичен классу G12. Срок рабочего состояния жидкости варьируется от 3 до 5 лет в зависимости от условий предыдущей замены.
- Тосол – частота замены охлаждающей жидкости отечественного производства составляет меньше 2 лет. Необходимо регулярно проверять уровень и состояние тосола в расширительном бачке.
G11
G12
G13
Тосол
Рекомендации производителей автомобилей
Сроки обслуживания системы охлаждения для каждого транспортного средства определяются производителем и указываются в инструкции к эксплуатации.
Одни утверждают, что смена не потребуется на протяжении всего срока эксплуатации, другие рекомендуют менять охлаждающую жидкость раз в несколько лет, например:
- Volkswagen и General Motors дают пожизненный срок на замену антифриза в машине;
- Ford дает десять лет или 240 000 км пробега;
- Mercedes-Benz — пять лет;
- АвтоВАЗ — 75 000 км пробега;
- BMW и Mitsubishi рекомендуют менять антифриз каждые 4 года;
- Daimler — раз в пятнадцать лет;
- в авто General Motors, Mazda и Renault смена не требуется в течение всего срока эксплуатации машины.
Однако же новые технологии производства антифриза позволяют менять его даже проехав расстояние в 250 000 километров, учитывая, что в момент замены была промыта и высушена система. Также производители настоятельно рекомендуют не смешивать жидкости разных фирм и классов.
Если у машины изношен двигатель или авто подвергается интенсивным нагрузкам, то по рекомендациям автомехаников и производителей авто, замена охлаждающей жидкости отечественного производства и класса G11 должна происходить после 30000 км пробега. Если это антифриз уровнем выше, то допустимо его менять каждые 50000 километров.
Про присадки
Как я писал выше, в них кроется секретная формула, а также из-за них нужно менять антифриз или тосол через определенный пробег.
Если оставить в составе только этиленгликоль (пропиленгликоль) + дистиллированную воду, то такая смесь работать будет, но она крайне агрессивная. Через небольшой пробег начнет разъедать вам патрубки, радиаторы, помпу, термостат, даже блок двигателя (прекрасно разъедает алюминий и различные прокладки — смотрите фото).
Чтобы этого не происходило, производители начали добавлять в состав присадки.
Обратите внимание: Обзор Toyota Venza. Все что нужно знать, чтобы принять правильное решение.
Всего бывает три типа присадок:
- Неорганические – это фосфаты, бораты, силикаты, нитриты и многие другие.
- Органические – обычно используют карбоновую кислоту, отсюда название — «карбоксилатные».
- Гибридные – самый совершенный тип, добавляют сразу два вида: органические и небольшая часть неорганических веществ.
Менять антифриз или тосол нужно исходя из того, какие присадки используются в вашем составе — все они работают разный период времени.
Что будет, если долго не менять антифриз?
Тосол оберегает двигатель от перегрева зимой и летом. Данная жидкость не замерзает при отрицательных температурах и сохраняет свойства в жару. Однако ресурс состава изменяется со временем — уже через 4–5 лет незамерзайка теряет все полезные свойства и требует замены.
Что будет, если долго не менять? Обязательно начнется коррозия каналов системы, двигатель будет перегреваться, что разрушит сразу несколько деталей — термостат, помпу, радиатор и т. д.
Особенно важно регулярно проверять антифриз владельцам, машина которых часто работает в экстремальных условиях. В этом случае состав быстро деградирует, потерявшие изначальные свойства присадки начинают выедать металл и закупоривать узкие каналы системы охлаждения
Постепенно разрушается ГБЦ и другие части двигателя.
Забитые каналы охлаждения блока цилиндров
Теперь о том, что случится, если повезет, и мотор выдержит. Если долго не менять жидкость, она спровоцирует коррозию внутри радиатора. А это вызовет разрушение внутренних поверхностей, вплоть до дыры. Кроме того, как и говорилось, повредится помпа, засорятся каналы и т. п.
Сколько антифриза покупать?
Объем, необходимый для заполнения системы охлаждения, указывается в технической документации в литрах
Важно знать, что 1 кг антифриза — это 0,93 литра. К тому же, когда на упаковке указано, например, 5 кг — это может быть 4,6 литра или даже 4,4 литра антифриза, так как многие производители указывают вес брутто — вместе с канистрой
Возможно, такой подход позволяет снизить цену канистры антифриза, но заливочный объем от этого меньше не станет.
Для самостоятельной заливки проще всего использовать не концентрат, а готовую к применению жидкость. Это избавит от необходимости разбавления и подбора необходимой пропорции для достижения нужных температурных характеристик. Также желательно приобрести очиститель системы охлаждения (для удаления накипи и загрязнений) и дистиллированную воду — для чистовой промывки.
Каков итог?
Охлаждающие жидкости всех перечисленных выше типов изготавливаются на основе качественного этиленгликоля. Изделия из смеси метанола и глицерина взрывоопасны, разрушают систему охлаждения в кратчайшие сроки и запрещены на законодательном уровне. Зато имеют весьма привлекательную цену… К слову, экономить на антифризе специалисты Carville Racing не рекомендуют категорически! Качественный антифриз, по их словам, не может стоить «дешевле яблочного сока». Кроме того, цена даже самого дорогого антифриза на порядок ниже, чем стоимость ремонта системы охлаждения.
Фото: журнал «Движок»