Типы аккумуляторных батарей
Выделяют два типа аккумуляторов.
- Обслуживаемые.
- Необслуживаемые.
В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.
Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.
Не доливайте в аккумулятор воду или же электролит самостоятельно. Прежде чем это делать, следует специальным прибором померить качество электролита. Но если вы всё же решили добавит воду, то доливайте только дистиллированную и небольшими порциями.
Как подготовить батарею к зарядке
Первым делом снимаем аккумулятор с автомобиля, отсоединив клеммы. Если причина разряда — длительная остановка автомобиля на морозе, аккумулятор сначала выносят в теплое помещение и дают ему прогреться в течение нескольких часов. Проверьте уровень электролита в аккумуляторной батарее и долейте его, если он низкий. Очистите аккумулятор от грязи и протечек кислоты тканью, смоченной содовым раствором.
также необходимо правильно отсоединить аккумулятор. Сначала необходимо снять отрицательную клемму, а только потом — положительную. Поскольку отрицательный вывод подключается к кузову или металлическим частям, а положительный — к элементам сети, таким как генератор, стартер, система зажигания и другие потребители электроэнергии, это делается из соображений безопасности.
Если сначала обесточить плюс, то при снятии минуса можно прикоснуться к мотору металлическим ключом, и при выходе из строя электрооборудования электрическая сеть отключится, сгорит проводка и вы получите электрошок. После зарядки при установке аккумулятора на место процесс должен идти в обратном порядке: сначала установите положительную клемму, затем отрицательную.
Факторы за и против
Собственно говоря, в официальных источниках ответ на этот вопрос однозначен и отрицателен. Так почему нельзя зарядить аккумулятор прямо у себя в квартире? Давайте разберемся.
Есть несколько опасных факторов, но если они сработают, последствия могут быть очень ужасными.
Вероятность возгорания водорода
Вы задаетесь вопросом, откуда берется водород, если аккумулятор залит электролитом, который представляет собой смесь дистиллированной воды и кислоты в соотношении 2: 1? Да, но автомобильный аккумулятор, как известно, может находиться в двух состояниях: подавать ток и получать его (крайний случай, когда аккумулятор не работает, мы не будем его рассматривать, так как в этом случае отсутствуют электрохимические процессы).
Когда аккумулятор находится под нагрузкой, электролит (точнее серная кислота) вступает в реакцию с пластинами, в результате чего на электродах образуется сульфат свинца и концентрация серной кислоты снижается. Во время зарядки все происходит с точностью до наоборот: сульфат свинца разлагается на губчатый свинец, а остальная часть SO4, вступая в реакцию с водой, образует серную кислоту, увеличивая ее концентрацию и плотность электролита.
Но когда заряд длится слишком долго, сульфатного остатка становится недостаточно, в результате электролит кипит, а вода разлагается на водород и кислород. Пузырьки этих газов появляются во время кипения электролита. И кислород, и водород являются легковоспламеняющимися газами: достаточно искры, чтобы взорвать этот коктейль, имеющий свое название (взрывоопасный газ.
Конечно, такой сценарий возможен в гараже, особенно при отсутствии вентиляции, но, на наш взгляд, сравнивать последствия взрыва или пожара в хозяйственном здании и в жилой квартире нецелесообразно.
Выделение вредных для здоровья людей газов во время зарядки АКБ
Но даже если внимательно следить за процессом зарядки и не допускать перезарядки, есть еще один опасный фактор. Помимо водорода и кислорода, которые выделяются в больших количествах только при кипении электролита, при зарядке выделяются сернистые газы — это побочный продукт электрохимических реакций в аккумуляторе.
При повышении концентрации этих веществ в воздухе могут появиться такие неприятные симптомы, как головокружение, тошнота, головная боль и общая слабость. Обычно такие проявления характерны для непроветриваемых помещений. В этом случае действовать нужно быстро и решительно: немедленно прекратить зарядку и проветрить комнату.
Отметим такое неприятное свойство диоксида серы, как способность оседать и накапливаться — на потолке, стенах, мебели. Это означает, что ваш организм будет получать небольшие дозы практически постоянно в течение длительного времени и вам будет крайне сложно диагностировать причины недугов.
Вероятность расплескивания кислоты
И этот фактор характерен только для отремонтированных аккумуляторов. При заправке рекомендуется откручивать крышки банок, чтобы внутри не скапливались газы. Обеспечивая хорошую вентиляцию, можно избежать загрязнения воздуха. Но не забывайте, что кипящий электролит — это не обычная вода, он содержит около 35% серной кислоты. Этот раствор считается достаточно концентрированным, чтобы вызвать термические ожоги при попадании на голую кожу. И это третья причина, по которой не рекомендуется заряжать автомобильный аккумулятор в помещении.
Также учтите, что совсем не обязательно, чтобы электролит закипал, чтобы разбрызгиваться. Можно попробовать перенести его в другое место, споткнуться и в лучшем случае испортить ковер или пол.
Конечно, всех этих рисков можно избежать, если обращаться с аккумулятором очень осторожно. А если случится так, что другого выхода, кроме как забрать аккумулятор домой, нет, следуйте этим основным советам:
- заряжать аккумулятор нужно только в нежилых помещениях типа балкона, лоджии или тамбура (последний вариант недопустим без вентиляции). Также лучше не использовать для этих целей туалет и ванную комнату;
- не кипятите электролит; при появлении первых пузырьков прекратите зарядку. Это правило сложнее всего соблюдать: вам придется довольно часто посещать помещение, в котором вы загружаетесь;
- помещение необходимо проветривать — если это застекленный балкон, обязательно откройте окно или окно;
- вблизи аккумулятора не должно быть нагревательных элементов бытовой техники, источников искр или открытого огня (если вы курите на балконе, придется довольствоваться поверхностью пола).
Надеемся, что вы сделали для себя однозначные выводы, можно ли заряжать аккумулятор в домашних условиях, насколько это опасно и вредно.
Инструкция по зарядке дома
О том, как , Мы расскажем ниже. Если прибор разрядился полностью, перед тем, как приступить к процессу, следует изучить причину. Батарею нужно извлечь, очистить и осмотреть. Если на корпусе АКБ видны повреждения, через которые вышел электролит, дальнейшее использование такого прибора невозможно. А если с целостностью аккумулятора все в порядке, то можно приступать к зарядке батареи.
Уровень заряда АКБ легко определить по цветовому индикатору, расположенному на корпусе. Поясняет значение цветов, как правило, наклейка рядом с индикатором. Если у Вас имеется тестер, то проверить уровень заряда батареи можно измерив напряжение в клеммах — если напряжение ниже номинального, то батарея разряжена.
Обратите внимание на состояние электролита — в норме жидкость чистая, прозрачная и без примесей. Электролит должен полностью покрывать пластины, если его меньше, ситуацию можно исправить, долив дистиллята. Напоследок проверьте, есть ли выход испарениям
Для этого вентиляционное отверстие в крышке прибора не должно быть забито (автор видео — Алик Мехалик)
Напоследок проверьте, есть ли выход испарениям. Для этого вентиляционное отверстие в крышке прибора не должно быть забито (автор видео — Алик Мехалик).
После этих операций можно приступать непосредственно к зарядке аккумулятора. АКБ можно зарядить не снимая с машины, если есть такая возможность. Если нет, то не забывайте о мерах безопасности описанных выше и выбирайте наиболее безопасное место в вашем доме для данной манипуляции. Это может быть коридор, балкон, или любое другое место в котором Вы проводите минимальное количество времени.
Зарядить батарею возможно двумя способами:
- Первый способ предусматривает контролирование параметра напряжения. Обычно данный показатель составляет 14-16 В, при этом уровень тока всегда меняется. Изначально сила тока более высокая и достигает 25-30 А, в ходе заряда этот параметр падает.
- Другой метод противоположный. В нем сила тока остается постоянной, меняется здесь напряжение. Скажем сразу, что этот способ является более сложным. Применяя его, следует точно понимать, какой заряд использовать.
Заряжать автомобильный аккумулятор можно с помощью ЗУ, на котором применяется метод постоянного напряжения. Сила тока устанавливается на ЗУ на уровень 10 процентов от энергоемкости батареи. В процессе сила тока будет падать. Когда АКБ будет полностью заряженный, стрелка амперметра опустится до значения 0. Как правило, с такой силой тока на полную подзарядку уйдет от 10 до 13 часов (автор видео — SAOS + обо всем на свете).
Подзарядить прибор вторым способом будет сложнее, тут потребуются некоторые знания. На старте зарядки на ЗУ выставляется параметр тока, соответствующий 10 процентам от энергоемкости прибора. Выставив необходимый параметр, прибор подзаряжается до напряжения в 14 В, после достижения данного уровня силу тока необходимо уменьшить в два раза и продолжить процедуру до параметра напряжения в 15 В, после этого ток вновь понижается, на этот раз, вдвое. Батарея будет считать заряженной в тот момент, когда параметр напряжения будет оставаться на одном месте.
Особенности зарядки аккумулятора в домашних условиях
Перед установкой аккумулятора на зарядку, учтите нужные параметры:
- Наиболее приемлемой силой тока является 10 процентов от энергоемкости батареи. Если энергоемкость АКБ составляет 70 Ач, то сила тока не может превышать 7 А.
- Нормой напряжения на выводах ЗУ является + 10 процентов от параметра на 100% заряженного устройства. Когда полный заряд равен 12,6В, то 10 процентов напряжения составляют 1,26 В. данный показатель необходимо прибавить к значению полного заряда, в результате оптимальное напряжение составит 13,86 В.
- Батарею транспортного средства не стоит подвергать быстрым зарядкам с параметрами тока в 20-30А. Потому как такой режим зарядки повреждает АКБ.
Эти азы помогут вам без проблем зарядить ваш аккумулятор и увеличить его ресурс эксплуатации.
Не всегда есть возможность подзаряжать аккумулятор на машине, просто у вас нет гаража или какого-нибудь бокса для ремонта. А автомобиль стоит банально на стоянке, или на парковке перед домом. Протянуть туда провода не представляется возможным, поэтому логично снять АКБ и затащить его домой, а после уже подсоединять к зарядному устройству. Однако обычные кислотные батареи попросту могут взорваться при заряде! Что соответственно опасно! Поэтому возникает справедливый вопрос – а можно ли заряжать дома? Чем это чревато? Давайте разбираться …
Для начала хочется подумать — почему многие опасаются заряжать АКБ дома? Ведь, по сути в строении есть только пластик, свинец, электролит и как бы все. Что тут такого опасно? Оказывается не все так однозначно.
Как правильно и безопасно зарядить аккумулятор в жилом помещении?
Чтобы снизить риски при зарядке аккумулятора, следует заряжать его правильно и соблюдать меры предосторожности. Прежде чем приступить к зарядке, необходимо ознакомиться с инструкцией, прилагаемой к зарядному устройству, и следовать рекомендациям
Порядок действий следующий: подключите зарядное устройство к клеммам аккумулятора, а затем подключите зарядное устройство к источнику питания.
Подключение клемм и включение зарядного устройства
Если зарядное устройство будет работать с несколькими типами батарей, перед подключением зарядного устройства к сети необходимо выбрать следующие режимы работы.
- WET — для свинцово-кислотных батарей.
- AGM — для аккумуляторов энергии, заполненных стекловолокном.
- GEL — для гелиевых батарей.
После этого важно правильно установить силу тока. Для мокрых элементов она не должна превышать 10% от емкости, т.е
для элементов емкостью 60 А/ч она не должна превышать 6 А. В этом случае время зарядки составит 10 часов. Для батарей GEL и AGM этот ток не должен превышать 25%.
Рассмотрим пример: аккумуляторная батарея емкостью 60 Ач заряжена наполовину. Он должен быть заполнен до 30 А ч. В зависимости от силы тока для этого потребуется.
- 3 А тока. 30 / 3 = 10 часов.
- Ток 1А. 30 / 1 = 30 часов.
Иногда может случиться так, что нет времени ждать, пока аккумулятор зарядится. В этом случае можно воспользоваться функцией быстрой зарядки, если она есть в зарядном устройстве. В этом режиме ток будет выше, и процесс зарядки будет происходить быстрее.
Ток зарядки
Ошибка. | Что делать |
Короткое замыкание | Отсоедините зарядное устройство. Проверьте правильность подключения зарядного устройства. Проверьте клеммы. |
Содержание сульфидов в пластинах выше допустимого | Аккумулятор поврежден и не подлежит ремонту |
Высокий уровень саморазряда | Требуется замена батареи, ремонт невозможен |
Теперь давайте рассмотрим распространенные ошибки, которые допускают владельцы при зарядке.
- Во время зарядки аккумулятора рядом с ним находится источник воспламенения. Это может привести к пожару или взрыву.
- Бак аккумулятора не отсоединен от сети. Это приводит к повышению давления внутри батареи и может вызвать утечку в корпусе.
- Зарядное устройство подключено неправильно. Перед подключением зарядного устройства клеммы должны быть соединены.
- Слишком высокий зарядный ток.
Теперь вы знаете, какие существуют риски при зарядке аккумулятора в домашних условиях и как их избежать. Также есть информация о том, как правильно и безопасно заряжать автомобильный аккумулятор на ровной поверхности.
Почему опасно заряжать автомобильный аккумулятор в жилом помещении?
Можно ли заряжать безопасно автомобильный аккумулятор у себя дома, ведь он содержит электролит на основе кислоты? Конечно, зарядка АКБ в жилом помещении представляет серьёзную угрозу для домочадцев.
Чем же так опасна зарядка автомобильных аккумуляторов дома?
Вероятность возгорания водорода
Как известно, электролит – это не что иное, как раствор серной кислоты на основе дистиллированной воды. Он находится в состоянии покоя до тех пор, пока аккумулятор полностью не зарядится. При подаче избыточного заряда электролит закипает. При этом вода, содержащаяся в его составе, распадается на газообразные составляющие: кислород и водород, которые образуются на поверхности в виде пузырьков.
В свободном состоянии эти газы очень опасны – способны вспыхнуть мгновенно от малейшей искры. Недаром их принято называть «гремучей смесью». Чем дольше кипит электролитный раствор, тем больше скапливается пузырьков газа на его поверхности, а значит, концентрация взрывоопасной смеси растёт.
Водородосодержащая смесь способна вспыхнуть в любую секунду, достаточно малейшей искры на клеммах зарядного устройства или в электрической сети, источника открытого огня или раскалённого электрического прибора. Возгорание водорода обязательно сопровождается взрывом, мощность и последствия которого находятся в прямой зависимости от степени кон в воздухе.
Выделение вредных для здоровья газов при зарядке
Кроме того, при зарядке АКБ в помещение будут выделяться пары различных веществ. Между автовладельцами идёт немало споров по поводу того, вредно ли и насколько заряжать аккумулятор от машины дома?
В процессе зарядки кислотно-свинцовых батарей происходит испарение сернистых газов. По мере повышения их концентрации в помещении человек может почувствовать головокружение или головную боль, тошноту, слабость. В этом случае необходимо немедленно покинуть комнату, обеспечив её проветривание.
Как правильно зарядить аккумулятор дома
Первым делом его следует отогреть до комнатной температуры. Выбрать подходящее помещение, где меньше проводите время. Открыть пробки и вентиляционные заглушки, если таковые имеются. Подключить клеммы зарядного устройства к АКБ по полюсам. Включить ЗУ в сеть. Выставить нужный ток (10% от емкости батареи).
Чтобы пары не распространялись по всей квартире, можно сверху пробок положить лист бумаги. Пары будут скапливаться под ним.
Периодически нужно проверять плотность электролита. При достижении нужного заряда, выключить из сети устройство. Отсоединить клеммы не допуская искрения. Проветрить помещение и дать отстояться АКБ.
Как выбрать место для зарядки
Зарядка аккумулятора дома потенциально опасна. Да, если вы будете соблюдать все правила и будете предельно осторожны, вам не придется беспокоиться о взрывах или ожогах.
Но лучше перестраховаться. Из-за этого:
- подложите под аккумулятор, который нужно заряжать дома, кислотостойкий материал, чтобы не повредить пол;
- внимательно изучите руководство пользователя и определите оптимальные условия зарядки аккумулятора, указав соответствующее напряжение, ток зарядки и т д.;
- отдать предпочтение современным автоматическим зарядным устройствам, которые в свою очередь перестанут обеспечивать зарядку по окончании процесса;
- во избежание поломки корпуса, перед началом зарядки открутите немного, но не полностью, заглушки на всех берегах ремонтируемого аккумулятора;
- в качестве зарядного помещения лучше использовать относительно безопасное место, например, балкон или лоджию;
- перед началом зарядки обеспечьте постоянную подачу свежего воздуха и его циркуляцию.
Разместив аккумулятор на балконе или лоджии, откройте окна. Самому автомобилисту, а также членам его семьи рекомендуется свести к минимуму нахождение в помещении, где заряжается аккумулятор. Но нельзя забывать периодически подходить для наблюдения за процессом и своевременно отключать зарядное устройство.
Но лучше не использовать жилые комнаты для таких задач, как зарядка аккумулятора. Это делается в крайнем случае. И только при условии, что помещение хорошо проветривается (окна открыты или работает вытяжка) и никого нет внутри.
Реанимация и хранение аккумулятора автомобиля в домашних условиях
Если ваш автомобиль расположен под окнами квартиры, можно протянуть в окно удлинитель, и восстановить аккумулятор прямо в машине. Однако это скорее исключение, чем правило.
В первую очередь, необходимо определить помещение для зарядки. На вопрос: «Вредно ли аккумулятор заряжать дома?» – ответ однозначный: Вредно! Внутри аккумулятора находится электролит, в котором «купаются» свинцовые пластины, покрытые сульфатами. Даже естественные испарения насыщают воздух вредными примесями. А в процессе зарядки, электролит нагревается, испарения становятся интенсивнее. Обычные жилые комнаты или кухня вообще не рассматриваются.
Если у вас в прихожей есть вентиляция – можно установить аккумулятор там. Зарядка автомобильной АКБ – процесс долгий. Поэтому каждые 30-60 минут имеет смысл открывать двери на лестничную клетку для проветривания.
Ванная комната, подходящее помещение, при условии интенсивной вентиляции. Правда в санузле не всегда есть розетка, но это технический вопрос. Вытяжка должна работать непрерывно, а также в течение часа после окончания зарядки
Это особенно важно в небольших замкнутых помещениях
Почему опасно заряжать аккумулятор дома? При восстановлении емкости, электролит выделяет водород. Если его концентрация превысит допустимые нормы (а это возможно в небольшой комнате без вентиляции), может образоваться взрывоопасная смесь.
Поэтому, идеальное место, где в домашних условиях можно зарядить аккумулятор автомобиля – балкон или лоджия. Разумеется, на лоджии должны быть открыты окна, и никакого курения! Есть проблема низкой температуры в зимнее время. Аккумуляторы рассчитаны на подобные условия эксплуатации, просто зарядка будет происходить дольше.
В этом видео показано как автомобильный аккумулятор правильно зарядить. Помните! Помещение должно быть хорошо проветриваемо!
Некоторые автовладельцы предпочитают не эксплуатировать машину суровой зимой. В таком случае есть смысл извлечь батарею на время длительной стоянки.
Можно ли аккумулятор хранить дома? Ограничения не такие строгие, как при зарядке. Храните его в любом помещении, только убедитесь в герметичности пробок и целостности корпуса.
Разумеется, перед этим есть смысл его зарядить до максимального значения. Для зимы, балкон или лоджия нежелательны, вполне подойдет прихожая или кладовка. Можно упаковать батарею в полиэтилен.
Почему опасно заряжать автомобильный аккумулятор в жилом помещении?
Можно ли заряжать безопасно автомобильный аккумулятор у себя дома, ведь он содержит электролит на основе кислоты? Конечно, зарядка АКБ в жилом помещении представляет серьёзную угрозу для домочадцев.
Чем же так опасна зарядка автомобильных аккумуляторов дома?
Вероятность возгорания водорода
Интернет просто изобилует роликами, демонстрирующими взрыв автомобильных АКБ при зарядке. А почему это происходит? И сразу возникает другой вопрос: как зарядить аккумулятор дома, избежав столь страшных последствий?
Как известно, электролит – это не что иное, как раствор серной кислоты на основе дистиллированной воды. Он находится в состоянии покоя до тех пор, пока аккумулятор полностью не зарядится. При подаче избыточного заряда электролит закипает. При этом вода, содержащаяся в его составе, распадается на газообразные составляющие: кислород и водород, которые образуются на поверхности в виде пузырьков.
В свободном состоянии эти газы очень опасны – способны вспыхнуть мгновенно от малейшей искры. Недаром их принято называть «гремучей смесью». Чем дольше кипит электролитный раствор, тем больше скапливается пузырьков газа на его поверхности, а значит, концентрация взрывоопасной смеси растёт.
Водородосодержащая смесь способна вспыхнуть в любую секунду, достаточно малейшей искры на клеммах зарядного устройства или в электрической сети, источника открытого огня или раскалённого электрического прибора. Возгорание водорода обязательно сопровождается взрывом, мощность и последствия которого находятся в прямой зависимости от степени концентрации «гремучей смеси» в воздухе.
Выделение вредных для здоровья газов при зарядке
Кроме того, при зарядке АКБ в помещение будут выделяться пары различных веществ. Между автовладельцами идёт немало споров по поводу того, вредно ли и насколько заряжать аккумулятор от машины дома?
В процессе зарядки кислотно-свинцовых батарей происходит испарение сернистых газов. По мере повышения их концентрации в помещении человек может почувствовать головокружение или головную боль, тошноту, слабость. В этом случае необходимо немедленно покинуть комнату, обеспечив её проветривание.
Кроме того, сернистый газ весьма коварен – он обладает способностью к накоплению: оседает на поверхности стен, потолка и других предметов. Значит, имеет предрасположенность к тому, чтобы отравлять жизнь хозяевам на протяжении длительного времени даже после того, как аккумуляторная батарея покинет помещение.
На обслуживаемых батареях сернистый газ поступает в воздух через отверстия выкрученных пробок в банках, на необслуживаемых – через клапан избыточного давления при перезаряде источника энергии.
Обратите внимание, необслуживаемый аккумулятор не вредно заряжать дома лишь в тех случаях, если не допускать избыточного перезаряда, то есть кипения электролита
Вероятность расплёскивания кислоты при неаккуратном обращении
Аккумуляторные батареи обслуживаемого типа нуждаются в регулярном уходе и подзарядке. В тёплое время года при отсутствии гаража часть операций можно провести и на улице: замер плотности электролита с помощью ареометра, доливка электролитного раствора до оптимального уровня и т. д. А как быть при наступлении холодов? Как зарядить аккумулятор в домашних условиях?
Естественно, владельцы автотранспортных средств несут АКБ домой, зачастую не задумываясь о возможной опасности. Дело в том, что кислотный электролит на коже вызывает ожог, при попадании в глаза может испортить зрение, при контакте с различными предметами приводит к их повреждению. Другими словами, любые манипуляции с электролитом, особенно в домашних условиях, а именно обслуживание и зарядка автомобильного аккумулятора, опасны.
Если батарея относится к обслуживаемым, то на всём протяжении зарядного процесса пробки банок рекомендуется держать выкрученными. Значит, в случае закипания электролитного раствора его брызги могут разлетаться вокруг, нанося урон всему, что попадётся на их пути.
Кроме того, закипание электролита провоцирует образование взрывоопасной смеси. В данной ситуации возгорание даже незначительной её концентрации и слабого по мощности взрыва обязательно приведёт к расплёскиванию электролита, что чревато пожаром.
Как правильно заряжать батарею
В зависимости от состояния батареи она требует определенного внимания. АКБ должна быть вовремя подзаряжена в том случае, когда генератор не справляется с нагрузкой или при сильных потерях зарядного тока. Не говоря уже о токе саморазряда, неминуемо садящего батарею. даже при простое.
В этих случаях необходима дополнительная подзарядка. Если вовремя не зарядить, это может привести полному выходу АКБ из строя, осыпанию пластин и замыканию банок. После этого в большинстве случаев восстановление работоспособности уже невозможно. Особенно это актуально в период зимней эксплуатации.