Марки топлива, которые заливали в бак водители ссср

Тайное наследие древних инков

К сожалению, многие кипу не дошли до нашего времени. На данный момент в музеях и частных коллекциях хранится всего 1 400 кипу. Это ничтожно малое количество летописей для такой огромной и древней цивилизации, как Империя инков.

Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.

Кипы регистрировали данные всех видов: демографические переписи, контроль дани, летосчисление, календари. Для этого инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе, которая должна была считываться снизу вверх (нижние узлы представляли единицы, чуть выше них — десятки, на верхнем уровне — сотни и так далее).

Система чем-то напоминала привычные каждому человеку счеты. Только вместо костяшек тут были узелки. Двойной узел представлял 1, а составной узел мог представлять цифры от 2 до 9, в зависимости от поворотов, которые узел дает вокруг основной нити. Отсутствие узла указывает на 0.

Вот тут и начались проблемы у современных ученых. Если математический аспект кипу разгадать оказалось довольно просто, то как именно направление нити в узлах (слева направо и наоборот), цвет каната и даже расстояние между узлами могли влиять на смену данных, все еще остается загадкой.

Некоторые исследователи предполагают, что цвет пряжи в нитях указывал тематику подсчета. То есть если это был доклад о дани, то брались нити одного определенного цвета, а если об урожае — цвет был другой. Пока удалось предположительно разгадать всего 24 оттенка. Так, например, черные нити отвечали за определенный временной отрезок, а золотистые указывали либо на золото, либо на сбор урожая кукурузы.

2 комментариев “ Марки бензина в СССР ”

«Далее в таблице цен на бензины в 1981 году надо было упомянуть, что это цена за 1 л, а не за 10 л как в предыдущей таблице»- Ха. тогда и госпереворот в этом-же году бы случился! Сколько можно купить бензина 3 руб. за литр на зарплату 120руб.? А жить тогда на что.

В целом статья интересная, но есть масса неточностей, в том числе и принципиальных – так, автор утверждает, что бензин сорта А-66 «был выведен из продажи к 1970-м» , но сам же далее приводит образец топливного талона на бензин А-66 образца 1975 года (!). Тогда так и надо писать: не «к 1970-м», а «в 1970-е»! Так что вопрос, когда же в СССР прекратили использовать массовый сорт бензина А-66 так и остался нераскрытым. Далее вопиющая ошибка, про то что высокооктановый бензин марки АИ-93 якобы появился не «примерно, в начале 80-х», а гораздо-гораздо раньше, ведь на нём изначально работали двигатели: УЗАМ-412 для «Москвича-412» (выпуск которого на Уфимском заводе автомобильных моторов начался ещё в 1967 году!), ЗМЗ-Д24 для ГАЗ-24 «Волга»и все моторы ВАЗа, начиная с ВАЗ-2101 «Жигули». Т.е. данный сорт бензина был в продаже уже со второй половины 1960-х, а не с 1980-х! Далее в таблице цен на бензины в 1981 году надо было упомянуть, что это цена за 1 л, а не за 10 л как в предыдущей таблице (это к качеству оформления статьи). Далее вообще не упомянут АИ-95, а таковой бензин по ГОСТу все же был, хотя и импортный – им обеспечивали иномарки дипкорпуса в Москве и продавался он только за специальные талоны, покупаемые иностранцами за валюту, его в частности продавали на АЗС возле Аэровокзала на Ленинградском проспекте. В широкую продажу данный сорт бензина (по прежнему, кстати, импортный!) пошёл только с 1990-х, когда в страну хлынул поток иномарок. Далее АИ-98 был в СССР двух сортов: обычный этилированный АИ-98 и безсвинцовый АИ-98 «Экстра». Так, что «тщательнее надо – тщательнее», – как говорил М.М.Жванецкий.

Ассортимент

Естественно, чтобы понять какие марки бензина были в СССР, следует вспомнить, что полноценное развитие нефтеперерабатывающей отрасли пришлось на послевоенный период. Именно тогда на заправки по всей территории страны стало поступать топливо с маркировкой А-56, А-66, А-70 и А-74. Развитие отрасли шло стремительными темпами. Поэтому уже спустя десятилетие многие виды бензина поменяли маркировку. В конце 60-х годов советские автовладельцы заполняли бак бензином с индексами А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98.

Кроме того, на некоторых заправочных станциях появилась топливная смесь. Эта жидкость представляла собой смесь автотракторного масла и бензина А-72. Таким топливом можно было заправить машину, оснащённую двухтактным мотором. Это же время примечательно ещё и тем, что впервые в широком доступе появился бензин под названием «Экстра», впоследствии ставшим всем известным АИ-95.

Марки топлива, которые заливали в бак водители СССР

Это мы с вами привыкли заправляться 92-м, 96-м, 98-м. Еще и сотый бензин появился. Многие автомобилисты уж и забыли, что был еще не так давно 76-й, пришедший к нам из советских времен. А каким бензином заправлялись наши отцы и деды в СССР?

Для лета или Крайнего Севера

Сразу после войны на АЗС продавались следующие марки топлива — А-56, А-66, А-70 и А-74. Когда промышленность оправилась после Великой отечественной войны и начала бурно развиваться, процветал не только автопром, но и нефтянка. Поэтому уже в 1960-е годы советским автомобилистам стали доступны такие виды бензина, как А-66, А-72, А-76, Аи-93 и Аи-98.

Например, 66-й бензин характерного оранжевого или красного цвета выпускали специально для АЗС Сибири или Крайнего Севера. Благодаря своему особому составу оно могло применяться только при низких и экстремально низких температурах.

А вот 76-й был летним бензином, как и 98-й. Топливо с другой маркировкой можно было заливать хоть круглый год. Более того, при плановой экономике зимой вы и не могли бы купить летнее топливо — его поставляли строго по календарю. Летний бензин приезжал на заправки не раньше апреля и до начала октября.

Цвет опасного топлива

В советские времена топливо, которое выпускали под маркой А-76 и АИ-93, в своем составе содержало специальное вещество — антидетонатор. Вполне логично, исходя из названия, она призвана была повысить антидетонационные свойства бензина. Но в присадке было ядовитое вещество, сильнодействующее и очень опасное. Именно поэтому, чтобы предупредить водителей, 76-й бензин красили в зеленый цвет, а вот АИ-93 окрашивали в синий.

Сколько стоил бензин в СССР?

Кстати, по данным на 1969 год литр 76-го бензина стоил 7.5 копеек, 93-го — 9.5 копеек. Правда, покупать нужно было сразу по 10 литров, так как старые советские колонки не могли отмерять меньшее число литров. Водители заправлялись до полного бака, еще и канистры с собой наполняли. Ведь сети заправок не были так распространены, как сейчас. Вот и представьте, много ли это было, если зарплата была в среднем 120 рублей.

6-1971: Экономическое развитие и укрепление зависимости от сырьевых поставок

В 1971 году СССР находился на пике своего экономического развития. Однако, этот период сопровождался укреплением зависимости от сырьевых поставок.

Во время этого периода сырьевая экспортно-импортная политика СССР стала играть все более важную роль. Экспорт сырья, особенно нефти и газа, стал основным источником валютных поступлений в страну. Однако, рост зависимости от сырьевых поставок имел и свои негативные последствия.

Во-первых, такая политика приводила к неустойчивости в экономике СССР. В случае сокращения или изменения цен на сырье на мировых рынках, страна испытывала серьезные трудности в обеспечении своих внешнеэкономических потребностей. Это приводило к необходимости принятия экономических мер, которые могли влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику СССР.

Во-вторых, такая политика не способствовала развитию диверсификации производства в СССР. Основным источником доходов стал экспорт сырья, что ограничивало развитие других отраслей экономики. Это создавало проблемы внутреннего развития страны и ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Таким образом, хотя экономическое развитие в 1971 году было впечатляющим, укрепление зависимости от сырьевых поставок вызывало определенную тревогу. Это стало одной из причин, по которым СССР в последующие годы стремился к более разностороннему развитию экономики и снижению зависимости от сырьевого сектора.

Цены, действующие до конца 1977 года

В Советском Союзе было в свободной продаже множество различных марок, часть из которых на сегодня уже не производится. Одним из самых популярных считался бензин марки А-72

Цена на него составляла 70 копеек по всей территории Союза за 10 литров (обратите внимание на количество!). Равенство цены объяснялось тем, что все заправки были государственными, и именно государство регулировало цены на топливо

Давайте посмотрим, сколько стоил в СССР бензин разных марок в расчете за 10 литров по утвержденному прейскуранту от ноября 1968 года:

  1. Авиационный (немного непонятно, для чего он использовался, возможно, для работы специальных агрегатов и оборудования) – 1 рубль 20 коп.
  2. Экстра (использовался для мотоциклов, проходил повышенную очистку) – 1 рубль.
  3. АИ-98 (высокооктановый, использовался крайне редко) – 1 руб. 05 коп.
  4. А-72 (был наиболее востребован именно этот вид топлива, использовался для легковых автомашин и частично для грузовиков новых моделей) – 70 коп.;
  5. А-76 подходил практически для всех авто – 75 коп.
  6. Топливная смесь для двухтактных двигателей – 80 коп.
  7. АИ-93 встречался крайне редко, наиболее часто в курортных городах, стоимость за литр составляла 95 коп.
  8. Дизельное топливо – 40 копеек.

На то время в стране не было точных заправочных колонок, поэтому топливо продавали количеством, кратным 10 литрам. Менее этого количества заправщики не имели права отпускать. Небольшие отклонения от стоимости бензина были позволены только в удаленных сибирских регионах, видимо, комитетчики закладывали стоимость доставки в топливо.

То, что бензин столько стоит, никого не смущало, заправить полный бак мог себе позволить каждый водитель, а единая цена только способствовала этому. Были сделаны попытки ввести талоны для частников несколько раз, но Госкомитет пришел к выводу, что так делать не стоит. Да и распространением талонов почему-то занимались продовольственные магазины, у которых это было непрофильным. А создавать специально регулирующие выдачу талонов органы посчитали экономически неэффективным.

2-1955: Начало развития нефтепромысловой отрасли

В 1955 году в СССР произошло значительное развитие нефтепромысловой отрасли. В это время были запущены новые нефтеперерабатывающие заводы и развивались месторождения нефти.

Создание новых заводов и развитие существующих позволили СССР существенно увеличить производство нефтепродуктов. На протяжении следующих лет страна стала одним из ведущих нефтедобывающих государств мира.

В это же время были введены новые марки бензина, которые отличались по качеству и октановому числу. Новые марки бензина использовались в автомобилях и другой технике, что способствовало развитию автопарка и транспортной системы в СССР.

Нефтепромысловая отрасль стала одной из основных отраслей советской экономики и значительно повлияла на ее развитие. Благодаря развитию нефтепромысловой отрасли, СССР стал экспортером нефти и нефтепродуктов, что приносило значительные доходы стране.

Бензин в СССР был дешевле, чем сейчас в России? Разбираем в деталях.

С каждым подорожанием доллара, у нас растет цена на бензин. С каждым понижением доллара цена тоже немного растёт. Это факт, спорить с этим бесполезно, на этом строится экономика и при политическо-экономической системе России так и должно быть. Бесполезно это доказывать всем обиженным, они не поймут, да я и не смогу простыми словами. Я знаю, как это построено, но пока не могу сформулировать. В связи, с постоянным ростом цен на бензин, многие не жившие в СССР, начали кричать.

Спешу вас огорчить, это далеко не так.

Часть первая. Немного истории.

Первые автозаправки в Российской империи появились в 1914 году, их было не так много, всего 400. С 1930х годов количество автозаправок неуклонно росло, их уже было более 1000. И уже в 1950 годах послевоенной СССР, количество заправок перевалило за 3000 и продолжало расти, так же появлялись передвижные АЗС. Сейчас в России 75 000 заправочных станций.

В СССР все заводы и заправки принадлежали государству (заметьте, не народу). Соответственно гост по бензину и цена на всех заправках была одинаковая, согласно госкомцен (государственный комитет ценообразования). Что было с ценами до 1968 года я не нашёл а вот прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР:

Обусловлено это тем, что частных автомобилей практически не было, и весь бензин шёл, в основном, на пассажирский и грузовой транспорт.

В 1973-1974 году произошел нефтяной кризис в мире, и цены поползли вверх, в среднем в СССР он подорожал на 5 копеек.

До 1980х годов количество частных автомобилей росло, и государство уже не могло полностью обслуживать все автомобили, начался дефицит топлива в и в 1978 году было принято решение, поднять цены на бензин дополнительно, почти в два раза.

В 1981 году, подняли цену ещё в два раза и больше до распада СССР, цена не поднималась.

В коротком итоге, мы видим, что за послевоенною историю СССР, бензин дорожал 4 раза и довольно значительно.

После 1993 года, заводы, автозаправки переходят в частные руки, и начинается полный шалтай-болтай.

  • В послевоенные годы на заправочных станциях можно было встретить марки бензина такие, как: А-56, А-66, А-70 и А-74. Позже, в 60-е годы, в перечне бензинов, предлагаемых на АЗС, появился А-72, А-76 и АИ-93. Бензин А-66 считался зимним и выпускался, в том числе для нужд северных регионов страны. В то время как А-76 относился к летнему бензину и проявлял свои качества наиболее хорошо в теплое время года.
  • А еще советский бензин окрашивали в определенные цвета: А-66 — в красный, А-76 — в зеленый, а бензин АИ-93 — в синий. Что до цен, то за три рубля на автотрассе мальчишки могли купить у водителей грузовиков двадцать литров бензина А-76.
  • На сегодняшний день половина видов бензина упразднена и убрана с заправок. А другая половина изменена по составу и полностью перепрофилирована. Таким образом, нельзя сказать, что бензин А-93 и А-98 равняется сегодняшним А-92 и А-95 , это совершенно разные марки, но нам так удобнее.

Неразбериха в Тольятти

Любопытно, что порой даже заводчане вносят небольшую неразбериху по части оптимальности того или иного топлива. В публикации «За рулем» про вазовские моторы отмечалось, что один и тот же мотор, в зависимости от марки автомобиля, должен был питаться разными бензинами! К примеру, 16-клапанный мотор К4M под капотом Lada Largus требовал АИ-95, а в Альмере, Логане и Сандеро мог использоваться АИ-92. Но в целом ситуация простая: требование заливать именно 95-й, а не более дешевый 92-й, зачастую диктуется необходимостью защитить мотор от работы «на грани фола». К примеру, если вместо предписанного производителем 95-го бензина вам залью топливо с октановым числом чуть меньше предписанного, то мотор это переживет. Но если водитель умышленно выбирает 92-й вместо 95-го, то в этом случае недобор по октановому числу может оказаться запредельным и никакой датчик детонации, требующий сдвинуть момент искрообразования, уже не спасет.

Марки бензина в СССР: история и особенности

СССР был одним из ведущих производителей и потребителей нефтепродуктов. За время своего существования, с 1922 по 1991 год, в СССР было осуществлено множество изменений в отношении марок бензина.

С 1922 года до начала Второй мировой войны основными марками бензина в СССР были Аи, Аи-92, Аи-76 и Аи-78. Каждая марка имела свои характеристики, такие как октановое число и содержание тетраэтилсвинца.

В период Второй мировой войны и послевоенного восстановления сырьевая база нефтяной промышленности СССР была серьезно разрушена. В связи с этим, с 1948 года в СССР начали использовать марку бензина Аи-78/Аи БДС.

В1950-х годах в СССР была разработана марка бензина Аи-76-80, отличающаяся от предыдущих марок низким содержанием свинца и высоким октановым числом. Эта марка бензина была наиболее распространенной в СССР в период с 1950 до 1970 годов.

В конце 1970-х годов в СССР начали использовать марку бензина Аи-93, имеющую более высокое октановое число и лучшую антидетонационную стабильность по сравнению с предыдущими марками. Она была наиболее популярной маркой бензина в СССР с 1970 по 1991 год.

В СССР существовала система классификации горючих материалов по их физико-химическим характеристикам. Углеводороды и горючие материалы могли иметь одну или несколько марок внутри своей группы, в зависимости от их состава.

Система классификации марок бензина в СССР
Марка бензина
Октановое число
Содержание свинца, г/л

Аи
72-75
1,2-1,6

Аи-92
92-95
0,3-0,6

Аи-76
75-79
1,9-2,3

Аи-78
77-81
2,0-2,5

Аи-78/Аи БДС
78-82
0,7-1,2

Аи-76-80
76-80
1,5-1,8

Аи-93
92-94
0,1-0,4

Октановое число марок бензина в СССР обычно было указывалось в диапазоне значений, так как фактическое октановое число могло незначительно колебаться в зависимости от качества сырья, используемого для его производства.

Таким образом, в СССР с 1922 по 1991 год использовались различные марки бензина, каждая из которых имела свои характеристики и использовалась в определенный период времени. Эта система марок бензина отразила технологический прогресс и изменения в нефтеперерабатывающей промышленности СССР в течение года.

Особенности топливной отрасли во времена СССР

Главной особенностью того времени, помимо фиксированной цены, было производство продукции высокого качества. Любое отклонение от ГОСТа жёстко пресекалось и наказывалось. Кстати, фиксированная стоимость касалась не только физических лиц, но и государственных предприятий.

Ещё одна особенность заключалась в том, что цена, приведённая выше, взымалась не за один литр, а сразу за десять. Причина кроется в отсутствии на территории страны сверхточных заправочных колонок. Поэтому и градация была сразу по десятке. Да и люди старались не заправлять минимальное количество топлива, а всегда заливали полный бак и ещё несколько железных канистр.

Кроме того, в 80-х особенно остро ощущалась проблема с наличием АИ-93. Это топливо, в первую очередь, доставлялось на автозаправки, которые располагались на трассах курортного направления. Вот и приходилось тариться про запас.

2-1991: Диверсификация и поиск альтернативных источников энергии

В период с 2-й половины 20-го века до 1991 года, СССР стал сталкиваться с проблемой диверсификации и поиска альтернативных источников энергии. Это связано с различными факторами, такими как экономические и экологические проблемы, изменение мировой конъюнктуры и энергетической политики.

В результате, советское руководство приняло решение о разработке и производстве различных альтернативных источников энергии, включая газ, уголь, электроэнергию и атомную энергию.

В рамках этой политики были разработаны новые виды бензина, такие как моторное топливо АИ-93 и АИ-95, которые имели более высокий октановый рейтинг и обеспечивали более эффективную работу автомобилей.

Кроме того, в СССР начали активно развиваться возобновляемые источники энергии, такие как ветряные и солнечные электростанции. Это было направлено на увеличение независимости от импорта нефти и газа, а также на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

В 1986 году произошла Чернобыльская авария, что стало великим шоком для советского руководства и общества. Этот катастрофический инцидент привел к серьезным изменениям в энергетической политике СССР. Было решено ограничить развитие атомной энергетики и усилить контроль за безопасностью ядерных объектов.

Таким образом, период с 2-й половины 20-го века до 1991 года был отмечен диверсификацией и поиском альтернативных источников энергии в СССР. В ходе этого процесса были разработаны новые виды бензина с более высокими характеристиками, а также активно развивались возобновляемые источники энергии.

Мифы и страшилки

Популярный среди блогеров миф-страшилка много лет пугает автовладельцев информацией о том, что 95-е бензины в процессе производства сильно «бодяжат», а потому для моторов они опаснее, чем 92-е. Однако такая информация предназначена исключительно для тех, кто генетически предрасположен к выискиванию самых низких ценников. Вполне возможно, что на какой-то контейнерной заправке вам и нальют некую жидкость, напичканную непонятно чем, однако на фирменной АЗС такое практически невозможно. Любое продаваемое на ней топливо обязано соответствовать классу 5. Впрочем, даже в далеком 2007 году, когда в ходе очередной экспертизы «За рулем» мы проверяли два десятка 95-х бензинов, ни в одном из них не нашлось ни свинца, ни железа, ни марганца (журнал «За рулем», №1, 2008). А ведь именно этой «химией» якобы доводят 92-е до состояния 95-х.

Еще одна бензиновая забавность тех времен была обнаружена нами в том же 2007 году на одной питерской заправке. Средняя стоимость 95-х составляла тогда примерно 20 ₽, а тут его, под именем «импортного», продавали по… двойной цене! Бензин (по чеку — RON 95 ГОСТ Р 51313–9) оказался тогда вполне пригодным для использования, но при этом ничем не превосходил своих «обычных» коллег. Однако на наших глазах многие автомобилисты на самых обычных «девятках» уверенно подруливали именно к этой топливораздаточной колонке. Эффект модного бутика отлично срабатывал: люди хотели приобрести нечто дорогое.

Марки бензина в СССР: какие они были?

Предлагаем немного поностальгировать и вспомнить, какие существовали марки бензина в СССР. Сразу уточним, все заправки в тот период были государственными, соответственно, стоимость топлива оставалась единой по всей стране. А еще, горючее тогда отпускалось, минимум, по 10 литров. Просто, колонки были механические, с минимальным шагом счетчиков – 5 литров.

Автомобилей в то время было несравнимо меньше, чем сейчас. Соответственно, и АЗС тоже было немного. Это в наши дни, проживая в городе, водитель может быть уверен, что в любой момент «на лампочке» успеет доехать до ближайшей колонки. Да еще и может выбрать лить брендированное топливо или жидкость для простых смертных. А вот во времена СССР каждый уважающий себя автовладелец обязательно возил в багажнике полную канистру бензина про запас.

История популярного бензина АИ-95 «Экстра»

В середине 20 века в Советском Союзе на автозаправочных станциях предлагался бензин 5 разных марок. АИ-95 появился лишь в 1972 году и тогда он имел название «Экстра».

За все это время он стал самым популярным и универсальным видом топлива. Однако, его дни скоро могут быть сочтены. Подпольный разлив. Многие автовладельцы той поры подтверждают, что 95 бензин, действительно, долгое время существовал подпольно, именно поэтому и стал набирать популярность. Первый раз в стандартах он появился, когда на авторынке появились Жигули. В ГОСТе упоминалось, что бензин для автомобилей «Экстра» имеет октановое число не менее 95. Тогда его стали продавать на некоторых АЗС по специальным талонам. Вскоре появился АИ-95 — цена литра за «элитное» топливо составляла 10 копеек. Заметим, что такая же стоимость была и у АИ-93.

Какое давление? Время шло и «элитный» бензин постепенно превращался в массовый. Сегодня нельзя найти в мире топлива с более низким октановым числом. Заметим, что сейчас стоимость 95 бензина составляет 47-48 рублей за один литр. 92 стоит на 4 рубля дешевле, а 98 — на столько же дороже. Как можно заметить, разница не такая существенная, однако, 95 до сих пор остается самым популярным в России. Более 60% автовладельцев используют именно его. Эксперты отмечают, что в ближайшее время этот показатель может вырасти, так как с рынка постепенно уходит 92. 95 бензин подходит для огромного количества легковых автомобилей. Однако, его нельзя применять в форсированных моторах с высоким давлением. К таким относятся некоторые модели Subaru и Nissan. Для них нужно использовать исключительно 98 или 100 топливо.

Мифы. Многие блогеры постоянно пугают автомобилистов, что 95 бензин при производстве постоянно разбавляют, а это представляет опасность для моторов. Но такая информация может подойти только тем, кто постоянно находится в поисках всего дешевого. На фирменных заправках, где ценник немного выше, подвоха ждать не стоит. Любое топливо, которое продается там, соответствует классу 5. Очень интересная ситуация была в 2007 году, когда обычный 95 бензин, который тогда стоил 20 рублей, продавали по двойной цене, потому что он имел приставку в названии «Импортный». Исследования показали, что он ничем не отличается от обычного 95.

Производитель обманывает? Иногда даже заводы немного путают потребителей. Например, изготовитель моторов ВАЗ, указывал, что для одного и того же двигателя может использоваться разное топливо — это зависит от автомобиля, в который он установлен. Возьмем 16-клапанный агрегат К4М. Если он установлен в Lada Largus, необходимо заправляться 95 бензином. Если он стоит в Renault Logan, можно применить и 92.Такую ситуацию очень легко объяснить — заливать более дорогой бензин нужно, чтобы мотор не работал на последнем издыхании.

Экологичная Европа. Топливные компании в эти странах все чаще начинают нападать на 95 бензин и заявлять, что лучше отдать предпочтение 98. Объясняют это тем, что низкооктановое топливо может привести к высокой детонации, которая очень быстро убьет двигатель. Такое непринятие со всех сторон может перевести АИ-95 из элитного сегмента в низкосортный и даже вредный.

Итог. Легендарный бензин АИ-95 появился на рынке почти 50 лет назад. Тогда он считался самым элитным. Многие автовладельцы стали выбирать именно его и делают это до сих пор. Но нападки с разных сторон скоро могут вывести его с рынка, как и АИ-92.

Марки бензина в СССР: какие они были

В Советском союзе были разные марки бензина, отпускавшиеся по единым ценам во всей стране, для различных транспортных средств. Заправки в СССР встречались не так часто, как сейчас, и опытный водитель всегда возил в багажники дополнительную канистру бензина на случай, если он вдруг закончится.

А механические колонки выдавали как минимум 10 литров топлива.

Каким был бензин.

Несмотря на то, что нефтеперерабатывающая промышленность в СССР полноценно развилась лишь после окончания Великой Отечественной войны, первые АЗС появились ещё в довоенное время и аж до 50-х годов предлагали такие марки топлива:

АИ-56. Для грузовиков ГАЗ и ЗИС;А-66. Универсальное топливо для всех видов транспорта;А-70. Для иномарок и ЗИС-110;А-74. Для легковушек.

Советский автопром развивался, и нефтеперерабатывающая промышленность не стояла на месте, дополняя перечень марок бензина. В 1968 году он выглядел так:

А-66. Не пользовался особым спросом, и его постепенно вывели в 70-х;А-72. Был самым популярным топливом;АИ-93. позже АИ-92. Появился на АЗС на междугородных автомагистралях в 80-х;АИ-98. Незаменим и сегодня;Б-70. Авиационный;Экстра. Для двухтактных моторов;Сланцевый;Топливная смесь бензина А-72 и тракторного масла в соотношении 25:1 для двухтактников.

Ценовая политика и контроль качества.

Стоимость топлива регулировалась Комитетом ценообразования, который утверждал её на год вперёд. На всех АЗС страны цены были одинаковыми, за исключением отдалённых северных регионов, где стоимость немножко повышалась из-за особенностей транспортировки. Качество должно было соответствовать ГОСТу. За мошенничество, разбавление бензина и прочие несоответствия было предусмотрено суровое наказание, поэтому топливо в СССР всегда было высококачественным.

Особенности бензина в СССР

Имея такой ассортимент за весь период послевоенного становления страны, владельцы автомобилей должны были уметь различать топливо по характерным признакам.

Для тех, кто заправлял машину топливом А-66 или АЗ-66, отличить нужную жидкость можно было по характерному оранжевому цвету. Согласно ГОСТу, топливо А-66 содержало в составе 0,82 грамма ТЭС на один килограмм бензина. При этом цвет мог быть не только оранжевым, но и красным. Проверяли качество полученного продукта следующим способом: жидкость доводили до крайней точки кипения. Если пороговое значение было равно 205 градусам, то бензин был изготовлен с соблюдением всех технологий.

Бензин АЗ-66 производился исключительно для заправочных станций, располагавшихся в Сибири, либо районах Крайнего Севера. Это топливо использовалось только при условиях крайне низкой температуры за счёт своего фракционного состава. При испытании кипением крайняя допустимая температура была равна 190 градусам.

Топливо с маркировками А-76, а также АИ-98 согласно ГОСТам было исключительно летним видом бензина. Жидкость, имеющая любую другую маркировку, могла использоваться как летом, так и зимой. Кстати, поставки бензина на заправочные станции жёстко регламентировались по календарю. Так, летнее топливо можно было продавать в период с начала апреля по первое число октября.

Заметки на манжетах

Было бы интересно узнать, по каким ценам отпускался бензин в «стране советов» СССР. Особенно эта информация будет полезна тем автовладельцам, которые искренне считают, что машинное топливо всегда было дорогим.

В 1969 году топливо марки АИ-93 обходилось владельцам авто всего в 95 коп. за 10 литров. В послевоенный период наиболее популярными марками бензина в Союзе стали А-56, А-66, А-70 и А-74. Но к завершению шестидесятых годов советские потребители начали заправлять свои машины бензином: А-66, А-72, А-76, а также А-93 и А-98. Также советские автовладельцы могли приобрести «топливную смесь». Ею именовалась смесь А-72 с тракторным маслом. В Союзе также можно было купить бензин «Экстра», советский аналог сегодняшнего 95-го.

Монополия устанавливать цены на топливо в СССР находилась в руках государства. Регулировал их Госкомитет цен. В 1968 году это ведомство ввело в стране «прайс», который установил следующие цены: А-66 — 60 коп. А-72— 70 коп. А-76— 75 коп. А-93 — 95 коп. А-98 — 1 руб. 5 коп. «Экстра» обходился в один рубль, а «топливная смесь» — в 80 коп. И все это за 10 литров топлива.

Еще одной важной чертой бензина, продававшегося в советское время, было его полное соответствие всем ГОСТам, установленным в стране. Цена на него была одинаковой для всех, на всей территории необъятной страны

Исключением была только советская Сибирь, в этом регионе топливо было подороже на 2—3 копейки.

Установленные советским государством топливные цены немного подросли в 70-х годах. Но этот рост цен был совершенно несущественным. Так, бензин А-93 стал стоить 1 рубль за все те же 10 литров. Позже цены тоже росли, в 1978 и 1981 годах. Тогда бензин подорожал в два раза. Бывалые автомобилисты прекрасно помнят, какое возмущение среди советских автомобилистов спровоцировал рост цен на бензин до 2 рублей! Ровно столько же в Советском Союзе стоил литр свежего молока! Для тогдашних потребителей это было крайне неприемлемым. Из-за волны народного негодования, советское правительство, начиная с 1981 года, больше никогда не поднимало цены на автомобильное топливо.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Online avto service
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: