Уловки АЗС по недоливу топлива
С течением времени и прогрессом, который мощно вошел в нашу жизнь, стали использовать технические возможности бензоколонок.
Сотрудники АЗС приглашают «чародеев», которые за умеренные деньги устанавливают либо в сам компьютер, либо прямо в колонку специальные программы. Это могут быть:
- Компьютерные модификаторы программ и вирусные технологии. Такие софты могут устанавливать на ПК самой станции. Вирусная программа действует так, что в чеке и на табло колонки вы видите правильные значения, а топлива в баке меньше, чем оплачено. Недолив может доходить до 300 мл на каждые 10 л.
- Программы или чипы устанавливают внутри самой колонки. Причем при заправке первых 10 л количество бензина заливается в ваш бак верно. Далее — с погрешностью до 0,5 л на каждые 10 л топлива.
- «Перелив». При заправке «до полного бака» вам заправляют больше бензина, чем вмещает емкость автомобиля. Например, вместимость бензобака 60 л, а заправили на 70 л. Получается, что вы переплатили за 10 л, которые не могли войти в ваш бак. Однако, нужно иметь в виду, что почти у всех автомобилей есть в баке место для «резервного запаса топлива». Японские автомобили вмещают до 10% свыше емкости бака, европейские — до 25%, а корейские и китайские — до 15%. Плюс трубки, шланги, резервуары, соединенные с бензобаком. В них тоже может проникать топливо.
- Недолив после отсечки. Такая схема работает, когда заправляют полный бак. В момент, когда бак наполнился, происходит отсечка, то есть топливо прекращает доставляться в бензобак. Но это не говорит о том, что в шланге не осталось бензина. В нем может быть от 300 до 500 мл топлива. И оно также сливается работниками АЗС.
Есть и другие уловки недолива топлива. Например, приходилось слышать о таком нетрадиционном способе разбавления бензина, как сжиженный газ. Его добавляют в топливные хранилища. Газ расширяет объем топлива. Таким образом, когда автомобиль заправляется, то счетчик считает правильное количество бензина. Однако, при движении автомобиля газ испаряется и бензина становится в объеме меньше.
Доказательств этому факту нет, и химический анализ такого бензина не делает никто.
Хитрости на заправках
Каждый раз на заправках у некоторых водителей появляется чувство, что в расчетах за бензин присутствует лукавство или обман. Обосновано это или нет?
Лет восемь — десять назад существовали достаточно примитивные, но вполне реальные способы отъема заветных литров у водителей. Перечислим некоторые из них:
- Перегиб шланга. Тогда заправщик сгибал шланг хитрым образом и в шланге оставался бензин от 0,5 до 1 л. После отъезда водителя топливо благополучно сливали в подготовленную канистру.
- Манипуляции с пистолетом. Опять же, это было возможно, если ваш автомобиль заправлял работник АЗС. Когда водитель находился в машине или уходил оплачивать бензин, заправщик прекращал заливку раньше срока. То есть, он отпускал рычаг пистолета до того, как закончилась заправка. Недолив бензина в ваш бак составлял 0,5–0,7 л. Сэкономленные миллилитры топлива сливались в любимую канистру.
- Экономия на сдаче. Оператор говорил, что нет разменных денег, и он не может дать сдачу. Предлагает долить на эту сумму топливо. Позже водитель обнаруживал, что бензин долит на сумму сдачи не был.
Такие способы сейчас редки, но используются на удаленных или малоизвестных заправках.
Как обезопасить себя водителю
Иногда у водителя нет ни сил, ни времени бороться с недоливами, но и быть обманутым не хочется. В таком случае водитель должен быть «подкован» и обезопасить себя самостоятельно. Что можно сделать:
- Пользуйтесь, по возможности, проверенными заправочными станциями.
- Всегда заправляйтесь самостоятельно. Следите за значениями на табло. Прекращение отсчета должно закончиться до окончания заливки топлива, а не после. Контролируйте суммы в чеке.
- Если есть такая возможность, заливайте в канистры с указанной емкостью. АЗС могут отказать в заправке пластиковой тары, мотивируя документом РД 153-39.2-080-01. Но это неправомерно. Так как сейчас действует новый ГОСТ 58404-2019, согласно которого отпуск нефтепродуктов допускается в канистры из полимерных материалов, если на таре есть маркировка предприятия-изготовителя о возможности хранения в ней нефтепродуктов. Если у вас такой канистры нет, используйте металлическую.
- Заправляясь на незнакомой заправке, старайтесь заливать не более 10 л.
- При заправке говорите оператору, что хотите залить определенное количество топлива, а не называйте сумму, на которую хотите получить бензин. Таким образом, оператору АЗС вы должны сказать: «Заправьте 15 л», а не «Заправьте на 800 рублей».
- Если недавно произошел слив горючего, то заправляться сразу после этого нежелательно. При заправке резервуаров со дна поднимается «грязь» — осевшие частицы взвеси, которые проникают в топливо, поднимаясь со дна. Бензин становится менее качественным, засоряет бак, а за примеси вы уже заплатили.
- Любая из компаний может анонсировать суперакции и скидки. Не стоит полностью доверять подобным лозунгам бензиновых королей. Чаще всего — это не щедрый подарок хозяина бензоколонки, а обычный трюк, уловка, крючок, попав на который, водитель одновременно попадает и «на деньги».
Погрешности с недоливом топлива встречаются чаще на маленьких и малоизвестных заправках.
Крупные операторы дорожат своей репутацией и контролируют качество топлива — начиная с собственных нефтеперерабатывающих заводов. Примером подобных концернов является «Газпром». Кроме того, он предоставляет возможность контроля расхода топлива. Прекрасный способ снижения издержек для корпоративных клиентов — топливная карта «Газпромнефть».
Карты принимают не только на собственных 2700 АЗС «Газпромнефть», но и у партнеров в России и 8 странах Ближнего Зарубежья. Выгода клиентов в том, что все расчеты происходят безналично, есть возможность контролировать расход топлива водителями. Все транзакции отражаются в онлайн-режиме. Можно как быстро пополнять карту, так и вводить лимиты на заправку водителей.
Качественное топливо предоставляют и по топливной карте Shell.
АЗС «Шелл» — энергетическая компания, известная в мире первосортным топливом и отличным обслуживанием клиентов. Сеть заправок «Шелл» распространена по всему миру.
Карта позволяет оптимизировать затраты на топливо, вести бухгалтерскую отчетность топливных затрат. Приобретая карту, водители смогут не только заправляться качественным топливом, но и получать помощь при авариях и поломках на дороге.
На нашем сайте представлен выбор карт и для компаний, и для частных автовладельцев. Они позволяют вести полный контроль над топливными затратами, получать скидки и участвовать в программах лояльности. Многие карты предоставляют дополнительный сервис: СТО, автомойки.
Топливные карты — реальная возможность бороться с недоливом и сэкономить на топливе.
Радует и то, что государство предпринимает реальные попытки контролировать розничный отпуск топлива на АЗС. Этот факт дает автовладельцем надежду, что в скором времени мы будем заправляться на АЗС только качественным топливом, и недоливы исчезнут из нашей жизни.
Как не дать себя обмануть на АЗС
Никому не хочется оказаться обманутым. Есть несколько способов, как избежать недолива бензина на АЗС. И их водителям обязательно нужно освоить. Это поможет сохранить деньги.
Заливайте полный бак
Самый простой способ выяснить, есть ли недолив на автозаправке, − залить полный бак. При этом на станцию стоит ехать, когда загорается лампочка аварийного остатка топлива. На этот момент в баке остается еще 5 литров. Если попросить залить топливо под завязку, горючее должно начать вытекать из горлышка. Если такого не происходит, значит, бензин не долили. Правда, нужно помнить, что, кроме бака, бензин еще остается в других частях автомобиля – топливных шлангах и трубках. Поэтому если горючее залито до горлышка, то, скорее всего, недостачи нет. Если его уровень намного ниже, есть.
Используйте канистру
Один из способов, как бороться с недоливом бензина на АЗС, − при покупке использовать канистру. Преимущество метода – можно сразу увидеть, сколько топлива залито. И если обнаружен недолив, можно сразу предъявить претензии сотрудникам автозаправки. Минус – не на всех станциях соглашаются заливать топливо в тару клиента. Работники автозаправок ссылаются в этом случае на закон, что в канистры заливать бензин нельзя. Но по закону запрещено для хранения топлива использовать пластиковую или стеклянную тару. Металлическую – можно.
Что делать, если выявлено мошенничество: предъявить свои претензии оператору. Чаще всего клиенту предлагают вернуть разницу деньгами или долить бензин. Если работники заправки отказываются признавать недолив, придется приглашать администратора, делать контрольный залив и составлять акт, что объем купленного горючего не совпадает с оплаченным. В акте должны быть подписи водителя, администратора и оператора. Сотрудники АЗС редко соглашаются подписывать подобные документы, поэтому водителю придется искать свидетелей, которые согласятся поставить свою подпись. После этого автолюбителю нужно будет обратиться с актом в суд, чтобы отстоять свои права.
Не прибегайте к услугам заправщика
Избежать недолива бензина на АЗС можно, отказавшись от услуг заправщика. Тогда никто не сможет перекрутить шланг или раньше времени нажать на кнопку заправочного пистолета. Водитель сам будет контролировать залив горючего по счетчику. Такой вариант не спасет при обмане при помощи программных средств, но позволить исключить человеческий фактор.
Не заправляйтесь помногу в незнакомых местах
Чем больший объем горючего покупает автолюбитель, тем существенней будет его недостача. Чтобы не оказаться обманутым, значительные объемы бензина стоит покупать только на проверенных заправках. В незнакомых местах стоит закупать топливо по минимуму. Тогда, если водителя и обманут, его потери окажутся небольшими. Тогда как при заправке полного бака недолив может доходить до 5 – 10 л.
Следите за смотровым окошком на колонке
Чтобы проверить залитый объем бензина на заправке, сколько залили топлива в бак воителю нужно смотреть самому. Не стоит доверять это работникам АЗС. Водитель должен убедиться, что счетчик показывает именно тот объем горючего, за который он заплатил.
Заправляйтесь на количество литров, а не на сумму
Многие автолюбители предпочитают заправляться на какую-то сумму денег. Это удобно – не нужна сдача, сокращается время стояния у кассы. Но такой подход – прекрасный шанс для мошенников обмануть водителя. Сколько ему не дольют, неизвестно. И доказать это не получится, так как при покупке на сумму оплата будет не за точное количество литров, а за литры и миллилитры. Чтобы минимизировать риск недостачи топлива, лучше платить за количество топлива.
Что делать, если обнаружили недолив бензина
На самом деле статистика весьма неприятная: проверкой Минпромторга установлено, что две заправки из трех грешат тем, что недоливают бензин. С каждых 50 л недолив топлива составляет до 300 мл.
Недолив доказать все же можно, хотя и непросто. Для этого делают контрольный замер топлива. В данном случае водитель просит служащих заправки предоставить опломбированный образцовый мерник. Он должен соответствовать ГОСТу. Бензин, взятый для контроля, оплачивает сам водитель. После проверки его можно перелить в бак автомобиля или канистру.
Нужно залить топливо в мерник и дождаться фиксации подвижной каретки. Если количество топлива будет меньше или больше установившейся планки на единицу и более, то можно говорить о недоливе или излишках бензина. И то и другое является нарушением. Погрешность в пределах единицы — норма. При обнаружении погрешностей нужно составить акт, один экземпляр которого передают администратору, а второй остается у водителя. Подписанный акт направляют в Роспотребнадзор или прокуратуру. За обнаруженный недолив бензина АЗС обязана возместить деньги.
Если АЗС отказала в выдаче мерника, вы вправе сообщить в полицию или Роспотребнадзор.
Жалобу о том, что вам не выдали мерник, можно подать и письменно в те же органы. В этом случае контролирующие органы обязаны проверить АЗС и наложить штраф, если будут выявлены нарушения.
Можно пойти по пути наименьшего сопротивления. Когда обнаружили недолив, обратитесь к оператору заправки и выскажите претензию. Часто бывает, что сотрудники АЗС не хотят выносить сор из избы, и предлагают долить бензин.
Если оператор отказывается, то нужно вызвать администратора и воспользоваться методом, указанном выше.
Уловки АЗС по недоливу топлива
В арсенале сотрудников автозаправочных станций множество уловок, которые позволяют обманывать покупателя. Основных из них пять. И они включают как мошенничество на программном уровне, так и жульничество самих сотрудников станции – кассиров, заправщиков.
Нажатие на заправочный пистолет
Это одна из самых простых хитростей. Как работает способ – топливо в машину заливает заправщик. При этом автовладельца рядом с ним нет. В этот момент он расплачивается за услугу на кассе или сидит в машине. Во время заливания последней порции бензина работник станции отпускает рычаг заправочного пистолета раньше времени. Результат – не все оплаченное топливо попадает в бак автомобиля. Часть его остается в шланге. Разумеется, обратно в колонку горючее не сливается. Заправщик ждет, когда клиент уедет и сливает остатки горючего в подготовленную заранее емкость. Размеры недолива топлива, бензина при этом виде мошенничества впечатляют. За одну смену заправщик может «сэкономить» для себя до 100 л горючего. Недолив на одного клиента составляет в среднем 1 л.
Обман на сдаче
Не все автовладельцы имеют деньги для оплаты горючего под расчет. Они подают купюры и ждут сдачу. Но кассир говорит, что мелочи на сдачу нет. После чего предлагает, казалось бы, хороший выход из трудной ситуации – долить бензин. Вот только доливают топливо далеко не всегда, а автомобилист этого просто сразу не видит. Он замечает, что объем горючего не изменился только через какое-то время. Когда понимает, что в баке пусто, но по идее подобного быть не должно. Такой способ мошенничества срабатывает с рассеянными клиентами, не привыкшими проверять, какое количество бензина залили на заправке.
Перегибание шланга
Простой, но эффективный метод жульничества – скрутить или сделать перегиб топливного шланга. Из мест перегиба бензин до конца не вытекает. После того, как клиент уезжает, заправщик его сливает в канистру. Такой способ очень заметен, поэтому чаще всего срабатывает на мелких автозаправках, где не налажен контроль за сотрудниками.
Недолив на АЗС после отсечки
Есть модели топливных колонок, в которых предусмотрен специальный отсекающий клапан. Он срабатывает, если подача горючего завершается из-за того, что бак машины полностью заполнен. О том, что клапан сработал, свидетельствует громкий щелчок. Казалось бы, никакого мошенничества. Но на самом деле в шланге и пистолете после отсечки остается примерно 500 мл топлива. Чем и пользуются сотрудники заправочной станции. Чтобы вылить оставшиеся пол-литра, достаточно включить пистолет на несколько секунд после заправки.
Мошенничество с помощью программы
В данном случае компьютерные программы, контролирующие залив топлива, настраиваются таким образом, чтобы был недолив. При этом клиент о происходящем догадываться не будет. На экране, показывающем количество залитого горючего, он увидит правильные цифры. И будет уверен, что получил столько бензина, сколько оплатил.
В данной ситуации проблема в том, что водитель ничего не может доказать. Если действия заправщиков еще можно как-то отследить, то работу программного обеспечения нет. При этом программы, позволяющие воровать у водителей бензин, могут также контролировать работу касс, оборудование счетчиков.