Откуда берется бензин?
Чтобы найти подвох, важно понимать суть процесса производства топлива. Все начинается с нефти
В составе «черного золота» основные элементы — углеводороды, а также группы различных соединений. Как правило, это азотные, кислородные и сернистые элементы. Весь процесс переработки ведется на нефтеперерабатывающих заводах, где природный ресурс обрабатывается прямым методом перегонки. В итоге образуются бензиновые фракции, сжиженный газ, дизельные фракции, бензиновые составляющие (с различным составом), а также мазут.
В результате простейшей обработки можно получить топливо с минимальным октановым числом — 65-70. Естественно, применять такой бензин на современных автомобилях запрещено. Дальше горючая смесь направляется к следующему этапу переработки — каталитическому риформингу. На выходе получается бензин с более высоким октановым числом — до 90-98. Но и это еще не все. Для достижения оптимального результата, топливо проходит еще одну очистку, результатом которой является устранение различных вредных добавок. Важный момент — степень очистки. Чем больше стадий «переживает» бензин, тем выше его качество. К примеру, в топливе Евро-2 содержание серы — около 0,005%. В то время как для Евро-5 данный показатель намного ниже — 0, 0001%.
На первый взгляд все просто и топливо на заправках должно иметь высокое качество. На самом деле на выходе каждого завода бензин имеет различное качество. Объяснить это просто. Процесс очистки — технологически сложный и длительный. Для его реализации необходимо качественное и дорогостоящее оборудование. К сожалению, позволить себе его может далеко не каждый завод. Отсюда и первая причина разницы в качестве. Но это, конечно, лишь вершина айсберга.
Простые тесты на качество
Вы можете и сами отчасти выступить в роли мобильной лаборатории, используя для этого только свои органы чувств.
Зрение.Налейте бензин в какую-нибудь прозрачную емкость и посмотрите на свет. В топливе не должно быть никаких посторонних частиц, оно должно быть прозрачным, а не мутным. Добавьте в него марганцовки: если цвет изменился на розовый, значит, в нем содержится вода.
Если тестируете дизтопливо, дайте ему отстояться и посмотрите, нет ли на дне посторонних примесей, прослойки воды. В зимнее время качественная солярка должна оставаться жидкой и в ней не должно быть сгустков или белых хлопьев, что является следствием выпадения парафина.
Обоняние. Понюхайте горючее. Запах нафталина, сероводорода, сжиженного газа и любой другой, нехарактерный для бензина — явный признак подделки. Если солярка темного цвета и имеет запах мазута, это тоже свидетельствует о недоброкачественности продукта.
Осязание. Капните бензином на руку — настоящий сушит кожу, поддельный (разбавленный соляркой) размазывается жирным пятном.
Дизтопливо, наоборот должно быть на ощупь маслянистым и жирным, если это не так — значит оно разбавлено бензином.
Несколько сравнительно честных способов подделки горючего
Бензины каталитического риформинга производятся в России и Украине в сравнительно небольших объемах, причем они имеют немалую цену. Как же удовлетворяется спрос на высокооктановый бензин? А для этого существует технология химизации топлива! Берется низкооктановый бензин, октаноповышающие присадки (в допустимых ГОСТОМ пределах) и… ап! Был «92» стал «95»!
А что же добавляют в бензин? Итак, знакомьтесь! Победитель хит-парада добавок — чудодейственный порошок ферроцен. Один килограмм позволяет получить 50 тонн высокооктанового бензина. Не так давно в Китае запретили применение ферроцена в качестве добавки, и все его огромные запасы хлынули по смешной цене в страны СНГ. Клондайк для нефтепереработчиков!
Второе место — метилтритбутиловый эфир (МТБЭ). Концентрация в бензине не должна превышать 15%. Так же, как и ферроцен, позволяет из А-92 сделать А-95, но платить за это придется больше, так как без добавления дорогостоящих присадок – удержателей МТБЭ быстро испаряется и, соответственно, октановое число бензина падает. МТБЭ улучшает процесс сгорания топлива.
Третье место — этиловый спирт. Аналогичен по действию МТБЭ: повышает октановое число, улучшает процесс сгорания топлива в цилиндрах. В бензин можно добавлять только недешевый обезвоженный спирт. Если добавить недорогой, октановое число такой смеси быстро упадет со всеми вытекающими последствиями: детонация, стук клапанов.
Кроме крупных НПЗ, в стране существуют множество мелких ЧП, которые официально производят топливо, например, для сельхозтехники. Это топливо выпускается не в соответствии с ГОСТом, а по собственным техническим условиям. То есть, производят «бодягу», не нарушая закон. Если же такое «горючее» продают под видом автомобильного топлива на АЗС, то это уже – прямое мошенничество.
3 быстрых способа проверки бензина
Первые два, особенно будут полезны, когда вы собираетесь заправляться на неизвестной вам заправочной станции. Что бы, хоть как то минимально, исключить некачественное топливо и попробовать доехать до следующей заправки.
- Возьмите заправочный пистолет и проведите пальцем внутри пистолета. Качественный бензин почти мгновенно испарится и если потереть это место пальцами, то не должно ощущаться маслянистой оболочки. Если вы ощутили маслянистую пленку, то лучше отказаться от заправки.
- Капните капелькой бензина из пистолета на лист бумаги. Желательно белого цвета, подойдет газета, чек и т.п. Теперь подождите минутку или две. Бензин без примесей испарится не оставив следов. Если после испарения жидкости, остались темные круги – в бензине много примесей.
-
Этот метод нужно проводить в дали от АЗС. Налейте грамм 20, проверяемого бензина на чистую стеклянную поверхность, где бензин не будет растекаться, а останется в виде лужицы. Подожгите бензин, когда бензин сгорит, осмотрите поверхность, где он горел. Если остались маслянистые пятна или пятна сильной гари, копоти, то объезжайте данную АЗС. Бензин без вредных примесей, после горения оставляет светлые следы или сгорает не оставляя следов.
Этих методов хватит, что бы исключить из своего маршрута заправочные станции, торгующие откровенным некачественным топливом. Проверив один раз любимую АЗС, не спешите радоваться. Частенько и на хорошие АЗС завозят некачественное топливо, поэтому старайтесь раз в месяц проводит экспресс тест на качество бензина. Со временем вы сами для себя решите, где чаще всего встречается хороший бензин.
Метод проверки качества бензина марганцовкой – полная ерунда.
Плотность воды во много раз больше плотности бензина. Две этих жидкости не могут смешиваться, вода всегда будет находиться у дна, а бензин на поверхности. Это очень хорошо будет заметно визуально.
Проверяем наличие масла
Если при изучении запаха взятого на пробу бензина вы уловили несильный (ну или сильный, тогда вообще лучше сразу уехать на другую заправку) запах масла, предлагаем еще один «дедовский» способ. Он также простой, потребуется лишь клочок чистой белой бумаги. На эту бумагу нанесите несколько капель бензина и также дайте ему испариться, а затем внимательно посмотрите: чистый бензин вообще не оставляет следов на бумаге, наличие же жирных либо изменивших цвет пятен практически безошибочно указывают на наличие масла, если не чего-нибудь похуже.
Данный эксперимент, в сравнении с предыдущей пробой на руке, считается более «чистым» с точки зрения принципов научного познания, поскольку поверхность кожных покровов, в отличие от чистой бумаги, покрыта потожировыми выделениями, которые вроде как могут повлиять на конечный результат.
Как доказать низкое качество топлива?
Все описанные выше симптомы, вроде «красных свечей» или детонационных стуков, не являются поводом для судебного обвинения АЗС. А что является? Только лабораторная экспертиза и наличие чека.
Если с двигателем приключилась беда, обычно пробу топлива берут из бака, хотя представители АЗС попытаются обосновать, что находящаяся в баке жидкость — это смесь их качественного топлива с чужим некачественным. Впрочем, если объем заправки был примерно равен объему бака, появляется повод усомниться в этих словах.
Чтобы привлечь АЗС к ответственности, обычно нужно взять пробу из топливораздаточной колонки (ТРК), а лучше — непосредственно из резервуара, для чего вам уже понадобится содействие сотрудников (на которое они зачастую не идут, ссылаясь на распоряжение далекого начальства). Само собой, лучше всего это делать как можно скорее, потому что на популярных АЗС поставки топлива идут с периодичностью 1−2 дня.
Проба топлива отправляется в лабораторию, где исследуется на соответствие определенным параметрам. Если есть отклонения, и эксперты устанавливают их взаимосвязь с поломкой, появляется возможность отсудить у АЗС компенсацию за ремонт. Серьезные компании зачастую не доводят дело до суда, и если претензия обоснована — урегулируют вопрос в досудебном порядке. Кстати, на всех АЗС хранится арбитражная проба объемом 1 литр с последней партии топлива: по ней сама компания может определить, были ли проблемы с поставкой, либо же, например, топливо загрязнилось уже в резервуаре или ТРК.
Как подделывают топливо
Существует несколько способов, подделки бензина. Большинство продавцов, чтобы повысить октановое число добавляют в бензин присадки, в качестве которого используют такое вещество как ферроцен. Все попытки его запрета свелись на «нет» и пока он продается достаточно свободно. Если его развести в литре бензина, то 50 мг этого вещества превратит А-92 в А-95. Один килограмм этого вещества, продают за 10 $. Не сложно догадаться какие доходы получают автозаправки.
Зачастую мошенники пользуются тем, что проконтролировать проделанную махинацию с бензином практически невозможно. Нанесенные этим бизнесом ущерб владельцам автомобилей велик.
Вторым довольно распространенным способом обмана на АЗС является добавление в бензин этилированного бензина, содержащего тетраэтилсвинец, которое также увеличивает октановое число, и умножает прибыль на заправке.
В России пока не существует ведомств и структур, контролирующих качество топлива на автозаправках. Такими службами, владеют пока крупные компании. Сегодня решение о лишении лицензии за торговлю разбавленным топливом принимает суд, поэтому многие не боясь быть наказанными, смело добавляют в бензин присадки. Прибыль от этого велика, а риск понести наказание мал.
Чтобы защитить свой двигатель от топлива низкого качества, всегда обращайте внимание на результаты анализов от поступившего топлива, которые можно увидеть у касс. Отсутствие такого листа свидетельствует о нарушении
Будет правильно написать про это в книге жалоб.
12% заправок торгуют некачественным бензином
Росстандарт отчитался о проделанной работе по борьбе с нарушениями на АЗС. Согласно отчету, с 2015 года, когда 42,5% заправок работали с нарушениями, ситуация заметно изменилась: в минувшем году уровень нарушений упал до 18%.
Важно отметить, что 12% АЗС, то есть, примерно каждая восьмая заправка, торговали поддельным топливом, об этом сообщает «Коммерсант»
Эксперты полагают, что переломить негативную динамику помогла активизация борьбы с контрафактом, начатая в 2015 году, когда Владимир Путин потребовал создать единые требования к производителям в рамках борьбы с фальсификацией топлива.
Как определить качество бензина
Начальная проверка топлива на АЗС
Определить пригодность бензина можно прямо на АЗС перед тем, как заправиться:
- Ощупав изнутри отверстие заливочной трубки пистолета, убедитесь, что после испарения бензина металл остался чистым и не жирным. В ином случае можно предположить превышение в горючем ароматических углеводородов и наличие посторонних продуктов перегонки нефти. Эти вещества постепенно засоряют фильтры и форсунки, являются причиной нагара на свечах и на поверхности цилиндров.
- Проверьте, чем пахнет трубка заправочного пистолета. Стандартный запах бензина не должен выдавать посторонних веществ – например, спирта, ацетона, серы или нафталина.
Бывает и так, что некачественный бензин не оставляет налета и не имеет посторонних запахов, но обязательно скажется на работе двигателя автомобиля.
Изменения режимов работы двигателя
Не стоит больше заезжать на АЗС, после посещения которой возникла хотя бы одна из следующих проблем:
- Заметно упала тяга при разгоне автомобиля.
- При передвижении по привычным маршрутам существенно возрос расход топлива.
- Наблюдается детонация, двигатель работает шумней и трясется.
- Резко изменился запах выхлопных газов.
- Автомобиль стал хуже заводиться или глохнуть на холостых оборотах.
Приборы – индикаторы октанового числа и тестовые полоски
Под видом высокооктанового бензина часто продается топливо более низкого качества. Не желая тратиться на сертифицированные присадки, дельцы на АЗС повышают октановое число фальсификата при помощи дешевых, но вредных для двигателя реактивов. Распознать такое топливо можно при помощи прибора ОКТА-2 и тестовых полосок, которые продаются в автомагазинах и просты в применении.
Проверяем качество бензина в условиях гаража
Закупив несколько образцов горючего на ближайших АЗС, можно выбрать лучшее из них, проделав несколько несложных испытаний:
- Визуальный контроль. Качественный бензин абсолютно прозрачен. Насыщенный желтоватый цвет говорит о переизбытке присадок. Исключение: некоторые АЗС специально добавляют красители, чтобы защититься от подделок.
- Тест при помощи листа белой бумаги. Хороший бензин, высохнув, не оставит жирных следов на бумаге (иначе в топливе есть керосин или другой посторонний нефтепродукт).
- Проверка «на ощупь». Смочив горючим пальцы, потрите их друг о друга и убедитесь, что на коже не осталось маслянистой пленки.
- Сжигание. Нанесите немного топлива на донышко емкости и подожгите. Выгорев, качественный бензин не оставит после себя черных маслянистых разводов.
- Марганцовка. Погруженные в небольшую емкость с горючим кристаллы перманганата калия выявят наличие в бензине воды. Разбавленное горючее постепенно разделяется на слои, и нижний из них окрасится в розовый.
Что делать
Вот несколько простых советов. Никогда не покупайте топливо с рук, или из придорожных бензовозов. Заправляйтесь только на проверенных заправках. К фирменным АЗС, естественно, доверия больше, хотя полной гарантии от заправки «нефирменным» топливом нет. На периферии больше риска нарваться на фальсификат. Если заправка Вам незнакома, попробуйте оценить степень ее «благонадежности» по нескольким «первичным» признакам.
Во-первых: внешний вид АЗС, состояние оборудования. Найдите «Уголок потребителя» и прочтите имеющуюся там информацию (если такого уголка нет, это уже нарушение). Если есть, проверьте, указаны ли контактные данные, телефон «горячей линии», есть ли информация о том, что качество топлива проверяется мобильными лабораториями. Попросите показать технический паспорт на топливо, и убедитесь, что в нем указано «бензин автомобильный» или «дизельное топливо» с указанием соответствующих ГОСТов.
Также настораживающим фактором является заниженная цена на горючее (отличающаяся более чем 20-30 копеек от средней). Если отправляетесь в дальнюю дорогу, заправьтесь «под завязку» на надежной АЗС и прихватите с собой одну – две канистры. И последнее. Всегда сохраняйте чеки, если случится неприятность — они Вам очень пригодятся.
Как проверить бензин в домашних условиях?
Выбор любимой заправочной станции – дело непростое, и к нему следует подходить с умом. Не поленитесь взять образцы с нескольких станций, в которых вам было бы удобно регулярно заправлять автомобиль, а после этого самостоятельно проверьте бензин в домашних условиях. Тем более, проверочные процедуры очень простые, и они не требует дорогостоящего оборудования или специальных знаний.
Проверка запаха
Самый простой способ определить некачественный бензин – это услышать в нем посторонние запахи. Даже с массой присадок, топливо для автомобиля не должно пахнуть маслом, химическими реагентами или газом. Качественный бензин обладает ярковыраженным запахом, который трудно с чем-то спутать.
Проверка бензина на низкокачественные примеси
Проверить бензин на наличие низкокачественных примесей можно прямо на заправке, до того, как заливать его в автомобиль. Чтобы определить наличие некачественных примесей в бензине, необходимо его капнуть к себе на руку. Известно, что при взаимодействии с кожей на воздухе бензин очень быстро испаряется. Топливо, в котором намешаны низкокачественные присадки, после испарения оставит на руке масляный след. Такой бензин следует обходить стороной, иначе он быстро приведет к выходу из строя катализатора.
Еще один способ проверки бензина на низкокачественные примеси – это внимательное изучение его цвета. Качественный бензин имеет бледно желтый оттенок или он вовсе бесцветный, тогда как различные присадки могут делать его красноватым или ярко желтым. Чаще всего на автозаправочных станциях на вопрос, почему бензин имеет сильно желтый цвет, обслуживающий персонал отвечает, что это связано с особым набором присадок, разработанных компанией-продавцом. Верить в это или нет – каждый автолюбитель может решить самостоятельно, но настоящий качественный бензин должен быть бледно желтым или вовсе не иметь цвета.
Проверка бензина на наличие масла
Очень простой эксперимент можно провести в домашних условиях, чтобы определить – содержит приобретенное топливо масло или нет. Для этого возьмите чистый белый листок бумаги и капните на него немного бензина. Дождитесь, пока с листа полностью испарится топливо, а после взгляните на результаты. Если на бумаге осталось жирное пятно или она сменила цвет, значит, в бензине содержится масло или другие нежелательные присадки. Идеальный бензин не оставляет следов на бумаге.
Проверка бензина на наличие воды
Определить, что бензин разбавлен водой, очень просто с помощью химического эксперимента. Для этого понадобится взять небольшую прозрачную емкость и налить в нее бензин. После этого добавьте в топливо немного марганцовки и посмотрите на реакцию. Чистый бензин без воды не должен окраситься в розовый цвет, тогда как топливу с водой хватит малости марганцовки, чтобы оно порозовело.
Внимание: Не заливайте (не засыпайте) слишком много марганцовки, иначе даже бензин может окраситься, а вы получите неверные результаты эксперимента. Рекомендуется соотношение топлива и марганцовки на уровне 20 к 1 или выше
Как проверить марку бензина в домашних условиях
Бензин то может быть и хорошим, а вот той ли он марки, это уже другой вопрос. Частенько под видом 95 продают 92. По цвету, запаху, поджигать, капать бесполезно, тут поможет только химический анализ или простейшее знание физики.
Плотность разных видов топлива разная. Для проверки нужен простой ареометр. Опускаем прибор в бензин и сравниваем показания с таблицей:
Марка бензина | Плотность, г/см3 |
АИ – 80 | 0,700 – 0,750 |
АИ – 92 | 0,715 – 0,760 |
АИ – 95 | 0,720 – 0,775 |
АИ – 98 | 0,730 – 0,780 |
Показания плотности меняется от температуры топлива. Для более точного определения вида бензина, лучше взять данные о поверке на АЗС и сравнить со своими данными.
Как проверить качество бензина
Самым простым, но не очень эффективным способом является проверка цвета бензина. Если он должного качества, он будет прозрачным, но желтые или даже голубые оттенки могут указывать на фальсификат. Поэтому, собираясь в долгую дорогу, лучше сначала залить бензин в прозрачную емкость и проверить цвет, и только после этого заливать в бак, если он соответствует требованиям. В крайнем случае, заправляя на заправке, брызните сначала пистолетов, на асфальт и, если подходит, вставляйте в бак.
Остальные способы потребуют больше усилий, но так их результаты будут более эффективными и достоверными, а это очень актуально сейчас, когда 25% автомобилей страдают от проблем с моторами из-за плохого бензина, на котором приходится работать.
Что делать, если вам залили не качественное топливо
Вы имеете право пожаловаться на некачественный бензин в Роспотребнадзор
Если жалоба принимается во внимание, тогда проводятся анализы на проверку топлива, после чего на владельца АЗС наложат штраф до 300 000 руб. Для возмещения ущерба нанесенного некачественным бензином автомобилю следует обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции, обязательно приложив к нему чек
Суд назначит проведение экспертизы топлива, которую вам предложат оплатить. В случае если некачественный бензин подтвердится произвести оплату экспертизы и возместить нанесенный ущерб автомобилю обязана виновная сторона.
Некачественное топливо могут залить везде, чтобы обойти стороной судебные разбирательства и ремонт автомобиля, желательно заправляться на проверенных временем и знакомых вам заправках. Риск заправить некачественный бензин на крупной заправке гораздо меньше, чем на небольшой и дешевой заправке. Невысокая стоимость бензина обычно достигается путем применения присадок.
Как определить не качественный бензин
Паленый бензин имеет запах сероводорода, нафталина, псевдо дизель отдает запахом мазута. Бензин определяется с помощью прозрачной бутылки, в которую его следует залить. Бензин хорошего качества имеет бледно-желтый цвет, без примеси и вкраплений. Некоторые фирменные заправки, специально подкрашивают бензин для защиты от его подделывания. Если добавить в бензин немного марганцовки, и топливо приобретет розовый оттенок, это будет говорить, о содержании в нем воды.
Еще один способ проверить качество бензина, капнуть его на руку. Бензин смешанный с дизтопливом оставит жирное пятно, а качественный подсушит вашу кожу.
Некачественный бензин можно выявить с помощью экспресс — индикатора, который можно заказать в Интернете. Это полоска бумаги, края которого содержит специальный состав, распознающий соли железа в топливе, уменьшающие срок службы мотора. Достаточно приложить к индикатору перед заправкой несколько оставшихся капель топлива с заправочного пистолета. При некачественном бензине полоска окраситься из светло — зеленого в темно-зеленый цвет. Это будет вам сигналом не заправляться на этой заправке.
Октановое число
Один из самых важных параметров автомобильных бензинов. Его несоответствие нормам может «убить» мотор очень быстро, и причину знают все — детонация. Также все знают, что детонационное сгорание обычно слышно (громкий металлический стук), и если дошло дело до него — нужно принимать срочные меры.
Наиболее благоприятные для детонации условия: жара, высокая нагрузка на мотор и низкие обороты. Например, раскаленным летом вы едете на загруженной машине в гору на высшей передаче, утопив педаль в пол. При угрозе детонации как минимум старайтесь использовать передачи пониже и не увлекайтесь скоростью. Ну а дальше — либо сливайте бензин, либо разбавляйте его высокооктановым.
Не все знают, но низкое октановое число не всегда приводит к «громкой» детонации. Бывает еще микродетонация малой интенсивности, которая приводит, в основном, к перегреву цилиндро-поршневой группы, повышенному образованию нагара, залеганию колец и другим неприятным последствиям. Обнаружить ее весьма сложно, но основной признак — снижение приемистости мотора.
Большинство современных двигателей оснащено датчиками детонации, которые при возникновении первых «стуков» сигнализируют об этом блоку управления, а тот уменьшает угол опережения зажигания. Симптомы те же: снижение приемистости, а заодно и экономичности мотора. Поэтому если машина «не едет» на каком-то бензине, вполне вероятно, что проблема в октановом числе. И от таких бензинов лучше держаться подальше.
Если неприятность случилась
Если вдруг ваше авто «захандрило» после заправки, медлить нельзя, нужно действовать быстро и решительно. Первым делом ищите чек с АЗС, на которую Вы грешите. Буксируйте автомобиль на любую лицензированную СТО (или гарантийную, если машина на гарантии) и там, в присутствии двух свидетелей, опечатайте бак. Затем обратитесь к независимому эксперту, который возьмет пробу топлива для проведения экспертизы. На отбор пробы нужно обязательно пригласить представителя АЗС, послав телеграмму с уведомлением. Если же он не явится, процедуру можно проводить и без его участия — ведь у Вас на руках будет подтверждение, что Вы его приглашали. Наличие свидетелей при отборе проб также обязательно. В ходе отбора берется три пробы: одна остается у Вас, другая – у представителя АЗС, третью забирает эксперт. После этого бак опять опечатывается. Совсем нелишним будет и взятие пробы топлива непосредственно на АЗС. Если и эта проба подтвердит его недоброкачественность, это будет еще одним Вашим «козырем».
Далее обращайтесь на СТО с просьбой оценить стоимость ремонта и возьмите счет. После получения протокола испытаний (обычно экспертиза проводится в течение 2-3 дней), подтверждающего, что Вам продали топливо, не соответствующее ГОСТу, начинайте переговоры с руководством АЗС. Лучший вариант — договориться полюбовно. Если же виновники Ваших несчастий наотрез откажутся от возмещения ущерба, то добиться правды Вы сможете только в суде. Но 100% гарантии выигрыша дела нет, да и затянуться оно может на долгие месяцы. Поэтому тщательно следуйте советам, изложенным в разделе «Что делать».
Сера
Содержанием серы в бензине сегодня озабочены все автомобильные страны, и снижение этого параметра приобрело маниакальные масштабы. Собственно, основное отличие бензинов разных экологических классов — именно в содержании серы. Сернистые соединения провоцируют коррозию и снижают эффективность нейтрализатора, а основной симптом — неприятный запах выхлопа. Чаще его описывают, как запах тухлых яиц, на самом деле, сероводорода. Душок особенно различим, когда водитель сдает задним ходом. Для подержанных автомобилей сера вредна в меньшей степени, а вот современные иномарки ее не любят. Поэтому старайтесь не заправляться «вонючим» бензином.